Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы





Скачать 236.44 Kb.
НазваниеРеферат Избирательные системы-плюсы и минусы
Дата публикации19.10.2014
Размер236.44 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
ГБОУ Гимназия №1505

«Московская городская педагогическая гимназия-лаборатория»

Реферат

Избирательные системы-плюсы и минусы.
автор: ученик 9 класса «А»

Араксин Максим

Руководитель: Бурикова И.В..

Москва

2013-2014

Содержание:

Введение………………………………………………………………………………………………………1

Глава 1. Понятие избирательной системы, избирательного права. Принцип проведения выборов в РФ……………………………………………………………………………………………………………...2

Глава 2. Регистрация избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные комиссии. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов……………………………………………………………………………………………………5

Глава 3.Информационное обеспечение выборов. Организация и осуществление голосования, подсчёта голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Финансирование выборов. Обжалование нарушений избирательных прав и ответственность за нарушение законодательства о выборах………………………………………………………………….......................8

Глава 4.Пропорциональная, мажоритарная и смешанная избирательные системы…………………....12

Вывод………………………………………………………………………………………………………...15

Список литературы………………………………………………………………………………………….16

Введение

Аннотация исследования:
В данном исследовании я расскажу о том, какие избирательные системы существуют в РФ, как они работают, а также поясню их плюсы и минусы.
Актуальность темы:
Социальная значимость темы определяется тем, что многие из нас ничего не знают о том, как работают избирательные системы и каковы их преимущества и недостатки.
Цель исследования:
Понятно, кратко и доступно пояснить принцип работы избирательных систем, а также описать их достоинства и недостатки.

Задачи исследования:


  • Изучить литературу об избирательных системах в РФ.

  • Вычленить из неё принцип работы избирательных систем.

  • Составить их плюсы и минусы.

Объект исследования:
Избирательные системы России.

Под избирательной системой в Российской Федерации понимается порядок выборов Президента РФ, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания, порядок выборов в иные федеральные государственные органы, предусмотренные Конституцией РФ и избираемые непосредственно гражданами РФ в соответствии с федеральными законами, порядок, используемый при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации, а также при выборах в органы местного самоуправления, проводимых в соответствии с федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти.

1

Глава 1.Понятие избирательной системы, избирательного права. Принцип проведения выборов в РФ.
Что же такое избирательная система? Каков в России принцип проведения выборов?

Порядок выборов определяется конституционно-правовыми нормами, которые в совокупности образуют избирательное право. Следовательно, избирательное право и избирательная система тесно связаны между собой, хотя назвать их равными нельзя. Избирательное право-совокупность конституционно-правовых норм, регулирующих общественные отношения, которые складываются при выборах Президента РФ, депутатов законодательных(представительных) органов власти Федерации и её субъектов, а также при выборах в органы местного самоуправления.

Термин «избирательное право» разделяется на две части: активное избирательное право и пассивное избирательное право. Активное избирательное право-право избирать, то есть право граждан Российской Федерации участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы самоуправления. Пассивное избирательное право-право избираться, то есть право граждан Российской Федерации быть избранным в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления.

Избирательное право Российской Федерации имеет свои источники:

  1. Конституция РФ, конституции республик в составе Федерации; уставы краёв, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов;

  2. Федеральный закон от 12 июня 2002 года» Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»; другие федеральные законы ,а также законы субъектов Федерации, подробно регламентирующие организацию и порядок выборов в органы государственной власти и органы местного самоуправления;

  3. Указы и распоряжения Президента РФ, акты глав администраций и других руководителей исполнительных органов субъектов Федерации по вопросам организации и проведения выборов.

Принципы проведения выборов в Российской Федерации:

Граждане Российской Федерации участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Всеобщее избирательное право-избирательное право ,при котором все взрослые граждане имеют право участвовать в выборах. Гражданин России, достигший совершеннолетия, вправе избирать, участвовать в предусмотренных законом и проводимых законными методами иных избирательных действиях, а по достижении возраста, установленного Конституцией РФ ,федеральными

конституционными законами, федеральными законами, конституциями, уставами ,законами субъектов Федерации, -быть избранным в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

2

Гражданин Российской Федерации может избирать и быть избранным независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, и граждане, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Активным избирательным правом обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Пребывание гражданина Российской Федерации вне его места жительства во время проведения в округе, в котором расположено данное место жительства, выборов не может служить основанием для лишения его права на участие в выборах в органы государственной власти соответствующего субъекта Федерации, органы местного самоуправления. Законом активное избирательное право может быть предоставлено гражданину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Ограничения пассивного избирательного права, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Федерации на определённой территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина на данной территории, устанавливаются только Конституцией Российской Федерации.

Выборы, проводимые в Российской Федерации являются равными. Это означает, что каждый избиратель имеет один голос и все избиратели участвуют в выборах на равных основаниях. Таким образом, только при наличии двух названных элементов выюоры могут считаться равными.

Элемент равного избирательного права- участие в выборах на равных основаниях- обеспечивается тем, что ни один избиратель не имеет каких-либо преимуществ перед другим избирателем, а избирательные права всех российских граждан в равной мере охраняются законом.

Выборы в Российской Федерации являются прямыми. Прямое избирательное право означает, что избиратели голосуют на выборах «за» или «против» кандидатов непосредственно.

Прямое избирательно право отличается от непрямого, которое может быть двух видов-косвенным и многостепенным. При косвенном избирательном праве избиратели выбирают выборщиков, которые в свою очередь избирают представителей или каких-либо иных лиц. Суть многостепенного избирательного права состоит в выборах представителей в вышестоящие представительные органы нижестоящими.

Важное преимущество прямых выборов заключается в том, что все избираемые органы государственной власти являются непосредственно представительными органами народа. Тем самым

создаётся возможность постоянной тесной связи этих органов с избирателями, постоянного контроля населения за их работой.


3

Голосование на выборах в Российской Федерации тайное. Это означает, что исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. В Российской Федерации обеспечивается тайн голосования. Избирателю предоставляется возможность использовать особую комнату или закрытую кабину для заполнения избирательного бюллетеня. В этих помещениях во время заполнения избирательных бюллетеней запрещается присутствие кого бы то ни было, включая и членов избирательной комиссии. Бюллетень опускается в избирательный ящик лично.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе воздействовать на гражданина, чтобы принудить его к участию или неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление. Свободное волеизъявление избирателей во время выборов обеспечивается и тем, что проведение агитации в день выборов в помещении не допускается.

Гражданин Российской Федерации, проживающий за её пределами, обладает всей полнотой избирательных прав. Дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие российскому гражданину в реализации избирательных прав, установленных законом.

Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, подсчёте голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов осуществляется открыто и гласно.

4

Глава 2.Регистрация избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков. Избирательные комиссии. Выдвижение, регистрация и статус кандидатов.

Как же ведётся учёт избирателей? Как гражданин РФ может стать кандидатом на выборах?

Регистрация (учёт) избирателей, составление списков избирателей, образование избирательных округов и избирательных участков:

В целях реализации прав избирателей территориальные избирательные комиссии на основании сведений, полученных с использованием государственной системы регистрации (учёта) избирателей составляют списки избирателей.

Основанием для включения российского гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительств на территории этого избирательного участка, а в случаях, предусмотренных законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка либо наличия у гражданина открепительного удостоверения.

В списки избирателей на избирательных участках включаются граждане РФ, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Список избирателей составляется отдельно по каждому избирательному участку.

Лица, представляющих сведения об избирателях, несут ответственность за достоверность и полноту этих сведений, а также за своевременность их предоставления

Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном участке. Список избирателей представляется для всеобщего ознакомления не позднее, чем за 20 дней до дня голосования.

Вносить изменения в списки избирателей после окончания голосования и начала подсчета голосов избирателей запрещается.

В РФ используется территориальный принцип организации выборов. Это означает, что выборы проводятся по избирательным округам.

Избирательный округ – территория, образуемая установленным законодательством в порядке для проведения выборов, от которой непосредственно гражданами РФ избирается депутат (депутаты), выборное должностное лицо (выборные должностные лица).

При проведении выборов в РФ избирательные округа образуются при соблюдении следующих требований:

примерное равенство одномандатных избирательных округов по числу избирателей с допустимым отклонением от средней нормы представительства избирателей не более чем на 10 %, а в труднодоступных или отдаленных местностях – не более чем на 30 %;
5

при образовании многомандатных избирательных округов соблюдается примерное равенство числа избирателей на один депутатский мандат. Отклонение числа избирателей в многомандатном избирательном округе от средней нормы представительства избирателей, умноженной на число депутатских мандатов в данном округе, не может превышать 10% от средней нормы представительства избирателей, а в труднодоступных или отдаленных местностях 15% от средней нормы представительства избирателей.

Эти требования могут не соблюдаться в случаях, установленных законом.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей создаются избирательные участки. Они образуются местной администрацией, а в случаях, предусмотренных законом, - руководителем территориального органа исполнительной власти, по согласованию с соответствующими избирательными комиссиями с учетом местных и иных условий, чтобы создать максимальные удобства для избирателей из расчета не более 3 000 избирателей на каждом участке и не позднее чем за 45 дней до дня голосования. Границы избирательных участков не должны пересекать границы избирательных округов.

Избирательные комиссии:

Избирательными комиссиями называются коллегиальные органы, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов. Избирательные комиссии в РФ обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан.

Подготовку и проведение выборов в РФ осуществляют: Центральная избирательная комиссия РФ; избирательные комиссии субъектов Федерации; избирательные комиссии муниципальных образований; окружные избирательные комиссии; территориальные (районные, городские и др.) избирательные комиссии; участковые избирательные комиссии.

Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации, так и высшее должностное лицо (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти) субъекта Федерации обязаны назначать не менее одной второй от назначаемого ими числа членов избирательной комиссии субъекта на основе поступивших предложений:

а) политических партий, выдвинувших федеральные списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе;

б) политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе государственной власти субъектов Федерации.
Деятельность избирательных комиссий осуществляется гласно и открыто. На заседаниях избирательной комиссии вправе присутствовать члены вышестоящих избирательных комиссий, кандидаты и их доверенные лица, представители избирательных объединений и СМИ.

При подготовке и проведении выборов избирательные комиссии в пределах своей компетенции независимы от государственных органов и органов местного самоуправления.

6

Выдвижение, регистрация и статус кандидатов:

Граждане РФ, обладающие пассивным избирательным правом могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списков кандидатов.

Непосредственное выдвижение кандидатов может быть осуществлено путем самовыдвижения, выдвижения избирательным объединением. Выдвижение кандидатов в составе списка кандидатов может быть осуществлено избирательным объединением.

Кандидат не может быть выдвинут на одних и тех же выборах по нескольким избирательным округам. Кандидат не может дать согласия на выдвижение на одних и тех же выборах более чем по одному инициатору выдвижения.

Список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением представляется в избирательную комиссию организатором выборов вместе с установленными законом документами. Избирательная комиссия в трехдневный срок заверяет список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением.

Установленный законом период, включающий в себя выдвижение кандидатов, списков кандидатов либо иные формы поддержки выдвижения, при выборы в федеральные органы государственной власти должен составлять не менее сорока дней (при досрочных выборах – не менее тридцати дней), при выборах в органы государственной власти субъектов Федерации – не менее тридцати дней, при выборах в органы местного самоуправления – не менее двадцати дней.

7

Глава 3.Информационное обеспечение выборов. Организация и осуществление голосования, подсчёта голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование. Финансирование выборов. Обжалование нарушений избирательных прав и ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Как освещают выборы в РФ? Как проходит подсчёт голосов? С помощью чьих средств проходят выборы? Какую ответственность понесёт нарушитель на выборах?
Информационное обеспечение выборов:

Информационное обеспечение выборов включает в себя информирование избирателей, предвыборную агитацию и способствует волеизъявлению граждан, гласности выборов.

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, комиссии, организации, осуществляющие выпуск СМИ, физические и юридические лица. Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, об избирательных объединениях.

Деятельность организаций, осуществляющих выпуск СМИ, по информированию избирателей осуществляется свободно.

В день голосования до момента окончания голосования на территории избирательного округа запрещается публикация данных об итогах голосования, о результатах выборов.

Граждане РФ, общественные объединения вправе в допустимых законом формах и законными методами проводить предвыборную агитацию.

Предвыборной агитацией, осуществляемой в период избирательной кампании, признаются:

а) призывы голосовать за кандидата, кандидатов, список, списки кандидатов, либо против него (них);

б) выражение предпочтения какому-либо кандидату, в частности указания на то, за кого будет голосовать избиратель;

в) описание возможных последствий в случае, если тот или иной кандидат будет избран или не избран, допущен или не допущен к распределению депутатских мандатов;

г) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о каком-либо кандидате, в избирательном объединении в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;
8

д) распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных обязанностей;

е) деятельность, способствующая созданию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, выдвинувшему кандидата, список кандидатов.

Предвыборная агитация проводится:

а) на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

б) посредством проведения публичных агитационных мероприятий;

в) посредством выпуска и распространения печатных и других агитационных материалов;

г) иными не запрещенными законом методами.

Запрещается привлекать к предвыборной агитации лиц, не достигших на день голосования возраста 18 лет.

Кандидат, избирательное объединение, избирательный блок имеют право на бесплатное предоставление им эфирного времени на каналах государственных и муниципальных телерадиокомпаний, осуществляющих телелерадиовещание на территории соответствующего избирательного округа, на равных основаниях.

Все агитационные печатные материалы должны содержать информацию об организациях и лицах, ответственных за их выпуск. Распространение анонимных агитационных материалов запрещается.

Организация и осуществление голосования, подсчета голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование:

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется участковой комиссий, главой местной администрации соответствующего муниципального образования, а в случаях, предусмотренных законом- командиром воинской части, капитаном судна, руководителем полярной станции, руководителем дипломатического представительства, консульского учреждения РФ.

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями.

В случаях и порядке, предусмотренных законом, избиратель, который в день голосования не сможет прибыть в помещение для голосования, того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе получить в соответствующей комиссии открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.

Для участия в голосовании на выборах избиратель получает бюллетень. Нумерация бюллетеней не допускается. Число изготовленных бюллетеней не должно более чем на 1,5 % превышать числа зарегистрированных избирателей.

9

Форма и текст бюллетеня, число бюллетеней, а также порядок осуществления контроля за изготовлением бюллетеней утверждается соответствующими комиссиями не позднее чем за 20 дней до дня голосования.

Время начала и окончания голосования на выборах устанавливается законом. Продолжительность голосования не может составлять менее 10 часов.

Каждый избиратель голосует лично, голосование за других избирателей не допускается.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей по предъявлении паспорта или иного документа, удостоверяющего их личность.

Законом субъекта Федерации может быть предусмотрена возможность голосования избирателей по почте.

Как отмечалось раннее избирательные бюллетени заполняются избирателями в специально оборудованных кабине или комнате, в которых не допускается присутствие иных лиц. Если избиратель не может заполнить самостоятельно, он вправе воспользоваться помощью другого лица, не являющегося членом участковой избирательной комиссии, а также человеком, не приближенным к кандидатам.

Избирательный бюллетень должен содержать печать участковой комиссии и подпись избирателя.

Сразу после окончания времени голосования начинается подсчет голосов избирателей. Подсчет проводят члены участковой комиссии с правом решающего голоса в присутствии наблюдателей и иных лиц по находящимся в ящиках для голосования бюллетеням.

Выборы признаются комиссией несостоявшимися, в случае, если: в них приняло участие менее 20 % от числа избирателей; число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов меньше, чем голосов избирателей, поданных против всех кандидатов; менее чем два списка кандидатов, получили право принять участие в распределении депутатских мандатов; за списки кандидатов было подано в сумме 50 или менее процентов голосов избирателей; все кандидате выбыли при проведении повторного голосования.

Соответствующая комиссия признает итоги голосования, результаты выборов недействительными:

а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков;

в) по решению суда.

Финансирование выборов. Обжалование нарушений избирательных прав и ответственность за нарушение законодательства о выборах:

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании. При выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления избирательные объединения тоже могут создавать избирательные фонды.
10

Избирательные фонды могут создаваться за счет: собственных средств кандидата, избирательного объединения; средств, выделенных кандидату выдвинувшим его избирательным объединением; добровольных пожертвований граждан и юридических лиц; средств, выделенных соответствующей избирательной комиссией кандидату, избирательному объединению.

Для предвыборной агитации допускается использование денежных средств, перечисленных в избирательные фонды.

Средства избирательных фондов могут использоваться:

а) на финансовое обеспечение организационно-технических мер, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, списка кандидатов, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

б) предвыборную агитацию, а также на оплату работы информационного и консультационного характера;

в) оплату других работ, непосредственно связанных с проведением кандидатами, избирательными объединениями своей избирательной кампании;

г) внесение избирательного налога.

Граждане и юридические лица вправе оказывать финансовую поддержку кандидату, избирательному объединению только через соответствующие избирательные фонды.

Законодательство о выборах предусматривает обжалование нарушений избирательных прав и ответственность за нарушение законодательства о выборах.

Ответственность за нарушение законодательства РФ о выборах устанавливается федеральными законами, минимальное наказание в которых-120 часов исправительных работ, а максимальное-8 лет лишения свободы .Так, согласно УК РФ (ст. 141) воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий наказывается штрафом в размере до 40 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 3-х месяцев, либо обязательными работами на срок от 120 до 180 часов, либо исправительными работами на срок до 1-го года.

11

Глава 4.Пропорциональная, мажоритарная и смешанная избирательные системы.

Какие избирательные системы существуют?

Существуют два основных типа избирательных систем: мажоритарный (от французского majorite-большинство) и пропорциональный.

На основе сочетания мажоритарных и пропорциональных способов выборов сложился смешанный тип избирательной системы.

В соответствии с мажоритарной системой вся территория страны разбивается на территориальные округа. От каждого округа избирается либо один депутат, при одномандатном округе, либо два депутата и более, при многомандатном округе.

Принципиальную роль играют размеры избирательных округов. Они должны насчитывать по возможности одинаковое число избирателей. В противном случае нарушается принцип равенства избирательных прав граждан. При мажоритарной системе избиратели голосуют за личность того или иного кандидата, хотя при этом может быть обозначено, какую партию он представляет.

Мажоритарная система основана на таком порядке определения результатов голосования, при котором избранным считается кандидат, получивший по данному округу большинство голосов.

Имеются две разновидности мажоритарной системы: абсолютного большинства и относительного большинства. В первом случае победителем считается кандидат завоевавший 51 и более процентов голосов. Во втором побеждает тот, кто набрал голосов больше, чем каждый из его соперников.

При мажоритарной системе возможно голосование в один или два тура. Так, если не один из кандидатов не получает требуемого абсолютного большинства голосов, то назначается второй тур выборов. В нем участвуют только два кандидата, набравшие наибольшее число голосов в первом туре.

Мажоритарная избирательная система широко применяется в России на выборах, например, в органы местного самоуправления: собрания, думы городов и районов.

Достоинство мажоритарной системы состоит в том, что она позволяет легко сформировать правительство, преимущество мажоритарной системы видят также в том, что депутаты, заигрывая с избирателями, стараются чаще встречаться с народом, разъясняя им свои взгляды и программы. Следовательно, принцип обратной связи власти с народом здесь работает эффективнее.

Но она плоха тем, что не отражает реальную расстановку политических сил в стране. А также применение мажоритарной модели лишает правительства на общенациональном и региональном уровне различные меньшинства, если те не составляют большинства в каком –либо избирательном округе.


12

Суть пропорциональной системы в том, что территория страны чаще всего является единым избирательным округом и выборы проводятся только на партийной основе, т.е. политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избирателю предлагается проголосовать только за один из таких

списков, т.е. они голосуют за партию, а не за личность. После подсчета голосов партии получают число мест в представительном органе власти, пропорционально числу отданных за них голосов.

Очевидны положительные качества пропорциональной избирательной системы: она обеспечивает справедливое представительство политических сил на парламентском уровне. В результате при принятии парламентских решений в большей мере учитываются интересы отдельных социальных и политических групп. Недостаток этой системы в том, что после выборов часто формируется очень нестабильное правительство, если ни одна партия не имеет устойчивого большинства в парламенте, что ведет к межпартийным конфликтам, ослабеванию связи между избирателями и парламентариями, поскольку голосование идет за партии, а не за конкретных лиц. Списки кандидатов составляются в узком партийном кругу из числа проверенных и надежных товарищей. Тем самым усиливается зависимость кандидатов от партийного аппарата и ослабляется зависимость от народа.

Подчеркну, что эти системы не являются идеальными. Каждая из них имеет свои достоинства и недостатки так, при мажоритарной системе возникают и упрочиваются, как правило, связи между кандидатом (в дальнейшем депутатом) и избирателями данного округа. Пропорциональная система в этом отношении более справедлива. С ее помощью в органах власти представлена, как правило, реальная картина противоборства и расстановки политических сил. Вместе с тем она хорошо действует в тех странах, где на выборах соперничают 2-4 крупные партии. В странах же, где в выборах участвуют десятки мелких партий, избранный представительный орган оказывается раздробленным на множество депутатских групп, что осложняет его работу. Чтобы такого не допустить, вводится так называемый избирательный барьер. Он составляет 5-7 процентов голосов избирателей. Партии, не сумевшие преодолеть этот барьер, в выборный орган не попадают.

В России в течении десяти лет выборы в Государственную Думу осуществлялись по смешанной избирательной системе и 450 депутатов половина избиралась по мажоритарной системе, другая половина – по пропорциональной. С 2005 года введены новые правила, согласно которым нижняя палата российского парламента избирается только по партийным спискам. Эту систему выборов принято называть смешанной. Она предполагает более сложный, чем раннее алгоритм распределения депутатских мандатов в зависимости от активности партий в регионах. По мнению разработчиков закона, изменение принципов выборов буде способствовать усилению ролей партий в обществе, поможет формированию подлинной многопартийной системы.

Смешанные избирательные системы придуманы для преодоления недостатков двух вышеописанных. При них :

  1. Устанавливается нижний предел для ограничения представительства мелких партий – обычно 5 процентов. При этом возрастает стабильность правительства, но снижается представительство широких слоев населения.

13

  1. Вместо многомандатных создаются маломандатные округа. Право на участие в выборах предоставляется 4-5 партиям, причем в качестве победителей могут рассматриваться только 2-3 партии.

В списки кандидатов вносятся не партии, а их представители, поэтому при голосовании

происходит отбор прежде всего персоналий, а не только выбор партийной программы.

В итоге формируется избирательная система, где часть депутатских мандатов завоевывается по мажоритарной системе, часть – по партийным спискам.

Только на первый взгляд вопрос о выборе подходящего для страны типа избирательной системы кажется делом формальным. На самом деле он серьезно влияет на расстановку политических сил, а потому выступает предметом спора и острейшей партийной борьбы.

14

Вывод:

Плюсы пропорциональной системы:

  1. Она обеспечивает справедливое представительство политических сил на парламентском уровне.

  2. Голосование за партию, а не за личность. Следовательно, избиратели знают сильные и слабые стороны всей партии в целом.

Минус пропорциональной системы: после выборов часто формируется очень нестабильное правительство, если ни одна партия не имеет устойчивого большинства в парламенте, что ведет к межпартийным конфликтам, ослабеванию связи между избирателями и парламентариями. Усиливается зависимость кандидатов от партийного аппарата и ослабляется зависимость от народа.

Плюсы мажоритарной системы:

  1. Позволяет легко сформировать правительство.

  2. Избиратели точно знают кандидата (его личные качества, заслуги и т.д.).

  3. Более эффективный принцип обратной связи власти с народом.

Минусы мажоритарной системы:

  1. Применение мажоритарной модели лишает правительства на общенациональном и региональном уровне различные меньшинства, если те не составляют большинства в каком –либо избирательном округе.

  2. Избирателям представлен только лишь один кандидат.


Плюсы смешанной избирательной системы:

  1. Устанавливается нижний предел для ограничения представительства мелких партий – обычно 5 процентов. При этом возрастает стабильность правительства, но снижается представительство широких слоев населения.

  2. Вместо многомандатных создаются маломандатные округа. Право на участие в выборах предоставляется 4-5 партиям, причем в качестве победителей могут рассматриваться только 2-3 партии.

Таким образом, смешанная система является более совершенной, так как учитывает недостатки мажоритарной и пропорциональной систем.

15

Список литературы:
Е.И. Козлова, О.Е.Кутафин.Избирательная система.Проспект,2009 год.
Политический менеджмент: электоральный процесс и технологии. Под ред. Л.В. Сморгунова. СпбГУ,1999. С. 47-61.
Яргомская Н.Б. Избирательная система. Полис,2000.№2. С.96-98
Федеральный конституционный закон Российской Федерации "О референдуме Российской Федерации" от 28 июня 2004 г.
Федеральный закон от 18.05.2005 (ред. от 02.07.2013) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
Федеральный закон от 10.01.2003 (ред. от 02.07.2013) "О выборах Президента Российской Федерации"

16

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconУстройство, плюсы и минусы уже существующих электростанции
Теплоэнергетика является наиболее распространенной в современном мире, однако кроме плюсов, которые делают тепловые электростанции(тэс)...
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconПлюсы, минусы лени и методы борьбы с ней алексеева Н. Д
Энергия. Энтропия. Химический потенциал и термодинамическая теория химического сродства
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconРеферат по безопасности жизнедеятельности на тему: "Сотовая связь....
На сегодняшний день каждый человек, жалеющий свое время, пользуется сотовым телефоном, очень сложно удивить нового знакомого своей...
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconТемы рефератов по мировой политике
Тенденции в современной мировой экономике (роль вто, мвф, вб), Плюсы и минусы вступления России в вто
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconУрок сказка «Колобок и координатная прямая». Цели урока
«От Лисы» и шифр к ответам «колобки» и «молодцы»; задания «От Зайца, Волка и Медведя» номер задач из учебника; названия команд «Минусы»,...
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconРабота няни с детьми 3 7 лет: плюсы и минусы сотрудничества
Почему-то считается, что профессия няни лишь присуща людям, занимающимся уходом за детьми где-то до года, но это крайне неверно
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Урок – это неотъемлемая часть учебного процесса. На уроке, как в капле воды, отражаются все плюсы и минусы научной концепции, которую...
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconТемы вашего учебного проекта
В данном проекте рассмотрены виды, технические особенности, эволюция видов принтеров. Рассмотрены плюсы и минусы различных видов...
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconВсемирная торговая организация: плюсы и минусы
Целью курса является ознакомление студентов с процессом становления международно-правовых норм, регулирующих режим морских пространств...
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconКонцепция информационного общества История появления концепции информационного общества
Информационное общество превращает наш мир в своеобразную «мировую деревню». Это имеет и свои плюсы, и свои минусы
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы icon«Страноведение: Америка»
Понимание: понимать процессы урбанизации и субурбанизации, их плюсы и минусы Применение: создавать кейсы по заданным темам Анализ:...
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconПрезентация преподавателя для выявления представлений и интересов...
В данном проекте будет рассмотрено происхождение сканера (1), эволюция его видов, плюсы и минусы (2) различных видов сканеров, техническое...
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconСерия классных часов на тему: «Искусство общения». 9 класс Классный...
Цель: познакомить учащихся с историей возникновения традиционных приветствий народов мира, с различными видами приветствий; сформировать...
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«Годы царство­вания Б. Годунова: плюсы и минусы»; иллюстрированный материал к теме с цитатами из «Бориса Годунова» А. С. Пушкина;...
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconПрограмма курса «Избирательные системы и избирательный процесс: сравнительный анализ»
Московский государственный институт международных отношений (университет) мид россии
Реферат Избирательные системы-плюсы и минусы iconРабочая программа учебной дисциплины избирательные системы в демократических обществах
Составители: доктор политических наук, профессор, заведующий кафедрой политологии и социологии рэу им. Г. В. Плеханова Кошкин А....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск