Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка





Скачать 125.45 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка
Дата публикации16.07.2014
Размер125.45 Kb.
ТипМетодические рекомендации
100-bal.ru > Право > Методические рекомендации
Источники
1.Закон Российской Федерации об образовании от 10.07.1992 № 3266-1 с изменениями и дополнениями.

2.Федеральная целевая программа образования на 2006 – 2010 годы.

3.Федеральный компонент государственных образовательных стандартов стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. ООО «Издательство АСТ», 2004.

4.Региональный (национально-региональный) компонент государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области. Екатеринбург, 2005.

5.Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года от 29 декабря 2001 г. М., 2002.

6.Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Вестник образования. - 2002. - №6.

7.Концептуальные подходы к формированию основных направлений развития образования в Свердловской области на 2004 – 2007 г.г. (Программа 4), Екатеринбург, 2004.

8.Методическое письмо «О преподавании учебного предмета "…" в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования». (Проект).

9.Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования. (Проект).

10. Методическое письмо «О преподавании … в средней школе с учетом результатов единого государственного экзамена 2008 года».

11.Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ИРРО, 2007).


1. Пояснительная записка



Обоснование актуальности курса: Данная рабочая прогорамма составлена на основе программы «Речь и культура общения. Практическая риторика» для 10-11 классов А.П. Чудинова, Т.В. Поповой. Знание правил, законов речевого общения, овладение его конкретными технологиями необходимо старшеклассникам, т. К. обеспечивает их личностное развитие и социальную адаптацию: поиск жизненных идеалов и собственной индивидуальности, характерный для старшеклассников, требует их самовыражения и самоутверждения прежде всего в речевом общении. Свойственное старшеклассникам стремление к индивидуальному освоению реальной действительности, потребность самореализоваться во «взрослой жизни» невозможно адекватно осуществить вне активного, деятельностного освоения законов общения и нормативно-ориентированного речевого поведения в ситуации общения. В связи с вышеизложенным чрезвычайно важным является приобретение современными старшеклассниками первичной речевой и коммуникативной эрудиции и компетентности в процессе творческой речевой деятельности, понимаемой как риторическая деятельность в ситуации общения. Эта творческая (риторическая ) деятельность направлена на создание собственных ситуативно адекватных речевых произведений, с помощью которых возможно реальное, подлинное общение, построенное на субъектно-субъектных началах, на взаимном уважении и понимании говорящего и слушающего. Реализация данной программы в образовательной деятельности невозможна без коммуникативно направленных интенсивных методов обучения. Собственно педагогическое осмысление и применение интенсивных и коммуникативно направленных методов должно происходить на основе методов концентричности расположения учебного материала, нарастания сложности предлагаемых заданий, рационализации и оптимизации учебного материала, активизации творческой и самостоятельной деятельности учеников.

Цель изучения курса:

Курс «Речь и культура общения» направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению эффективному речевому взимодействию:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, формирование представления о речи на русском языке как духовной нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского и национального общения; овладение культурой межнационального общения.

  • Дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития, информационных умений и навыков.

  • Освоение знаний о нормах речевой деятельности и речевого поведения в различных сферах общения.

  • Овладение умениями моделировать речевое поведение и речевую деятельность в соответствии с задачами общения.

  • Применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры.

Содержательная линия образования «Информационная культура»

Предметно-информационная составляющая образованности:

  • знание приемов и методик поиска, сбора, критической оценки и структурирования информации, необходимой для создания собственного текста.

  • знание приемов и методик насыщения собственного устного и письменного текста необходимой информацией при создании его логических, композиционных и речевых структур;

  • знание методик и приемов осмысленного восприятия и понимания (анализа) предложенного устного / письменного текста;

  • знание методик и приемов целостной интерпретации текстовой информации в различных ситуациях использования устной и письменной речи.

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • владение и успешное применение методик и приемов насыщения собственного устного / письменного текста необходимой информацией при создании логических, композиционных и речевых структур;

  • владение и успешное применение методик и приемов осмысленного восприятия и понимания (информационно-смыслового анализа) предложенного устного / письменного текста;

  • владение и успешное применение методик и приемов целостной интерпретации текстовой информации в различных ситуациях использования устной и письменной речи;

  • умение отбирать и критически относиться к различным видам, источникам и содержанию информации.


Ценностно-ориентационная составляющая образованности:

  • развитие способности к речевой самооценки и самоконтролю;

  • развитие способности к самореализации и самовыражению в информационно-коммуникативной сфере деятельности.


Содержательная линия образования «Культура здоровья и охрана жизнедеятельности»

Деятельностно-коммуникативная составляющая образованности:

  • развитие культуры общения как основы психофизического благополучия;

  • владение нормами и правилами бесконфликтного взаимодействия со взрослыми и сверстниками.




  • В опоре на познавательно-деятельностное, активное освоение риторических технологий по созданию ситуативно уместного текста обучить созданию и целенаправленному восприятию разных по типу речи текстов в соответствии с требованиями сферы общения и конкретной ситуации общения.

Общая направленность курса риторики на синтез речевого, интеллектуального и духовного развития создает условия для совершенствования речемыслительных способностей, обеспечивающих информационно-коммуникативную деятельность: целенаправленный поиск информации в источниках различного типа, критическое оценивание ее достоверности адекватно поставленной цели; развернутое обоснование свой позиции с приведением системы аргументов; осмысленный выбор вида чтения; оценка и редактирование текста; владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) и т.п.
Изучение курса риторики содержит в себе огромные возможности в воспитании школьника – гражданина и патриота России, формировании любви и уважения к русскому языку как родному и как государственному, языку межнационального общения.

Цели обучения по предлагаемой программе таковы: через познавательно-деятельностное, активное освоение риторических технологий обучить созданию (творческому конструированию) и восприятию описательных текстов в соответствии с функционально-стилистическими нормами сферы общения, а также составляющими конкретной ситуации непосредственного общения.

Задачи обучения таковы:
1) снятие психологической и речевой зажатости;

2) выстраивание риторической деятельности по созданию текста в соответствии с риторическим каноном;

3) работа с основными способами мышления: индуктивным, дедуктивным анализом, синтезом, аналогией, противопоставлением;

4) овладение основными способами выражения мысли при работе со смысловыми моделями, или топами;



5) освоение основных способов расположения и оформления.

Место предмета «Речь и культура» в базисном учебном плане

С учетом надпредметного характера курса «Речь и культура общения», на его изучение рекомендуется использовать часть часов отведенных на изучение предметов «русский язык» и «литература» (темы раздела «Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции»; некоторые темы раздела «Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической (языковедческой) компетенций» и тема «особенности русского

речевого этикета» из раздела «Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции»), часы регионального компонента, а также компонента образовательного учреждения.
Распределения часов: 35 часов на учебный год (по 1 часу в неделю).
Общие учебные умения, навыки, способы деятельности

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации его надпредметной функции.

В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения курса «Речь и культура общения» совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);

  • интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с разными видами текстов),

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).

В процессе изучения риторики используются следующие виды уроков: урок-коммуникативная игра, урок творчества, урок- презентация, урок развития речи.

Используются следующие методы и приемы при организации занятий:

1.объяснительно-иллюстративные (как правило, когда содержание материала сложное);

2.методы проблемного изучения: проблемное изложение, частично-поисковые методы, исследовательские методы;

3.методы организации учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические; аналитико-синтетические, индуктивные, дедуктивные; репродуктивные, проблемно-поисковые, методы самостоятельной работы учащихся;

4.методы стимулирования и мотивации: методы стимулирования интереса к учению; методы стимулирования долга и ответственности (убеждение, предъявление требований, поощрения, порицания);

5.методы контроля и самоконтроля;

6.методы самостоятельной познавательной активности: наблюдение, работа с книгой, конструктивные, творческие и др.);

7.методы программированного обучения (медиапрезентации, составление мини-фильмов).
Реализуемый УМК (программа, учебники)

Название программы

(реквизиты, кем рекомендована, принцип построения, на ступень обучения)


Учебники для каждого класса на данной ступени обучения (полные выходные данные)

Методические пособия

Дидактические

материалы

Примерная программа курса «Речь и культура общения» для основного общего образования. 10-11 классы. Составители: Чудинов А. П., Попова Т.В.– Екатеринбург, 1999.


А.П.Чудинов, Е. А. Чудинова Речь и культура общения (практическая риторика): Учебник для 10-11 классов Екатеринбург,1999



Культура русской речи: учебник для ВУЗов/ Под ред. Л.К. Граудиной, Е.В. Ширяева. М.,1998

Л.А.Введенская, Л.Г. Павлова Риторика и культура речи. Ростов-на-Дону,2005

Архарова Д.И., Долинина Т.А. Играем - учимся. Учимся играя: Сборник коммуникативных игр и речевых упражнений: Пособие для учителя / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 1997.

2.Руженцева Н.Б. Сборник упражнений по практической риторике и культуре общения / Урал. гос. пед. ун-т. Екатеринбург, 1998



2. Содержание программы. Тематический план


п.п

Разделы, темы

Количество часов

Формы деятельности учащихся

Формы и

типы контроля







Аудиторно

Самостоя-

тельно







1

Повторение

2

1

Риторика как наука. Основные термины и понятия риторики. Связь риторики с другими науками. Риторические жанры : спор, переговоры, беседа, ораторика. Анализ особенностей каждого жанра с тчки зрения взаимоотношений говорящих и слушающих.

Письменный анализ риторического диалога по плану. РА текста: нормативность речи, выразительность речи.


Входной контроль.
Контрольная работа

2

Риторический жанр «Переговоры»

6




Анализ переговоров как риторического жанра. Определение стратегии, тактики переговоров. Продумывание вариантов переговоров. Подготовка к переговорам, подбор аргументов. Определение стиля переговоров, подбор уловок. Ведение переговоров в специальных условиях. Анализ риторического диалога.


Промежуточный контроль.

Анализ риторического диалога

3

Риторический жанр «Ораторика».

8

1

Анализ ораторики как риторического жанра. Анализ образцового текста. Определение основного тезиса, стратегии и аргументации собственного выступления. Анализ дефектных текстов. Подбор различных типов начала и концовки. Подбор тем выступлений с учетом особенностей аудитории. Подготовка выступления-экспромта и самопрезентации. Анализ оценки образцового риторического монолога.

Рубежный контроль.

Анализ риторического монолога

4

Языковые средства риторики.

7

1

Анализ системы образных средств в образцовом тексте. Риторический анализ дефектного текста. Выявление и анализ риторических фигур и тропов в рекламных, поэтических, ораторских текстах. Разграничение риторических фигур и тропов, определение функции образных средств в ораторском тексте. Разграничение метафоры и метонимии, традиционных и индивидуально-авторских образных средств. Рассмотрение случаев неудачного использования компаративных тропов. Разграничение гиперболы и литоты. Разграничение фигур повтора и других образных средств.


Промежуточный контроль Риторический анализ текста

5

Речевой этикет.

5




Анализ этикетных ролей, ситуаций, формул и сигналов. Этикетный анализ текста. Отработка правил использования этикетных формул. Подбор этикетных тем для разговора в различных этикетных ситуациях. Подготовка докладов об особенностях этикетного поведения разных народов и социальных групп.


Промежуточный контроль

6

Повторение и обобщение.

3




Повторение и обобщение знаний, полученных в 11 классе. Подготовка к экзамену по русскому языку.

Итоговый контроль

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconМинобрнауки россии
Настоящее положение устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению, утверждению рабочих программ учебных дисциплин...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconОбразования и науки российской федерации
Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconОбразования и науки россии фгбоу впо «уфимский государственный авиационный...
Настоящее положение устанавливает общие требования к структуре, содержанию, оформлению, утверждению рабочих программ учебных дисциплин...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального...
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения олимпиад по экономике, требования к структуре и содержанию олимпиадных...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» (ст. 32 п. 2), Типовым положением об общеобразовательном...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconМетодические рекомендации удк 37. 013 Ббк 74. 05
Методические рекомендации предназначены для педагогов общеобразовательных школ, воспитателей дошкольных учреждений, педагогов дополнительного...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconМетодические рекомендации для педагогов-психологов, социальных педагогов...
Новосибирск 2009раздел методические рекомендации по изучению учебной дисциплины для студентов
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconУчебно-тематическое планирование по литературному чтению умк «Гармония»
Методические рекомендации мумц по составлению рабочих программ учебных курсов в образовательном учреждении
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconПоложение о порядке разработки и требованиях к содержанию и оформлению...
Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к построению и оформлению содержания, процедуру рецензирования,...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по разработке рабочих учебных программ...
Федеральный государственный стандарт основного общего образования от «17» декабря 2010 г. №1897 / м-во образования и науки Рос. Федерации....
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методические рекомендации предназначены для заместителей директоров образовательных учреждений по воспитательной работе, классных...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconПояснительная записка Перечень нормативных документов, используемых...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочих программ учебных предметов
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconМетодические рекомендации по его выполнению пояснительная записка
Промежуточный контроль по дисциплине «введение в специальность «реклама и связи с общественностью» и методические рекомендации по...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Методические рекомендации по содержанию и структуре рабочих программ педагогов (проект, ирро, 2007). Пояснительная записка iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск