Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная





НазваниеУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная
страница1/3
Дата публикации18.10.2014
Размер0.52 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


«УТВЕРЖДАЮ»:

Проректор по учебной работе

_______________________ Л.М.Волосникова

__________ _____________ 2011 г.

ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов направления 020200.62 – «Биология», форма обучения -очная

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/А.Г.Селюков/

«27» августа 2011 г.
Рассмотрено на заседании кафедры зоологии и ихтиологии

« 29 » августа 2011 г., протокол № 1

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 23 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Гашев С.Н./

« 29 » августа 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК ИМЕНИТ, департамента биологии

« 24 » сентября 2011 г., протокол № 1

Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/О.В.Фролова /

«24» сентября 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Зав. методическим отделом УМУ_____________/ С.А.Федорова /

«______»_____________2011 г.

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИТ

Департамент биологии

Кафедра зоологии и ихтиологии



Селюков А.Г.


ЗООЛОГИЯ ПОЗВОНОЧНЫХ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для студентов направления 020200.62 – «Биология»,

форма обучения - очная


Тюменский государственный университет

2011

Селюков А.Г. Зоология позвоночных. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020200.62 «Биология», форма обучения - очная. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2011, 23 стр.


Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.

Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Зоология позвоночных [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой зоологии и ихтиологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зоологии и ихтиологии, д.б.н. Гашев Сергей Николаевич






© Тюменский государственный университет, 2011.

© Селюков А.Г., 2011.


  1. Пояснительная записка.




    1. Цели и задачи дисциплины

Целью дисциплины «Зоология позвоночных» является получение базовых знаний об основных методологических подходах в биологии, экологии и распределении полухордовых, бесчелюстных, рыб, амфибий, рептилий, птиц и млекопитающих по экосистемам Земли, о научных и прикладных аспектах использования данной научной дисциплины.

В процессе изучения дисциплины студенты решают следующие задачи:

1) показать значимость и необходимость использования анатомо-физиологических, экологических, поведенческих и эволюционных принципов в классификации животных; 2) рассмотреть распределение животных по биотопам Мирового океана и материков;

3) усвоить сложившиеся представления о фаунистических комплексах позвоночных;

4) проанализировать влияние человеческой деятельности на численность хозяйственно ценных и экологически значимых позвоночных животных морских и континентальных экосистем.

Учебно-методический комплекс «Зоология позвоночных» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.


    1. Место дисциплины в структуре специальности

Дисциплина «Зоология позвоночных» логически и содержательно-методически взаимосвязана с науками о Земле, общей экологией, цитологией и гистологией, физиологией человека и животных и теорией эволюции. Для успешного освоения дисциплины необходимы базовые знания по зоологии беспозвоночных, экологии, географии, умение работать с определителями, владение компьютерными программами и др.

Для успешного освоения данной дисциплины необходимо предшествующее изучение следующих модулей: зоологии беспозвоночных, анатомии человека, наук о Земле.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:


  • Знать: основы строения, функционирования, систематики и экологии позвоночных животных.

  • Уметь: применять полученные знания в различных областях теоретической и прикладной зоологии и экологии, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований.

  • Владеть: навыками научно-исследовательской работы, преподавания зоологии позвоночных и ведения дискуссии.



  1. Структура и трудоемкость дисциплины.

    Семестр 3-4. Форма промежуточной аттестации зачет, по завершении курса - экзамен. Общий объем часов дисциплины составляет 131 часов (в том числе: лекции – 34, лабор. – 34, самостоятельная работа - 63).

  2. Тематический план.

    Таблица 1.

    Тематический план





Тема

недели семестра

Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

Итого часов по теме

Из них в интерак-тивной форме

Итого коли-чество баллов

Лекции

Лабораторные занятия

Самостоятельная работа

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 1. Тип хордовых






















1.

Введение. Предмет и задачи зоологии. Подтипы: оболочники, бесчерепные, позвоночные

1-2

2

2

1

5

1

0-5

2.

Бесчелюстные: строение, биология, филогения

3-4

2

2

2

6

1

0-10




Всего

4

4

4

3

11

2

0-15




Модуль 2. Надкласс Pisces






















3.

Хрящевые рыбы: строение, биология, систематика, экология, филогения

5-7

4

4

8

16

2

0-20

4.

Костные рыбы: строение, биология, систематика, экология, филогения

8-11

4

4

12

20

4

0-30




Всего

7

8

8

20

36

6

0-50




Модуль 3. Надкласс Tetrapoda






















5.

Происхождение наземных позвоночных

12-13

2

2

2

6

2

0-10

6.

Амфибии: строение, биология, экология, систематика

14-18

3

3

10

16

4

0-25




Всего

7

5

5

12

22

6

0-35

Итого за I семестр (часов, баллов):

18

17

17

35

69

14

0-100

1

2

3

4

5

6

7

8

9




Модуль 4. Класс Пресмыкающиеся






















7.

Рептилии: строение, биология, систематика и филогения

1-5

6

6

8

20




0-30




Всего

5

6

6

8

20

4

0-30




Модуль 5. Класс Птицы






















8.

Строение, биология, систематика и филогения

6-11

6

6

12

24

4

0-35




Всего

6

6

6

12

24

4

0-35




Модуль 6. Класс Млекопитающие






















9.

Строение, биология, систематика и филогения

12-17

5

5

8

18

4

0-35




Всего

6

5

5

8

18

4

0-35

Итого за II семестр (часов, баллов):

17

17

17

28

62

12

0 – 100

Итого за год




34

34

63

131

26






Таблица 2.

Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля


№ темы

Письменные работы

Информационные системы и технологии

Итого количество баллов

контрольная работа

реферат

библиографи-ческий список

Глоссарий

Презентации, интернет-конференции

Модуль 1. Тип хордовых

1.













0-5

0-5

2.

0-5

0-5










0-10

Всего

0-5

0-5







0-5

0-15

Модуль 2. Надкласс Pisces

3.

0-5

0-5







0-10

0-20

4.

0-5

0-10




0-5

0-10

0-30

Всего

0-10

0-15




0-5

0-20

0-50

Модуль 3. Надкласс Tetrapoda

5.







0-5




0-5

0-10

6.

0-10

0-5




0-5

0-5

0-25

Всего

0-10

0-5




0-10

0-10

0-35

Итого за I семестр

0-25

0-25

0-5

0-10

0-35

0-100

Модуль 4. Класс Пресмыкающиеся



















7.

0-10

0-5




0-5

0-10

0-30

Всего

0-10

0-5




0-5

0-10

0-30

Модуль 5. Класс Птицы



















8.

0-10

0-5

0-5

0-5

0-10

0-35

Всего

0-10

0-5

0-5

0-5

0-10

0-35

Модуль 6. Класс Млекопитающие



















9.

0-10

0-5

0-5

0-5

0-10

0-35

Всего

0-10

0-5

0-5

0-5

0-10

0-35

Итого за II семестр

0-30

0-15

0-10

0-15

0-30

0-100

    Таблица 3.

    Планирование самостоятельной работы студентов



    Модули и темы

    Виды СРС

    Неделя семестра

    Объем часов

    Кол-во баллов

    обязательные

    дополнительные

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    Модуль 1
















    1.

    Введение. Предмет и задачи зоологии. Тип хордовых. Подтипы: оболочники, бесчерепные, позвоночные

    Выполнение индивидуальных заданий (презентация)

    Изучение отдельных тем.


    1-2

    1

    0-5

    2.

    Бесчелюстные: строение, биология, филогения

    Выполнение индивидуальных заданий (рефераты, презентации)

    Изучение отдельных тем. Чтение дополнительной литературы


    3-4

    2

    0-10




    Всего по модулю 1:

    4

    3

    0-15

    Модуль 2
















    3.

    Хрящевые рыбы: строение, биология, систематика, экология, филогения

    Выполнение индивидуальных заданий (контр.работы, рефераты, презентации)

    Изучение отдельных тем

    5-7

    8

    0-20

    4.

    Костные рыбы: строение, биология, систематика, экология, филогения

    Выполнение индивидуальных заданий (контр.работа, реферат, презентация, глоссарий)

    Изучение отдельных тем. Чтение дополнительной литературы


    8-11

    12

    0-30




    Всего по модулю 2:

    7

    20

    0-50

    Модуль 3
















    5.

    Происхождение наземных позвоночных

    Выполнение индивидуальных заданий (презентации, глоссарий)

    Чтение дополнительной литературы

    12-13

    2

    0-10

    6.

    Амфибии: строение, биология, экология, систематика

    Выполнение индивидуальных заданий (контр.работа, реферат, презентация)

    Тестирование

    Изучение отдельных тем. Чтение дополнительной литературы


    14-18

    10

    0-25




    Всего по модулю 3:

    7

    12

    0-35




    ИТОГО:

    18

    35

    0-100

    Модуль 4
















    7.


    Рептилии: строение, биология, систематика и филогения.

    Ведение альбома.

    Работа в музее.

    Выполнение индивидуальных заданий (рефератов)

    Изучение отдельных тем. Чтение дополнительной литературы


    1-5


    8

    0-30




    Всего по модулю 4:

    5

    8

    0-30

    Модуль 5
















    8.


    Птицы: строение, биология, систематика и филогения.

    Ведение альбома.

    Работа в музее.

    Выполнение индивидуальных заданий

    Изучение отдельных тем. Чтение дополнительной литературы


    6-11


    12

    0-35





    Всего по модулю 5:

    6

    12

    0-35

    1.

    2.

    3.

    4.

    5.

    6.

    7.

    Модуль 6
















    9.

    Млекопитающие: строение, биология, систематика и филогения.

    Подготовка эссе.

    Подготовка к контрольной работе.

    Ведение альбома.

    Работа в музее.

    Выполнение индивидуальных заданий (рефератов).

    Изучение отдельных тем. Чтение дополнительной литературы


    12-17

    8

    0-35




    Всего по модулю 6:

    6

    8

    0-35




    ИТОГО:

    35

    63

    0-100



  1. Содержание дисциплины.

Модуль 1.

1. Введение. Предмет и задачи зоологии. Тип хордовых. Подтипы: оболочники, бесчерепные, позвоночные
Предмет, цель и задачи зоологии. Тип Хордовых – Chordata. Общая характеристика типа хордовых, их положение в системе животного мира. Связи с другими типами вторичноротых: иглокожими и полухордовыми. Основные морфо-физиологические, биохимические и экологические особенности хордовых. Первичные хордовые. Приобретение миохордального комплекса и его первоначальное значение. Усложнение органов движения и нервной системы – основное условие прогресса хордовых. Роль преобразований на разных уровнях организации: клеточном, организменном и надорганизменном. Подтипы Оболочников, Бесчерепных, Позвоночных. Теоретическое и практическое значение изучения хордовых.

Подтип Личиночнохордовые, или Оболочники – Tunicata. Основные черты организации подтипа. Класс Асцидии – Ascidia. Их строение и биология; питание, размножение. Метаморфоз асцидий, строение личинки. Одиночные и колониальные, сидячие и плавающие формы. Класс Сальпы – Salpa. Сальпы и бочоночники, их строение, размножение и развитие как свободноплавающих животных. Одиночные и колониальные формы. Метагенез и его биологическое значение. Класс Аппендикулярии – Appendicularia как группа личиночнохордовых неотенического происхождение. Гипотезы о происхождении и эволюции личиночнохордовых. Работы А.О.Ковалевского и В.В.Заленского с низшими хордовыми и их общебиологическое значение.

Подтип Бесчерепные – Acrania. Организация, развитие и биология ланцетника. Теоретическое значение изучения бесчерепных как подтип, близкого к предкам позвоночных.

Подтип Позвоночные – Vertebrata. Характеристика позвоночных. Покровы. Осевой скелет, череп, скелет конечностей. Мускулатура и локомоция позвоночных; совершенствование биохимии мышечного сокращения как условие интенсификации их движений. Пищеварительная система. Механизм пищеварения, его отличия от пищеварения беспозвоночных. Кровеносная система, сердце. Кровь, ее форменные элементы и кровяные пигменты; их отличия от пигментов беспозвоночных. Органы дыхания. Нервная система, мозг, органы чувств. Выделительная и половая системы. Органы внутренней секреции. Гормоны и их роль в адаптации организма к среде. Система подтипа позвоночных. Бесчелюстные и челюстноротые, анамнии и амниоты. Гомойотермные и пойкилотермные. Геологическая история и филогения позвоночных. Основные характерные черты анамний как первичноводных позвоночных.
2. Бесчелюстные – Agnatha: строение, биология, филогения.

Ископаемые бесчелюстные. Характеристика бесчелюстных, отличающихся особыми формами дыхания и питания. Класс Pteraspidomorphi (Myxini). Класс Cephalaspidomorphi (Petromyzontes). Современные бесчелюстные – миноги и миксины; их морфологические, физиологические и экологические особенности. Географическое распространение; промысловое значение. Место бесчелюстных в системе позвоночных; филогенетические отношения в пределах группы и связь с челюстноротыми.
Модуль 2

3. Хрящевые рыбы: строение, биология, систематика, экология, филогения.

  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 020200. 62 «Биология»
М. К. Беляцкий, Т. А. Кремлева, Л. В. Мостяева. Химия: Органическая химия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (протокол №1 от 29 августа 2011) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (29 августа 2011 г., протокол №1). Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. История и методология биологии. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400....
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления
Воронова О. Г. Экобиоморфология. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 020400. 62 Биология (очная...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconРабочая программа по большому спецпрактикуму для студентов 4 курса,...
Белозерова А. А. Морфобиологические особенности культивируемых видов растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
«Туризм» (очная, заочная формы обучения), 100100. 62 «Сервис» (очная форма обучения)
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020100. 68 – «химия» (магистерская программа «Физико-химический...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020400. 68 направления «Биология»
Биология; магистерская программа: «Физиология человека и животных». Форма обучения – очная
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления...
Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"...
Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов направления 020200. 62 «Биология», форма обучения -очная iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов 020200....
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных («29» августа 2013 протокол №1) Соответствует требованиям...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск