Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика»





Скачать 277.33 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика»
страница1/5
Дата публикации27.09.2014
Размер277.33 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра английского языка


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

по дисциплине «Функциональная грамматика»

для специальности 05303 «Иностранный язык»


Утвержден на заседании кафедры

английского языка

«30» августа 2005 г.

Протокол № 1

Воронеж - 2006

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра английского языка

Программа учебной дисциплины

«Функциональная грамматика»

для специальности 05303 «Иностранный язык»


Составитель: канд.филол.наук, доц.

Л.А. Антонова
Воронеж – 2006

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Курс функциональной грамматики связан с началом подготовки студентов к первой педагогической практике в школе и, соответственно, предполагает формирование профессионально-коммуникативной компетенции. Так как компетенция отличается от умений и навыков тем, что всегда сопряжена с наличием определенных морально-этических установок и качеств личности, формирование у будущего учителя компетенций, необходимых для организации педагогического дискурса на иностранном языке, требует переориентации личности и подготовки ее к сотрудничеству с обучающимися. Определенная психологическая основа профессионально ориентированных компетенций требуется при работе по всем направлениям, обозначенным в программе:

1) при варьировании форм побуждения

2) в ходе коррекции ошибок

3) для адаптации объяснений значения языковых единиц на иностранном языке.

При организации и проведении данного курса необходимо помнить о том, что в состав профессионально-коммуникативной компетенции входят такие составляющие, как социолингвистическая и лингвистическая компетенция, компетенция стратегическая и дискурсивная, социальная и социо-культурная. При этом разные виды компетенции находятся в тесной взаимосвязи и формируются в комплексе при работе по каждому из направлений, обозначенных в программе. Например, при коррекции ошибок от будущего учителя требуется

- умение распознать ошибку (лингвистическая компетенция),

- прореагировать на нее, используя фразы разной коммуникативной направленности (социолингвистическая компетенция),

- избежать нарушения естественного хода педагогического дискурса (дискурсивная компетенция),

- выбрать адекватный способ нейтрализации опасности сбоя в коммуникации (коммуникативная и, в частности, стратегическая компетенция),

- использовать при исправлении ошибок языковые средства и коммуникативные ходы, характерные для англоязычной культуры (социо-культурная компетенция),

- работать при коррекции ошибок в тесном сотрудничестве с классом (социальная компетенция).

Подобная картина характерна для всех этапов прохождения данной учебной дисциплины.

Курс построен на основе знаний и навыков, сформированных и формируемых у студентов в рамках курса практической грамматики на первой ступени обучения, и предусматривает выборочное и целенаправленное использование пройденного грамматического материала в зависимости от конкретных функциональных особенностей речевой деятельности учителя английского языка на уроке в школе.

Данный курс ориентирован на:

  • директивные речевые акты, занимающие в речи учителя важное место как с педагогической, так и с языковой точек зрения;

  • коррекцию ошибок учеников как неотъемлемую часть деятельности учителя на уроке;

  • использование учителем иностранного языка для объяснения содержания языковых единиц без привлечения родного, что требует от учителя достаточно высокого уровня развития речевых и языковых иноязычных грамматических навыков.

Каждое направление соотносимо со своим комплексом задач.

Работа в рамках первого направления должна:

  1. сформировать у студентов представления о разнообразии видов побуждения и соответствующих им языковых форм, а также о возможности варьирования форм в зависимости от конкретной коммуникативной цели;

  2. познакомить студентов с прагматическими параметрами, влияющими на выбор языковых средств «побуждения», в том числе и на уроке английского языка в школе;

  3. развить заложенные в курсе практической грамматики навыки использования в речи грамматических единиц при выражении директивного коммуникативного намерения;

  4. положить начало формированию у студентов навыка достаточно точного и быстрого выбора средств побуждения в зависимости от определенных прагматических параметров в различных ситуациях урока.

Второе направление предполагает выборочное использование грамматического материала первых двух лет обучения, а именно,

  1. видо-временных форм английского глагола;

  2. форм повелительного и сослагательного наклонений;

  3. различных средств выражения модальности;

  4. общих особенностей построения повелительного, повествовательного и вопросительного предложений.

Задача данного направления:

  1. развивать навыки распознавания ошибок в устной и письменной речи;

  2. познакомить студентов с различными способами коррекции и с возможностями языкового оформления объяснений.

  3. Заложить основы необходимого учителю умения достаточно быстро выбирать адекватные способы коррекции и языковые формы объяснения в зависимости от конкретного учебного материала и характера ошибки с учетом индивидуальных особенностей ученика.

Третье направление предполагает систематизацию знакомых студентам по практическим занятиям языком приемов объяснения содержания языковых единиц без привлечения родного языка, а также положить начало формирования у них навыка адаптации своей иноязычной речи в зависимости от конкретных условий урока и уровня подготовки учащихся.

По окончании курса данные знания и навыки проверяются при помощи следующих контрольных заданий:

  1. спонтанного быстрого перевода на английский язык выражений классного обихода;

  2. варьирования средств побуждения, характерных для английского языка, в зависимости от заданной коммуникативной ситуации, возникающей на уроке английского языка;

  3. коррекции допущенных ученикам ошибок без объяснения / с объяснением языковых закономерностей, нарушенных учеником, а также с применением различных способов коррекции.

  4. Объяснения содержания языковых единиц разных типов с применением вербальных и невербальных средств без помощи родного языка.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН






Наименование разделов и тем

Всего часов в трудоемкости

В том числе аудиторных

СРС


всего

прак

контр.

раб.

1.

Модальность

    1. Прескриптивы, их место в речи учителя и возможность их варьирования.

    2. Просьба на уроке английского языка в школе.

    3. Различные виды суггестивов в речи учителя английского языка, условия их варьирования, проблема эффективности суггестива.

28
8

4

16

14
4

2

8

14
4

2

8

2



10
2

2

6

2.

Коррекция ошибок.

2.1. Обнаружение ошибки и быстрая коррекция без объяснения.

2.2. Адекватное объяс-нение закономерности учителем.

2.3. Стимулирование уче-ника к формулировке закономерности.

20
6

10
4

12
2

6
4

12
2

6
4

2

8
-

5
3

3.

Объяснение содержания языковых единиц

3.1. Невербальные способы.

3.2. Отнесение к классу, уподобление, дефиниция.

3.3. Характеристика и использование контекста.

3.4. Привлечение страноведческих данных

20
2
10
4
4


10
1
5
2
2

10
1
5
2
2

2

10
1
5
2
2

ИТОГО:

64

36

36




28
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс практическая грамматика для специальности:...
С 34 Практическая грамматика немецкого языка: учебно методический комплекс / А. А. Сибгатуллина – Елабуга: Изд-во егпу, 2010. – 20...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине "Теоретическая грамматика...
Предложение в его отношении к языку и речи. Типы предложений. Структура предложений. Члены предложения. Порядок слов. Грамматика...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс ростов-на-Дону 2009 Учебно-методический...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Адвокатская деятельность и адвокатура» разработан в соответствии с образовательным стандартом...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconЛ. Н. Балаганина Теоретическая грамматика
Балаганина Л. Н. Теоретическая грамматика. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальностей «Теория...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Теоретическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Практическая грамматика английского языка [Текст] : учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. Г. Виноградова; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Искусствоведение»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Медиапсихология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Макроэкономика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Методы оптимальных решений»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных, практических и лабораторных...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «судебная медицина»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психофизиология»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий,...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconПримерная структура, состав и содержание учебно-методического комплекса...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология рекламной деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconПрограмма по дисциплине «функциональная грамматика»
Второе направление предполагает выборочное использование грамматического материала первых двух лет обучения, а именно
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Психодиагностика»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Функциональная грамматика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «земельное право»
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск