Скачать 53.66 Kb.
|
ФОРМИРОВАНИЕ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ СТАРШЕЙ ШКОЛЫ КАК ОДНО ИЗ УСЛОВИЙ ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ В ВУЗЕ Н.А. Багрова, кандидат исторических наук, доцент Ростовский государственный университет путей сообщения, Россия В.В. Решетникова, учитель истории высшей категории Средняя общеобразовательная школа № 16, г.Таганрог, Россия В современной России образование вообще и обществоведческое в частности служит важнейшим ресурсом социально-экономического, политического и культурного развития общества и его граждан. Начало XXI века характеризуется динамизмом социальных процессов в стране и мире, широкими информационными контактами в постиндустриальном обществе, глобализацией в различных сферах жизни, частым и тесным взаимодействием представителей различных этнических и социальных групп. Все это порождает новые требования к образованию молодого поколения. Стратегической целью государственной политики в области образования является повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [1, с. 4]. С 2009 г. в Российской Федерации Единый государственный экзамен вступил в штатный режим. Из всех учебных предметов, которые сдаются выпускниками 11-х классов по выбору, предмет «Обществознание» является наиболее массовым экзаменом. Его результат востребован большим количеством учреждений высшего профессионального образования. Для сравнения приведем следующие цифры: в 2009 г. экзамен сдавало 446390 человек, что составляет 44,2 % выпускников, в 2008 г. – 132102 человека [2, с.38]. Поэтому на сегодняшний день учителя обществознания поставлены в сложную ситуацию. Перед учителем, прежде всего, стоит непростая задача: как в условиях обычного школьного урока, который в условиях модернизации образования и введения новых образовательных стандартов по-прежнему остается основной формой организации учебного процесса, выполнить учебную программу, в соответствие с Обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования по обществознанию и максимально эффективно подготовить своих учеников к успешной сдаче ЕГЭ. В данной статье авторы ставят следующую цель: определить методические задачи, стоящие перед учителем на уроке и охарактеризовать ряд заданий, выполнение которых вызывает у выпускников наибольшие затруднения. Как показывает практика, подготовка учащихся к ЕГЭ оказывает большое влияние на качество преподавания обществознания. От профессиональных качеств учителя непосредственно будет зависеть успех ученика на экзамене. Преподаватель на уроках в выпускном классе за основу своей деятельности должен взять следующее правило: «Эффективность урока – стимул к успеху учителя и ученика». В первую очередь необходимо отойти от традиционных форм обучения, совершенствовать своё педагогическое мастерство, включающее использование на уроках:
Итак, остановимся на некоторых проблемах, которые возникают у учителей при работе с обучающимися, выбравшими ЕГЭ по обществознанию для поступления в вузы. Во-первых, учителя и учащиеся должны работать с контрольно-измерительными материалами, соответствующими требованиям Спецификации экзаменационной работы по обществознанию для выпускников 11-х (12-х) классов общеобразовательных учреждений 2010 г., подготовленной Федеральным институтом педагогических измерений. Во-вторых, акцентировать внимание обучающихся на том, что в 2010 году в контрольно-измерительные материалы были введены новые содержательные единицы, которые не встречались в заданиях в предыдущие годы. Это касается таких тем, как: «Права и обязанности налогоплательщика», «Особенности административной юрисдикции», «Организационно-правовые формы и режим предпринимательской деятельности», «Споры, порядок их рассмотрения», «Основные принципы гражданского процесса», «Особенности уголовного процесса», «Законотворческий процесс в Российской Федерации». Как видно из приведенного перечня, усвоение содержания данных вопросов особенно пригодятся тем абитуриентам, которые выбрали юридический и экономический профиль в вузе. В-третьих, опыт работы с учащимися классов третьей ступени общеобразовательной школы показывает, что для обучающихся наиболее сложными являются задания социально-экономического, политического и юридического характера. В части «Экономика» непростыми для выпускников представляются такие вопросы, как: Измерители экономической деятельности? Экономическое содержание собственности? Рынок труда и проблема безработицы? Необходимо уметь характеризовать специфические черты рынка труда и трудовых услуг, понимать факторы, влияющие на формирование заработной платы. Особое внимание следует обратить на повторение сущности, причин и видов безработицы, а также вопроса о методах борьбы с безработицей. При разборе заданий, относящихся к теме «Право», особое внимание надлежит обратить на вопросы: право в системе социальных норм; правоотношения и правонарушения; основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в РФ; Федерация, её субъекты; институт президентства; законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации. Следует отметить, что почти все вопросы, относящиеся к правовому регулированию общественных отношений, можно отнести к проблемным для выпускников. Очевидно, это во многом связано со строгой формальной определенностью правовых знаний. И конечно же, одними из наиболее сложных в части С экзаменационной работы являются задания, предполагающие осуществление обучающимся логической процедуры конкретизации (задания С3, С4, С6, С7) и написание эссе. Выполнение данных заданий оценивается наибольшим количеством баллов. В обществоведческом курсе конкретизация предполагает, в первую очередь, проецирование теоретических знаний на социальную реальность с опорой на личный социальный опыт ученика. В КИМах Единого государственного экзамена по обществознанию используются три типа заданий на проверку сформированности умения выполнять логическую операцию конкретизации: раскрыть какое-либо теоретическое положение на примерах; подтвердить или опровергнуть с помощью примеров какое-либо суждение; проиллюстрировать какой-либо социальный объект, явление, процесс или теоретическое положение с помощью примеров [3, с.54]. Таким образом, акцентирование внимания учителя на наиболее сложных заданиях, работа на уроках с текстами научно-популярной и публицистической литературы, привлечение материалов электронных и печатных СМИ позволит обучающимся успешно подготовиться к ЕГЭ и поступить в желаемый вуз. Литература:
|
Творческий отчет формирование ключевых компетенций обучающихся в... Выступление на педагогическом совете по обобщению опыта работы по теме: Формирование ключевых социальных компетенций обучающихся... | Отчет о деятельности шмо учителей начальных классов «Формирование ключевых компетенций у младших школьников как одно из направлений модернизации российского образования» | ||
Проектная деятельность как способ формирования ключевых компетенций учащихся Основной задачей обучения на современном этапе является формирование ключевых компетенций, необходимых для практической деятельности... | «Организация внеклассной работе по географии как одно из условий... Географическая любознательность учеников из-за ограниченного времени (даже при большом мастерстве учителя) не может быть удовлетворена... | ||
Тема: Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования Цель: Создание условий для наиболее полного развития субъектов образовательного процесса через формирование ключевых компетенций | Востребованными становятся такие качества личности Формирование ключевых компетенций обучающихся через использование традиционных и современных образовательных технологий | ||
Анализ методической работы школы за 2012-2013 учебный год «Формирование ключевых компетенций у учащихся в условиях личностно-ориентированного обучения» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Педагогический коллектив боу во «Череповецкий центр пмсс» в 2010-2011 уч году работал над единой методической темой «Формирование... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема: «Формирование ключевых компетенций у обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Воспитание и развитие коммуникативной культуры современного ученика – одно из приоритетных направлений педагогической практики последних... | ||
Формирование и развитие исследовательской компетенции обучающихся ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... ... | ||
Формирование познавательно-информационной компетенции обучающихся... Ого общего образования предусматривает умение современного школьника осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Районный семинар учителей математики «Формирование ключевых компетенций обучающихся средствами математики» | ||
Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению хочу быть химиком Исследовательская деятельность направлена на формирование ключевых компетенций обучающихся: ценностно-смысловых, учебно-познавательных,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Тема работы школы: «Формирование ключевых компетенций через развитие мотивационной сферы участников образовательного процесса» |