Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах





НазваниеРазвитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах
Дата публикации09.07.2014
Размер71.7 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах.

Клабукова Галина Николаевна,

учитель истории и обществознания

МОУ Усть-Качкинская СОШ
Человек живёт в мире людей. Его возможности и интересы не могут быть реализованы без помощи и участия тех, кто его окружает. Человек открыт всем влияниям общественной жизни, всякому опыту. В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, типа личности. Личности толерантной, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы. Личности компетентной, социально активной, способной нести ответственность за свои поступки. За три года работы депутатом с сожалением наблюдала у значительной части молодёжи низкий уровень социальной активности и проявление гражданско-правовой не зрелости. Это проявлялось в нежелании трудиться, безразличном отношении к людям, аморальном образе жизни. Личность это социально и духовно развитый человек. И во многом становление личности происходит именно в школе. Считаю, что творческая и проектная деятельность учащихся на уроке, и выходящая за его рамки помогает учащимся развивать гражданскую ответственность, самостоятельность и компетентность, учит их социальной активности.

Цель моей педагогической деятельности вижу в следующем: развитие гражданской позиции и социальной активности молодёжи через творческое проектирование на уроках обществознания и внеклассной деятельности, которая непосредственно связанна с формированием гражданско-правовой культуры.

Для достижения цели решаю следующие задачи:

1. Развитие интереса к общественным процессам через творческие задания и социальное проектирование.

2. Воспитание активной жизненной позиции и формирование гражданско-правовой компетентности учащихся на основе социального проектирования с элементами научно-исследовательской деятельности.

3. Формирование позитивного отношения к жизни.

Творчество это деятельность, порождающая нечто новое, ранее не существовавшее. Творческие задания приучают учащихся искать не стандартные решения различных проблем, делать самостоятельные наблюдения и выводы, приучают к ответственности. Применение творческих заданий на уроках обществознания осуществляю в системе.

Первое знакомство с предметом обществознания вызывает у ребят интерес. Поэтому считаю, что в 5-6 классах очень важно показать ребятам сопричастность каждого из них и их семей к процессам, происходящим в обществе. Добиться этого можно различными способами. В своей деятельности на уроках обществознания для развития интереса учащихся к предмету даю на выбор творческие задания, которые они выбирают по каждой теме самостоятельно. Виды творческих заданий предлагаю сама, иногда их придумывают сами учащиеся.

Вот некоторые виды таких заданий: рисунок и представление-объяснение его в классе, рассказ, мини-сочинение, SMS сообщение, социологический опрос, презентация, социальный проект и другие.

Творческие задания требуют менять и метод проведения урока. Это может быть урок-конференция, где ребята выступают со своими сообщениями, урок-выставка, где ребята выступают с презентацией своих рисунков, деловая игра и защита проекта, дебаты. Иногда творческие задания выливаются в исследовательские работы, которые учащиеся презентуют сначала в классе, затем защищают на общешкольной конференции. Лучшие работы учащиеся представляют на районном и краевом уровнях.

Учащимся 5-7 классов творческие задания выполнять иногда помогают родители. Такую поддержку всегда приветствую, так как она придаёт ребятам уверенность и «проба сил» ведёт к успеху. Так, например, в 6-ом классе, в ходе изучения темы «Человечество как сумма поколений» ребятам были предложены в качестве практикума задания: «Ваш семейный альбом», «Родословное древо семьи» и другие, которые требовали поддержки со стороны семьи.

Один раз в полугодие ребятам младших классов по желанию выбирают творческие задания. В старших классах обществознание велось на базовом уровне и поэтому в универсальном классе ребята выполняли два обязательных творческих задания (первое в 10-м классе, второе – в 11-м), а в профильных классах (во избежание перегрузки) творческие задания учащиеся брали только по своему желанию. Систематическое выполнение творческих заданий способствует сохранению интереса к предмету и творческой деятельности.

Творческие задания позволяют в условиях профильной школы поддерживать интерес к предмету, даже если обществознание не является профильным. Так в физико-математическом 11 классе учащиеся провели конференцию по теме «Научно-технический прогресс» с использованием презентаций и видео. Итогом конференции стала убеждённость ребят в правильном выборе профессии и продолжении образования.

Ещё больший интерес у старшеклассников вызвала тема «Молодёжь в современном обществе». В течение двух уроков ребята обсуждали роль, значение и проблемы молодёжи в современном обществе, России и малой Родине, где в своих сообщениях говорили о выборе дальнейшего жизненного пути, о местных проблемах молодёжи. Много говорили об отношении к выборам, проходившим в стране, проводили прогностический опрос. Благодаря творческим заданиям ребята научились выражать своё мнение и отстаивать его, что является показателем активной гражданской позиции учащихся. Заинтересованность в своём будущем, желание быть полезным является одним из признаков духовного развития человека.

В школьной газете одна из учениц 11 класса, химико-биологического профиля - Инна Григорьева рассказала о том, как выполняя творческое задание, она провела исследование в классе и школе. Затем, после выступления в классе написала статью, которую разместила в школьной газете и в интернете, и получила на неё отклики от сверстников, которые обсуждали в классе. (Приложение №1)

Результативность применения творческих заданий можно определить по качеству оценок учащихся. Физико-математический и химико- биологический класс завершил обучение курса обществознания без троек. Кроме того, процент увеличения желающих выполнять творческие задания свидетельствует о значимости их для ребят.

Уже с 7-го классах часть учащихся от выполнения творческих заданий переходит к научно-исследовательской деятельности. Часто исследования учащихся опираются на краеведческий материал. Это позволяет приблизить учащихся к проблеме исследования и вызывает чувство сопричастности к судьбе малой Родины. Когда появилась опасность продажи лесов вокруг села Усть-Качки, учащиеся написали исследования: «Система природопользования Усть-Качки» (Новикова Ксения 10 класс), «Реализация норм экологического права на территории Усть-Качкинского сельского поселения» (Наумова Наталья, 10 класс).

В 2006-07 учебном году учащиеся 8-х классов написали 12 исследовательских работ по обществознанию на основе краеведческого материала. Темы исследований были разные: «Детская и подростковая преступность», «Дети – сироты и их права», «Соблюдение прав ребёнка в семье, на примере моего класса» и т.д.

В 2007 году работа Новиковой Ксении «Система природопользования Усть-Качки» стала победителем 15 Всероссийской Межвузовской научно-практической конференции студентов «Экология: проблемы и пути решения», с последующей публикацией тезисов.

В 2008 году на районной научно-практической конференции три исследования отмечены дипломами: Наумовой Натальи (11-й класс) «Реализация норм экологического права на территории Усть-Качкинского сельского поселения» - 2 место, Новиковой Ксении (11-й класс) «Система природопользования на территории Усть-Качкинской курортно-рекреационной зоны» - 3 место и Зыковой Любови (9-й класс) «Влияние советской власти на менталитет сельского населения Усть-Качки через школьное воспитание и образование в 20-30-е годы XX века» - 3 место.

21 сентября 2008 года учащиеся школы принимали участие в межпоселенческом форуме « Мы в ответе за жизнь на планете», где успешно выступили со своими сообщениями. Ребята активно участвуют в исследовании и решении региональных проблем.

В 10 классе при изучении темы «Социально-политическая деятельность и развитие общества» группа учащихся на уроке-конференции пришла к выводу о необходимости участия молодёжи в социально-культурной жизни села. Ребята с удивлением согласились с тем, что на сходы и собрания села чаще ходят их бабушки и дедушки, очень редко кто-то из родителей, а они ни когда не ходили, хотя видели объявления. Ребята не знали, какие вопросы решаются на сходах. Прозвучавший вывод поразил ребят: «Так значит всё, что касается молодёжи и их проблем в поселении решают бабушки и дедушки»!?

По ходу выступлений ребята выявили основные проблемы молодёжи поселения, и они пришли к заключению – необходимо написать проект с целью подготовить и разработать молодёжную политику в поселении. Учащихся пригласили на заседание социальной комиссии, где они убеждали собравшихся в необходимости разработки молодёжной политики поселения. Депутаты одобрили инициативу ребят. Учащиеся разработали и провели анкету (Приложение №2). Затем ребята сходили на все предприятия и в сельскую администрацию, где выяснили, сколько и какого возраста молодёжи проживает в поселении. Учащиеся узнали: где и в каких условиях проживают молодые семьи, сколько у них детей, и какого возраста. С помощью анкеты узнали ряд проблем молодёжи, определив возрастной рубеж от 14 (гражданское совершеннолетие) до 35 лет.

Разработка социального проекта для поселения увлекла ребят. Они планируют в текущем учебном году завершить разработку проекта и приступить к его реализации. Радует то, что работая над проектом, ребята поняли какие специалисты нужны в поселении и у них есть желание, получив профессию вернуться в село. Проект, разработанный ребятами, будет попыткой положительно изменить ситуацию с разрешением молодёжных проблем.

К разработке проекта были привлечены выпускники школы разных лет выпуска. Постепенно вокруг группы разработчиков проекта возник круг заинтересованных единомышленников. Так учащиеся на собственном опыте осознают собственную значимость в происходящих событиях и осознают гражданскую ответственность за принятое решение, влияющее на судьбы живущих рядом людей.

Анализируя влияние творческих заданий на развитие личности, учащихся могу сказать, что те учащиеся, которые чаще выполняют творческие задания, лучше владеют навыками работы с первоисточниками, самостоятельны и любознательны. Такие ребята умеют задавать вопросы и видеть проблемы, становятся социально-активными.

Выполнение творческого задания и исследовательская деятельность создают у ребёнка ситуацию успеха. А ощущение успешности учащегося придаёт ему уверенность и вызывает желание заниматься исследовательской и проектной деятельностью.

Критерием успешности данной системы можно считать устойчивый интерес к обществознанию, рост желающих выполнять творческие задания и заниматься исследовательской и проектной деятельностью. А так же качество обучения в 2007-2008 учебном году: 6 класс-90%; 9 класс- 72%;11-е классы-70%. Кроме того критерием успешности считаю призовые места, полученные учащимися на научно-практических конференциях учащихся.

Ещё хочется отметить, что в Совете депутатов сельского поселения вместе со мной работают трое моих учеников.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Развитие экономического мышления и формирование практических и целевых умений на уроках экономики и географии через организационно-познавательную...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Целью курса «Технология» является саморазвитие и развитие личности каждого ребёнка в процессе освоения мира через его собственную...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconАвтореферат по проблемной теме «Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературы»
Проблема: Как активизировать творческую деятельность школьников на уроках литературы?
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Локальная компьютерная сеть с подключением к Интернет”; развитие творческого потенциала учащихся в процессе работы над проектом;...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах icon«Проектная деятельность на уроках обществознания» Проектная деятельность...
Причем знания, добытые в ходе собственных опытов, наблюдений, экспериментов, выводов и умозаключений, обычно самые прочные. Как правило,...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconТема обобщенного опыта
Использование технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» как средство формирования коммуникативной компетенции...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconУрок «Род имён существительных» (5 класс 15 февраля 2013г) Литературное...
...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconТема опыта
Формирование исследовательских умений младших школьников через проектную деятельность
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconПроектная деятельность обучающихся на уроках истории и обществознания
Одним из основных направлений работы с учащимися является проектная деятельность на уроках и во внеурочное время
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconУрок способствует развитию эмоционально-ценностного мира личности...
Последний урок- это осмысление значения художественной культуры Древней Греции с опорой на поисковую, исполнительскую, творческую...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconДоклад по теме: «Использование икт на уроках истории и обществознания»
Основная идея: повышение мотивации и качества знаний учащихся через использование икт на уроках истории и обществознания
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Данный ресурс разработан впервые для применения на уроках обществознания в старших классах к теме «Бизнес и предпринимательство»...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: уточнение понятия «басня», обеспечение полноценного восприятия через творческую деятельность; развитие креативных способностей,...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconСообщение из опыта работы по теме «Познавательно – речевое развитие...
Цель: продолжать знакомить детей с правилами дорожного движения, обратить внимание детей на разные цвета дорожных знаков: красный...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconРабота над аккомпанентом на уроках сольфеджио
...
Развитие личности через творческую и проектную деятельность на уроках обществознания в старших классах iconУчитель начальных классов
Организация внеурочной деятельности по экологии через творческую и исследовательскую деятельность учащихся


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск