Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина»





Скачать 103.28 Kb.
НазваниеУрок по основам светской этики Тема: «россия наша родина»
Дата публикации07.08.2014
Размер103.28 Kb.
ТипУрок
100-bal.ru > Право > Урок
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ

___________________________________________________________________

Факультет международного образования

Кафедра ЮНЕСКО

Лаборатория истории и культуры религий мира

Урок по основам светской этики
Тема: «РОССИЯ - НАША РОДИНА»

Слушатель специальных курсов повышения квалификации НО-55

Селиверстова Валентина Григорьевна

ГБОУ СОШ №323 ЗАО г. Москвы

Москва

2012
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» «Россия – наша Родина».

Селиверстова Валентина Григорьевна,

учитель начальных классов
Цель урока. Воспитывать чувство гордости за свою страну, формировать уважительное отношение к разным светским и духовным традициям, познакомить обучающихся с понятиями: «государство», «гражданин», «конституция», «патриот», «государственные символы страны: флаг, герб, гимн», развивать интерес к истории своей страны.

Задачи.

●Расширять и углублять знания обучающихся о России.

● Воспитание у обучающихся уважительного отношения к государственным символам России.

● Развивать речь, мышление, память обучающихся, расширять их словарный запас.

● Воспитание национального самосознания.

Оборудование. Государственные символы России: флаг, герб (слайды с презентации) гимн (аудиозапись), слайды с презентации - карта России, виды Кремля и т.д. запись песни «С чего начинается Родина». Фрагменты из видеоролика «Наши праздники»: «Чудо земли – хлеб», «Осень золотая в гости к нам пришла», «Праздник русской березки», выставка книг о России.

Ход урока
I. Сообщение темы, постановка цели и задач.
Учитель. Тема сегодняшнего занятия «Россия – наша Родина» Мы попытаемся осмыслить, за что человек любит свою Родину, почему Родину часто называют Родина – мать. Попытаемся понять, что такое Родина и Отчизна, что такое малая родина.
II. Актуализация знаний

Звучит песня «С чего начинается Родина», на экране выводятся слайды №№ 1 – 6, изображающие русскую природу.

Учитель. Как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы обучающихся фиксируются на доске).

Учитель. Невозможно перечислить всего, что стоит за этим ёмким словом Родина!.
III. Работа над новым материалом.

1. Самостоятельная работа.

Прочитать статью «Край родной, навек любимый» Л.Ф. Климанова

● Что такое Родина? Это место, где я родился и живу. Это мой дом, мои родные, привычная глазу природа. Это язык, на котором я говорю и который без труда понимаю. Это всё мне знакомо, всё мне близко и привычно, а потому и родное. Каждый любит свою Родину, не задумываясь о причинах. Разве можно не любить своих родителей или свой дом? Не зря говорят: «Плоха та птица, которой гнездо своё не мило». Даже птица защищает своё гнездо. Поэтому не случайно каждый человек старается беречь и украшать родную землю, сохранять свой язык и свою культуру.

Человек, любящий свою Родину и заботящийся о её благе и процветании, - это достойный и порядочный человек, настоящий сын своего Отечества.

Задание: объясните смысл пословицы: «Плоха та птица, которой гнездо своё не мило»

2. А теперь подберите синонимы к слову Родина.

Обучающиеся называют: Отчизна, наше отечество.

Учитель. Что означают эти слова? Совершенно верно, «отче», «отец».

Мама и папа – самые близкие тебе люди – твоя семья. Недаром и место, где родился человек, стали называть красивым словом – Отечество. А чуть позже появилось слово «Родина» (родная, родимая).

Учитель. Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна. И у каждого она одна. Как мама. Родина – мать своего народа.

В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок, где он родился. Это его маленькая родина. А из множества таких маленьких уголков и состоит наша общая Родина. Но главное её богатство – это люди.

У Родины, как и у каждого из нас есть имя собственное. Назовите имя нашей Родины? – Наша Родина - Россия. Посмотрите на карту (слайд № 7. Карта России).

Вопросы.

● Что вы можете сказать о её территории.

● Какие реки, моря, горы находятся на территории России?

● Какие города вам известны?
● Наша Родина очень велика. Так велика, что над её просторами почти никогда не заходит солнце. Когда стрелки кремлёвских часов показывают три часа дня в Москве, то в Петропавловске – на Камчатке наступает полночь.

Ребята, а почему мы часто употребляем выражение «московское время»? И почему к Москве какое-то другое отношение?

- Верно, к Москве у нас трепетное отношение потому, что город-герой Москва – столица нашей необъятной Родины.

- Почему необъятной? Слайд № 8. «Москва – Кремль, Красная площадь».

- Да потому, что если сесть в самолет и пролететь над территорией нашей страны, то можно увидеть белоснежные толщи льда и знойные жаркие пустыни, вольные степи и холодную тундру, высокие горы и могучие реки, и гордость нашего государства – её зелёный наряд – леса.

● Россия – страна многонациональная, в ней проживают представители более ста наций и народностей. Большинство населения (80%) составляют русские.

Вот и в нашем классе учатся ребята разных национальностей: русские, чеченцы, ингуши, украинцы, осетины, татары, чуваши, дагестанцы, евреи. Слайды № 9-12
Дети читают стихотворение «Россия – Родина моя».

Учитель. О какой черте России говорится в стихотворении?
Россия – Родина моя,

Прекрасна ты и многолика.

Твои поля, леса, луга

И на речной равнине блики

Я восхваляю!

Знай же, люд!

Хакас, татарин и якут,

Бурят, тувинец здесь живут!
Россия – Родина моя

Детьми своими ты богата.

Традиции, обряды предков

Узнают все из нас когда-то.

Еврей и тувинец, бурят и удмурт,

Русский, татарин, башкир и якут.

Разных народов большая семья,

И этим гордится должны мы друзья.

Россией зовётся общий наш дом,

Пусть будет уютно каждому в нем.

Любые трудности мы осилим

И только в единстве сила России
Особенность – это многонациональность. (Слайд с картой России и её населением)

Учитель. Люди, живущие в России, исповедуют разные религии. Самой распространённой религией среди верующего населения России является православие.

Какие ещё религии, кроме православной, ты знаешь?

Все они объединились в одно большое государство – Россию, или Российскую Федерацию.

Каждый народ имеет свой язык, свои обычаи, культуру, но общим для всех стал русский язык.
Самостоятельная работа.
Учитель. Почему русский язык стал общим, объединяющим для всех народов России? Докажи своё мнение, используя примеры из жизни. Запишите в тетради.

Выбери нужные слова для ответа: взаимопонимание, вражда, дружба, русский язык, сотрудничество, зависть, общая история, культура, спорт, территория, природа.
Все люди в нашей стране равноправны: женщины и мужчины, Люди любой национальности и вероисповедания.

Об этом записано в Конституции Российской Федерации. Слайд №13.

А что такое Конституция?

● В нашей стране много законов, но основные законы нашего государства, главные правила, по которым мы живём, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с большой буквы. Слайд №

● В Конституции записано, что все взрослые имеют право выбирать главу государства, обязаны защищать страну, если ей грозит опасность, что Россия – дружная семья равноправных народов.

А вы, как граждане России, какие имеете права и обязанности?

● Вы все правильно сказали и верно выделили ваше основное право и обязанность – учиться в школе, получать образование и становиться достойными гражданами своей Родины.

● А ещё в Конституции записано, что мы должны с уважением относиться к государственным символам страны. Что такое «символ»? Какие государственные символы вы знаете?

- Символы – это условные знаки и изображения. Они отражают историю государства и его народа, отображают национальный характер. Слайд №

К государственным символам любой страны относятся: Государственный Герб, Государственный флаг и Государственный гимн. Есть они и у нашей Родины. Отношение к символам – это отношение к самому государству. Оскорбление Государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом записано в Конституции.

Государственные символы

Слайд с гербом и подписью: (Слайд №14)
Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый орёл на фоне российского флага. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб. Он появился 500 лет назад.

Задание: рассмотри Государственный Герб Российской Федерации.
Слайд с флагом и подписью: (Слайд №15)

Российский флаг – это трёхцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами. Белый – благородство, синий – честность, красный – смелость и великодушие.

Задание: рассмотри Государственный флаг Российской Федерации.
Слайд с гимном и подписью:
ГИМН – СИМВОЛ НАШЕГО ГОСУДАРСТВА.

Музыку гимна написал композитор Александров, а слова – поэт Сергей Михалков.
●В истории России их было несколько. Не случайно первым гимном России стала Молитва. Шли годы, менялись слова и музыка гимнов. И вот мы гордимся успехами наших спортсменов, наблюдаем за вручением высших наград государства, с трепетом и уважением относимся к достижением родины под торжественную мелодию Гимна Российской Федерации.

Гимн принято исполнять стоя.

Дети стоя слушают Государственный гимн Российской Федерации.

После прослушивания Гимна России проводится беседа по содержанию текста:

- Неправда ли, торжественная музыка, красивые слова?

Когда мы слушаем гимн, в наших сердцах появляется гордость за свою Родину.
Патриот.

Учитель. Посмотрите на плакат времён Великой отечественной войны, художника И.М. Тоидзе «Родина-мать зовёт». 1941г. Слайд № 16
●Что вы видите на этом плакате? Кого изобразил художник?
● Что вы чувствуете, глядя на этот плакат?
Быть патриотом, значит искренне любить своё Отечество, быть преданным своему народу, готовым на жертвы и подвиги во имя интересов своей Родины.
● Если ты хочешь быть патриотом, то ты должен развивать в себе следующие качества:

● Если ты хочешь вырасти достойным человеком и гражданином, не говори плохо о стране, в которой живёшь ты и твои родители, где зародилась ваша родословная.

● Изучай историю своей страны, её прошлое и настоящее, её радостные и горькие дни.

● Знакомься с памятными и историческими местами своей Родины, знакомься сам и рассказывай об этом другим людям. Поверь, наша страна настолько богата своей историей, что твой рассказ будет интересен любому человеку.

● Проявляй себя с позитивной стороны, не бойся быть инициативным, старайся показывать свои умения и знания, эрудицию и любознательность.
IV. Закрепление

Читается стихотворение Сергея Есенина
Берегите Россию
Берегите Россию!

Без неё нам не жить.

Нет России другой.

Берегите её,

Берегите её тишину и покой,

Чтобы вечно ей быть.

Это небо и солнце,

Нашей правдой и силой.

Этот хлеб на столе

Всею нашей судьбой

И родное оконце.

Берегите Россию

В позабытом селе…

Нет России другой

Берегите Росси
Самостоятельная работа.
● Соберите пословицы.





Родимая сторона – мать







Плоха та птица,








и весна не красна.



чужая - мачеха.

которой гнездо своё не мило.







а у нас светлее.







В гостях хорошо,







За морем теплее,







На чужой стороне







а дома лучше.

Для Родины своей







Тот герой,



кто за Родину горой.







ни сил, ни жизни не жалей .

Работа в учебниках: комментированное чтение статьи из пособия для учащихся.
Ответы на вопросы и выполнение заданий из пособия для учащихся.

V. Итог урока.
Учитель. Что понравилось и запомнилось на уроке? Что нового вы узнали?

Наш сегодняшний разговор подходит к концу.

Попробуйте ответить на вопросы:
● Как называется наша страна?
● Как называются люди, живущие в нашей стране?
● Что такое Конституция?
● Какой город является столицей России?
Какие символы государства вы знаете?
Ответы обучающихся.
Молодцы! Хотелось бы закончить наш разговор на поэтической ноте.

(Слайд № 17)
Обучающийся читает стихотворение А. Прокофьева.
Нет на свете родины милее,

Где других лазурней небеса,

Солнце ярче, звёзды всех светлее,

Где отрадны рощи и леса;

Где в реках стремительные воды.

Голубеют, словно бирюза,

Где, когда настанет непогода,

Весь народ выходит, как гроза!

Нет на свете Родины дороже.

Надо всё нам делать для неё,

Чтобы день, который нами прожит,

Каждым часом радовал её.

Всюду все в её раздольях – наше.

Отдадим ей думы и дела.

И кругом садами опояшем,

Чтобы вечно Родина цвела!
VI. Домашнее задание: написать сочинение-эссе на тему «С чего начинается Родина».




Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconУрок по основам светской этики Тема: «Россия наша Родина»
Понятия учащихся. Работа со словарями в группах. Выработка единого понятия. Работа над синонимами Отчизна, Отечество. Выработка понятия...
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconРабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики...
Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики ( модуль «Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе...
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconРабочая программа по основам религиозных культур и светской этики модуль «Основы светской этики»
«Основы светской этики») для 4 класса разработана на основе примерной программы начального общего образования, авторской программыА....
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconУрок по основам религиозных культур и светской этики на городском...
Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики на городском мо учителей начальных классов
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconКалендарно-тематическое планирование по модулю «Основы светской этики»
Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государствен ные символы. Духовные традиции
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconУрок №1 тема: Россия – наша Родина. Педагогическая идея
Цель: Сформировать представление учащихся о России как о многонациональном и многоконфессиональном государстве
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconУрок истории в 7 классе Тема: Россия наша родина
Дать представления и понятия о нашей Родине. Учить показывать границы современной России
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconРабочая учебная программа по основам религиозной культуры и светской...
Мбоу большеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconПрограмма по основам религиозных культур и светской этики для 4 класса
Пояснительная записка к рабочей программе курса «основы религиозных культур и светской этики», 4 класс составлена на основе следующих...
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» icon«Россия наша Родина»
Но не только это является отличительной чертой России – наша Родина очень красива с её бескрайними полями, лесами, реками и озёрами....
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconПояснительная записка Программа «Основы религиозных культур и светской...
Программа «Основы религиозных культур и светской этики (основы светской этики)» рассчитана на учащихся 4 класса. В рамках апробации...
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconУрок тема: «Россия-наша Родина»
Слово “родина” произошло от древнего слова “род”, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок...
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconУрок 1 «Россия наша Родина»
Провела Птахина Н. Е. – учитель русского языка и литературы укп при ик-9 с. Талицы
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconВизитная карточка проекта
Открытый урок по основам религиозных культур и светской этики на городском мо учителей начальных классов
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconУрок в разделе «Наша Родина Россия»
Учитель начальных классов: Суринова Раиса Федоровна, высшая квалификационная категория
Урок по основам светской этики Тема: «россия наша родина» iconРабочая программа курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск