Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе





Скачать 53.66 Kb.
НазваниеФормирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе
Дата публикации14.08.2014
Размер53.66 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ
Н.А. Багрова, кандидат исторических наук, доцент

Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия

В.В. Решетникова, учитель истории высшей категории

Средняя общеобразовательная школа № 16, г.Таганрог, Россия
В современной России образование вообще и обществоведческое в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1, с. 4].

С 2009 г. в Российской Федерации Единый государственный экзамен вступил в штатный режим. Из всех учебных предметов, которые сдаются выпускниками 11-х классов по выбору, предмет «Обществознание» является наиболее массовым экзаменом. Его результат востребован большим количеством учреждений высшего профессионального образования. Для сравнения приведем следующие цифры: в 2009 г. экзамен сдавало 446390 человек, что составляет 44,2 % выпускников, в 2008 г. – 132102 человека [2, с.38]. Поэтому на сегодняшний день учителя обществознания поставлены в сложную ситуацию. Перед учителем, прежде всего, стоит непростая задача: как в условиях обычного школьного урока, который в условиях модернизации образования и введения новых образовательных стандартов по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса, выполнить учебную программу, в соответствие с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по обществознанию и максимально эффективно подготовить своих учеников к успешной сдаче ЕГЭ.

В данной статье авторы ставят следующую цель: определить методические задачи, стоящие перед учителем на уроке и охарактеризовать ряд заданий, выполнение которых вызывает у выпускников наибольшие затруднения.

Как показывает практика, подготовка учащихся к ЕГЭ оказывает большое влияние на качество преподавания обществознания. От профессиональных качеств учителя непосредственно будет зависеть успех ученика на экзамене. Преподаватель на уроках в выпускном классе за основу своей деятельности должен взять следующее правило: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика». В первую очередь необходимо отойти от традиционных форм обучения, совершенствовать своё педагогическое мастерство, включающее использование на уроках:

  • различных методик, обеспечивающих формирование ключевых компетенций обучающихся, необходимых для решения поставленных задач по изучению курса обществознания и призванных стимулировать деятельностный характер учебного процесса;

  • инновационных педагогических технологий для организации активной познавательной деятельности обучающихся, результатом которой должно стать формирование у учащихся прочных, осознанных знаний и умений;

  • информационно-коммуникативных технологий позволяющих по-новому использовать на уроках обществознания текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию, пользоваться самыми различными источниками информации;

  • осуществлять дифференцированный подход к обучающимся.

Итак, остановимся на некоторых проблемах, которые возникают у учителей при работе с обучающимися, выбравшими ЕГЭ по обществознанию для поступления в вузы.

Во-первых, учителя и учащиеся должны работать с контрольно-измерительными материалами, соответствующими требованиям Спецификации экзаменационной работы по обществознанию для выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений 2010 г., подготовленной Федеральным институтом педагогических измерений.

Во-вторых, акцентировать внимание обучающихся на том, что в 2010 году в контрольно-измерительные материалы были введены новые содержательные единицы, которые не встречались в заданиях в предыдущие годы. Это касается таких тем, как: «Права и обязанности налогоплательщика», «Особенности административной юрисдикции», «Организационно-правовые формы и режим предпринимательской деятельности», «Споры, порядок их рассмотрения», «Основные принципы гражданского процесса», «Особенности уголовного процесса», «Законотворческий процесс в Российской Федерации». Как видно из приведенного перечня, усвоение содержания данных вопросов особенно пригодятся тем абитуриентам, которые выбрали юридический и экономический профиль в вузе.

В-третьих, опыт работы с учащимися классов третьей ступени общеобразовательной школы показывает, что для обучающихся наиболее сложными являются задания социально-экономического, политического и юридического характера. В части «Экономика» непростыми для выпускников представляются такие вопросы, как: Измерители экономической деятельности? Экономическое содержание собственности? Рынок труда и проблема безработицы? Необходимо уметь характеризовать специфические черты рынка труда и трудовых услуг, понимать факторы, влияющие на формирование заработной платы. Особое внимание следует обратить на повторение сущности, причин и видов безработицы, а также вопроса о методах борьбы с безработицей.

При разборе заданий, относящихся к теме «Право», особое внимание надлежит обратить на вопросы: право в системе социальных норм; правоотношения и правонарушения; основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в РФ; Федерация, её субъекты; институт президентства; законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Следует отметить, что почти все вопросы, относящиеся к правовому регулированию общественных отношений, можно отнести к проблемным для выпускников. Очевидно, это во многом связано со строгой формальной определенностью правовых знаний.

И конечно же, одними из наиболее сложных в части С экзаменационной работы являются задания, предполагающие осуществление обучающимся логической процедуры конкретизации (задания С3, С4, С6, С7) и написание эссе. Выполнение данных заданий оценивается наибольшим количеством баллов. В обществоведческом курсе конкретизация предполагает, в первую очередь, проецирование теоретических знаний на социальную реальность с опорой на личный социальный опыт ученика. В КИМах Единого государственного экзамена по обществознанию используются три типа заданий на проверку сформированности умения выполнять логическую операцию конкретизации: раскрыть какое-либо теоретическое положение на примерах; подтвердить или опровергнуть с помощью примеров какое-либо суждение; проиллюстрировать какой-либо социальный объект, явление, процесс или теоретическое положение с помощью примеров [3, с.54].

Таким образом, акцентирование внимания учителя на наиболее сложных заданиях, работа на уроках с текстами научно-популярной и публицистической литературы, привлечение материалов электронных и печатных СМИ позволит обучающимся успешно подготовиться к ЕГЭ и поступить в желаемый вуз.

Литература:

  1. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г №1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года».

  2. Котова, О.А. ЕГЭ по обществознанию: задания на конкретизацию / О.А. Котова // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 4

  3. Лакоценина, Т.П. Современный урок. Часть 4: Альтернативные уроки. / Т.П. Лакоценина, Е.Е. Алимова, Л.М. Оганезова. – Ростов н/Д: Издательство «Учитель», 2007

  4. Рутковская, Е.Л. ЕГЭ и обществоведческое образование /Е.Л. Рутковская // Преподавание истории и обществознания в школе. – 2010. – № 2.

  5. Стандарт полного (общего) образования по обществознанию (включая экономику и право). Базовый уровень. Сборник нормативных документов. Обществознание / Сост. Днепров Э.Д., Аркадьев А.Г. – М.: Дрофа, 2004 г.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconТворческий отчет формирование ключевых компетенций обучающихся в...
Выступление на педагогическом совете по обобщению опыта работы по теме: Формирование ключевых социальных компетенций обучающихся...
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconОтчет о деятельности шмо учителей начальных классов
«Формирование ключевых компетенций у младших школьников как одно из направлений модернизации российского образования»
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconПроектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся
Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности...
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе icon«Организация внеклассной работе по географии как одно из условий...
Географическая любознательность учеников из-за ограниченного времени (даже при большом мастерстве учителя) не может быть удовлетворена...
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconТема: Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования
Цель: Создание условий для наиболее полного развития субъектов образовательного процесса через формирование ключевых компетенций
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconВостребованными становятся такие качества личности
Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование традиционных и современных образовательных технологий
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconАнализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год
«Формирование ключевых компетенций у учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения»
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Педагогический коллектив боу во «Череповецкий центр пмсс» в 2010-2011 уч году работал над единой методической темой «Формирование...
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема: «Формирование ключевых компетенций у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности»
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Воспитание и развитие коммуникативной культуры современного ученика – одно из приоритетных направлений педагогической практики последних...
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconФормирование и развитие исследовательской компетенции обучающихся
...
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
...
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconФормирование познавательно-информационной компетенции обучающихся...
Ого общего образования предусматривает умение современного школьника осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность...
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Районный семинар учителей математики «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами математики»
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconРабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком
Исследовательская деятельность направлена на формирование ключевых компетенций обучающихся: ценностно-смысловых, учебно-познавательных,...
Формирование ключевых компетенций обучающихся старшей школы как одно из условий подготовки к обучению в вузе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема работы школы: «Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск