РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа составлена для общеобразовательного учреждения для 6 класса.
Рабочая программа соответствует Государственному образовательному стандарту по обществознанию, разработанному министерством образования РФ. Она разработана на основе Примерной программы основного общего образования по обществознанию на основе учебника по обществознанию 6 класс А.И. Кравченко, Е.А. Певцовой.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем Государственного образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 35 учебных часа, из расчета 1 час в неделю.
Курс обществознания в 6 классе очень важен для становления гибкости подростка, члена общества юного гражданина. Данный курс является первым этапом в изучении обществознания. Цель данного курса – сформировать первоначальные представления о сферах общества: экономической, политической, социальной, духовной.
Задача данного курса обществознания – вооружить учащихся такими знаниями об обществе и людях, которые позволят им в недалеком будущем улучшить среду обитания. Сделать более совершенным мир человеческих взаимоотношений.
Цели данного курса:
формировать учебно-исследовательские умения учащихся при изучении нового материала
формировать умение аргументировано высказывать свою точку зрения, вести диалог, общаться со сверстниками
формировать гражданский патриотизм.
Основной принцип отбора материала актуальность и научность изучаемого материала.
В ходе учебного процесса используются следующие формы и методы обучения: лекции, беседа, самостоятельная работа, практикум, рассказ.
Предмет обществознание тесно связан с историей, географией, экологией, правом.
Учащиеся должны иметь первоначальные представления о структуре современного общества и его основных сферах.
Учащиеся должны уметь:
- объяснять изученные понятия;
- самостоятельно добывать знания;
- аргументировано высказывать свою точку зрения;
- вести диалог;
- общаться со сверстниками;
- анализировать и делать выводы и обобщения.
Для оценки достижений учащихся проведены промежуточные и итоговые контрольные работы в форме тестов.
Результаты достижений оцениваются по пятибалльной шкале.
Учебно-тематический план №
| Наименование раздела
| Количество часов
| 1
| Общество и человек
| 7
| 2
| Экономическая сфера общества
| 8
| 3
| Социальная сфера общества
| 3
| 4
| Политика и право
| 6
| 5
| Духовная сфера общества
| 4
| 6
| Ребенок в обществе
| 6
|
| Итого
| 34
|
Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:
Кравченко, А. И. Обществознание : учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений / А. И. Кравченко, Е. А. Певцова. - М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2008.
Хромова, И. С. Обществознание. 6 класс : рабочая тетрадь к учебнику А. И. Кравченко «Обществознание» / И. С. Хромова. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2011.
Козленко, С. И. Обществознание : программа курса для 6-7 классов общеобразоват. учреждений / С. И. Козленко, И. В. Козленко. - М. : ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2009.
Реализация рабочей программы способствует:
развитию личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитанию общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, уважения к социальным нормам, приверженности к гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции РФ;
освоению системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования и самообразования;
овладению умениями получать и критически осмысливать социальную информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; осваивать способы познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимой для участия в жизни гражданского общества и государства;
формированию опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности; межличностных отношений; отношений между людьми разных национальностей и вероисповеданий; в семейно-бытовой сфере, для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Требования к результатам обучения и освоения содержания курса по обществознанию
Личностными результатами выпускников основной школы, формируемыми при изучении содержания курса по обществознанию, являются:
мотивированность и направленность на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни;
заинтересованность не только в личном успехе, но и в развитии различных сторон жизни общества, в благополучии и процветании своей страны;
ценностные ориентиры, основанные на идеях патриотизма, любви и уважения к Отечеству; на отношении к человеку, его правам и свободам как высшей ценности; на стремлении к укреплению исторически сложившегося государственного единства; на признании равноправия народов, единства разнообразных культур; на убежденности в важности для общества семьи и семейных традиций; на осознании необходимости поддержания гражданского мира и согласия и своей ответственности за судьбу страны перед нынешними и грядущими поколениями.
Метапредметные результаты изучения обществознания выпускниками основной школы проявляются:
в умении сознательно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата);
умении объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально- философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив;
способности анализировать реальные социальные ситуации, выбирать адекватные способы деятельности и модели поведения в рамках реализуемых основных социальных ролей (производитель, потребитель и др.);
овладении различными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия) и следовании этическим нормам и правилам ведения диалога;
умении выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике:
на использование элементов причинно-следственного анализа;
исследование несложных реальных связей и зависимостей;
определение сущностных характеристик изучаемого объекта; выбор верных критериев для сравнения, сопоставления, оценки объектов;
поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в адаптированных источниках различного типа;
перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации;
объяснение изученных положений на конкретных примерах;
оценку своих учебных достижений, поведения, черт своей личности с учетом мнения других людей, в том числе для корректировки собственного поведения в окружающей среде; выполнение в повседневной жизни этических и правовых норм, экологических требований;
определение собственного отношения к явлениям современной жизни, формулирование своей точки зрения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы содержания программы по обществознанию являются в сфере: относительно целостное представление об обществе и о человеке, о сферах и областях общественной жизни, механизмах и регуляторах деятельности людей;
знание ряда ключевых понятий базовых для школьного обществознания наук: социологии, экономической теории, политологии, культурологии, правоведения, этики, социальной психологии и философии; умение объяснять с их позиций явления социальной действительности;
знания, умения и ценностные установки, необходимые для сознательного выполнения старшими подростками основных социальных ролей в пределах своей дееспособности;
умения находить нужную социальную информацию в различных источниках; адекватно ее воспринимать, применяя основные обществоведческие термины и понятия; преобразовывать в соответствии с решаемой задачей (анализировать, обобщать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями); давать оценку взглядам, подходам, событиям, процессам с позиций одобряемых в современном российском обществе социальных ценностей;
понимание побудительной роли мотивов в деятельности человека, места ценностей в моти- вационной структуре личности, их значения в жизни человека и развитии общества;
знание основных нравственных и правовых понятий, норм и правил, понимание их роли как решающих регуляторов общественной жизни, умение применять эти нормы и правила к анализу и оценке реальных социальных ситуаций, установка на необходимость руководствоваться этими нормами и правилами в собственной повседневной жизни;
приверженность гуманистическим и демократическим ценностям, патриотизму и гражданственности;
знание особенностей труда как одного из основных видов деятельности человека; основных требований трудовой этики в современном обществе; правовых норм, регулирующих трудовую деятельность несовершеннолетних;
понимание значения трудовой деятельности для личности и общества;
понимание специфики познания мира средствами искусства в соотнесении с другими способами познания;
понимание роли искусства в становлении личности и в жизни общества;
знание определяющих признаков коммуникативной деятельности в сравнении с другими видами деятельности;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе, умение использовать современные средства связи и коммуникации для поиска и обработки необходимой социальной информации;
понимание языка массовой социально-политической коммуникации, позволяющее осознанно воспринимать соответствующую информацию; умение различать факты, аргументы, оценочные суждения;
понимание значения коммуникации в межличностном общении;
умение взаимодействовать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог, участвовать в дискуссии, аргументировать собственную точку зрения;
знакомство с отдельными приемами и техниками преодоления конфликтов*.
Литература
Методические пособия для учителя.
Биянова, Е. А. Поурочные планы по обществознанию. 6 класс : к учебно-методическому комплекту А. И. Кравченко, Е. А. Певцовой / Е. А. Биянова. - М. : ВАКО, 2008.
Боголюбов, Л. Н. Общая методика преподавания обществознания в школе / Л. Н. Боголюбов, Л. Ф. Иванова, А. Ю. Лазебникова. -М. : Дрофа, 2008.
История. Обществознание. 5-11 классы : внеклассные мероприятия / авт.-сост. Л. Л. Ко- чергина. - Волгоград : Учитель, 2009.
Лазебникова, А. Ю. Современное школьное обществознание : методическое пособие с дидактическими материалами для учителя / А. Ю. Лазебникова. - М. : Школа-Пресс, 2000.
Обществознание. 6 класс : поурочные планы по уч. А. И. Кравченко / авг.-сост. Н. С. Кочетов [и др.] - Волгоград : Учитель, 2007.
Обществознание. 5-11 классы : развернутое тематическое планирование по программе А. И. Кравченко / авт.-сост. Г. А. Борознина. - Волгоград : Учитель, 2010.
Обществознание. 6-11 классы : проектная деятельность учащихся / авг.-сост. О. А. Северина. -Волгоград : Учитель, 2011.
Обществознание. Примерные программы по обществознанию : Федеральный компонент государственного стандарта. Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы. - М.: Дрофа, 2008. - (Сборник нормативных документов).
Правовое воспитание школьников. 5-9 классы : конспекты занятий / авт.-сост. О. В. Летне- ва. - Волгоград : Учитель, 2006.
Примерные программы основного общего образования. Обществознание. 5-9 классы. - М. : Просвещение, 2010.
Прутченков, А. С. Наедине с собой. Психологические тесты и психотехнические упражнения для подростков и старшеклассников / А. С. Прутченков. - М. : Российское педагогическое агентство, 1996.
Прутченков, А. С. Свет мой, зеркальце, скажи... : методические разработки социально- психологических тренингов / А. С. Прутченков. - М. : Новая школа, 1996.
Прутченков, А. С. Школа жизни : метод, разработки социально-психологического тренинга / А. С. Прутченков.,- М. : Международная педагогическая академия, 1998.
Рабочие программы по обществознанию, экономике и праву. 5-9 классы : календарно- тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся / авт.-сост. Т. А. Корне- ва. - М. : Глобус, 2008.
Сорокина, Е. Н. Поурочные планы по обществознанию. 6 класс : по учебнику А. И. Кравченко : методическое пособие / Е. Н. Сорокина. - М.: Глобус, 2007.
Дополнительная литература для учителя.
Гражданский кодекс Российской Федерации,
Кодекс об административных правонарушениях.
3. Конституция Российской Федерации.
4. Семейный кодекс.
5. Трудовой кодекс.
6. Александрова, И. Ю. Обществознание. Интенсивный курс / И. Ю. Александрова, В. В. Владимирова, JI. Ш. Лозовский. - М. : Айрис-Пресс, 2010.
7. Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений : в 2 ч. / Л. С. Бахмутова. - М.: ВЛАДОС, 2001.
8. Бекешев, К. А. Обществознание : учебное пособие / К. А. Бекешев. - М. : Проспект, 2010.
9. Ибрагимов, Р. Ю. Сдаем основы социологии и политологии : для среднего профессионального образования / Р. Ю. Ибрагимов [и др.]. - Ростов н/Д. : Феникс, 2005.
10. Лозовский, Л. Ш. Практикум по обществознанию : вопросы и ответы; тесты с решениями / Л. Ш. Лозовский, Б. А Райзберг. - М. : Рольф : Айрис-Пресс, 2010.
11. Политика и право. Школьный практикум. 10-11 кл. : пособие для уч-ся общеобразоват. учеб. заведений / авт.-сост. М. И. Шилобод, В. Ф. Кривошеев. - М. : Дрофа, 1997.
12. Сычев, А. А. Обществознание : учебное пособие / А. А. Сычев. - М. : Альфа-М : ИНФРА-М, 2010.
13. Сидельникова, Т. Т. Политология : комментарии, схемы, афоризмы : учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Т. Т. Сидельникова, Д. А. Темников, И. А. Шарагин. - М. : ВЛА¬ДОС, 1999.
14. Тюляева, Т. И. Обществознание : настольная книга учителя / Т. И. Тюляева. - М. : Астрель, 2010.
Дополнительная литература для учащихся.
1. Домашек, Е. В. Школьный справочник по обществознанию / Е. В. Домашек. - Ростов н/Д. : Феникс, 2010.
2. Сазонова, Г. Г. Обществознание в таблицах и схемах / Г. Г. Сазонова. - М. : Виктория Плюс, 2007. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
|