ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ЮГО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
СПЕЦИАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4
Рассмотрено на МО «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам. директор по УВР ГБОУ Директор ГБОУ
Протокол № 1 от 26.08. 2013 г. специальной школы № 4 специальной школы № 4
Руководитель МО ___________ _______________ Е.В. Волкова __________Л. В. Тарасова
«____»_________2013г. «____ »_________2013г. «____ »_________2013г.
Рабочая программа по «Обществознанию»
7 класс
2013/2014 учебный год
Составлено на основании государственной программы к УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой «Обществознание». «Просвещение». -М. 2010 г.
Учитель: Быкова С.Г., I категория
Москва, 2013/2014 Пояснительная записка.
Данная рабочая программа разработана на основе Федерального компонента Государственного образовательного стандарта основного общего образования и Программы основного общего образования по обществознанию Л.Н. Боголюбова. Программа предназначена для 7 класса общеобразовательной школы. Образовательная область - обществознание. Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю.
Задача курса – помочь ученику лучше понять окружающую его социальную реальность, осознать свое место в обществе, свои актуальные и перспективные социальные роли, учиться их адекватному осуществлению.
В курсе рассматриваются характерные для подростков социальные позиции и роли,
различные виды взаимоотношений в разных коллективах и социальных общностях:
семье, в классе, в кругу друзей.
Учащимся дается представление об обществе в целом, его структуре и функциях, проблемах, связанных с управлением обществом. Раскрывается связь между человеком и государством.
Изучение обществознания направлено на достижение следующих целей: - развитие личности в период социального взросления человека, ее познавательных интересов, критического мышления в процессе восприятия социальной (в том числе экономической и правовой) информации и определения собственной позиции; нравственной и правовой культуры, экономического образа мышления, способности к самоопределению и самореализации;
- воспитание гражданской ответственности, уважения к социальным нормам;
- освоение знаний, необходимых для социальной адаптации: об обществе; основных социальных ролях; позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде; сферах человеческой деятельности; способах регулирования общественных отношений; механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина;
- овладение умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности в основных характерных для подросткового возраста социальных ролях;
- формирование опыта применения полученных знаний для решения типичных задач в области социальных отношений; экономической и гражданско-общественной деятельности; межличностных отношениях; самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
В результате изучения обществознания ученик должен:
Знать/ понимать:
- многообразие социальных норм, специфика правовых норм;
-основные права человека и их отражение в международных документах и Конституции РФ;
-необходимость неукоснительного соблюдения закона;
- различные виды ответственности за нарушение социальных норм;
-структура и функции правоохранительных органов;
-основы экономики и важнейшие средства удовлетворения потребностей человека;
-социально- экономическая роль предпринимательства;
-взаимосвязь между различными сферами экономики;
-основные понятия курса: права человека, свобода, закон, преступление, правопорядок, экономика, производство, предпринимательство, деньги, бюджет, экология, природные ресурсы. Уметь:
- высказывать своё мнение,
- отвечать на поставленные вопросы,
- анализировать различные источники, делать выводы,
- самостоятельно моделировать заданную ситуацию,
- объяснять свою точку зрения,
- определять причинно-следственные связи, определять сущность изучаемых объектов и явлений; - находить нужную информацию по заданной теме в источниках различного типа;
- сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата).
Основное содержание образования (35часов)
Общество.
Понятие об обществе как форме жизнедеятельности людей.
Основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Человек
Деятельность человека и ее основные формы (труд, игра, учение). Мотивы деятельности. Познание мира и самого себя. Пути познания. Ограниченность человеческого знания. Самопознание.
Сфера духовной культуры
Культура личности и общества
Социальные ценности и нормы. Мораль. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Патриотизм и гражданственность. Экономика
Экономика и ее роль в жизни общества.
Товары и услуги. Обмен, торговля. Формы торговли. Реклама. Экономические основы защиты прав потребителя. Международная торговля.
Деньги. Функции и формы денег. Инфляция. Реальные и номинальные доходы.
Производство и труд. Разделение труда и специализация. Производительность труда. Факторы, влияющие на производительность труда. Заработная плата. Стимулирование труда.
Предпринимательство и его основные организационно-правовые формы. Издержки, выручка, прибыль. Семейный бюджет. Банковские услуги, предоставляемые гражданам. Формы сбережения граждан (наличная валюта, банковские вклады, ценные бумаги).
Сущность, формы и виды страхования. Страховые услуги, предоставляемые гражданам и их роль в домашнем хозяйстве.
Право.
Право и его роль в жизни общества и государства.
Правоотношения как форма общественных отношений. Виды правоотношений. Структура правоотношений. Участники правоотношения. Понятие правоспособности и дееспособности. Особенности правового статуса несовершеннолетних.
Признаки и виды правонарушений. Понятие и виды юридической ответственности. Правомерное поведение. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность (понятие, принципы, виды). Понятие прав, свобод и обязанностей. Презумпция невиновности Правоохранительные органы. Судебная система России. Конституционный суд РФ. Система судов общей юрисдикции. Прокуратура. Адвокатура. Нотариат. Милиция. Взаимоотношения органов государственной власти и граждан. Используемый учебно-методический комплект:
Класс
| Реквизиты программы
| УМК обучающего
| УМК учителя
| 7
| Примерная программа основного общего образования по обществознанию (включая экономику и право) под редакцией Л. Н. Боголюбова.
| 1.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение,2009
2. О.А. Котова, Т.Е. Лискова. Обществознание. Человек. Право. Экономика:7 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Просвещение, 2009.
| 1.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. 7 класс.- М.: Просвещение,2009;
2.Л.Н. Боголюбов, Л.Ф. Иванова. Обществознание. Методические рекомендации. 7 класс.- М.: Просвещение, 2008;
3. Экономика.7 класс. Учебное пособие. (Экономика ближайшего окружения)/ под ред. И.А. Сасовой.- М.: Вита-Пресс, 2006г. 4.Певцова.Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.- М.,2000
|
Структура курса.
Тема.
| Кол-во часов
| Человек среди людей.
| 5 часов
| Человек и закон.
| 16 часов
| Человек и экономика.
| 7 часов
| Человек и природа.
| 6 часа
|
Календарно-тематическое планирование уроков обществознания. 7 класс.
№ п\п
| Тема урока
| Кол-во часов
| Тип урока
| Вид контроля
| Дом.
задание
| Дата проведения
| Раздел 1. Человек среди людей. 5 часов.
| 1.
| Отношения между людьми
| 1
| Урок изучения нового материала
| Беседа
| Пар.1, зад. К пар
| 04.09
| 2
| Тест № 1 Входной контроль.
| 1
| Урок контроля знаний
|
|
| 11.09
| 3.
| Ты и твои товарищи.
| 1
| Комбинированный урок
| Работа в группах, составление свода правил.
| П. 2, зад. К пар
| 18.09
| 4.
| Зачем люди общаются.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Исследование
«Хорошо ли я знаю своих близких?»
| П.3, зад. К пар
| 25.09
| 5.
| Почему нужно быть терпимым.
| 1
| Комбинированный урок
| Анализ предлагаемых ситуаций.
| П.4, зад к пар
| 02.10
| Раздел 2. Человек и закон. 16 часов.
| 6.
| Что значит жить по правилам.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Работа в группах по заданиям
| П. 5 зад. К пар
| 09.10
| 7.
| Что значит жить по правилам. С1.10оциальные нормы.16.10
| 1
| Урок повторения и обобщения
| Работа в группах по карточкам.
| Повтор
| 16.10
| 8.
| Права и обязанности граждан
| 1
| Комбинированный урок
| Составление словарика темы.
| П. 6 зад. к пар
| 23.10
| 9.
| Права ребенка и их защита
| 1
| Урок обобщения и закрепления материала
| Составление таблицы.
Работа с документами
| Повтор
| 30.10
| 10.
| Почему важно соблюдать законы
| 1
| Комбинированный урок
| Разбор и анализ документов.
| П. 7 зад. К пар
| 13.11
| 11.
| Конституция Р.Ф. – основной закон государства
| 1
| Комбинированный урок
| Составить словарик темы.
| Изучение статей Конституции
| 20.11
| 12.
| Защита Отечества
| 1
| Урок обобщения и закрепления материала
| Работа в группах по заданиям.
| П.8 зад. К пар
| 27.11
| 13.
| Что такое дисциплина?
| 1
| Комбинированный урок
| Составить словарик темы.
Анализ ситуаций по теме.
| П.9, зад. К пар
| 04.12
| 14.
| Признаки и виды правонарушений.
| 1
| Комбинированный урок
| Работа с нормативно-правовыми документами, составление схемы «Виды правонарушений».
| Подготовится к тесту
| 11.12
| 15.
| Тест № 2 Тема: «Человек и закон»
| 1
| Повторительно- обобщающий урок
| Выполнение теста.
| Повторить пп. 5-11
| 18.12
| 16.
| Виновен – отвечай.
| 1
| Комбинированный урок
| Анализ ситуаций
| П. 10 зад к пар
| 25.12
| 17.
| Преступление и наказание.
| 1
| Комбинированный урок
| Изучение уголовного кодекса
| П. 10
| 15.01
| 18.
| Кто стоит на страже закона?
| 1
| Комбинированный урок
| Составление схемы
| П. 11 зад к пар
| 22.01
| 19.
| Правоохранительные органы. Суд.
| 1
| Комбинированный урок
| Составление словарика темы
| П. 11
| 29.01
| 20.
| Человек и закон.
| 1
| Комбинированный урок
| Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий.
| Подготовится к тесту
| 05.02
| 21.
| Тест № 3 Тема: «Право»
| 1
| Повторительно- обобщающий урок
| Выполнение теста.
| Повторить пп. 11-18
| 12.02
| Раздел 3. Человек и экономика. 7 часов.
| 22.
| Экономика и ее
основные участники.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Составить словарик темы.
Работа в группах, анализ ситуаций.
| П.12
Написать сочинение «Все работы хороши.
| 19.02
| 23.
| Золотые руки работника.
| 1
| Комбинированный урок.
| Выполнение заданий рубрики «В классе и дома» и творческих заданий.
| П.13
Подобрать пословицы и поговорки о труде.
| 26.02
| 24.
| Производство, затраты, выручка, прибыль.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Заполнение таблицы «Методы организации производства»
| П.14, выучить новые слова.
| 05.03
| 25.
| Виды и формы бизнеса.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Составление словарика темы.
| П.15,подгот сообщ.
| 12.03
| 26.
| Обмен, торговля, реклама.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Выполнение заданий в рабочей тетради.
| П.16, зад « В классе и дома». Нарисовать рекламу
| 19.03
| 27.
| Деньги и их функция.
| 1
| Комбинированный урок
| Составление схемы «Фукции денег». Решение экономических задач.
| П.17. зад в тетр.
| 02.04
| 28.
| Экономика семьи.
| 1
| Урок изучения нового материала
| Составление схемы «Ресурсы семьи».
| П.18, зад «В классе и дома»
| 09.04
| Раздел 4. Человек и природа. 6 часов.
| 29.
| Воздействие человека на природу.
| 1
| Комбинированный урок
| Составление схемы «Глобальные проблемы».
| П. 19
Задания в тетр.
| 16.04
| 30.
| Охранять природу – значит охранять жизнь.
| 1
| Комбинированный урок
| Работа в группах, изготовление плакатов на тему охраны природы.
| П.20, подгот.
сообщен.
| 23.04
| 31.
| Закон на страже природы.
| 1
| Урок обобщения и закрепления материала
| Таблица «Экологические права и обязанности граждан».
| П. 21,
Зад в тетр.
| 30.04
| 32.
| Человек и природа
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Подготовка к тесту
| Повтор. Пп19-21
| 07.05
| 33.
| Тест № 4 Тема: «Человек и природа»
| 1
| Повторительно-обобщающий урок
| Выполнение теста.
|
| 14.05
| 34.
| Экологические права
|
| Комбинированный урок
| Красная книга.
|
| 21.05
| 35.
| Повторительно-обобщающий урок
|
| Повторительно-обобщающий урок
|
|
| 28.05
| График контрольных работ:
Работы
| I полугодие
| II полугодие
| Всего за год
| Проверочные
| 2
| 2
| 4
|
Дата
| Тема
| №
| 11.09.13
| Входной контроль.
| Тест № 1
| 18.12.13
| Человек и закон
| Тест № 2
| 12.02.14
| Право
| Тест № 3
| 14.05.14
| Человек и природа
| Тест № 4
|
Календарно-тематическое планирование материала
на 2013/2014 учебный год
Предмет
| обществознание
| Класс
| 7
| Учитель
| Быкова С. Г.
| Кол-во часов в неделю
| В неделю:1 час. За год: 34 часа.
| Учебный комплект для учащихся
| УМК под редакцией Л. Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой, «Обществознание». «Просвещение». -М. 2010 г.
| № урока
| Дата
| Тема
| Задание
| Глава 1. Человек среди людей (5 ч)
| 1
| 04.09.13
| Техника безопасности.
Отношения между людьми.
| П.1 задания к параграфу.
| 2
| 11.09.13
| Тест № 1. Входной контроль.
|
| 3
| 18.09.13
| Ты и твои товарищи.
| П.2, задания к параграфу.
| 4
| 25.09.13
| Зачем люди общаются?
| П. 3, задания к параграфу.
| 5
| 02.10.13
| Почему нужно быть терпимым?
| П.4 задания к параграфу.
| Глава 2. Человек и закон (16 ч)
| 6
| 09.10.13
| Что значит жить по правилам?
| П. 5 задания к параграфу.
| 7
| 16.10.13
| Что значит жить по правилам? Социальные нормы.
| П.5, словарь.
| 8
| 23.10.13
| Права и обязанности граждан.
| П. 6, задания к параграфу.
| 9
| 30.10.13
| Права ребенка и их защита.
| Повторить П. 6.
| 10
| 13.11.13
| Почему важно соблюдать законы.
| П.7, задания к параграфу
| 11
| 20.11.13
| Конституция Р.Ф. - основной закон государства.
| Изучение статей Конституции.
| 12
| 27.11.13
| Защита Отечества.
| П.8, задания к параграфу.
| 13
| 04.12.13
| Что такое дисциплина?
| П. 9, задания к параграфу.
| 14
| 11.12.13
| Признаки и виды правонарушений
| Подготовиться к тестовой работе.
| 15
| 18.12.13
| Тест № 2. Тема: "Человек и закон".
| Повтор словаря.
| 16
| 25.12.13
| Виновен - отвечай.
| П.10, задания к параграфу.
| 17
| 15.01.14
| Преступление наказание.
| П.10, словарные слова.
| 18
| 22.01.14
| Кто стоит на страже закона?
| П.11, задания 1-3 к параграфу.
| 19
| 29.01.14
| Правоохранительные органы. Суд.
| П.11, задания 4-6 к параграфу.
| 20
| 05.02.14
| Человек и закон.
| Подготовиться к тестовой работе.
| 21
| 12.02.14
| Тест № 3. Тема: "Право".
| Словарные слова.
| Глава 3. Экономика (7 ч)
| 22
| 19.02.14
| Экономика и ее основные участники.
| П. 12, задания к параграфу.
| 23
| 26.02.14
| Золотые руки работника.
| П. 13, задания к параграфу.
| 24
| 05.03.14
| Производство, затраты, выручка, прибыль.
| П.14, задания к параграфу.
| 25
| 12.03.14
| Виды и формы бизнеса.
| П.15, задания к параграфу.
| 26
| 19.03.14
| Обмен, торговля, реклама.
| П.16, задания к параграфу.
| 27
| 02.04.14
| Деньги и их функции.
| П.17, задания к параграфу.
| 28
| 09.04.14
| Экономика семьи.
| П.18, задания к параграфу.
| Глава 4. Человек и природа (6 ч)
| 29
| 16.04.14
| Воздействие человека на природу.
| П.19, задания к параграфу.
| 30
| 23.04.14
| Охранять природу - значит охранять жизнь.
| П.201. задания к параграфу.
| 31
| 30.04.14
| Закон на страже природы.
| П.21, задания к параграфу.
| 32
| 07.05.14
| Человек и природа.
| П.21, повтор.
| 33
| 14.05.14
| Тест № 4. Тема: "Человек и природа".
| Повтор словаря
| 34
| 21.05.14
| Экологические права.
| Повтор темы
| 35
| 28.05.14
| Повторительно-обобщающий урок
|
| |