«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430





Название«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430
страница1/16
Дата публикации19.09.2014
Размер2.07 Mb.
ТипОсновная образовательная программа
100-bal.ru > Право > Основная образовательная программа
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ Центр образования № 1430

 

«Согласовано» «Утверждаю»

Управляющим Советом Директор ГБОУ ЦО № ГБОУ ЦО №1430

Председатель И.В.Васина________              __________Савельева Т.В. Приказ № от 31.05.2012

 

 

 

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ГБОУ ЦО №1430

( новая редакция)

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

1.Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка.

1.2.Планируемые результаты освоения обучающимися основной

образовательной программы начального общего образования.

1.3.Система оценки достижения планируемых результатов освоения

основной образовательной программы.

2.Содержательный раздел.

2.1.Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся начальной школы.

2.2.Программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности.

2.3.Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся начальной школы.

2.4.Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

2.5.Программа коррекционной работы.

2.6.Программа внеурочной деятельности.

 

3.Организационный раздел.

3.1.Учебный план школы 1 ступени на 2012-2013 учебный год.

3.2.План внеурочной деятельности.

3.3.Система условий реализации ООПНОО ГБОУ ЦО №1430

в соответствии с требованиями ФГОС.

3.3.1.Правовое обеспечение реализации ООП НОО.

3.3.2.Кадровые условия реализации ООПНОО.

3.3.3.Психолого-педагогические условия реализации ООПНОО. 3.3.4.Материально-технические условия реализации ООПНОО. 3.3.5.Финансовое обеспечение реализации ООПНОО. 3.3.6.Информационно-методические условия реализации ООПНОО.

3.3.7.Механизмы достижения целевых ориентиров в системе условий.

3.3.8.Контроль за состоянием системы условий реализации ООПНОО ГБОУ ЦО №1430 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая основная образовательная программа начального общего образования разработана коллективом педагогов и родителей учащихся начальной ступени Государственного бюджетного образовательного учреждения города Москвы «Центр образования № 1430». Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373 (с изменениями, внесенными приказом от 4 февраля 2011 г. № 19707), а также – с учетом социального заказа родителей младших школьников. Сроки освоения программы: 2011-2015г.г. Программа рассмотрена и принята на Управляющем Совете Образовательного учреждения (протокол №4 от 31 мая 2011 года).

Сокращения, используемые в тексте Программы:

Центр – Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы «Центр образования № 1430»;

Стандарт – Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

ООП – основная образовательная программа;

УУД – универсальные учебные действия;

УПА – учебно-познавательная активность школьника.
1. Цели реализации основной образовательной программы

начального общего образования в Центре

В соответствии со Стандартом (п. III.14) основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

1.1. Основные цели общего среднего образования.

1.1.1. Научить школьника:

  • организовывать свою деятельность – определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей и применять их на практике, взаимодействовать с другими людьми в достижении общих целей; оценивать достигнутые результаты;

  • объяснять явления действительности – природной, социальной, культурной, технической среды, т.е. выделять их существенные признаки, систематизировать и обобщать, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать их значимость;

  • ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей – различать факты и оценки, сравнивать оценочные выводы, видеть их связь с критериями оценок и связь критериев с определенной системой ценностей, формулировать и обосновывать собственную позицию;

  • решать проблемы, связанные с выполнением человеком определенной социальной роли (избирателя, потребителя, пользователя, жителя определенной местности и т.д.);

  • анализировать конкретные жизненные ситуации и выбирать способы поведения, адекватные этим ситуациям.

1.1.2. Сформировать ключевые компетентности, имеющие универсальное значение для различных видов деятельности – обобщенные способы решения задач, принятия решений; поиска, анализа и обработки информации, коммуникативные навыки, навыки измерений, навыки сотрудничества.

1.1.3. Подготовить к профессиональному выбору, т.е. научить ориентироваться в мире профессий, в ситуации на рынке труда и в системе профессионального образования, в собственных интересах и возможностях, подготовить к условиям обучения в профессиональном учебном заведении, сформировать знания и умения, имеющие опорное значение для профессионального образования определенного профиля.

1.1.4. В воспитательной работе следовать современному национальному воспитательному идеалу, заданному Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания. Это – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

    1. Общие цели начального общего образования.

Цели первой ступени образования в Центре ориентируют начальную школу на достижение основных результатов образования, связанных с:

- формированием предметных и универсальных способов действий, а также системой опорных знаний, обеспечивающих возможность продолжения образования в средней школе;

- воспитанием основ умения учиться;

- индивидуальным прогрессом ученика в основных сферах личностного развития.

Стандарт ориентирован на становление следующих личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
2. Принципы и подходы к формированию

основной образовательной программы

начального общего образования и состава участников

образовательного процесса

2.1. Общая методология ООП.

Разработка и реализация настоящей ООП завершает трансформацию организационно-технологической системы Центра на принципах личностно-ориентированного развивающего образования, компетентностного подхода, педагогики сотрудничества.

Образовательное сообщество Центра высоко оценивает роль знаний как инструмента личностного развития, но не считает узкопредметные ЗУНы конечной инстанцией образования. С помощью ООП педагогический коллектив целенаправленно и последовательно реализует переход:

- от обучения как преподнесения суммы готовых узкопредметных знаний – к обучению как организации системной индивидуальной и коллективной познавательной деятельности учащихся для выработки осмысленных, личностно значимых сущностных знаний, обобщенных способов действий, способов соорганизации и их активного, деятельностного закрепления;

- от освоения школьниками наборов типовых учебных задач по отдельным учебным предметам – к межпредметному и сквозному (метапредметному) изучению реальных и сложных жизненных ситуаций;

- от доминанты на учителя и монологическое обучение – к диалогу, сотрудничеству учителя и учащихся в ходе овладения знаниями, к активному участию последних в выборе содержания и методов обучения.

В основе Стандарта, а значит, и настоящей ООП, лежит системно-деятельностный подход, который предполагает ориентацию на конечные результаты образования, причем, развитие личности обучающегося составляет главную цель и основной результат образования.

Системно-деятельностный подход при формировании содержания общего образования осуществляется в ходе решения следующих задач:

- определение основных результатов обучения и воспитания в зависимости от сформированности личностных качеств и универсальных учебных действий;

- построение содержания учебных предметов и образования в целом с ориентацией на сущностные знания в соответствующих предметных областях;

- определение функций, содержания и структуры универсальных учебных действий для каждого возраста/ступени образования;

- выделение возрастно-специфической формы и качественных показателей сформированности универсальных учебных действий в отношении познавательного и личностного развития учащихся;

- определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды универсальных учебных действий;

- разработка системы типовых задач для диагностики сформированности универсальных учебных действий на каждом этапе образовательного процесса;

- разработка системы задач и организация ориентировки учащихся в их решении, обеспечивающем формирование универсальных учебных действий.

Системно-деятельностный подход при формировании организационно-технологических систем общего образования связан с принципами и подходами личностно ориентированного развивающего образования, которое ставит своей целью обеспечить развитие каждого ребенка с учетом его индивидуальных особенностей, интересов и склонностей.

Педагог принципиально исходит из уважения к ребенку, его интересам и правам как члена общества. Для педагога это не только нравственный императив, а основание его практической деятельности. Любая педагогическая ситуация рассматривается как событие индивидуальной, неповторимой жизни самого ребенка. Индивидуальные различия детей не сглаживаются, напротив, – индивидуальность ребенка и представляет собой высшую ценность. Возникновение у воспитанника отрицательных потребностей предупреждается не страхом наказания, а отсутствием в образовательной среде возможностей для их реализации. Индивидуализация обучения направлена на постоянное экспериментирование, поиск нового, независимо от того, в какой предметной среде идет деятельность ребенка. Учение эмоционально насыщено, интеллектуальное развитие происходит одновременно с приобретением социального опыта. Следовательно, это – обучение на высоком, но посильном для каждого ребенка уровне трудности. Оно основано на проблематизации учебной информации, мотивации продуктивных, индивидуальных и коллективных, действий, а также положительных нравственных поступков. Поскольку обучение центрировано на ребенке, главным становится стратегическое планирование развития каждого учащегося совместно с ним самим, его родителями, другими педагогами, а главным в реализации стратегического плана – совместное проектирование и организация такой среды обучения, возможности которой отвечают поставленным целям. В этом и состоит суть любой технологии личностно-ориентированного образования.

2.2. Организованное, систематическое обучение и воспитание – главнейшая форма и условие успешного, полноценного развития ребенка в возрасте от 6,5 до 11 лет. Общие и специфичные психофизиологические особенности детей младшего школьного возраста состоят в следующем:

- при поступлении в школу происходят изменения в ведущей деятельности ребенка: совершается переход к учебной деятельности (при сохранении значимости игровой);

- меняется социальная ситуация развития ребенка, т.к. учебная деятельность по содержанию и организации является социальной. Происходит принятие и освоение ребенком новой социальной роли ученика, расширение сферы взаимодействия с окружающим миром, развитие потребностей в общении, познании, социальном признании и самовыражении. Это определяет для ребенка новый образ жизни, перспективы личностного и познавательного развития;

- происходит развитие целенаправленной и мотивированной активности учащегося, направленной на овладение учебной деятельностью, основой которой выступает формирование устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов и личностного смысла учения;

- появляются центральные психологические новообразования, формируемые на данной ступени образования – словесно-логическое мышление, произвольная смысловая память, произвольное внимание, письменная речь, анализ, рефлексия содержания, оснований и способов действий, планирование и умение действовать во внутреннем плане, знаково-символическое мышление, осуществляемое как моделирование существенных связей и отношений объектов;

- при этом изменяется самооценка ребенка, которая приобретает черты адекватности и рефлексивности;

- ребенок вступает в период более широкого освоения духовных ценностей не только русского народа, но и других народов России, разных стран мира. Моральное развитие при этом существенным образом связано с характером сотрудничества со взрослыми и сверстниками, общением и межличностными отношениями дружбы, становлением основ гражданской идентичности и мировоззрения;

- вместе с тем, в этот период возрастает подвижность нервных процессов. Процессы возбуждения преобладают, и это определяет такие характерные особенности младших школьников, как повышенную эмоциональную возбудимость и непоседливость;

- растущая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер. В целом для детей остается характерной повышенная утомляемость и нервно-психическая ранимость. Их работоспособность обычно падает через 25-30 минут урока. Дети утомляются в случае посещения группы продленного дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков и мероприятий.

Однако не для всех детей младшего школьного возраста учение выполняет ведущую роль. Как отмечает Л.И. Божович, та или иная деятельность становится ведущей в формировании психики, если она составляет основное содержание жизни самих детей, является для них центром, вокруг которого сосредоточиваются их главные интересы и переживания.

В связи с этим укажем на специфичные факторы, негативно влияющие в настоящее время на социальную ситуацию развития детей:

1. Тревогу вызывает односторонняя ориентация взрослых на усвоение ребёнком знаний, умений, навыков, т.е. исключительно на умственное развитие в ущерб духовно-нравственному воспитанию и становлению личности.

2. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком системной информации о мире, то сегодня Интернет и СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей мозаичной картины мира. Информация часто чрезмерна, противоречива, примитивна, агрессивна, представляет прямую угрозу психологической безопасности ребёнка, его личностному развитию.

3. Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. Телевидение, видеопродукция и Интернет вытесняют чтение как познавательную и художественно-эстетическую деятельность.

4. Образовательные программы начальной школы недостаточно учитывают тот факт, что для школьников этого возраста весьма актуальными остаются дошкольные виды деятельности: сюжетно-ролевая игра и художественно-эстетические занятия. Результат этого – трудности в обучении и общении детей, связанные с несформированностью произвольности поведения, мотивационной сферы, разных типов мышления.

5. Для жизнедеятельности современных детей характерно ограниченное общение со сверстниками. Дворы и дворовые коллективы как особая детская субкультура постепенно исчезают. Большинство современных детей в отличие от детей прошлого века не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организаций. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми и сверстниками часто оказываются ограниченными во времени или вообще недоступными для младших школьников. Дети, соответственно, лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимодействий, сотрудничества и взаимопомощи, что серьезно препятствует формированию у них коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности к людям другой национальности и культуры. Недостаток опыта коммуникативной деятельности искажает становление гражданской и этнической идентичности ребенка.

6. Всё большее число ребят относят к группе риска, т.е. к детям, проблемным в плане поведения, интеллектуально пассивным, испытывающим трудности в обучении, а также детям со «специальными нуждами».

Вышеизложенное предъявляет к организационно-технологической системе начального образования Центра ряд первоочередных требований: проектировать учебно-воспитательный процесс на основе данных психолого-педагогической диагностики индивидуального развития детей; отдавать приоритет технологиям личностно-ориентированного образования; обогащать образовательную среду информацией и деятельностью, компенсирующими для конкретных детей недостатки развития, обучения и общения, идущие от внешней социокультурной среды; организовать направленное на рост образовательных достижений систематическое сотрудничество с родителями школьников, желательно – с дошкольного периода.

2.3. Концепция развития образовательной среды Центра.

Забота о судьбе ребенка, постоянная поддержка в выборе им своего места в жизни – необходимое условие для объединения действующих сил образования. Но только осознание такой поддержки как общего дела и постепенное накопление опыта взаимодействия ведут к становлению и развитию единого образовательного сообщества. По мере того, как развивается продуктивная совместная деятельность, образовательное пространство Центра наполняется новым содержанием, в нем появляются новые измерения сотрудничества. Обогащается и понимание качества образования.

Свободный, осознанный выбор индивидуального образовательного маршрута каждым обучающимся возможен, если образовательная среда Центра становится вариативной и адаптивной:

Вариативность обеспечивает разнообразие возможностей выбора образовательных маршрутов для всех семей и детей («максимум возможного»).

Адаптивность обеспечивает необходимые условия реализации этого выбора для типологически разных групп семей и детей («минимум невозможного»).

Понятно, что при ограниченных ресурсах речь может идти только о достижении некоторого оптимума «вариативности-адаптивности». Однако очень важно, что расширение круга кооперантов придает образовательной системе Центра дополнительные ресурсы и позволяет достичь оптимума на более высокой отметке.

Рост вариативности и адаптивности образовательной среды – фактор и индикатор роста качества образования, которое предлагает Центр.

Среда творческого созвучия – идеальный результат согласованной деятельности образовательного сообщества. Это среда, которая всеми своими измерениями поддерживает успешную социализацию каждого ребенка в процессе творческого развития и саморазвития его личности. Это среда школьной жизни, насыщенной интересными общими делами, событиями и творческим общением. Это среда культурной творческой традиции, развиваемой в поколениях учащихся и педагогов Центра. В этом смысле успешная социализация означает не только овладение школьником ключевыми социальными компетенциями, его подготовку к осознанному выбору поприща. Итог образовательной деятельности школьника должен быть объемнее: это – ставшая для него естественной потребность искать творческое созвучие в труде и общении с другими людьми. Выпускник Центра всем опытом своей школьной жизни должен быть убежден в безусловной ценности творческого общения как важнейшей составляющей образа жизни.

«Среда творческого созвучия», один из основных концептов настоящей ООП, предполагает наличие трех взаимосвязанных стратегических целей (по адресату программной деятельности): 1) персонализация образования (для каждого ребенка); 2) соорганизация творческой деятельности детей и взрослых (поле межличностных и групповых взаимодействий); 3) развитие культурных творческих традиций (образовательное сообщество в целом).

Целевая конструкция персонализации образования включает в себя три взаимосвязанных компонента:

- развитие ценностно-смысловой устремленности личности на достижение субъективно-значимого и отвечающего ценностям мировой и отечественной культуры образа «Я». В данный компонент включаются личностные цели, ценности, установки, ожидания и убеждения относительно своего «Я», своих возможностей относительно требований социального окружения, поля возможных профессий;

- расширение сферы «Я – компетентностей» учащегося, т.е. качеств его личности, объединяющих в единое целое знания, умения, опыт деятельности, способность к творчеству;

- развитие внутренней (нравственной) ответственности учащегося за всё, что он делает, чему и как обучается. Этот компонент означает развитие личностной, а в отношении творческих продуктов – авторской позиции школьников в образовательном процессе, чувства причастности не только к своему делу, учебе, но и к социуму, культуре, к миру в целом.

В качестве ведущих педагогических условий персонализации выступают следующие:

- обновление содержания образования на основе принципов органического сочетания общего, дополнительного образования и образовательно-культурного досуга, смысловой направленности и проблемности, гуманизации содержания образования, а также принципов гибкости, вариативности и учебно-исследовательской ориентации содержания образования. Обучение должно оперировать знаниями, по-разному отвечающими на одни и те же вопросы, выстраивать альтернативные модели объяснения сущности явлений и процессов. Это имеет результатом формирование культуры выбора и принятия осознанной позиции, учит уважать и учитывать другую точку зрения, формирует широту взглядов и толерантность;

- развитие и расширение внешних и внутренних образовательных коммуникаций в соответствии с принципами их доступности, интерактивности, адресности, избыточности;

- обновление системы образовательных технологий в трех взаимосвязанных областях: учебной работы (дидактические, организационно-методические и информационные технологии, которые направлены на развитие субъектной позиции школьников непосредственно в процессе обучения); внеучебной работы (учебно-исследовательские, проектные и другие технологии, в рамках которых предполагается развитие школьников в качестве субъектов познавательной, социальной, культурной, досуговой, управленческой деятельностей, а также деятельности по самопознанию; воспитательной работы (новые технологии и формы). При этом педагог ориентирован на построение им в ходе профессионально-личностного развития, творческого общения с коллегами авторской методической системы, опирающейся на принципы и подходы гуманистической педагогики и педагогики сотрудничества.

Базовыми критериями персонализации учебно-воспитательного процесса, структурирующими целостную образовательную среду развития личности, являются:

- диалогичность – наличие интенсивного обмена ценностями, идеями, позициями всех участников педагогического процесса (дети, педагоги, родители), возможность междусубъектного общения и взаимодействия;

- рефлексивность – обеспечение обратной связи всем участникам образовательного взаимодействия о текущем состоянии и изменениях, происходящих с ними в процессе и результате взаимодействия;

- сотрудничество – возможность передачи части образовательных функций самим обучающимся, их включение в педагогический процесс на правах партнеров по совместному конструированию и обеспечению этого процесса.

Образование становится личностно-ориентированным, если решаемые задачи и полученные творческие образовательные продукты (ТОПы) личностно значимы для ребенка. Поэтому образовательная программа должна сопровождаться индивидуальным образовательным планом, предусматривающим для ребенка последовательность персональных, личностно значимых и достижимых для него творческих задач-проектов. Для коллективных видов деятельности в индивидуальном плане должен быть четко определен ожидаемый вклад ребенка в общий результат (деятельность – коллективная, ответственность – индивидуальная).

Соорганизация творческой деятельности детей и взрослых. Эта задача имеет прямую связь с предыдущей задачей по линии учебно-проектной работы. Вместе с тем принципиальное отличие соорганизации от организации деятельности детей и взрослых в том, что их совместная деятельность становится следствием общей инициативы. При соорганизации свобода выбора относится уже не только к предмету творческой деятельности, но и к выбору партнеров. Здесь творческое созвучие обеспечивается общностью предмета, цели деятельности, интересов участников, а еще их взаимного доверия и даже такого тонкого момента как духовная и душевная близость. Тогда совместная деятельность рассматривается ее участниками как общее дело и предмет общей (нераздельной) ответственности. Такие фразы как «это – моя забота, а это – твоя забота» становятся для общего дела невозможными.

Соорганизация начинается с простого объединения, но постепенно, по мере накопления опыта творческого общения и вовлечения в общее дело новых участников, может принимать организационные формы, отличающиеся более развитой оргструктурой: студия, творческая мастерская, клуб, общество.

Развитие культурных творческих традиций. В культурных творческих традициях фокусируются общая история Центра, его корпоративные ценности, опыт совместной деятельности поколений учащихся, педагогов и родителей. Однако традиция не только память и уж, тем более, не повод для ностальгии. Культурные творческие традиции означают проверенные историей развития Центра эффективные способы, которыми каждый член школьного сообщества может реализовывать собственные творческие планы через участие в общих для всех творческих делах и событиях. Традиции не что иное, как формы проявления организационной культуры Центра, становления и развития Центра как продуктивного социального организма. Каждая такая традиция только потому и живет, что поддерживается своим, постоянно выверяемым практикой сотрудничества и творческого общения, «механизмом» организации-соорганизации деятельности. Именно поэтому мы и называем их культурными творческими традициями.

2.4. Учет особенностей внешней социокультурной среды.

Образование продуктивно, если оно дает каждому человеку, проживающему на данной территории, необходимые средства для его социализации, духовного, этнокультурного и профессионального самоопределения, для роста общекультурного багажа, поддержания или повышения своего профессионального, социального и материального статуса, для сохранения или обновления социальных ролей и позиций, присущих ему и насущных для окружающих его людей. Продуктивно образование, направленное на укрепление социальной безопасности и консолидацию общества, на демократизацию государственных институтов, на экономическое, нравственное, экологическое и культурное развитие.

Московское региональное образование отличает набор специфических, присущих только ему характеристик.

Во-первых, это образование предполагает необходимость формирования уже в лоне общеобразовательной школы, т.е. в массовом порядке, особого, отвечающего сложности городской среды, стратегического типа мышления, которое является аналитическим в своей основе, оптимальным по своим механизмам и прогностическим по своей установке.

Во-вторых, это образование поликультурно, а значит, и многоязычно. Оно требует освоения существенно большего, чем в других территориях, объема культурологического, лексического и образного материала, способности быстро осваивать и применять на практике различные естественные и искусственные языки общения, профессиональной и внепрофессиональной деятельности. Столичное образование исходит из естественного для московской городской среды требования высокой общей языковой культуры населения, в том числе – закрепленного в московской традиции умения искать и находить общий язык.

В-третьих, находясь в условиях городской техногенной среды с ее повышенной информационной плотностью и высоким кадровым потенциалом московское образование может развиваться в согласии с другими социальными институтами только при том условии, что оно само, как сложная технологическая система, становится наукоемким и культуроемким.

В-четвертых, столичное образование должно отвечать объективной потребности населения в гораздо более раннем самоопределении личности, профилизации общего образования. Это объясняется, с одной стороны, желанием всего территориального сообщества сгладить, сделать минимальными экономические потери, компенсировать социальную напряженность и стрессы, неизбежно порождаемые жесткой конкуренцией при выходе на рынок труда новой рабочей силы (прежде всего в сфере профессий, отвечающих высоким стандартам жизни). С другой стороны, это отражает естественную потребность значительного количества московских семей обеспечить своему ребенку стартовые преимущества в выборе рабочего места. Вместе с тем риск ранней профилизации обучения в Москве по сравнению с другими территориями понижен, поскольку учащиеся и их семьи при наличии в городе большого разнообразия образовательных возможностей могут своевременно компенсировать недостатки выбора профиля обучения и, тем самым, избежать возникновения кризисных ситуаций в самореализации личности.

В-пятых, московское образование обязано учитывать тот непреложный факт, что москвичи теперь живут уже не столько «по традиции и обычаю», а во все более возрастающей степени – по формирующимся алгоритмам поведения – начиная от определенной последовательности действий в транспортных развязках до жестких алгоритмов потребления, которые диктуют рынок товаров и услуг, а во многом – и всепроникающие средства массовой информации. Способность быстро менять динамические стереотипы становится главной чертой городской жизни, «московской традицией». При этом задача образования состоит в том, чтобы своими средствами включить подрастающего москвича в темп и ритм жизни города, воспитать его не только как цивилизованного производителя, но и цивилизованного потребителя.

В-шестых, столичное образование безусловно должно поддерживать и развивать традиции здорового образа жизни, богатые спортивные традиции города. При этом необходимо в массовом порядке воспитывать и соответствующие качества личности: состязательность при благородстве намерений, волю к победе, готовность взять на себя бремя лидерства, умение достойно побеждать и достойно проигрывать. Москва – город олимпийский.

Особая задача – воспитание московского патриотизма. И это не только любовь к своей малой Родине, уважение к ее истории, гордость за ее достижения. Это, вместе с тем, особое, ревнивое отношение к качеству своего труда (в том числе учебного), к качеству жизни, готовность в любых обстоятельствах «держать московскую марку». Это – готовность и умение делиться достигнутым для процветания всей России.

2.5. Особенности внутреннего социального заказа.

Центр не ведет отбора детей по способностям. Поэтому для обеспечения доступности качественного образования определяющее значение имеет эффективность базового общего, углубленного и дополнительного образования.

Центр получил свой статус в 2007 году на базе общеобразовательной школы с углубленным изучением области знаний «Искусство». В силу этого учебный план традиционно имел специфику, связанную с данным статусом.

К настоящему времени в Центре как составляющие полного школьного образования успешно развиваются художественно-эстетическое, экологическое и филологическое (английский язык) образование. Содержание художественно-эстетического и экологического образования переросло рамки узко предметного преподавания, приобрело надпредметный характер, стало неотъемлемым элементом школьной воспитательной системы. На новых стратегических ориентирах (вариативность, разноуровневость, коммуникативность) завершена перестройка сферы языкового образования. Эффективное развитие сразу по нескольким направлениям выводит Центр на идеологию поликультурного образования, к связанным с ним вопросам расширения кругозора детей, повышения уровня их общекультурного развития.

По данным опросов 2007-2010 гг. родители учащихся (в своем подавляющем большинстве) едины в том, что образование, которое предлагает Центр, должно быть общим образованием повышенного уровня. За это «голосуют» 85-90% родителей учащихся начальной школы, 70-80% – 5-7 классов, 100% – 8-9 классов. Если говорить о профиле, то предпочтения родителей в целом смещены к социально-гуманитарной сфере.

Однако низкие проценты, полученные математикой и информатикой как направлениями профориентации, ни в коем случае не означают, что эти предметы семьям не нужны. Просто родители не рассматривают их как основные для будущих профессий своих детей. Родители при выборе направлений, например, вообще не упоминают о художественно-эстетическом цикле, который углубленно изучается в Центре. Значит ли это, что они отказываются рассматривать искусство как образовательную область, необходимую для общего образования своих детей? Конечно, нет. Ключевым для понимания того, каким видят родители общее образование в Центре, является их ответ на вопрос анкеты «Какие традиционные учебные предметы нужны для Вашего ребенка в первую очередь?». Ответ один и тот же по всем ступеням обучения: «Все предметы – 100%». Трудно заподозрить родителей в том, что они хотят для своих детей углубленного изучения всех предметов без исключения. Но ведь при этом родители еще и ратуют за образование повышенного уровня. Нет ли здесь противоречия?

Современные родители по большей части прагматики. Они, например, прекрасно понимают, что математика и информатика очень нужны в качестве прикладных компонентов будущего образования ребенка, причем, не только экономического или инженерного профилей. Математические, естественнонаучные и информационные компетенции в сфере гуманитарных профессий создают в наше время их носителям очевидные конкурентные преимущества при сборе информации, ее логическом анализе, проработке возможных профессиональных решений. Аналогично этому, способность к художественному, историческому и гуманитарному восприятию мира создает конкурентные преимущества инженеру, который «видит» свой предмет в более широком социально-гуманитарном ракурсе, в его разнообразных связях и развитии, т.е. гораздо объемнее, чем его видят другие. Повышенный уровень это, прежде всего – уровень осмысления, а не просто углубления предмета. Способность извлекать многие смыслы из немногого, работать в условиях смыслового многообразия и создает конкурентные преимущества современному специалисту.

На языке образования это означает научиться ставить один предмет в контекст другого предмета, подниматься от предметного уровня на межпредметный и метапредметный уровни, решать задачи, взятые из самой жизни. Это означает выработать на школьной скамье в сотрудничестве со «значимыми другими» общие ценности, ключевые компетентности, опыт деятельности, позволяющие не только адаптироваться к действительности, но и целеустремленно преобразовывать внешние условия, чтобы производить продукт, нужный людям, причем, независимо от выбора будущей профессии.

Немало важно, что родители видят разнообразие форм получения образования в Центре: традиционные, гимназические и лицейские классы, углубленное изучение отдельных предметов (общий отход от идеи углубления не обязательно должны разделять все), экстернат. Разумеется, в разнообразие образовательной среды Центра, по мнению родителей, значительный вклад должны вносить проектная деятельность, блок дополнительного образования и образовательно-культурного досуга. С появлением групп дошкольного образования в Центре будет завершено формирование длинника полного общего образования. Профильные классы старшей школы и предметы начального профессионального образования усилят вариативность образования, которое предлагает Центр, добавят обучающимся и их семьям возможностей выбора оптимального индивидуального образовательного маршрута.

2.6. Конкретизация принципов и подходов применительно к настоящей ООП начального общего образования.

В результате сравнительного изучения учебно-методических комплектов и систем учебников, включенных в федеральный список, кафедра начального образования Центра остановила свой выбор на системе учебников «Начальная школа XXI века». Данная система учебников в наибольшей мере отвечает названным выше целям, принципам и подходам к содержанию и организации образовательного процесса в начальной ступени Центра, традициям и перспективам развития его образовательного сообщества. В системе учебников «Начальная школа XXI века» развитие личности ребенка фиксируется как приоритетная цель начальной школы:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconРабочая программа по «мхк» 8-9 класс
Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconКалендарно-тематическое планирование по истории 7 класс
Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconУтверждаю согласовано директор гбоу сош №433 председатель ПК гбоу сош №433
Классный журнал является государственным документом, и ведение его обязательно для каждого учителя
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconПояснительная записка в настоящее время целью изучения курса «Информатика и икт»
Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconБосва Л. Л. Бином, 2012г; Программно-методических материалов: Информатика...
Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconПрограмма по информатике для основной школы составлена в соответствии...
Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconРабочая программа по «Всеобщей истории. Истории Средних веков». 6...
Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconРабочая программа по «Всеобщей истории. Истории Нового времени XIX...
Рассмотрено на мо «Согласовано» «Утверждено» Гуманитарного цикла Зам директор по увр гбоу директор гбоу
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconРабочая программа по музыке 7 класс
Рассмотрено на заседании мо «Согласовано» «Утверждаю» Председатель мо учителей Руководитель структ. Директор гбоу сош
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconГбоу рм спо (ссуз) «Краснослободский аграрный техникум» Утверждаю: Директор гбоу рм спо (ссуз)
ПМ. 01. Осуществление зоогигиенических, профилактических и ветеринарно-санитарных мероприятий
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconГосударственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального...
Кемеровской области и утверждённым директором гбоу спо «Беловский техникум железнодорожного транспорта» 25 августа 2012 г
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconУправляющий совет
Управляющим советом гбоу сош №2025 в лице Сидоренко Е. Е. и Патарая С. А. была проведена проверка выполнения обучающимися Школы «Правил...
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconГбоу спо со «Режевской многопрофильный техникум» Согласовано: Утверждаю
Публичный доклад гбоу спо со «Режевской многопрофильный техникум» является аналитическим отчетом о деятельности образовательного...
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconПо мере необходимости, с обязательным предупреждением учащихся
Положение о промежуточной аттестации учащихся утверждается директором гбоу сош №684, согласовывается с Управляющим советом школы,...
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconПедагогическим советом Управляющим советом Директор гимназии
Данное положение регулирует правила проведения промежуточной аттестации обучающихся, применение единых требований к оценке обучающихся...
«Согласовано» «Утверждаю» Управляющим Советом Директор гбоу цо № гбоу цо №1430 iconПлан обсужден и одобрен утверждаю педсоветом Директор гбоу спо «гэт»...
Комплексный план учебно воспитательной работы гбоу спо «Гусиноозерский энергетический техникум»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск