Скачать 250.57 Kb.
|
Уральский институт – филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ Кафедра социального права Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров по программе Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы Правовое обеспечение предпринимательской деятельности Индивидуальные трудовые (служебные) споры для (заочной) формы обучения по направлению 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «магистр») М3.Н. Составитель: Иванчина Ю.В. К.ю.н., доцент Екатеринбург 2011 г.
Основные задачи НИС: – проведение профориентационной и консультационной работы для магистрантов, позволяющей им выбрать направление исследования и тему магистерской диссертации; − формирование у студентов навыков академической и научно-исследовательской работы, специфических для уровня обучения в магистратуре, умения вести научную дискуссию, представлять результаты исследования в различных формах устной и письменной деятельности (презентация, реферат, аналитический обзор, критическая рецензия, доклад, сообщение, выступление, научная статья обзорного, исследовательского и аналитического характера и др.); − знакомство магистрантов с публикациями, признаваемыми академическим сообществом в качестве базовых в профессиональных дискуссиях вокруг специфики использования методов, техник и исследовательских практик, выбора фокуса исследования, индивидуальной или коллективной работы, эмоциональной составляющей исследовательского процесса; − развитие навыков работы в условиях выполнения коллективных проектов, формирование коллективной ответственности и дисциплины, готовности к взаимозаменяемости и поддержке. 2. Актуальность НИС обусловлена построением правового государства в России, поступательным проведением политики экономических и политических реформ, требующих повышения правовой подготовки специалистов юридического профиля как лиц, непосредственно участвующих в этих процессах. Введение в учебный план магистерских программ: «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы» и «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности» по направлению 030900 «Юриспруденция» НИС «Индивидуальные трудовые (служебные) споры» обусловлено высоким значением наемного труда и его применения, как на государственной гражданской службе, так и в процессе осуществления предпринимательской деятельности. Трудовые (служебные) отношения затрагивают интересы большинства граждан нашей страны. Вступая в них, они являются либо работниками (служащими), либо выступают работодателями (представителями нанимателя). Однако данные отношения противоречивые по своей природе, что порождает возникновение индивидуальных трудовых (споров). Теоретическое и практическое значение порядка разрешения индивидуальных трудовых (служебных) споров определяется необходимостью обеспечения реализации трудовых прав граждан и их защиты посредством своевременногои правильного расмотрения и разрешения индивидуальных трудовых (служебных) споров. 3. Место курса в профессиональной подготовке магистра. Участие в НИС «Индивидуальные трудовые (служебные) споры предполагает наличие знаний, полученных при изучении других юридических наук: «Актуальные вопросы трудового права», «Актуальные проблемы административного права», «Актуальные проблемы конституционного и муниципального права» и др. В результате освоения указанных и других дисциплин у магистрантов должны быть сформированы следующие «входные» знания, умения и компетенции, необходимые для успешной работы НИС: способность к творчеству и системному мышлению; способность к инновационной деятельности; способность самостоятельно приобретать с помощью информационных технологий и использовать в практической деятельности новые знания и умения; способность выявлять фундаментальные проблемы, ставить задачи и выполнять исследования с использованием современной аппаратуры и вычислительных средств; умение применять современные компьютерные технологии при сборе, хранении, обработке, анализе и передаче информации; умение профессионально оформлять, представлять и докладывать результаты научно-исследовательских работ. Полученные в ходе НИС «Индивидуальные трудовые (служебные) споры» знания и навыки понадобятся при подготовке магистерской диссертации. В процессе подготовки магистров по программам «Правовое обеспечение государственной и муниципальной службы» и «Правовое обеспечение предпринимательской деятельности» в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция» (квалификация (степень) «Магистр») и учебным планом Института участие в НИС «Индивидуальные трудовые (служебные) споры» заключается в выработке у магистрантов специальных навыков. Будущие магистры должны ориентироваться в правовой системе Российской Федерации, понимать значение и функции трудового права, а также взаимоотношение с иными отраслями права - административным и гражданским - в вопросах применения труда; повышать уровень правовой культуры в целях соблюдения законности и правопорядка в государстве и обществе; формировать установки на творческое использование правомерных форм и методов управления в юридически значимых ситуациях связанных с применением труда. 4. Компетенции, осваиваемые в процессе участия в НИС. В результате участия в НИС «Индивидуальные трудовые (служебные) споры» магистранты должны: знать: принципы рассмотрения трудовых споров; основные понятия института трудовых споров; этапы эволюции и современное состояние российского законодательства о рассмотрении и разрешении трудовых споров, основные научные концепции и представления о трудовых спорах; действующее законодательство о порядке рассмотрения и разрешения трудовых споров, включая исполнение решений по трудовым спорам. уметь: толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты о порядке рассмотрения и разрешения трудовых споров; анализировать и оценивать конкретные жизненные ситуации в сфере применения наемного труда для поиска и применения необходимой правовой нормы; определять вид трудового спора (индивидуальный или коллективный трудовой спор); правильно определить подведомственность трудового спора; выявлять проблемы правоприменительной и судебной практики; излагать в устной и письменной форме результаты своего исследования и аргументировано отстаивать свою точку зрения в дискуссии. владеть: терминологией и основными понятиями, используемыми в трудовом законодательстве; методами сбора информации; навыками систематизации и анализа судебной и правоприменительной практики по трудовым делам; навыками сопоставления нормативных актов в сфере труда; навыками составления локальных нормативных актов и иных документов, направленных на регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними; навыками организации кадровой работы; и т.д. В результате изучения дисциплины «Актуальные вопросы трудового права» у магистранта формируются следующие общекультурные и профессиональные компетенции: - осознание социальной значимости своей будущей профессии, поскольку в трудовых отношениях состоит подавляющее большинство трудоспособного населения нашей страны (ОК-1); - культура мышления, способность к обобщению, анализу и восприятию информации от участников трудового правоотношения. Способность к постановке цели и выбору путей ее достижения средствами, предусмотренными трудовым законодательством (ОК-3); - способность логически верно, аргументированно и юридически грамотно строить устную и письменную речь, доступно для лиц, не обладающих специальными знаниями и навыками в области трудового права, но осуществляющих правоприменительную деятельность в этой сфере (граждан, профессиональных союзов, работодателей физических лиц и др.)(ОК-4); - культура поведения, готовность к сотрудничеству и к работе в трудовом коллективе (ОК-5); - способность участвовать в разработке нормативных правовых актов, направленных на регулирование трудовых и иных непосредственно свзанных с ними отношений (ПК-1); способность квалифицированно применять нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с трудовыми отношения, реализовывать нормы материального и процессуального права (ПК-2); - способность обеспечивать соблюдение трудового законодательства работником и работодателем как основными субъектами трудового права (ПК-3); - способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты, регулирующие трудовые и иные непосредственно связанные с трудовыми отношения (ПК-7); - способностью квалифицированно проводить научные исследования в области права (ПК-11). 5. Трудоемкость НИС Общая трудоемкость - составляет 3 зачетных единицы - 108 часов. Лекции – 4 часа. Практические занятия – 6 часов. Самостоятельная работа – 98 часов. Форма отчетности - зачет. 6. Формы работы на НИС (образовательные технологии). Содержание НИС Лекционные занятия Лекционные занятия проводятся по ключевым темам и носят проблемный характер. В лекциях производится концептуально-предметное изложение проблем правового регулирования расмотрения и разрешения индивидуальных трудовых (служебных) споров. В ходе лекций планируется обсудить: Способы защиты трудовых прав работников (служащих). Понятие трудовых (служебных) споров. Рассмотрение индивидуальных трудовых (служебных) споров как способ защиты трудовых прав граждан. Динамика развития трудового спора. Условия и причины возникновения трудовых споров. Обеспечение права работников на защиту своего достоинства в период трудовой (служебной) деятельности. Компетенция органов, рассматривающих трудовые споры. Понятие подведомственности трудовых споров, правила ее определения. Порядок рассмотрения трудовых споров. Урегулирование разногласий до обращения в органы по рассмотрению трудовых споров. Лекционные занятия проводятся с использованием интерактивных форм (i): 1. Лекция-пресс-конференция. Данная форма проведения лекции требует предварительной подготовки к ней магистрантов. Преподаватель заранее называет тему следующей лекции и просит магистрантов задать ему вопросы по данной теме. Каждый магистрант должен письменно сформулировать наиболее интересные для него вопросы и передать преподавателю. Затем преподаватель сортирует вопросы по их смысловому содержанию. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в процессе которого формулируются соответствующие ответы. В завершение лекции преподаватель проводит итоговую оценку вопросов как отражения знаний и интересов магистрантов. Активизация деятельности магистрантов на лекции-пресс-конференции достигается за счет адресованного информирования каждого магистранта. Магистранту необходимо сформулировать вопрос и грамотно его задать, что активизирует его мыслительную деятельность, а ожидание ответа на свой вопрос концентрирует его внимание. Вопросы магистрантов должны носить проблемный характер. В ходе данных лекций у магистрантов вырабатывается способность логически верно, аргументировано и ясно строить письменную речь (ОК-4). 2. Лекция-беседа. Во время лекции (в начале или по ходу) перед магистрантами ставятся вопросы информационного и проблемного характера, для выяснения мнений и уровня осведомленности магистрантов по рассматриваемой теме, степени их готовности к восприятию последующего материала. Вопросы могут быть адресованы как всей аудитории, так и отдельным магистрантам; они, как правило, простые (в целях сосредоточения внимания магистрантов на отдельных аспектах темы), но возможны и проблемные. В ходе таких лекций у магистрантов вырабатывается способность логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную речь (ОК-4), развивается культура поведения (ОК-5). 3. Лекция-дискуссия. Дискуссия - это взаимодействие преподавателя и магистрантов, свободный обмен мнениями, идеями и взглядами по исследуемому вопросу. В отличие от лекции-беседы преподаватель при изложении лекционного материала не только задает вопросы, но и организует свободный обмен мнениями между магистрантами в интервалах между логическими разделами. По ходу лекции-дискуссии преподаватель приводит отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагает магистрантам коротко их обсудить, затем делает краткий анализ, выводы и лекция продолжается. В ходе данных лекций у магистрантов вырабатывается способность логически верно, аргументировано и ясно строить свою устную речь (ОК-4), развивается культура поведения, развивается способность к кооперации с однокурсниками, работа в коллективе (ОК-5). Практические занятия В ходе практических занятий планируется обсудить следующие вопросы: порядок и сроки образования КТС, ее состав; компетенция КТС; порядок и сроки обращения в КТС; порядок рассмотрения индивидуальных трудовых споров в КТС; вынесение решения КТС; понятие подсудности; определение подсудности индивидуальных трудовых споров; компетенция судов (мировых судов, судов общей юрисдикции) по рассмотрению индивидуальных трудовых споров; сроки обращения в суд за защитой нарушенных трудовых прав, порядок их исчисления; исключительная подведомственность индивидуальных трудовых споров судам; особенности рассмотрения индивидуальных трудовых споров в суде; судебные расходы; вынесение решений по индивидуальным трудовым спорам об увольнении и о переводе на другую работу; рассмотрение материальных требований работников при разрешении индивидуальных трудовых споров; возмещение морального вреда. Практические занятия проводятся с изпользоаванием интерактивной формы обучения (i) - Дискуссия. Практическое занятие в форме дискуссии представляет собой коллективное обсуждение какого-либо вопроса, проблемы или сопоставление информации, идей, мнений, предложений. Преподаватель заранее озвучивает тему дискуссии и вопросы, на которые будет необходимо ответить. В ходе дискуссии магистранты вырабатывают принципы и подходы к решению поставленной проблемы (вопроса), доказательства, обоснования своей позиции, максимально используя свой личный опыт. В ходе занятия с использованием данного метода у магистрантов вырабатывается способность к обобщению, анализу и восприятию информации. Способность к постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-3). Способность логически верно, аргументированно и юридически грамотно строить устную речь (ОК-4). Формируется культура поведения, навыки сотрудничества, межличностного общения готовность к сотрудничеству и к работе в коллективе (в частности, умение активно слушать, вырабатывать общее мнение, разрешать возникающие разногласия) (ОК-5). На практическом занятии представляется текст доклада (сообщения) по выбранному проблемному вопросу. Практические занятия могут проводиться в открытом формате с участием студентов, аспирантов, преподавателей различных кафедр, сотрудников научно-исследовательских подразделений Института, приглашенных практиков и представителей работодателей. Примерный перечень докладов (сообщений)
Требования к докладу (сообщению) 1. Продолжительность выступления 7 – 10 минут. 2. Количество источников – не менее 8 (не менее 3-4 монографий / учебников, 1 – 2 диссертационных исследований, 2 - 3 статьей из периодических изданий). 3. Необходимо обозначить вопросы, освещаемые в ходе выступления. 4. Обязательно обозначение актуальности темы, цели, задач выступления, предмета исследования. 5. Тема должна быть раскрыта на основе действующих нормативных правовых актов с учетом правоприменительной и судебной практики и сложившихся в науке точек зрения, должны быть выявлены правовые пробелы, коллизии норм и предложены пути решения данных проблем. 6. В конце выступления – общий вывод. 7. Чтобы раскрыть содержание темы доклада (сообщения), необходимо: - изучить источники и комментарии к ним, а также освоить материал по избранной теме; - обобщить и критически проанализировать результаты, полученные отечественными и зарубежными учеными по выбранному вопросу, выявить и сформулировать актуальные научные проблемы; - осуществить выбор методов и средств, разработать инструментарий эмпирического исследования, сбор, обработку, анализ, оценку и интерпретацию полученных результатов исследования; - произвести обоснование актуальности, теоретической и практической значимости темы научного исследования, разработать план проведения научного исследования; - выделить и сформулировать проблему, которая будет освещаться в докладе (сообщении), определить возможные пути ее решения; - разработать план изложения темы, изложить авторское решение поставленной проблемы, сформулировать ключевые понятия и положения; - сформулировать основные выводы по теме доклада. Доклад (сообщение) имеет учебно-исследовательский характер, содержит результаты творческого поиска магистранта. Представление результатов проведенного исследования осуществляется в виде научного доклада (сообщения), а также представляется в письменной форме. Доклад должен состоять из введения, основной части работы, заключения и списка литературы (с указанием нормативных правовых актов). 7. Литература для подготовки к НИС Основная литература
Дополнительная литература
Нормативные правовые акты
8. Информационное обеспечение дисциплины1. http://law.edu.ru/ - Федеральный правовой портал «Юридическая Россия». На сайте представлена последняя информация о принятии нормативных правовых актов, реестр диссертаций (существует возможность ознакомления с авторефератами диссертаций по различным специальностям), книги, статьи, документы.
|
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Противодействие коррупции в сфере предпринимательской деятельности, в органах государственной и муниципальной власти | Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | ||
Программа научно-исследовательского семинара подготовки магистров... Настоящая программа Научно-исследовательского семинара (далее – нис) устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента... | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Правовое регулирование... Программа учебной дисциплины «Правовое регулирование государственной и муниципальной службы» 3 | ||
Программа дисциплины научно-исследовательского семинара «Актуальные... Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, и студентов направления подготовки 40. 04. 01 «Юриспруденция», обучающихся... | Программа научно-исследовательского семинара «Актуальные вопросы... Программа предназначена для преподавателей, ведущих нис, и студентов направления подготовки 030900. 68 «Юриспруденция», обучающихся... | ||
Программа научно-исследовательского семинара Обеспечение равного... ... | Учебно-методический комплекс по направлению подготовки (специальности)... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Современный литературный... Программа предназначена для преподавателя, ведущего научно-исследовательский семинар, учебных ассистентов и студентов направления... | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | Программа научно-исследовательского семинара «Корпоративные информационные... Программа научно-исследовательского семинара Корпоративные информационные системы | ||
Аннотация научно-исследовательского семинара «Семиотика сложных мультимедийных... Охватывает все виды смыслов, имеющих различное терминологическое оформление, а именно | Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | ||
Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» | Учебно-методический комплекс для магистров направления подготовки... Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» |