№
урока
| Тема занятия
| Содержание
| Форма
| Результат
|
Раздел 1. Общество и человек.
|
1
| Что такое общество?
| Структура и сущности современного общества. Различные подходы к его определению. Понятие «общество» в различные исторические эпохи: соотношение понятий «страна», «государство» и «общество». Общество как социальный организм. Сферы общества: экономическая, политическая, духовная, социальная; их характеристика
| Ответы на вопросы
| Знать: понятия «общество», «страна», «государство»; сферы общества
(экономическая, политическая, духовная, социальная), их характеристику; что такое сообщество, организации, трудовые коллективы, семья, школа
|
2
| Происхождение и развитие человека
| Человек – образ и подобие
Божие
| Работа
с Библией по группам
| Знать: определения «прогресс», «орудия труда», изменение образа жизни людей, совершенствование орудий труда
|
3
| Исторические ступени развития общества
| Основные занятия: охота и собирательство. Огородничество: новые орудия труда, новые технологии. Переход к земледелию и скотоводству: причины и последствия
| Работа
с текстом по группам
| Знать об основных занятиях человека в первобытном обществе
|
4
| Современное общество
| Современное производство, его отличительные черты. Компьютер. Интернет. Проблемы, связанные с современным производством
| Работа
с текстом по группам
| Знать, что такое современное производство, его отличительные черты
|
5
| Человечество как сумма поколений
| Процесс роста населения на Земле. Понятие «человечество». Поколение как часть человечества. Современ-
ники, предки и потомки. Конфликт поколений. Культурная память поколений. Понятие «культурное наследие»
| Работа
с текстом по группам
| Знать процесс роста населения на Земле, понятия «человечество», «культурное наследие» экологические проблемы.
|
6
| Человек, общество, природа
| Взаимоотношения человека и природы. Природоохранная деятельность. Правила экологического поведения. Экологические проблемы. Экологические программы и защита окружающей среды.
| Работа
с документами
разработать правила экологического поведения школьника (по группам)
| Знать способы защиты природы, организации, реализующие эти задачи. Знать понятия и термины
|
7
| Повторительно-обобщающий урок: Что такое общество
| Повторение темы: «Человек и общество»
| Тест
| Знать материал темы «Человек и общество»
|
Раздел 2. Экономическая сфера общества
|
8
| Что такое экономика?
| Экономическая сфера общества. Экономика как хозяйство. Производители. Потребители. Экономика и ее роль в жизни общества. Экономические потребности и возможности. Стадии развития капитализма. Бизнес
|
| Знать, кто такие производители, потребители, предприниматели, менеджеры; определения экономики
|
9
| Рынок
| Товары и услуги. Рынок. Купля-продажа. Деньги, их роль в экономике. Операции с денежными средствами
|
| Знать, что такое товары и услуги, рынок, договор купли-продажи, деньги и операции
с деньгами
|
10
| Что такое предпринимательство и бизнес?
| Мир бизнеса. Организация бизнеса. Предприниматели. Менеджеры.
|
| Знать основные определения урока, стадии развития
|
11
| Домашнее хозяйство
| Домашнее хозяйство. Источники доходов семьи. Труд ребенка в семье. Заработная плата. Налоги как часть расходов семьи. Семейный бюджет. Личный бюджет школьника
|
| Знать основные определения урока; знать, как формируются и распределяются налоги; возможности организации труда ребенка
|
12
| Экономическая деятельность подростков
| Молодежная экономика. Карманные деньги. Возможные способы заработков для подростков. Умение распоряжаться деньгами
| Практикум
| Знать, что такое молодежная экономика, карманные деньги, возможные способы подростковых заработков
|
13
| Труд с точки зрения закона
| Отношение к труду в современном обществе. Право на труд. Трудовой договор. Нормы трудового права. Особенности труда несовершеннолетних. Труд и отдых. Взаимосвязь прав и обязанностей. Обязанности граждан. Налоги, охрана окружающей среды, защита Отечества. Забота о детях
| Урок-практикум
Работа
с документами
| Знать, как относятся к труду в современном обществе; что такое право на труд, трудовой договор, нормы трудового права; особенности труда несовершеннолетних, труд и отдых.
|
14
| Повторительно -обобщающий урок: Экономическая сфера общества
| Повторение темы «Экономическая сфера»
|
| Знать материал темы «Экономическая сфера»
|
Раздел 3. Социальная сфера общества
|
15
| Социальная структура общества
| Сложное строение общества. Социальные группы и их совокупность. Малые и большие группы. Социальное неравенство. Богатые и бедные. Понятия, термины: неравенство, богатство, бедность, расточительный образ жизни, «новые русские», средний класс, прожиточный минимум, абсолютная и относительная бедность
|
| Уметь характеризовать социальные отношения, социальные группы.
Знать понятия
и термины
|
16
| Семья
| Семья. Отношения в семье. Семья как фундамент общества и малая социальная группа. Эволюция семьи.
|
| Уметь характеризовать основные нормы правовых основ брака; называть основные нормы этики семейных отношений; характеризовать семью как малую группу.
|
17
| Правила и нормы поведения в обществе
| Необходимость регулирования поведения людей. Правила и нормы поведения в обществе. Мораль. Религия. Право. Нарушение норм и его последствия. Ответственность человека за его поступки. Здоровье людей. Опасные для человека и общества
|
| Знать основные правила и нормы поведения в обществе, меры ответственности за нарушение общественных норм, методы борьбы с общественно-опасными явлениями.
|
18
| Повторительно-обобщающий урок: Социальная сфера обществаа
| Повторение темы:
Социальная сфера общества
|
| Знать материал темы Социальная сфера общества
|
Раздел 4. Политика и право
|
19
| Государство и граждане
| История понятия «гражданин». Гражданин и государство. Гражданство. Закон «О гражданстве». Отличительные черты Российского государства
|
| Знать историю понятия «гражданин»; определения гражданина и гражданства; что такое закон «О гражданстве»; отличительные черты Российского государства
|
20
| Право на службе человека
| Понятие права. Источники права, их отличительные черты. История права. Права и обязанности несовершеннолетних. Право на собственность. Право на образование.
|
| Знать понятия: право, источники права, их отличительные черты; историю зарождения права, права и обязанности несовершеннолетних.
|
21
| Конституция - Основной закон страны
| Понятие «конституция», ее значение в государстве. История создания Конституции РФ.
Конституция и другие законы. Порядок принятия и изменения Конституции. Содержание и форма основного закона РФ. Власть по Конституции РФ. Разделение властей. Президент. Совет Федерации. Государственная дума.
| Урок-практикум
| Знать понятие «конституция»
и значение конституции в государстве, исто-
рию создания Конституции РФ, порядок принятия и изменения Конституции. Знать содержание
и форму основного закона РФ.
|
22
| Право и правопорядок
| Необходимость установления и сохранения порядка
и законности в стране. Правопорядок, законность
и их взаимосвязь. Роль граждан в сохранении правопорядка. Правоохранительные органы (милиция общественной безопасности, криминальная
милиция), их функции. Судебные органы. Юридическая защита
| Деловая игра «Учимся жить
по правилам»
| Знать понятия: правопорядок, законность, правоохранительные органы
(и их функции), судебные органы, юридическая защита; знать, в чем состоит необходимость установления и сохранения порядка и законности в стране, роль граждан в сохранении правопорядка
|
23
| Как защититься от несправедливости
| Различные источники нарушения прав граждан. Способы защиты прав (осторожность, сохранение документов, компромисс). Судебное разбирательство. Принципы и порядок деятельности судов
в РФ
| Работа
с документом
| Знать различные источники нарушения прав граждан, способы защиты прав, принципы и порядок деятельности судов
в РФ
|
24
| Повторительно-обобщающий урок: Политика и право
| Повторение темы «Политика и право»
| Тест
| Знать материал темы «Политика и право»
|
Раздел 5 .Духовная сфера общества
|
25
| Наука и образование
| Наука и научные знания. Система наук. Естественные науки. Общественные науки. Методы исследования. Опрос, наблюдение, эксперимент, измерение
| Кроссворд «В мире науки»
| Знать, что такое наука и научные знания, система наук, естественные науки, общественные науки, опрос, наблюдение,
|
26
| Мораль
| Мораль. Общественное мнение и его влияние на человека. Сходства
и отличия морали
и права. Представления о добре и зле в разные исторические эпохи. Право и добро
|
| Знать, что такое мораль, общественное мнение, его влияние на человека; сходства и отличия морали и права, представления о добре и зле в разные исторические эпохи
|
27
| Идеал и ценности
| Определение идеала. Идеалист. Идеализация. Герой как воплощение идеала. Вечные идеалы. Конкретные идеалы разных поколений. Определение ценностей. Вечные ценности: истина, красота, добро, справедливость, свобода.
|
| Знать ценности подростков, три этапа нравственного развития
|
28
| Повторительно-обобщающий урок: Духовная сфера общества
| Повторение темы «Духовная сфера общества»
| Тест
| Знать материал темы «Духовная сфера общества»
|
Раздел 6. Ребенок в обществе
|
29
| Ребенок в семье
| Детство. Определение детства. Мир детства. Отличие взрослых и детей. Три стадии детства, их характеристика. Ребенок в обществе. Права ребенка и их защита
|
| Знать определения: «детство», «мир детства», отличие взрослых и детей, три стадии детства, их характеристику
|
30
| Взаимоотношения детей и родителей
| Права и обязанности родителей
и детей. Понятие воспитания. Воспитание духовности как специфическая черта человеческого общества. Влияние семьи и родителей на ребенка.
Атмосфера в семье.
|
| Знать основные обязанности родителей; знать о том, как влияют семья и родители на ребенка
|
31
| Ребенок в школе
| Права и обязанности школьника. Правомерное поведение. Соблюдение и нарушение установленных правил. Доступность школы. Обязательное обучение. Школа
в информационном обществе. Роль школы. Воспитательная роль школы. Необходимость хорошего образования.
|
| Знать принципы обучения, роль школы
в информационном обществе, основные проблемы в школе, причины проблем и пути их разрешения
|
32
| Друзья и ровесники
| Понимание дружбы в разные исторические эпохи. Роль дружбы на всех этапах жизни человека. Истинная дружба. Старинная дружба. Верность. Дружба в подростковом возрасте, ее изменения. Отличие дружбы от товарищества и приятельства
|
| Знать о роли дружбы и товарищества на всех этапах жизни человека, чем отличается дружба от товарищества и приятельства
|
33
| Повторительно-обобщающий урок: Ребенок в обществе
| Повторение темы «Ребенок в обществе»
|
| Знать материал темы «Ребенок в обществе»
|
34
| Итоговое повторение: Сферы деятельности человека в обществе
| Повторение курса «Общество и его сферы»
|
| Знать материал темы «Общество и его сферы»
|
| Итого:34 часа
|
|
|
|
|
|
|
|
|