Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство»





НазваниеУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство»
страница1/4
Дата публикации10.08.2014
Размер0.51 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

«Музыкальное воспитание. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио».

Учебно-методический комплекс

Для студентов, обучающихся по специальности

070201 «Актерское искусство»

специализации 070201.01 «Актер драматического театра и кино», 070201.03» «Актер театра кукол»

(среднее профессиональное образование)


СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………………3
Цель и задачи изучения дисциплины………………………………………………….4
Методические рекомендации…………………………………………………………..5
Учебно-тематический план ……………………………………………………………10
Содержание учебной дисциплины…………………………………………………….12
Самостоятельная работа студентов…………….. …………………………………….14
Темы семинарских занятий…………………………………………………………….18
Формы контроля…………………………………………………………………………20
Библиографический список …………………………………………………………...29

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины "Музыкальное воспитание. Основы музыкальной грамоты и сольфеджио» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по специальности 070201 "Актерское искусство» и является единой для всех форм обучения. На отделении специальности «Актерское искусство» данная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.

«Основы музыкальной грамоты и сольфеджио» является составной частью дисциплины «Музыкальное воспитание», включающей в себя следующие предметы:

  • элементарная теория музыки или музыкальная грамота;

  • сольфеджио;

  • музыкальная литература

Изучение дисциплины «Музыкальное воспитание» имеет важное значение, так как неразрывно связано с профилирующими дисциплинами.

Театр – синтетический вид искусства, поэтому для актера-художника необходимо наряду с другими искусствами понимание музыки. Музыка, включенная в драматическое действие в меру и с должным художественным вкусом, - это могучий союзник режиссера и актера. Гениальные мастера сцены всегда придавали большое значение музыкальности актера и музыкальному оформлению спектаклей. Музыкальная грамотность является одной из граней общей культуры актера. Очень трудно работать режиссерам с немузыкальными, нечуткими актерами, «глухими» к интонации речи, к ритму, к темпу – элементам выразительности, которые являются общими и для музыкального, и для сценического искусства. В музыкально-оформленном спектакле, когда актер действует в атмосфере музыки, органически сочетать ее со сценическим образом - задача, требующая не только внутреннего «видения» и «слышания», но и музыкальной культуры. Необходимо понимать характерные особенности исполняемого в спектакле музыкального произведения а так же уметь пользоваться певческим голосом как средством выразительности, что требует от актера овладения музыкально-исполнительскими навыками. Воспитание чуткого слухового восприятия музыки и художественного вкуса должно сопутствовать изучению любого средства музыкальной выразительности в курсе музыкальной грамоты получить дальнейшее углубление и расширение при прохождении последующих музыкальных дисциплин.

Однако понимание музыки во многом зависит от познания ее законов и ориентировки в них. Чтобы сознательно слушать и услышать музыку, нужна систематическая культура слуха, нужна общая музыкальная культура и музыкальный опыт. То есть навыки ориентирования в художественном содержании музыкального произведения. Чтобы осознать «технологические основы и законы творчества» в музыке, в учебную нагрузку студентов отделения «Актерское искусство» введен курс «Музыкального воспитания».

Дисциплина «Музыкальное воспитание» - это система знаний, умений и навыков, позволяющая получить запас художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства, приобщая учащихся к музыкальной культуре, пробуждая интерес к музыкальному искусству, его понимание, формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений. Соединение искусства и науки о нем воздействует одновременно на эмоциональную и интеллектуальную, делая развитие более разносторонним.

Основная цель дисциплины «Музыкальное воспитание» – повышение общекультурного уровня, формирование у учащихся высокого художественного вкуса, навыков серьезного, вдумчивого слушания и слышания музыки, ее понимания, осознанного восприятия. Нужно научить их правильно оценивать образное содержание музыкального произведения, грамотно разбираться в системе выразительных средств музыкального языка.

Курс музыкальной грамоты дает начальные теоретические знания о строении музыкальной речи и выразительных возможностях отдельных элементов, знания в области свойств нотного письма, метроритма, ладотональности, интервалов, аккордов. Музыкальная грамота – это основные законы музыкального языка. Цель изучения дисциплины «Основы музыкальной грамоты и сольфеджио» на отделении – дать учащимся запас элементарных знаний и навыков, без которых невозможно их дальнейшее развитие в области музыки, для использования их на практике в своей профессиональной деятельности.

Задачи курса «Музыкальной грамоты и сольфеджио»:

  1. дать учащимся основные сведения о главных средствах выразительности музыки, подготавливая их к осознанному восприятию содержания музыкального произведения;

  2. дать понятие о взаимосвязи основных средств выразительности музыки;

  3. научить нотописанию и ориентировке на клавиатуре для самостоятельной проработки несложных мелодий;

  4. привить слуховые навыки путем исполнения ими несложных заданий, песен (ритмически точно, в нужном темпе, с точной интонацией и т.д.);

  5. познакомить с наиболее употребляемой музыкальной терминологией;

  6. познакомить с принципами строения мелодии и основными средствами исполнения музыкальных произведений;

  7. развить внимание, память, мышление;

  8. развить музыкальный слух;

  9. оказать методическую помощь в освоении предметов специального цикла.

Курс музыкальной грамоты, выполнив теоретические и практические задачи программы, должен заложить основу музыкальной культуры актеров. Такой основой надо считать личный активный, самостоятельный опыт учащихся. Например, уметь правильно сыграть на фортепиано мелодию – это уже иметь более верное представление о мастерстве пианиста; точное интонирование своего голоса в многоголосном сочинении дает более верное представление о мастерстве хорового исполнения; участие в инструментальном ансамбле развивает чувство гармонии, темпа, ритма, а также дает более верное понимание мастерства ансамблевого и оркестрового исполнения. Именно с личного опыта учащихся начинается развитие их эстетического вкуса. Этот опыт лучше приводит к пониманию музыкального искусства.

Задача сольфеджио - закрепить, углубить и расширить этот опыт на более сложном музыкальном материале, приближая учащихся к сознательному восприятию музыки, и к более совершенному ее исполнению.

Изучение дисциплины «Музыкальная грамота» на специальности «Актерское искусство» имеет свои особенности. Во первых основная часть поступающих на театральное отделение не имеет музыкальной подготовки а по природным данным состав учащихся обычно неровен. Во вторых, если на музыкальных специальностях музыкальную грамоту изучают параллельно с обучением пению или игре на каком-либо инструменте, закрепляя теоретические знания повседневной практикой, то на театральном отделении студенты не имеют никакой другой музыкальной практики, кроме самого курса музыкальной грамоты. В связи с тем, чтобы теоретические знания не стали для студента ненужным грузом, который они легко растеряют, не находя ему применения, необходимо максимальное закрепление сведений по музыкальной грамоте и тренировки получаемых навыков. Именно поэтому курс музыкальной грамоты обязательно должен дополняться изучением сольфеджио.

Методические рекомендации

Количество времени, отведенное на прохождение курса музыкальной грамоты, сильно ограниченно. Занятия проходят на протяжении одного года лишь по 1 часу в неделю. Бюджет времени и отсутствие музыкальных инструментов дома не позволяет уделять достаточного внимания на домашнюю проработку заданий по музыкальной грамоте. В отведенное программой количество часов должно быть уложено теоретическое прохождение материала и его практическое освоение. Для обеспечения высокой познавательной активности студентов на занятиях необходимо оптимальное сочетании изложения преподавателем материала, практических занятий, самостоятельного поиска студентами решений проблемных задач и выполнений заданий творческого характера. А так же в процессе изучения материала обязательно соблюдается правило преемственности в обучении:

а) связи данного урока с предыдущими занятиями,

б) межпредметных связей, с целью формирования системы знаний и умений.

С первых же занятий весь теоретический материал должен закрепляться конкретным музыкальным материалом. Поэтому каждая тема включает обязательную практическую работу – прослушивание и разбор конкретных произведений, отдельных элементов музыкальной речи, музыкальные викторины. Ознакомление со средствами музыкальной выразительности рекомендуется проводить на прослушивании и разборе соответствующих запросам действительности и отличающихся высоким художественным качеством, произведений. При этом музыкальное произведение, прослушанное в связи с изучением различных средств музыкальной выразительности, должно быть понятно учащимся в его целом. Поэтому несложные и небольшие произведения могут служить материалом на начальном этапе обучения. Отвечая требованиям осуществления межпредметных связей и развития кругозора учащихся, прослушивание и проработка музыкальных произведений должны сопровождаться разъяснением некоторых понятий, определяющих жанры произведений, беседами об использовании данных знаний в актерском искусстве. Прохождение тем курса в тесной связи с художественным музыкальным материалом, регулярная проверка выполненных заданий и личный опыт учащихся в решении поставленных перед ними задач дадут надлежащую основу для дальнейшего развития.

Петь нужно то, что изучено самостоятельно каждым учащимся, записано, найдено на клавиатуре, сольфеджировано, проверено педагогом и может быть спето таким образом без напряжения. Основная мысль песни, ее содержание, взаимосвязь мелодии и текста должны выявляться и пониматься учащимися. Можно читать текст с точным сохранением ритма или проигрывать мелодию на фортепиано. Повышению качества усвоения материала способствует использование и наглядных методов - различных таблиц, схем и графиков.

К видам проработки музыкального материала в классе относятся:

-развитие вокально-интонационных навыков, включающий:

  • интонационные упражнения, пение сольное и ансамблевое

  • сольфеджирование, чтение нот с названиями,

  • чтение с листа,

- исполнение мелодий на фортепиано,

- ритмические упражнения,

- слуховые упражнения, (в сильных группах возможно несложные диктанты),

- закрепление музыкально-теоретических понятий на основе восприятия произведений, слуховой анализ,

-развитие творческих способностей.

Для закрепления усвоенного материала, необходимы повторение и самостоятельная работа учащихся.

Формы опроса:

  • Устный (индивидуальный, фронтальный, устная рецензия, викторины, КВН).

  • Письменный (опрос по карточкам, самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование, предметный диктант, кроссворд, письменная рецензия и т.д.)

  • Практический (подбор, лабораторные работы, показ опытов и т.д.)

  • Необходимо также при опросе повторять материал не только предыдущего урока, но и включить вопросы для более углубленного повторения материала.

Задания для самостоятельной работы могут быть разных видов: устные (работа с конспектом лекции, чтение учебника, первоисточника, дополнительной литературы, составление плана ответа на специально подготовленные вопросы, подготовка к деловым играм, к семинарам), письменные (решение задач и упражнений по образцу, составление плана текста, выписки из текста; работа со словарями и справочниками, конспектирование прочитанного, составление докладов написание рефератов, рецензий на прослушанное или просмотренное произведение или концерт), письменные творческие работы (например, составление кроссвордов), тесты, практические (разбор произведений по специальным и смежным дисциплинам) и др. Для самостоятельной работы можно самостоятельно составлять таблицы, это заставит учащихся сознательно вникнуть в сущность проходимого материала

Учебно-практическим заданием может явиться разбор произведений, разученных на основных дисциплинах и по дисциплине «Дополнительный инструмент».

Контроль успеваемости.

Посредством наблюдений за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу осуществляется контроль над успеваемостью и качеством усвоения материала. Виды проверки могут быть различными:

  1. Индивидуальная:

  • Письменно: транспонировать мелодию в заданную тональность, пользуясь таблицей тональностей, построить интервал, аккорд.

  • Устно: объяснить значение музыкального термина (любого, пройденного по курсу),

  • Сыграть на фортепиано слуховую настройку и гамму любой заданной тональности, сольфеджируя.

  • Проанализировать на слух музыкальный период, определив его строение, размер, лад, темп, динамику, способ изложения, заключительную каденцию.

  • Диктант (в группах с хорошими музыкальными данными)

  • Сольфеджирование мелодии (в сильных группах)

  1. Коллективная:

  • Спеть модулирующую секвенцию из заданных ступеней лада: 7-1, 7-2-1, 5-1, по полутонам (тонам) в установленном ритме и темпе цепочкой (каждый учащийся поет звено от другого звука).

  • Петь двухголосно (в терцию) в заданном ритме, размере с дирижированием одноименные гаммы: до мажор и до минор (гармонический).

  • Исполнить на 2-3 голоса выученные песни.

  • Выполнить ритмическое упражнение

Контроль должен проводиться систематически, согласно требованиям аттестации.

Для проверки результатов обучения применяются следующие формы контроля:

I. Текущий контроль.

Проводится регулярно, с помощью таких форм как:

1. Проверка ведения конспекта

2. Практических занятий в виде:

- устных и письменных опросов,

- музыкальных викторин, анализ на слух.

Устные опросы могут быть выборочными и фронтальными.

Для проверки умения самостоятельно находить и обрабатывать необходимый материал и применять полученные знания и навыки на практике, творчески мыслить, применяются формы семинара и самостоятельной работы, включающей:

- подготовку докладов,

- творческие работы (составление кроссвордов, анализ произведений, изучаемых на других дисциплинах).

Помимо текущего контроля успеваемости, по определенным разделам программы, организуется периодическая обобщающая проверка знаний, в виде контрольных уроков, зачетов, экзаменов. Она может проводиться в форме индивидуального и фронтального опроса, письменно и устно. В письменной форме удобно проводить музыкальный слуховой анализ. Оценки выставляются по результатам текущего и обобщающего опроса

II. Промежуточный контроль.

Осуществляется в рамках полусеместровых аттестаций, согласно графику учебного процесса с помощью опросов по пройденному материалу и практических заданий, таких как слуховой анализ.

  1. Итоговый контроль знаний.

Проводится в зачетную неделю периода сессий. Включает в себя проверку теории и знание музыки (практические задания – применение теории на практике).

В конце курса музыкальной грамоты и сольфеджио проводится итоговый зачет.

В результате изучения дисциплины «Музыкальная грамота» студент должен знать:

- роль и значение музыкального искусства;

- цель изучения дисциплины «Музыкальная грамота», роль полученных знаний в своей профессиональной деятельности;

- теоретические знания о строении музыкальной речи и о выразительных возможностях отдельных элементов, метроритма, ладотональности, аккордов, интервалов;

- свойства нотного письма,

- основную терминологию

В результате изучения дисциплины «Музыкальная литература» студент должен уметь:

- слушать музыку;

- определять образ и понимать содержание произведений различных жанров;

- анализировать музыкальные произведения, определять на слух выразительные средства (ритмический рисунок, темп, форму, и т.д);

- чисто и ритмически точно петь несложные мелодии и играть их на фортепиано

- пользоваться профессиональной терминологией;

- проявлять творческую активность;

- организовать учебный труд, работать с книгой и другими источниками информации, самостоятельно приобретать новые знания и находить информацию, необходимую для своей профессиональной деятельности;

- видеть взаимосвязь данной дисциплины с другими;

- применять полученные знания и умения в профессиональной деятельности.

Рабочая программа рассчитана на 37 аудиторных часов при очной форме обучения. Так как теория неразрывно связана с практикой, половину от аудиторных часов занимают практические. Помимо них 8 часов предполагается на самостоятельную работу студентов. Итого максимальная нагрузка составляет 45 часов.
В процессе прохождения курса предусматривается проведение:

- контрольной работы (по окончании 1 семестра)

- зачета (по окончании 2 семестра)

Инновационными элементами программы являются:

  1. Широкое применение цифровых носителей информации, что позволяет:

  • повысить качество обучения (на носителях для самостоятельной работы студентов выдаются задания на дом),

  • повысить интерес к обучению (давая возможность выполнять учебные и творческие работы по предмету в современных формах, например создавать их в мультимедийной форме)

  1. Широкое использование иллюстративных материалов (аудио иллюстраций, схем, формул, таблиц, фотографий).

  2. Включение в программу приложения, включающего основные схемы и таблицы.

  3. Принцип межпредметной связи, изучение объектов исследования во взаимосвязи между ними и специальными дисциплинами

  4. Большая роль практикумов как фактора активизации познавательной

деятельности студентов:

    • Слуховой и информационный анализ произведений

    • Сравнительный анализ

    • Самостоятельный анализ материала

  1. Применение проблемного вида обучения и поискового метода работы.


УЧЕБНО-тематический план


Наименование разделов и тем


Максимальная нагрузка студентов

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студентов




Всего

В том числе,

прак. занятия

1 семестр




















1.

Музыка и средства музыкальной выразительности.




1

0,5

1

2.

Музыкальный звук




4

2,5

1,5

2.1

Музыкальный звук и его свойства. Клавиатура.




2,5

1,5




2.2

Музыкальный строй. Звукоряд.




1,5

1




3.

Нотное письмо.





4

2

1

3.1

Нотный стан. Ключи. Ноты.




1,5

0,5




3.2

Длительности звуков, паузы.




1,5

1




3.3

Знаки сокращения нотного письма.




1

0,5




4.

Организация звуков во времени




6

3

2

4.1

Метр. Такт. Размер. Схемы дирижирования.




2

1




4.2

Взаимосвязь метра и ритма. Группировка длительностей. Мелизмы.




3

1,5




4.3

Характер исполнения. Темп. Динамические оттенки.




1

0,5




5

Лад




2

1

3

5.1

Понятие о ладе. Музыкальная система. Гамма.Тональность.




1

0,5




5.2

Мажорный лад и гамма




1

0,5







Контрольный урок




2




























Итого за 1 семестр

24

19

9

8,5

2 семестр


5

Лад




3

1,5




5.3

Минорный лад, минорная гамма.

Параллельный, одноименный минор




2

1




5.4

Транспозиция, отклонение, модуляция. Каденция и секвенция




1

0,5




6

Интервалы.




6

3

2

6.1

Простые интервалы. Диссонансы, консонансы.




3

1,5




6.2

Интервалы на ступенях лада.




2

1




6.3

Обращение интервалов.




1

0,5




7

Аккорды




6

3

2

7.1

Трезвучия.

Обращение трезвучий.




4

2




7.2

Септаккорды.




2

1




8

Строение музыкального произведения.




2

1

1

8.1

Строение мелодии (Мелодия и средства ее организации, период, кульминация и цезуры, простейшие формы). Секвенция.




2

1




9

Виды музыкального склада.




1

0,5







Зачет
















Итого за 2 семестр

21

18

8

5




ИТОГО

45

37

17

13,5


СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

1 семестр

РАЗДЕЛ 1. Музыка и средства музыкальной выразительности.

Понятие о музыке, как виде искусства. Роль музыки в драматическом действии. Основные средства музыкальной выразительности, их значение. Показ элементов музыкальной речи на примерах из музыкальной литературы: мелодия, регистр, тесситура, диапазон, штрих, гармония, диссонанс, консонанс, ритм, размер, темп, лад, динамика, тембр, фактура, форма, жанр.

Практика: разбор таких элементов как: мелодия, гармония, ритм, лад, динамика, темп.

Муз. примеры: Шопен Прелюдия №20, Глинка хор «Славься» из оперы «Иван Сусанин». Бетховен «Сурок», Чайковский «Баркарола», Рахманинов Мелодия», Моцарт «Рондо» из сонаты ля мажор
РАЗДЕЛ 2. Музыкальный звук

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности 070201 Актерское искусство» и является...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс по учебной дисциплине «Пластическое...
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В цикле дисциплин специальных, согласно учебного плана специальности 070201 (специализации 070201. 03 ) «Актерское искусство» колледжа...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности:...
Новакаускене Елена Юрьевна – директор гук то «Учебно-методический центр художественного образования, развития и поддержки молодых...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки студентов по курсу «Методика обучения основам народно-сценического танца»
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс
Курс “Искусство Древнего Востока” является общепрофессиональным предметом и предназначен для I курса студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Геоэкология»
Л. В. Переладова. Гидроэкология подземных вод: учебно-методический комплекс для студентов эколого-географического факультета, обучающихся...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Речной сток и гидрологические расчеты: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070201 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности «Гидрология»
Л. В. Переладова. Гидрогеология: Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности «Гидрология». Тюмень: Издательство...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск