Скачать 0.52 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ Л.М.Волосникова __________ _____________ 2011 г. ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200.62 – «Биология», форма обучения -очная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/А.Г.Селюков/ «27» августа 2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии « 29 » августа 2011 г., протокол № 1 «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 23 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./ « 29 » августа 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, департамента биологии « 24 » сентября 2011 г., протокол № 1 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/О.В.Фролова / «24» сентября 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А.Федорова / «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯМИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИТДепартамент биологииКафедра зоологии и ихтиологииСелюков А.Г. ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 – «Биология», форма обучения - очная Тюменский государственный университет 2011 Селюков А.Г. Зоология позвоночных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 23 стр.Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Зоология позвоночных [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич© Тюменский государственный университет, 2011. © Селюков А.Г., 2011.
Целью дисциплины «Зоология позвоночных» является получение базовых знаний об основных методологических подходах в биологии, экологии и распределении полухордовых, бесчелюстных, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих по экосистемам Земли, о научных и прикладных аспектах использования данной научной дисциплины. В процессе изучения дисциплины студенты решают следующие задачи: 1) показать значимость и необходимость использования анатомо-физиологических, экологических, поведенческих и эволюционных принципов в классификации животных; 2) рассмотреть распределение животных по биотопам Мирового океана и материков; 3) усвоить сложившиеся представления о фаунистических комплексах позвоночных; 4) проанализировать влияние человеческой деятельности на численность хозяйственно ценных и экологически значимых позвоночных животных морских и континентальных экосистем. Учебно-методический комплекс «Зоология позвоночных» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Дисциплина «Зоология позвоночных» логически и содержательно-методически взаимосвязана с науками о Земле, общей экологией, цитологией и гистологией, физиологией человека и животных и теорией эволюции. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии беспозвоночных, экологии, географии, умение работать с определителями, владение компьютерными программами и др. Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоологии беспозвоночных, анатомии человека, наук о Земле. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Таблица 2. Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
Таблица 3. Планирование самостоятельной работы студентов
Модуль 1. 1. Введение. Предмет и задачи зоологии. Тип хордовых. Подтипы: оболочники, бесчерепные, позвоночные Предмет, цель и задачи зоологии. Тип Хордовых – Chordata. Общая характеристика типа хордовых, их положение в системе животного мира. Связи с другими типами вторичноротых: иглокожими и полухордовыми. Основные морфо-физиологические, биохимические и экологические особенности хордовых. Первичные хордовые. Приобретение миохордального комплекса и его первоначальное значение. Усложнение органов движения и нервной системы – основное условие прогресса хордовых. Роль преобразований на разных уровнях организации: клеточном, организменном и надорганизменном. Подтипы Оболочников, Бесчерепных, Позвоночных. Теоретическое и практическое значение изучения хордовых. Подтип Личиночнохордовые, или Оболочники – Tunicata. Основные черты организации подтипа. Класс Асцидии – Ascidia. Их строение и биология; питание, размножение. Метаморфоз асцидий, строение личинки. Одиночные и колониальные, сидячие и плавающие формы. Класс Сальпы – Salpa. Сальпы и бочоночники, их строение, размножение и развитие как свободноплавающих животных. Одиночные и колониальные формы. Метагенез и его биологическое значение. Класс Аппендикулярии – Appendicularia как группа личиночнохордовых неотенического происхождение. Гипотезы о происхождении и эволюции личиночнохордовых. Работы А.О.Ковалевского и В.В.Заленского с низшими хордовыми и их общебиологическое значение. Подтип Бесчерепные – Acrania. Организация, развитие и биология ланцетника. Теоретическое значение изучения бесчерепных как подтип, близкого к предкам позвоночных. Подтип Позвоночные – Vertebrata. Характеристика позвоночных. Покровы. Осевой скелет, череп, скелет конечностей. Мускулатура и локомоция позвоночных; совершенствование биохимии мышечного сокращения как условие интенсификации их движений. Пищеварительная система. Механизм пищеварения, его отличия от пищеварения беспозвоночных. Кровеносная система, сердце. Кровь, ее форменные элементы и кровяные пигменты; их отличия от пигментов беспозвоночных. Органы дыхания. Нервная система, мозг, органы чувств. Выделительная и половая системы. Органы внутренней секреции. Гормоны и их роль в адаптации организма к среде. Система подтипа позвоночных. Бесчелюстные и челюстноротые, анамнии и амниоты. Гомойотермные и пойкилотермные. Геологическая история и филогения позвоночных. Основные характерные черты анамний как первичноводных позвоночных. 2. Бесчелюстные – Agnatha: строение, биология, филогения. Ископаемые бесчелюстные. Характеристика бесчелюстных, отличающихся особыми формами дыхания и питания. Класс Pteraspidomorphi (Myxini). Класс Cephalaspidomorphi (Petromyzontes). Современные бесчелюстные – миноги и миксины; их морфологические, физиологические и экологические особенности. Географическое распространение; промысловое значение. Место бесчелюстных в системе позвоночных; филогенетические отношения в пределах группы и связь с челюстноротыми. Модуль 2 3. Хрящевые рыбы: строение, биология, систематика, экология, филогения. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология» М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2011 г., протокол №1). Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная... | ||
Рабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,... Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... «Туризм» (очная, заочная формы обучения), 100100. 62 «Сервис» (очная форма обучения) | ||
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов... Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020100. 68 – «химия» (магистерская программа «Физико-химический... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология» Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200.... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («29» августа 2013 протокол №1) Соответствует требованиям... |