Скачать 0.52 Mb.
|
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования Тольяттинский государственный университет Институт права 030900.68 Юриспруденция История и методология юридической науки Учебно-методическое пособие по изучению дисциплины Тольятти 2012 Рецензия кафедры «История государства и права» на учебно-методическое пособие «История и методология юридической науки» Медведев В.Г., д.ю.н., доцент, профессор кафедры, и.о. заведующего кафедрой «История государства и права» 1. Назначение разработанного учебно-методического пособия: Учебно-методическое пособие «История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерская программа «Теория и история государства и права, история правовых учений».
Общий объем учебного пособия рецензируемого курса соответствует объему часов, отведенных на изучение дисциплины. Содержание учебного пособия соответствует ФГОС ВПО и рабочей программе дисциплины. Содержание учебного пособия отвечает современному уровню развития науки, техники, технологии. Представленные учебно-методическое пособие «История и методология юридической науки» соответствуют содержанию учебного издания. Пособие изложено последовательно. Учебно-методическое пособие оснащено соответствующим дидактическим аппаратом, который включает в себя:
Рекомендовать учебно-методическое пособие «История и методология юридической науки» к использованию в учебном процессе для студентов, обучающихся по направлению подготовки 030900.68 «Юриспруденция» магистерская программа «Теория и история государства и права, история правовых учений». Заведующий кафедрой Д.ю.н., доцент _____________________ / В.Г. Медведев Рецензент кафедры Д.ю.н., доцент _____________________ / С.В. Жильцов Протокол заседания кафедры № 4 от «30» ноября 2012 г. 1. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ «История и методология юридической науки» (магистерская программа) Изучение дисциплины «История и методология юридической науки» согласно учебного плана предусматривает следующее распределение часов по видам учебных занятий:
Цель: усвоение студентами процесса становления и развития теоретической мысли в ходе познания человечеством природы государства и права, их сущности и содержания, принципов и функций, наиболее адекватных способов правового регулирования публичных и частных отношений и интересов и т.д. Изучение основных этапов формирования научных знаний о государстве и праве. Задачи: 1. формирование у студентов цельного представления о возникновении и эволюции научных знаний о праве, которое бы позволило им глубже понять сущность и содержание положений современной юридической науки; 2. выработка способности видения исторической перспективы, прогнозирования дальнейшего развития современной правовой доктрины; 3. привитие обучаемым высокой правовой культуры; 4. формирование у студентов необходимых магистру знаний, умений, навыков работы со специальной литературой и источниками. Тема 1. Предмет, метод и функции учебной дисциплины «История и методологии юридической науки» Учебные вопросы: 1. Предмет истории и методологии юридической науки. 2. Место истории и методологии юридической науки в системе юридических и исторических дисциплин. 3. Понятие функций юридической науки. 4. Теоретико-познавательная функция истории и методологии юридической науки. 5. Практически-прикладная функция истории и методологии юридической науки. Изучив данную тему, студент должен: иметь представление о предмете, методе и функциях учебной дисциплины «История и методологии юридической науки; знать:
уметь: • использовать теоретико-познавательную и практически-прикладную функции истории и методологии юридической науки в своей практической и научной деятельности; владеть навыками • пользования учебной и монографической литературой и интернет ресурсами Методические рекомендации по изучению темы При освоении темы необходимо:
Интерактивные технологии • Практическое занятие проводится в форме проблемно-исследовательской беседы, в ходе которой преподаватель обозначает проблему подходов к методологии юридической науки, предмета истории и методологии юридической науки и применяемых методов познания. Обучающиеся предлагают свои версии разрешения поставленных проблем. Задание для самостоятельной подготовки • Прочитать соответствующие параграфы из рекомендованной литературы: 1. Марченко М.Н. Теория государства и права : учеб. для вузов / М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп.; Гриф МО. - М.: Проспект, 2009. ISBN 5-26810-5386-5 2. Теория государства и права : учеб. для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. ; Гриф МО. - М. : Норма, 2008. 3. Липинский Д.А. Теория государства и права : курс лекций / Д.А. Липинский. Р.Л. Хачатуров; ТГУ. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2008. • Ознакомиться с материалами интернет ресурсов:
• Выписать в тетрадь необходимый для работы на практическом занятии материал • Ознакомиться с глоссарием • Проработать тесты № 1,2. Тема 2. Становление и историческое развитие аналитической юриспруденции Учебные вопросы: 1. История формирования аналитической юриспруденции, ее истоки и содержание. 2. Роль догмы права в истории становления общей (аналитической) теории права. 3. Особенности и издержки, науковедческий статус и теоретические аспекты догмы права в истории теории права. 4. Исторические вехи философской разработки догмы права как нормативного регулятора. 5. Значение философского обоснования догмы права в свете структуры права и его свойств. 6. Другие разработки догмы права. 7. Потенциал и научные пределы развития догмы права в истории юридической науки. Изучив данную тему, студент должен: иметь представление о становлении и историческом развитии аналитической юриспруденции; знать: • историю формирования аналитической юриспруденции, ее истоки и содержание • Роль догмы права в истории становления общей (аналитической) теории права. • Особенности и издержки, науковедческий статус и теоретические аспекты догмы права в истории теории права. • Исторические вехи философской разработки догмы права как нормативного регулятора. • Значение философского обоснования догмы права в свете структуры права и его свойств. • Потенциал и научные пределы развития догмы права в истории юридической науки. уметь: • пользоваться рекомендованной литературой и интернет ресурсами; • логично и последовательно излагать свои мысли; владеть навыками ведения дискуссии Методические рекомендации по изучению темы При освоении темы необходимо: • изучить учебный материал по учебнику, интернет ресурсам и конспекту лекции; • акцентировать внимание на роли догмы права в истории становления общей (аналитической) теории права; • выполнить задание по составлению семы исторических этапов становления аналитической юриспруденции; • ответить на контрольные вопросы: 1. Каковы истоки и содержание аналитической юриспруденции? 2. Какую роль сыграла догма права в истории становления общей (аналитической) теории права? 3. Каковы теоретические аспекты догмы права в истории теории права? 4. Какое место занимает философское обоснование догмы права в свете структуры права и его свойств? 5. Каков потенциал и научные пределы развития догмы права в истории юридической науки? Интерактивные технологии • Практическое занятие проводится в форме семинара дискуссии. Обучающиеся должны в ходе свободного обсуждения и высказывания своих суждений прийти к единому пониманию вынесенных на семинар вопросов: 1. История формирования аналитической юриспруденции, ее истоки и содержание. 2. Роль догмы права в истории становления общей (аналитической) теории права. 3. Особенности и издержки, науковедческий статус и теоретические аспекты догмы права в истории теории права. 4. Исторические вехи философской разработки догмы права как нормативного регулятора. 5. Значение философского обоснования догмы права в свете структуры права и его свойств. 6. Другие разработки догмы права. 7. Потенциал и научные пределы развития догмы права в истории юридической науки. Задание для самостоятельной подготовки • Прочитать соответствующие параграфы из рекомендованной литературы: 1. Марченко М.Н. Теория государства и права : учеб. для вузов / М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп.; Гриф МО. - М.: Проспект, 2009. ISBN 5-26810-5386-5 2. Теория государства и права : учеб. для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. ; Гриф МО. - М. : Норма, 2008. 3. Липинский Д.А. Теория государства и права : курс лекций / Д.А. Липинский. Р.Л. Хачатуров; ТГУ. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2008. • Ознакомиться с материалами интернет ресурсов:
• Ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Исаев И.А. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М.,2006. ISBN 5-89123-189-1 2. Халин К.Е. История политических и правовых учений: учеб. для вузов.- М.,2006. ISBN 5-72131-0215-3 3. Борзенко И.М.Основы современного гуманизма : учеб. пособие для вузов / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина ; Моск. гос. ун-т им.М.В.Ломоносова [и др.]. - Гриф УМО. - М. : Рос. гуманистическое о-во, 2002. • Выписать в тетрадь необходимый для работы на практическом занятии материал • Ознакомиться с глоссарием • Проработать тесты № 4,5. Тема 3. Формирование новых подходов в развитии теории права в Новое время Учебные вопросы: 1. От формально-логических проработок юридической догмы к более высокому уровню юридических знаний. Формирование общей (инструментальной) теории права. 2. Концепции права как объективной реальности. 3. Концепции права как «формы» и как исходного начала юридической науки. 4. Императивы цивилизации и права. 5. Историко-теоретическое обоснование юридических систем. 6. Соотношение власти и права в юридической науке Нового времени. 7. Соотношение морали и права. 8. Основные историко-теоретические ступени «восхождения» права по периодам развития юридической науки. Изучив данную тему, студент должен: иметь представление о формировании новых подходов в развитии теории права в Новое время знать: • логику формирования общей (инструментальной) теории права • Концепции права как объективной реальности • Концепции права как «формы» и как исходного начала юридической науки • Императивы цивилизации и права • Историко-теоретическое обоснование юридических систем • Соотношение власти и права в юридической науке Нового времени. • Соотношение морали и права. • Основные историко-теоретические ступени «восхождения» права по периодам развития юридической науки уметь: • пользоваться рекомендованной литературой и интернет ресурсами; • логично и последовательно излагать свои мысли; владеть навыками ведения дискуссии Методические рекомендации по изучению темы При освоении темы необходимо: • изучить учебный материал по учебнику, интернет ресурсам и конспекту лекции; • акцентировать внимание на концепции права как «формы» и как исходного начала юридической науки; • выполнить задание по письменному написанию историко-теоретического обоснования юридических систем; • ответить на контрольные вопросы: 1. Какова логика формирования общей (инструментальной) теории права? 2. В чем сущность концепции права как объективной реальности? 3. В чем сущность концепции права как «формы» и как исходного начала юридической науки? 4. Какие вы знаете императивы цивилизации и права? 5. Каково соотношение власти и права в юридической науке Нового времени? 6. Как в теориях Нового времени рассматривалось соотношение морали и права? Интерактивные технологии • Практическое занятие проводится в форме семинара дискуссии. Обучающиеся должны в ходе свободного обсуждения и высказывания своих суждений прийти к единому пониманию вынесенных на семинар вопросов: 1. От формально-логических проработок юридической догмы к более высокому уровню юридических знаний. Формирование общей (инструментальной) теории права. 2. Концепции права как объективной реальности. 3. Концепции права как «формы» и как исходного начала юридической науки. 4. Императивы цивилизации и права. 5. Историко-теоретическое обоснование юридических систем. 6. Соотношение власти и права в юридической науке Нового времени. 7. Соотношение морали и права. 8. Основные историко-теоретические ступени «восхождения» права по периодам развития юридической науки. Задание для самостоятельной подготовки • Прочитать соответствующие параграфы из рекомендованной литературы: 1. Марченко М.Н. Теория государства и права : учеб. для вузов / М.Н. Марченко. - 2-е изд., перераб. и доп.; Гриф МО. - М.: Проспект, 2009. ISBN 5-26810-5386-5 2. Теория государства и права : учеб. для вузов / отв. ред. В.Д. Перевалов. - 3-е изд., перераб. и доп. ; Гриф МО. - М. : Норма, 2008. 3. Липинский Д.А. Теория государства и права : курс лекций / Д.А. Липинский. Р.Л. Хачатуров; ТГУ. - ТГУ. - Тольятти : ТГУ, 2008. • Ознакомиться с материалами интернет ресурсов:
• Ознакомиться с дополнительной литературой: 1. Исаев И.А. История политических и правовых учений России XI-XX вв. – М.,2006. ISBN 5-89123-189-1 2. Халин К.Е. История политических и правовых учений: учеб. для вузов.- М.,2006. ISBN 5-72131-0215-3 3. Борзенко И.М.Основы современного гуманизма : учеб. пособие для вузов / И. М. Борзенко, В. А. Кувакин, А. А. Кудишина ; Моск. гос. ун-т им.М.В.Ломоносова [и др.]. - Гриф УМО. - М. : Рос. гуманистическое о-во, 2002. 4. Международные акты о правах человека : Сб. док. / Сост. В.А. Карташкин, Е.А. Лукашева. - 2-е изд., доп. - М. : НОРМА, 2002. • Выписать в тетрадь необходимый для работы на практическом занятии материал • Ознакомиться с глоссарием • Проработать тесты № 9-12. |
Рабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки» Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм... | История и методология науки Учебно-методическое пособие для магистров по «Истории и методологии науки» разработано в соответствии с Государственным образовательным... | ||
Е. Н. Яркова история и методология Е. Н. Яркова. История и методология юридической науки: учебное пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,... | Учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей История и философия науки: учебно-методическое пособие для аспирантов и соискателей по подготовке к экзамену кандидатского минимума... | ||
Программа аттестационных испытаний по дисциплине «История и методология... Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы... | История и методология юридической науки Цель урока: выявить причины необычайного процветания класса Насекомые. Тип Членистоногие | ||
Учебно-методическое пособие по Новой истории стран Азии и Африки Брянск, 2008 Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневного отделения Исторического факультета, обучающихся по специальности... | Учебно-методическое пособие для студентов специальностей «История»... Шинаков Е. А., Поляков Г. П., Чубур А. А. Основы восточноевропейской археологии (учебно-методическое пособие). – Брянск, рио бгу,... | ||
Методические рекомендации по выполнению контрольных и самостоятельных... В данном пособии представлены методические материалы по курсу юридической психологии, предназначенные для выполнения контрольных... | Учебно-методическое пособие по немецкому языку Для слушателей фзо второго года обучения Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского юридического института мвд россии второго года обучения.... | ||
Учебно-методическое пособие по немецкому языку Для слушателей фзо второго года обучения Учебно-методическое пособие предназначено для слушателей фзо краснодарского юридического института мвд россии второго года обучения.... | Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов... М 545 Методология сравнительного правоведения: учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов [Текст] / сост. И.... | ||
Решение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный... | Методическое пособие по дисциплине «Логика» Учебное методическое пособие по дисциплине «Логика» составлено для студентов юридической и экономической специальностей дневного... | ||
Методическое пособие для аспирантов «История и философия науки» Курс лекций охватывает основные и исходные теоретические проблемы истории и философии науки. Приведены темы семинарских занятий.... | Учебно-методическое пособие Тольятти 2011 удк ббк ахметжанова Г.... Учебно-методическое пособие предназначено для студентов магистров, обучающихся на педагогическом факультете тгу по направлению «Педагогика».... |