Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования





Скачать 142.33 Kb.
НазваниеМинистерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования
Дата публикации10.07.2013
Размер142.33 Kb.
ТипЛитература
100-bal.ru > Право > Литература
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования

«Томский государственный педагогический университет»
(ТГПУ)


Утверждаю

________________________

декан факультета/

директор института

«___» ___________ 20__ года


рабочая Программа учебной дисциплины
М.1. 02 Методология и методы научного исследования

Трудоемкость (в зачетных единицах) ____3_____

Направление подготовки 050100 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Магистерские программы

СОВРЕМЕННОЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: МЕДИАКУЛЬТУРА И КОММУНИКАЦИИ

ЛИТЕРАТУРА И МАСС-МЕДИА

ЛИНГВОКУЛЬТУРОЛОГИЯ
Квалификация (степень) выпускника МАГИСТР

      1. Цели изучения дисциплины.


Програма магистерского курса «Методология и методы научного исследования» составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и учебным планом по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование.

Данный курс направлен на формирование компетентного специалиста-филолога, ориентированного на самостоятельную научно-исследовательскую работу в области филологии.

Цель дисциплины заключается в формировании системного представления о методах научных исследований.

Задачи курса:

      1. Дать общее представление о процессе научного исследования.

      2. Дать общее представление о методах и методологии научного исследования.

      3. Дать представление о специфике научного исследования в филологии и смежных областях

      4. Углубить навыки проведения научного исследования в флологии и смежных областях.


2. Место учебной дисциплины в структуре основной образовательной программы.
Освоение курса предполагает наличие у магистранта базовых навыков проведения научного исследования, полученных в процессе подготовки рефератов и курсовых работ при обучении по программе бакалавриата, а также знаний о методах лингвистического и литературоведческого исследования, полученных в рамках профильных курсов. Данный курс призван систематизировать и углубить эти знания и навыки и подготовить учащихся к написанию магистерской диссертации.
3. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
В результате изучения курса «Методология и методы научного исследования» у магистрантов должны быть сформированы следующие компетенции:

  • способность совершенствовать и развивать свой общеинтеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1);

  • способность к самостоятельному освоению новых методов исследования, к изменению научного профиля своей профессиональной деятельности (ОК-3);

  • способность формировать ресурсно-информационные базы для решения профессиональных задач (ОК-4);

  • способность руководить исследовательской работой обучающихся (ПК-4);

  • готовность самостоятельно осуществлять научное исследование с использованием современных методов науки (ПК-7).


4. Общая трудоемкость дисциплины ___3___ зачетных единицы и виды учебной работы.

Вид учебной работы

Трудоемкость (в соответствии с учебным планом)

(час)

Распределение по семестрам (в соответствии с учебным планом)

(час)

Всего

1

2

3

Аудиторные занятия

34




34




Лекции

17




17




Практические занятия

17




17




Семинары













Интерактив

17




17




Самостоятельная работа

74




74




Курсовой проект (работа)













Реферат













Расчётно-графические работы













Формы текущего контроля

Проверка и оценивание рефератов, заслушивание устных сообщений, выступлений в ходе дискуссий, круглых столов










Формы промежуточной аттестации в соответствии с учебным планом







зачет






5. Содержание учебной дисциплины (модуля).


    1. Разделы учебной дисциплины (модуля).

п/п

Наименование раздела дисциплины (темы)

Виды учебной работы (час)

(в соответствии с учебным планом)

лекции

практические (семинары)

интерактив

самостоятельные

1

Научное исследование. Этапы научно-исследовательской работы

2

0

0

4

2

Философские и общенаучные методы научного исследования

5

4

4

20

3

Частные и специальные методы научного исследования

5

4

4

20

4

Планирование научно-исследовательской работы

1

3

3

6

5

Сбор научной информации

2

2

2

20

6

Общие требования к научно-исследовательским работам

2

4

4

4



5.2. Содержание разделов дисциплины (модуля).
1. Научное исследование. Этапы научно-исследовательской работы.

Понятийный аппарат научного исследования. Классификация научных исследований. Этапы научного исследования и их содержание.
2. Философские и общенаучные методы научного исследования.

Понятие метода. Философские методы: диалектический и метафизический. Общелогические способы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия. Формализация, конкретизация, моделирование. Общенаучные методы исследования: научное описание, системный анализ. Статистические методы исследования. Ошибки научного исследования.
3. Частные и специальные методы научного исследования.

Специфика филологического исследования. Функциональный метод в филологии. Сопоставительный метод в филологии. Частные методы лингвистики. Экспериментальные методы в лингвистике. Экспериментальные методы исследования текста.
4. Планирование научно-исследовательской работы.

Подготовительный этап научно исследовательской работы. Выбор темы и обоснование актуальности исследования. Постановка целей и задач. Формулировка научной гипотезы.
5. Сбор научной информации.

Поиск источников информации. Работа с литературой. Принципы реферирования. Сбор материала для исследования. Оформление и оптимизация материала.
6. Общие требования к научно-исследовательским работам.

Этика научного исследования. Общие требования к содержанию научной работы. Структура научно-исследовательской работы. Общие требования к оформлению научных работ.

6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины.
6.1. Основная литература


  1. Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов / И. П. Пастухова, Н. В. Тарасова. – М.: Академия, 2010. – 159 с.

  2. Степанов, Ю. С. Методы и принципы современной лингвистики / Ю. С. Степанов. – М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 311 с.

  3. Ушаков, В. М. Основы научных исследований / В. М. Ушаков, С. Л. Миньков, Д. В. Озеркин ; под ред. В. М. Ушакова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2002. – 287 с.


6.2. Дополнительная литература


  1. Болотнова, Н. С. Филологический анализ текста / Н. С. Болотнова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2006. – 630 с.

  2. Грекова, И. Необязательные украшения [Электронная версия статьи] / И.Грекова. - Режим доступа : http://vivovoco.rsl.ru/VV/PAPERS/LOTMAN/_YGREKOVA.HTM.

  3. Коэн, М., Нагель, Э Введение в логику и научный метод /M.Коэн, Э.Нагель. – Челябинск : Социум, 2010. – 652 с.

  4. Основы научных исследований / В. А. Власов, А. А. Степанов, Л. М. Зольникова, Б. Б. Мойзес. – Томск : издательство ТПУ, 2007. – 201 с.

  5. Чебанюк, Т. А. Методы изучения культуры / Т. А. Чебанюк – СПб: Наука, 2010. – 349 с.


6.3. Средства обеспечения освоения дисциплины.
Рекомендуется использовать в качестве дополнительного источника материала электронные ресурсы:

Филолингвия. - Режим доступа : http://filolingvia.com

Philology.ru. - Режим доступа : http://www.philology.ru

6.4. Материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля).



п/п

Наименование раздела

(темы) учебной

дисциплины (модуля)

Наименование

материалов обучения,

пакетов программного

обеспечения

Наименование технических и аудиовизуальных средств, используемых с целью демонстрации материалов

1

Сбор научной информации

Электронный каталог научной библиотеки ТГПУ

компьютер



7. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины.

7.1. Методические рекомендации (материалы) преподавателю

Дааный курс рекомендуется ориентировать в соответствии с научными интересами магистрантов. При этом одной из форм самостоятельной работы может быть подготовка тех или иных элементов магистерской диссертации. Например, написание введения или его части, составление списка литературы и т. д.
7.2. Методические рекомендации для студентов.
Для того чтобы наиболее полно использовать данный курс при подготовке собственной научной работы рекомендуется избирать для подготовки рефератов и выступлений литературу, которая соответствует теме вашего исследования.

Самостоятельная работа в рамках курса предполагает чтение, конспектирование и реферирование научной литературы, подготовку выступлений, выполнение индивидуальных заданий, связанных с темой магистерской диссертации.
8. Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся.
8.1. Примерная тематика рефератов (докладов, эссе):

      1. Развитие лингвистической науки: структурная парадигма.

      2. Развитие лингвистической науки. антропоцентрическая парадигма. .

      3. Методы анализа текста: герменевтика (или другой, по выбору студента).

      4. Применение математических методов в филологических науках - плюсы и минусы.

      5. Применение машинных методов в филологических науках.

      6. Частные методы лингвистики (по выбору студента)


8.2. Вопросы и задания для самостоятельной работы, в том числе групповой самостоятельной работы обучающихся:

  1. Составьте план своего исследования.

  2. Подготовьте обоснование актуальности темы исследования.

  3. Сформулируйте цели и задачи научного исследования.

  4. Опишите методику научного исследования.

  5. Составьте список литературы по данной (своей) теме.

  6. Подготовьте материалы для экспериментального исследования.

  7. Проведите психолингвистический/ ассоциативный эксперимент.

  8. Обработайте результаты эксперимента.


8.3. Вопросы для диалогов, обсуждений, дискуссий, экспертиз:

    1. Смена методологических парадигм в филологических науках: линия или цикл.

  1. Применение математических методов в филологических науках: плюсы и минусы.



8.4.Тест рубежного контроля (контрольная точка)
1. Научное предположение о связи явлений или об их причинах называется


  • гипотезой:

  • аксиомой;

  • теорией.


2. Постулат в рамках гипотезы — это то же, что __________________ в рамках теории.
3. Индукцией называется


  • способ рассуждения, в котором общий вывод о свойствах предметов и явлений строится на основе отдельных фактов или частных посылок;

  • переход от общих рассуждений или суждений к частным. Вывод новых положений с помощью законов и правил логики;

  • логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, при этом устанавливаются общие свойства и признаки исследуемых объектов.


4. Основы метафизического метода познания были сформулированы


  • Аристотелем;

  • Декартом;

  • Кантом.


5. Одно из ключевых понятий теории познания, связанное с именами Платона, Гегеля, Маркса и Энгельса (назовите термин)

6. Вставьте пропущенный термин:
Степень вероятности получения правильного умозаключения по _________ будет тем выше: 1) чем больше известно общих свойств у сравниваемых объектов; 2) чем существеннее обнаруженные у них общие свойства и 3) чем глубже познана взаимная закономерная связь этих сходных свойств. При этом нужно иметь в виду, что если объект, в отношении которого делается умозаключение по _________ с другим объектом, обладает каким-нибудь свойством, не совместимым с тем свойством, о существовании которого должен быть сделан вывод, то общее сходство этих объектов утрачивает всякое значение.
7. Когда при наблюдении фиксируется не сам объект, а результаты его воздействия на другие объекты, такое наблюдение называется


  • непосредственным;

  • опосредованным;

  • косвенным.


8. Эксперимент отличается от наблюдения


  • использованием специальных инструментов и условий для наблюдения;

  • наличием цели и плана;

  • вмешательством наблюдателя в ход процессов;


9. Основным подтверждением научности эксперимента является


  • соответствие результатов первоначальной гипотезе;

  • возможность получения тех же результатов в тех же условиях;

  • формальное представление результатов в виде таблиц и графиков


10. Современная парадигма лингвистической науки -


  • текстоцентрическая

  • антропоцентрическая

  • структурная


8.5. Вопросы к зачету


  1. Цели научного исследования. Понятие научного знания.

  2. Аксиома, гипотеза, теория, как основные понятия методологии науки.

  3. Классификация научных исследований.

  4. Этапы научно-исследовательской работы.

  5. Понятие научного метода.

  6. Философские методы: диалектический и метафизический.

  7. Анализ и синтез как общелогические методы исследования.

  8. Индукция как общелогический методы исследования. Метод единственного сходства, метод единственного различия.

  9. Дедукция как общелогический метод исследования.

  10. Индуктивно-дедуктивные методы исследования: соединенный метод сходства и различия, метод остатков.

  11. Теоретические методы исследования: абстрагирование, идеализация, формализация.

  12. Эмпирические методы исследования: наблюдение, эксперимент.

  13. Математические методы исследования.

  14. Специфика филологического исследования.

  15. Функциональный метод в филологии.

  16. Сопоставительный метод в филологии.

  17. Частные методы лингвистики (один-два примера).

  18. Экспериментальные методы в лингвистике (общий обзор).

  19. Экспериментальные методы исследования текста.

  20. Этика научного исследования.



Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с учебным планом, федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.68 Педагогическое образование

Рабочая программа учебной дисциплины составлена:

к.ф.н., доцентом кафедры теории языка

и методики обучения русскому языку и литературе _______________Л.В. Дубиной

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconРабочие программы учебных дисциплин (модулей) министерство образования...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМетодические указания Новокузнецк 2012 Министерство образования и...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconПрограмма учебной практики министерство образования и науки российской...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМагистрской диссертации
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального...
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации Федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное...
В. од. 3 «причины и предупреждение преступлений в сфере экономической деятельности»
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки Российской Федерации федеральное...
Использование шин и шинопроводов на электрических станциях и подстанциях и их выбор
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство здравоохранения российской федерации n 1630н министерство...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Министерство образования и науки российской федерации федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждениЕ высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Гос впо по специальности 030401. 65 История утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №308гум /сп


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск