Урок – обобщения по теме: «Право в нашей жизни». Для учащихся 11 «А» профильного класса.
Цель: Обобщить изученный материал по отраслевой системе права , вспомнить то,что система российского права подразделяется на крупные составные части - отрасли; рассмотреть основные отрасли права.
Задачи: Обучающая: Вспомнить основные особенности законодательства РФ, реализующего права , научить элементарным умениям правильного поведения в гражданских правоотношениях. Через решение правовых задач подготовится к единому государственному экзамену.
Развивающая: Развитие логического мышления и речи учащихся через решение задач по основным отраслям права. Учиться вести дискуссию, используя материал учебника, составить опорные схемы по трудовому, уголовному и гражданскому праву, учиться работать в малой группе
Воспитывающая: Воспитание уважения к праву, воспитание гражданственности, уважения к праву, воспитание дисциплинированности, воспитание уважительного отношения к собеседникам.
Понятия: отрасль права, конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, уголовное право, семейное право.
Материалы: учебная литература, карточки, презентация.
Ход урока.
План занятия:
Конституционное право.
Административное право.
Уголовное право.
Гражданское право.
Трудовое право.
Семейное право
Организационный момент. Учащиеся с начала урока рассаживаются по группам (3 группы). На доске записана тема, цель и задачи занятия: Учитель представляет тему урока, объясняет план работы на уроке.
Повторение изученного материала.
Выступление преподавателя: Вам известно, что система российского права подразделяется на крупные составные части - отрасли.
Отрасль права - совокупность норм, регулирующих какую-либо сферу общественных отношений. К ведущим отраслям российского права относятся:
государственное (конституционное),
административное,
уголовное,
гражданское,
семейное,
трудовое право.
Сегодня мы с вами вспомним некоторые из этих отраслей. На предыдущих уроках мы изучили, основные отросли права, и сегодня наша задача систематизировать изученный материал. Домашним заданием было составить вопросы по отраслям права. Далее учащиеся выступают с вопросами, отвечают на вопросы согруппников. Обсуждение, вопросы, оценивание выступающих. Далее каждая группа решает 3 юридические задачи по представленным отраслям права (карточки с заданиями выдаёт преподаватель), ( на работу выделяется 15 минут). Задачи по конституционному праву: 1. Поздним вечером на станции метро сотрудник милиции потребовал, чтобы гражданин К. предъявил свой паспорт. К. ответил, что он проживает в гостинице, а паспорт находится на прописке. X доставили в отделение милиции, обыскали. В специальном журнале подробно записали вес данные и при этом оскорбили. а) Правомерны ли действия работников милиции? б) Как должен вести себя гражданин в случае задержания? 2. Евгений учится на втором курсе колледжа, на дневном отделении. а) Могут ли Евгения призвать в армию во время учёбы? б) Если Евгений закончит ВУЗ, призовут ли его на военную службу? 3. Студент Николай Сунгуров связался с дурной компанией и почти всю стипендию стал тратить на спиртные напитки. На замечания и критику администрации и своих товарищей Сунгуров отвечал, что хотя ему 17 лет, но по закону он вправе самостоятельно распоряжаться своим заработком и стипендией. Усыновитель Сунгуров обратился в суд с просьбой лишить его права самостоятельно распоряжаться стипендией, - т. е. ограничить его дееспособность. а) Соответствует ли закону заявление Сунгурова об имущественной самостоятельности? б) Вправе ли суд ограничить дееспособность подростка? Задачи по административному праву: Трое подростков 14 - 15 лет в пьяном виде бродили но улице города, зашли "отдохнуть" в парк культуры и отдыха, приставали к прохожим, вели себя развязно. На замечания окружающих реагировали негативно. а) Есть ли в действиях подростков правонарушение? б) Какое наказание предусмотрено за подобные действия? 2. Во дворе колледжа группа учащихся посадила 15 саженцев. Битов, известный в колледже хулиган, был изгнан с урока за нарушение дисциплины, вышел во двор и выдернул все саженцы. а) Оцените поведение Битова с позиции закона; б) Правомерно ли наложен штраф на Битова? Его возраст - 16 лет. 3. В колледже рядом с кабинетом информатики висел огнетушитель, там же находился и противопожарный кран. Петренко и Федоров из хулиганских побуждений постоянно приводили их в непригодное состояние, за что неоднократно наказывались. Вызовы их родителей также не давали положительного результата. Однажды в колледже возник пожар, который из-за очередной неисправности противопожарных средств (по вине Петренко и Федорова) причинил зданию ущерб на сумму 50 тыс. рублей. Администрация и инспектор Пыжов составили акт о привлечении виновников к административной ответственности. Петренко и Федоров виновными себя не признали. а) Можно ли привлечь Петренко и Федорова к административной ответственности? б) Как будет возмещаться материальный ущерб, причиненный пожаром?
Задачи по уголовному праву:
1. Студенты техникума Пашин и Ревов поздно вечером подверглись нападению трех лиц, находящихся в нетрезвом состоянии. Во время драки Ревов причинил одному из нападавших - Бурскому тяжкие телесные повреждения. Задержанные хулиганы предстали перед судом. Однако Бурский предъявил к потерпевшему Ревову иск о взыскании ущерба за вред, причиненный во время драки, включая стоимость порванных пальто и костюма. Хулиганы были осуждены к лишению свободы, а в иске суд отказал. а) Что понимается под необходимой обороной? б) В чем состоит правомерность действий лиц в состоянии необходимой обороны? 2. Днем в квартиру позвонили грабители. Услышав детский голос, они спросили: "Мальчик, ты один"? - "Нет, с Мусиком". Поняв, что в квартире один ребенок с кошкой, грабители взломали дверь. Мусиком оказался волкодав, который одного грабителя загрыз насмерть, а второго спасли прибежавшие на крики соседи. а) Как можно квалифицировать действия грабителей? б) Правомерно ли привлекать хозяев квартиры за убийство и за причиненные телесные повреждения грабителям?
3.Клюев предложил Свиридову совершить кражу из квартиры директора коммерческого магазина, указал место расположения дома и квартиры, распорядок дня хозяина. Свиридов в установленное время, когда хозяин квартиры должен отсутствовать, проник в квартиру и начал собирать ценные вещи. Однако, хозяин вернулся раньше обычного и застал Свиридова в квартире. Тогда Свиридов ударил хозяина и убил его, а с вещами скрылся. а) Квалифицируйте действия Клюева и Свиридова.
б) Какое решение будет принято судом.
После решения и обсуждения задач, каждая группа получает одну из отраслей права, составляет схему по правовой системе, представляет другим группам, отвечает на вопросы других групп и преподавателя. (На работу в группах даётся 10 минут . I группа - уголовное право; II группа - гражданское право; III группа - трудовое право.
С окончанием выступления учащихся, учитель показывает детям презентацию,( за ранее приготовленную учителем), на которой схематично представлены структуры всех отраслей права. Очередной раз проговариваются все элементы отраслевой системы права.
Итог урока.
Выступление педагога. Сегодня на уроке мы вспомнили отраслевую систему права. Через решение задач, слайдовую презентацию мы закрепили изученный материал. Сегодняшний урок по правовой системе не только поможет вам при сдаче ЕГЭ, но даст правильный ориентир в жизни. |