Обеспечение введения ФГОС НОО
в МБОУ Валамазской СОШ
Внедрение Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в МБОУ Валамазской СОШ осуществляется с 2011-2012 учебного года.
В 2011 году в школе была организована рабочая группа, состоящая из администрации и педагогов школы, которая изучала Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения.
В школе создана нормативно-правовая база введения ФГОС НОО, разработана основная образовательная программа, локальные акты, приказы по школе.
С учетом нормативно-правовых документов и методических материалов разработан учебный план, который определяет максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов и направлений внеурочной деятельности, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам, учебным предметам.
Школа работает в режиме пятидневной учебной недели в 1-ом классе, шестидневной учебной недели в 2-ом и 3-ем классах.
Продолжительность урока в 1-х классах осуществляется с соблюдением следующих дополнительных требований: использование "ступенчатого" режима обучения: в первом полугодии – в сентябре, октябре - по 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре - по 4 урока по 35 минут каждый; январь - май - по 4 урока по 40 минут каждый; во 2 – 4 классах – 40 минут. Начало занятий - 9.00.
Продолжительность учебного года в 1-х классах — 33 учебные недели, во 2-ом и 3-ем классах – 34 учебных недели.
В феврале месяце для учащихся 1-х классов организуются дополнительные каникулы.
Формы организации учебного процесса: классно-урочная, проектная деятельность, групповая и индивидуальная формы обучения.
Количество учащихся, классов/комплектов по ФГОС –15 уч-ся/ 3класса – комплекта.
Учителями были разработаны рабочие программы по учебным предметам на основе Примерных программ. Проведён анализ ресурсов учебной и методической литературы, программного оснащения, используемого для обеспечения системно-деятельностного подхода к организации образовательного процесса, в том числе – внеурочной деятельности учащихся.
Обучение в 1-3 классах по УМК «Школа России». Информационно-образовательная среда УМК «Школа России» представлена не только учебниками, рабочими и творческими тетрадями, дидактическими материалами, различными методическими пособиями по всем предметным областям учебного плана ФГОС, но и современными электронными пособиями, Интернет - поддержкой. Все компоненты комплекса интегрированы в единую методическую систему, помогающую учителю решать задачи современного образования.
Нормативно – правовые условия введения ФГОС НОО
Нормативно-правовая база учреждений приведена в соответствие с требованиями по обеспечению реализации ФГОС НОО:
1. Внесены изменения в Устав школы.
2. Положение о рабочей программе внеурочной деятельности на начальной ступени образования.
3. Положение о Совете по введению ФГОС общего образования.
4. Приказ «Об утверждении плана – графика ведения ФГОС НОО»
5. Приказ «О переходе на ФГОС НОО 1-х классов»
6. Приказ «О создании рабочей группы по внедрению ФГОС НОО»
7. Приказ «О назначении ответственных за введение ФГОС НОО»
8. Разработана и утверждена Должностная инструкция учителя начальных классов, внедряющего ФГОС НОО.
9. Разработана и утверждена Должностная инструкция заместителя директора по учебно-воспитательной работе.
10. Положение о портфолио ученика.
Кадровое обеспечение введения ФГОС НОО.
Реализуют ФГОС НОО – 3 учителя начальных классов: Базуева Л.А., Костюченко А.А., Короткова Л.Ю., учитель физкультуры Шатунов Ю.А., учитель английского языка Попова Т.А. Из 5 человек – 3учителя имеют первую квалификационную категорию, 1 человек – вторую квалификационную категорию.
Педагоги прошли курсовую подготовку по программам:
«Организация и содержание образовательного процесса в начальной школе в условиях реализации ФГОС» ИПК и ПРО
«Особенности организации оценочной деятельности в условиях реализации ФГОС» ИПК и ПРО
«Программно-методическое обеспечение и организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС» ИПК и ПРО
«Современный урок в свете требований ФГОС» ИПК и ПРО
«Методика использования информационных и коммуникационных технологий в начальной школе в условиях введения ФГОС начального общего образования» АНО «Центр повышения квалификации в сфере информационных технологий»
«Нормативно-правовые и концептуальные основы деятельности образовательного учреждения в условиях введения ФГОС» ИПК и ПРО
«Современный урок в свете требований ФГОС» ИПК и ПРО
«Организация и содержание образовательного процесса в условиях реализации ФГОС» ИПК и ПРО
«Современный урок в контексте требований ФГОС: технология и аспектный анализ урока» ИПК и ПРО.
Педагоги активно участвуют в районных, межрайонных семинарах по вопросам внедрения ФГОС второго поколения.
Материально-технические условия введения ФГОС НОО
Обеспеченность учебниками – 100%, наличие компьютеров в 1-3 классах, наличие интерактивной доски в 1-2 классах, программное обеспечение по математике, русскому языку, чтению и окружающему миру.
Итоги работы по реализации ФГОС НОО:
- Расширился спектр общественного участия в управлении образовательным учреждением, внедряются механизмы удовлетворения образовательных запросов родителей на содержание и качество образования;
- Модернизируются научно-методическое и информационно-методическое сопровождение ФГОС;
- Совершенствуется система оценки качества образования с учетом введения ФГОС;
- Учебно-воспитательный процесс соответствует действующим санитарно - гигиеническим, противопожарным правилам и нормам.
- Педагогический коллектив работает в соответствии с нормами охраны труда.
- Второй и третий классы укомплектованы новым оборудованием. Установлены проекторы и мультимедийные устройства.
Внеурочная деятельность.
В школе постоянно ведется работа с родителями. На классных собраниях родителям предоставляется информация о ходе внедрения ФГОС.
В соответствии с учебным планом отводится 6 часов на внеурочную деятельность. Которая реализуется через дополнительное образование, классные часы, ГПД.
Формы организации внеурочной деятельности: экскурсии, игры на свежем воздухе, конкурсы и соревнования, общественно-полезные практики, проектная деятельность, спортивные мероприятия, кружки. Руководители кружков используют компьютерные технологии. Составляются планы занятий, где расписаны цели, задачи, методы работы, формируемые универсальные учебные действия.
Внеурочная деятельность, осуществляемая во второй половине дня, организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, эстетическое, спортивно-оздоровительное). Данные занятия проводятся в соответствии с направлениями, указанными в лицензии школы. Время, отведенное на внеурочную деятельность, не включается в расчёт допустимой (максимальной) обязательной нагрузки учащихся. |