Скачать 140.81 Kb.
|
Избирательная комиссия Ростовской областиПроект урокаВыборы органов местного самоуправления Автор - Потёмкина Екатерина Борисовна, учитель МОСОУШ №110 Октябрьского р-на г. Ростова-на-Дону. Введение Пояснительная записка В конце 2004 - начале 2005 года в нашей области пройдут выборы глав муниципальных образований, а затем и выборы депутатов представительных органов местного самоуправления РО. Избирательной комиссией Ростовской области разработан комплекс мер по правовому просвещению избирателей и активизации гражданской позиции молодёжи. Необходимость разработки открытых уроков, круглых столов и других мероприятий в помощь учителям и преподавателям средних учебных заведений вызвана ещё и тем, что эти выборы совпали по времени с проведением реформы местного самоуправления. Новые инициативы Президента в рамках борьбы с терроризмом, предполагающие изменения в политическом устройстве Российской Федерации, вызвали неоднозначную реакцию в обществе. Эти изменения вполне могут затронуть и всю существующую сегодня систему местного самоуправления. Предлагаем Вашему вниманию разработку открытого урока и сценарий проведения круглого стола на тему "Выборы органов местного самоуправления". Цели урока 1) Образовательные: - познакомить учащихся с конституционными основами местного самоуправления в РФ; - объяснить цели и задачи проводимой реформы местного самоуправления; - информировать учащихся как будущих избирателей о механизме и демократических принципах выборов в местные органы самоуправления. 2) Развивающие: - совершенствовать навыки работы с документами, материалами СМИ и Интернета; - учить ведению дискуссии, аргументированности и доказательности своей точки зрения; - формировать умение работать в команде, создавать и презентовать коллективные проекты. 3) Воспитательные: - учить делать осознанный выбор, формировать будущую электоральную активность; - воспитывать чувство сопричастности и ответственности за судьбы своей страны; - способствовать формированию лидерских качеств в учащихся. Основные термины и понятия темыМестное самоуправление, муниципальные образования, муниципальная реформа, двухуровневая система местной власти, губернатор, глава муниципального образования, представительная и исполнительно-распорядительная власть, муниципальная собственность, местные налоги, структура органов МС, муниципальный служащий. Литература1. Конституция РФ 1993г. М., 2003г. 2. Нормативные правовые акты по выборам глав муниципальных образований, депутатов представительных органов МС, Ростов-на-Дону, 2004г. 3.Реформа местного самоуправления и выборы. (Материалы для лекций и бесед)., Избирательная комиссия Ростовской области.,2004г. 4. Кравченко А.И. Обществознание, учебник для 10-11 классов, М.,2000г. Авторский урок "Выборы органов местного самоуправления" Обществознание - 11 класс Автор - Потёмкина Екатерина Борисовна, учитель МОСОУШ №110 Октябрьского р-на г. Ростова-на-Дону. По типу этот урок можно отнести к урокам изучения нового материала. В структуре его нет специального этапа опроса по предыдущей теме. Однако знания учащихся по теме "Политическое устройство РФ", безусловно, будут выявлены в ходе дискуссии о реформе местного самоуправления. Необходимо будет установить и межпредметные связи с Историей нашей страны и Всемирной историей в разговоре об исторических корнях системы МС (народное вече, казачий круг, земства). Методика урока основана на групповой работе по изучению и анализу документов, материалов СМИ и Интернета. Результативность и высокая эффективность урока зависят от таких факторов, как актуальность темы для будущих избирателей, активности учащихся в ходе дискуссии и присутствия на уроке представителей органов МС, членов избирательных комиссий, депутатов местных представительных органов власти. Описание хода урокаВступление (3 минуты) Урок начинаем с приветствия и представления гостей. Учитель называет тему урока и подчёркивает её актуальность в связи с предстоящими выборами в органы МС и реформированием всей системы местного самоуправления. Необходимо подчеркнуть связь предстоящей реформы с комплексом мер, намеченных Президентом для укрепления вертикали власти. Далее учитель говорит о целях урока в понятных и близких для детей формулировках: ЧТО, КАК и ЗАЧЕМ мы будем делать на этом уроке. ЧТО мы будем делать: 1.Познакомимся с конституционными основами системы МС, её структурой, функциями и механизмом деятельности, проанализируем её достоинства и недостатки. 2.Обсудим основные направления реформирования системы МС. 3.Обобщим наши знания и личный опыт по вопросу о выборах в местные органы самоуправления. КАК мы это будем делать: 1.Мы будем работать в группах, изучая документы, материалы учебника, СМИ. 2.Подготовим плакаты со схемами, планами и таблицами, подводящие итоги нашей работы в группах и делающие эту работу наглядной (для презентации перед классом). 3.Примем активное участие в обсуждении всех вопросов, связанных с органами МС, т.к. это непосредственно касается каждого живущего в нашем регионе, городе, районе, посёлке, станице. ЗАЧЕМ нам это надо: Чтобы почувствовать, что качество моей жизни, реализация моих возможностей, моё будущее и будущее моей семьи не в последнюю очередь зависит от меня самого, моих знаний, убеждений, моей гражданской позиции. Исторические корни местного самоуправления. (Беседа - 5-7 минут). Административная реформа в России, и в её рамках проводимая реформа местного самоуправления, вызваны тем, что проблемы организации местной власти, её эффективного участия в жизни населения остаются далеко нерешенными. Что же такое местное самоуправление? В энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона оно определяется как "право, предоставляемое государством своим составным частям: областям, городам, общинам, сословиям и корпорациям управлять самостоятельно своими внутренними делами, административными и хозяйственными, посредством выборных и уполномоченных лиц, и издавать непротивные (не противоречащие) закону постановления касательно названных дел" (Должно быть записано на доске или на плакате). Учитель говорит, что для запоминания эта формулировка довольно сложна, но если мы попробуем выделить в ней 3 главных признака, то сможем лучше понять смысл всей системы МС. Итак, первое - это право, которое государство добровольно предоставляет своим составным частям; второе - поясняется, что это право управлять административными и хозяйственными делами; третье - поясняется, как управлять - через выборных и уполномоченных (т.е. назначаемых), могущих издавать постановления, непротивные закону. Можно указать на то, что в Законе "Об общих принципах организации МС" есть другое определение этого понятия (оно выделено в учебнике на странице 120). Если позволяет время, можно остановиться на сравнении этих двух определений. Различные формы самоуправления известны с древних времён.
Как видим, у нас нет недостатка в примерах. Российская практика и международный опыт показывают, что именно в недрах местного самоуправления, непосредственно опирающегося на инициативу и активность граждан, кроется решение многих конкретных местных проблем. Выборы органов местного самоуправления. ( Групповая работа - 25 минут). Этот этап урока состоит из 2 частей: в первой, в течение 15 минут, учащиеся, разделившись на группы, работают над изучением и анализом документов по заданной учителем проблеме, готовят плакаты со схемами, планами, тезисами для презентации; во второй части - непосредственно представляют свою работу, объясняя классу самостоятельно или с помощью учителя, а ещё лучше с помощью гостей, свой вопрос. Для работы в группах мы предлагаем следующие вопросы: 1-ая группа "Действующая структура органов МС". 2-ая группа "Полномочия и функции органов МС". 3-я группа "Выборы органов МС". 4-ая группа "Основные принципы реформирования МС". Конечно, учитель может продумать и поставить другие вопросы, дать другие формулировки, руководствуясь, например, параграфом учебника. Набор текстов для групп прилагается, также в Приложениях вы найдёте примеры готовых плакатов, которые должны получиться в результате работы групп. Перечень документов, которыми следует руководствоваться, изучая систему МС:
Значение органов МС. (Заключительная часть урока -5 минут) Учитель, подводя итоги изученному, говорит о том, что местное самоуправление * развивает в гражданах самостоятельность, энергию и предприимчивость в решении жизненно важных проблем местного сообщества, * общественная жизнь при наличии МС равномернее распределяется по всему государству, а не стягивается только в центре, * МС связывает власть с народом наряду с частными интересами у гражданина появляются общественные, * МС - "кузница кадров" для государственных деятелей, * система местного самоуправления способствует дальнейшей демократизации общества. Домашнее задание: учебник - пар.18, прочтите 5 пункт вопросов и заданий после параграфа (Появление и широкое распространение в 90-е годы местного самоуправления свидетельствовало о начавшемся процессе децентрализации власти. Суть его состоит в передаче, делегировании части властных функций на более низкие уровни. Привлечение к участию в управлении местными делами самих граждан представляет собой элемент огромного и сложно устроенного механизма социального контроля, который обязательно должен существовать в гражданском обществе.) Ответьте на вопрос: Не противоречит ли этому справедливому тезису весь комплекс президентских мер по укреплению вертикали власти? Свой ответ аргументируйте. Материалы к уроку 1. Конституция РФ 1993г. - 8-10 экз. 2. Пакет документов для работы в группах - 4 пакета. 3. Плакат с определением "местного самоуправления" 4. Ватман - 4 шт. 5. Маркеры и фломастеры. Приложение №1ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА
Приложение №2 Варианты ответов. Приводим возможные варианты ответов в группах. 1 группа "Действующая структура органов местного самоуправления" МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕПредставительный орган МС (депутаты, избираемые населением, на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании) Глава муниципального образования (избирается населением или представительным органом МС из своего состава) МЕСТНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ(исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) КОНТРОЛЬНЫЙ ОРГАН МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Иные органы местного самоуправления (согласно уставу муниципального образования) Институты прямого волеизъявления граждан: местный референдум муниципальные выборы собрание (сход) граждан народная правотворческая обращения граждан в органы МС инициатива ТОСы(территориальное общественное самоуправление) *В законе прямо записано, что "образование органов МС, назначение должностных лиц МС органами государственной власти и государственными должностными лицами не допускается" (ч.3, ст.17) 2 группа "Полномочия и функции органов МС" Структура органов Полномочия и функции МС Глава муниципального образования - представляет МО в отношениях с органами МС, государственной власти, гражданами и организациями; - подписывает и обнародует нормативные правовые акты, принятые представительным органом МО; - издаёт в пределах своих полномочий нормативные акты; - может требовать созыва внеочередного заседания представительного органа МО; Представительный - принятие устава МО и внесение в него изменений; орган МС - утверждение местного бюджета и отчёта о его исполнении; - установление, изменение и отмена местных налогов и сборов; - принятие планов и программ развития МО; - определение порядка управления и распоряжения - имуществом, находящимся в муниципальной собственности; - контроль за исполнением органами МС и его должностными лицами полномочий. Местная администрация - формирование и исполнение местного бюджета, - жилищное строительство, - сбор, вывоз и переработка мусора, - благоустройство территории, - транспортное обслуживание населения, -дорожное строительство, - электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения и др. 3 группа "Выборы органов местного самоуправления" МЕХАНИЗМ ВЫБОРОВ В МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ: 1.Составление списков избирателей, 2. Образование избирательных участков, 3.Формирование избирательных комиссий, 4.Выдвижение и регистрация кандидатов, 5.Информирование избирателей и предвыборная агитация, 6.Голосование на избирательных участках, 7.Подсчёт голосов и составление протокола об итогах голосования, 8. Опубликование результатов выборов, 9.Обжалование нарушений избирательных прав граждан, 10. Отмена решения об итогах голосования (если суд признает результаты выборов недействительными). 4 группа "Основные принципы реформирования системы МС" 1) Единообразие 2-хуровневой системы МС с выборными органами на всей территории РФ.* 2) Чёткое разделение представительной и исполнительно-распорядительной властей внутри муниципальных образований. 3) Детальное разграничение полномочий между органами МС различных уровней (например, муниципальным районом и поселением). 4) Обеспечение делегированных государственных полномочий соответствующими ресурсами. 5) Прозрачность механизмов предоставления муниципальным образованием дотаций и субвенций из федерального и регионального бюджетов. 6) Усиление контроля за деятельностью исполнительных органов МС. * Законом определены 4 типа обязательных МО: Городской округ и Муниципальный район - первый уровень МС; Городское поселение и сельское поселение - второй уровень МС. Представительные органы МС избираются во всех типах муниципальных образований. |
Программа развития огбоу нпо пл №18 г. Вичуга на 2012-2016 годы Основания... Закон Ивановской области от 27. 05. 2005г. №93-оз «Об образовании в Ивановской области» (в редакции 2009г.) | Протокол № от /Фомина Т. Г Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | ||
Итоговый тест по литературе за курс 9 класса 1 вариант часть1 Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | «Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (мгюа)» Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | ||
Урока; Конституция Российской Федерации Все государственные символы прописаны в одном очень важном документе, который называется Конституция | Календарно-тематическое планирование по литературе на 2012-2013 учебный год 9 класс Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Конституции РФ. Конституция РФ была принята 12 декабря 1993 года на референдуме. Мурсал зачитал текст Преамбулы Конституции, в которой... | Учебно-методический комплекс «Современный терроризм: сущность, причины,... Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | ||
Конституция республики казахстан ... | Программа дисциплины «Конституционное право России» для специальности... Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 16 | ||
Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Тема происхождение и сущность конституции. Конституция и конституционализм. Конституция РФ (4 ч.) 11 | Тест по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «О стихах не говорю,... Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | ||
Программа дисциплины «Конституционное право России» для специальности... Тема конституция – правовой феномен современности. Конституция и конституционализм 13 | Конституция Российской Федерации. М. Юридическая литература Примеры библиографического описания и составления списка литературы к научно-исследовательской работе | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доп литература: Хрестоматия по правоведению, Конституция рф, рт, Кодексы и законы РФ | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Доп литература: Хрестоматия по правоведению, Конституция рф, рт, Кодексы и законы РФ |