Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего
профессионального образования
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Мурманский филиал
г. Мурманск
|
| УТВЕРЖДАЮ
Директор филиала Репникова В.М.
__________ / «___»_________201___г.
|
Направление __030900.62 Юриспруденция _____ Кафедра _общественных дисциплин___________________________________________________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Степень выпускника - бакалавр
Форма обучения - заочная 2013 г.
Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право» подготовлена _Немыкиным А.В., к.э.н., доцентом кафедры менеджмента.
Рабочая программа учебной дисциплины «Конституционное право» утверждена на межкафедральном заседании (Протокол № 1 от «20» сентября 2013 г.)
Цели освоения дисциплины
- глубокое осмысление студентами сущности процессов становления и развития демократического, правового, социального и светского государства в России и мире, а также социальной значимость профессии юриста в таком государстве;
- формирование у будущих юристов гражданской зрелости, общественной активности, юридического мышления, высокого уровня правовой и психологической культуры, профессиональной этики, основанных на глубоком уважении к закону и бережном отношении к социальным ценностям правового государства, чести и достоинстве гражданина, высоком нравственном сознании, гуманности, твердости моральных убеждений, чувстве долга, ответственности за судьбы людей и порученное дело, принципиальности и независимости в обеспечении прав, свобод и законных интересов личности, ее охраны и социальной защиты, необходимой воли и настойчивости в исполнении принятых правовых решений, чувстве нетерпимости к любому нарушению закона в собственной профессиональной деятельности;
- понимание обучаемыми необходимости организации государственной власти в Российской Федерации и других государствах, прежде всего, в соответствии с принципом разделения властей, который предупреждает от узурпации и обеспечивает демократическое единство власти, создает условия для повышения эффективности функционирования всего государственного аппарата;
- выработка у студентов навыков творческого анализа государственно-правовых явлений, институтов и норм, а также правильного их применения в процессе практической деятельности, связанной, прежде всего, с защитой нарушенных прав человека и гражданина; - - формирование у обучаемых умения исследовать и давать аргументированную оценку как теорий и концепций, так и правовых актов, положенных в основу организации и деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления; усвоение студентами теоретико-правовых основ данной дисциплины;
- создание у обучаемых прочной системы знаний о сущности и содержании конституционного (государственного) права, его роли в укреплении законности и правопорядка, обеспечении соблюдения основных прав и свобод личности во всех важнейших сферах государственной и общественной жизни страны;
– ознакомление студентов с основными направлениями конституционно-правовой науки, идеями и взглядами выдающихся ученых-конституционалистов;
– формирование у студентов научного представления об актуальных вопросах конституционного права;
– научить студентов логически грамотно обосновывать и выражать свою точку зрения по проблемам конституционного права, свободно оперировать юридическими понятиями и категориями, привить навыки публичных выступлений по конституционно-правовой тематике.
2. Место дисциплины в структуре ООП Дисциплина «Конституционное право» относится базовым дисциплинам профессионального цикла ООП.
Дисциплина базируется на знаниях, полученных в результате изучения дисциплин: «Теория государства и права», «Отечественная история», «История отечественного государства и права», «Социология», «История государства и права зарубежных стран». 3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины «История государства и права зарубежных стран» у учащегося формируются следующие компетенции Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 «Юриспруденция»:
- осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает достаточным уровнем профессионального правосознания (ОК-1);
- способен добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста (ОК-2);
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-3);
- способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-4);
- обладает культурой поведения, готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-5);
- имеет нетерпимое отношение к коррупционному поведению, уважительно относится к праву и закону (ОК-6);
- стремится к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-7);
- способен использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-8);
- способен анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-9).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):
в нормотворческой деятельности:
- способность участвовать в разработке нормативно-правовых актов в соответствии с профилем своей профессиональной деятельности (ПК-1);
в правоприменительной деятельности:
- способность осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры (ПК-2);
- способность обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права (ПК-3);
- способность принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
- способность применять нормативные правовые акты, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности (ПК-5);
- способность юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства (ПК-6);
- владение навыками подготовки юридических документов (ПК-7);
в правоохранительной деятельности:
- способность уважать честь и достоинство личности, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина (ПК-9);
- способность толковать различные правовые акты (ПК-15);
- способность давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных видах юридической деятельности (ПК-16);
в педагогической деятельности:
- способность преподавать правовые дисциплины на необходимом теоретическом и методическом уровне (ПК-17);
- способность управлять самостоятельной работой обучающихся (ПК-18).
В результате освоения дисциплины студент должен демонстрировать следующие результаты образования: ЗНАТЬ
| систему, особенности и классификацию государственно-правовых норм, институтов и отношений, методы их правового регулирования, а также иерархию источников ведущей отрасли национального права Российской Федерации;
понятие, источники, историю развития науки конституционного права, основные методы научных исследований;
сущность, понятие, структуру и юридические свойства Конституции как Основного закона Российского государства, порядок ее принятия и изменения, а также конституционные основы общественного и государственного строя Российской Федерации;
сущность, понятие и содержание политических, экономических и социальных основ конституционного строя России;
- основы правового положения личности, основания и порядок приобретения и прекращения гражданства, а также содержание личных, социально-экономических и политических прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации;
понятие, принципы, особенности и основы правового закрепления российского федерализма, административно-территориальное деление Российской Федерации, особенности правового положения республик, автономий в составе России и иных государственно-территориальных образований, а также конституционные основы системы государственной власти субъектов Российской Федерации;
понятие, принципы избирательного права, особенности мажоритарной и пропорциональной избирательных систем, правовое регулирование избирательного процесса;
понятие, систему и основные принципы организации и деятельности государственных органов, а также закономерности и тенденции их развития, вытекающие из классических представлений о полупрезидентской (смешанной) республике;
порядок избрания и прекращения полномочий, основные функции и необходимые для их реализации полномочия, структуру и основные организационно-правовые формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации (Президент, Федеральное Собрание, Правительство, суды), а также конституционные основы деятельности Прокуратуры России;
конституционные основы, систему, основные полномочия и особенности местного управления и самоуправления в Российской Федерации.
| УМЕТЬ
| - толковать и применять общепризнанные нормы международного права, Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные, федеральные законы и другие нормативные правовые акты органов государственной власти и органов местного самоуправления, являющиеся источниками конституционного права, исходя из их юридического значения (иерархии);
- грамотно и корректно оценивать последствия, проходящих в настоящее время в России конституционных преобразований, исходя из того, что современное переходное состояние Российского государства от советской к полупрезидентской республике характеризуется его ослаблением, обусловленным объективными факторами, связанными, прежде всего с кардинальными изменениями в системе организации государственной власти и новизной для нашего Отечества правовых институтов президентства, парламента, конституционного суда, которые совсем недавно с классовых позиций подвергались резкой критике советской наукой как крайне реакционные органы буржуазного государства;
- самостоятельно анализировать сложнейшие процессы становления и развития важнейших государственно-правовых институтов в Российской Федерации, выявлять их особенности, с учетом принятых во всех цивилизованных, демократических государствах классических представлений о принципах взаимоотношения государства и личности, организации государственной власти, местного самоуправления, руководства и управления экономикой; формах правления и политико-территориального устройства; видах государственного режима и др.;
- творчески применять полученные в ходе изучения данного учебного курса знания для юридически правильной квалификации фактов и обстоятельств, прежде всего, с точки зрения обеспечения соблюдения законодательства, а также основных прав и свобод личности в деятельности государственных органов, органов местного, физических и юридических лиц;
- основываясь на полученных в ходе изучения учебного курса “Конституционное (государственное) право России” знаниях об основных путях повышения эффективности деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в соответствии, прежде всего, с принципом правового государства, разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации;
- исходя из единства системы государственной власти и признания равноправия и самоопределения народов в Российской Федерации, на практике принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом, четко разграничивающим предметы ведения и полномочия между федеральными, региональными и местными органами власти;
- систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе по государственно-правовой специализации.
| ВЛАДЕТЬ
| - практическим использованием результатов правового анализа организации и деятельности государственных органов и должностных лиц в целях, прежде всего, вскрытия и установления фактов правонарушений, определения мер ответственности и наказания виновных;
- навыком предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав человека, закрепляемых в Конституции, опираясь на новые для нашего Отечества положения Основного закона Российского государства об их естественности и неотчуждаемости, а также непосредственном действии норм Конституции, закрепляющих права и свободы.
| БЫТЬ
КОМПЕТЕНТНЫМ
| - добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста;
- владеть культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;
- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;
- осуществлять профессиональную деятельность на основе развитого правосознания, правового мышления и правовой культуры;
- обеспечивать соблюдение законодательства субъектами права;
- принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом..
|
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет __8___ зачетных единиц, _288______ часов.
Количество часов по учебному плану
(заочная форма обучения)
Всего _______288____часа
Аудиторные занятия __34___________часов, в том числе интерактивных занятий _______12_______часов
Самостоятельная работа _____241_____час
№
п/п
| Раздел, тема
| Виды учебной работы, трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости
и промежуточной аттестации
| Всего
| Самос-
тоят. работа
| Аудиторные занятия
| Всего
| Лекционные
| Групповые (семинары, практические)
| Лабораторные
| Конт. раб.
| Рефераты / эссе
| Курсов. раб/ проект
| Расчетно-графическая работа
| Зачет*
| Экзамен
| Контр. точки
по мод.-рейтинг.
системе
| 1.
| Тема 1.
| 9
| 7
| 2
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 2.
| Тема 2.
| 9
| 7
| 2
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Тема 3.
| 9
| 7
| 2
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 4.
| Тема 4.
| 9
| 7
| 2
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Тема 5.
| 9
| 7
| 2
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 6.
| Тема 6.
| 9
| 7
| 2
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Тема 7.
| 9
| 7
| 2
| 1
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 8.
| Тема 8.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Тема 9.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 10.
| Тема 10.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Тема 11.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 12
| Тема 12.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13.
| Тема 13.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 14.
| Тема 14.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15.
| Тема 15.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 16.
| Тема 16.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 17.
| Тема 17.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 18.
| Тема 18.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19.
| Тема 19.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 20
| Тема 20.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 21.
| Тема 21.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 22.
| Тема 22.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 23.
| Тема 23.
| 8
| 7
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 24.
| Тема 24.
| 9
| 8
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 25
| Тема 25.
| 9
| 8
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 26.
| Тема 26.
| 9
| 8
| 1
| -
| 1
|
|
|
|
|
|
|
|
| 27.
| Тема 27.
| 8
| 8
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| 28.
| Тема 28.
| 8
| 8
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| 29.
| Тема 29.
| 8
| 8
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| 30.
| Тема 30.
| 8
| 8
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| 31.
| Тема 31.
| 8
| 8
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| 32.
| Тема 32.
| 8
| 8
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| 33.
| Тема 33.
| 8
| 8
| -
| -
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
| Общая трудоемкость
| часы
| 288
| 241
| 34
| 8
| 26
| -
| 1
| -
| -
| -
| 4
| 9
| -
| з.е.
| 8
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| Х
| |