Скачать 237.48 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет государственного и муниципального управления Программа дисциплины «Управление человеческими ресурсами» для направления 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра специализация « Государственное и муниципальное управление» Авторы программы: Е.П.Попова, к.соц.н., доцент (eppopova@hse.ru), А.В.Климова, к.с.н., доцент (aklimova@hse.ru ), Д.А.Подольский, к.психол.н., доцент (dpodolskiy@hse.ru ) Одобрена на заседании кафедры теории организации «27» ноября 2013г. Зав. кафедрой: Н.Л.Иванова ____________________ Рекомендована секцией УМС ф-та ГМУ «___»____________ 20 г Председатель: А.В.Климова ____________________ Утверждена УС ф-та ГМУ «___»_____________20 г. Ученый секретарь: Л.М.Симонова ____________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1.Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «Управление человеческими ресурсами», учебных ассистентов и студентов, обучающихся по направлению 080200.62 «Менеджмент» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с:
2.Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Управление человеческими ресурсами» являются: - знакомство с основными направлениями деятельности по управлению человеческими ресурсами (УЧР); - знакомство с подходами и методами решения проблем по оптимизации человеческих ресурсов (ЧР); - знакомство со спецификой управления человеческими ресурсами в государственных организациях. 3.Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен:
4.Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих базовую подготовку. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Общий менеджмент», «Теория организации и организационного поведения». Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
5.Тематический план учебной дисциплины
6.Формы контроля знаний студентов
Формой текущего контроля по данной дисциплине является реферат. В работе должны быть сформулированы актуальность и важность выбранной темы, цель, задачи (этапы раскрытия темы). В заключении должны содержаться выводы.Содержание работы оценивается по следующим основным критериям: самостоятельность в подборе и использовании дополнительных источников, логика в изложении материала работы, критический анализ предлагаемого материала, наличие выводов, которые должны содержаться в заключении работы. Не допускается прямая переписка текстов из источников без цитирования и соответствующих ссылок. Работа должна быть представлена в машинописном виде объемом 12-15 страниц (кегль Times New Roman 12 через 1,5 интервала). Титульный лист работы должен содержать название дисциплины, ФИО автора, курс и номер группы. В списке литературы приводятся данные об авторах и названия работ, анализ которых приводится в реферате. Список литературы должен содержать не менее 5 источников. Постраничные ссылки на литературу обязательны. Тему реферата студенты определяют из предоставляемого им примерного списка или самостоятельно. Если студент самостоятельно выбирает тему, то она предварительно согласуется с преподавателем. Реферат оценивается максимально в 10 баллов. Проверяются работы, представленные в установленный срок сдачи реферата в письменном виде. В исключительных случаях по согласованию с преподавателем работу можно прислать по электронной почте с последующим представлением письменной формы.
7.Содержание дисциплиныТема 1. Введение. Управление человеческими ресурсами (УЧР): основные подходы. (4 часа.) Концепции «управление персоналом», «управление человеческими ресурсами» и «управление человеческим капиталом», их главное отличие. Эволюция подходов к управлению человеческими ресурсами. Менеджмент в системе управления человеческими ресурсами. Система управления персоналом современной организации, ее основные функции. Роль директора по персоналу в современных организациях. Ключевые компетенции и требования к менеджерам в сфере управления персоналом. Основная литература Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010, Гл.1, 2. Армстронг М. Стратегии управления человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2002. Гл.1, 8. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В.Щербины. М., 2004. Гл. 1.1, 1.3, 3.4. Управление социальным развитием организации. /Под. Ред. А.П.Егоршина. М.: ИНФРА-М, 2013. Гл.9.2, 9.3. Дополнительная литература Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ИПК Госслужбы, 1996. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала /Пер. С франц. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 1993. Магура М. И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М., 2001. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003. Управление персоналом организации (практикум). /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 1999. Тема 2. Стратегия организации и кадровая стратегия: проблема обеспечения соответствия. (2 часа.) Формирование стратегии управления персоналом и ее основные черты. Стратегии развития персонала организации. Понятие «функциональная стратегия управления персоналом», ее важнейшие элементы. Основная литература Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010, Гл.7, 8, 9, 25. Армстронг М. Стратегии управления человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2002. Гл.2, 3, 4. Знаменский Д.Ю., Омельченко Н.А. Кадровая политика и кадровый аудит организации /Под общ. ред. Н.А.Омельченко. М.: Изд-во Юрайт, 2013. Гл.4. Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008. Гл.4. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В.Щербины. М., 2004. Гл.3.2. Дополнительная литература Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ИПК Госслужбы, 1996. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала /Пер. С франц. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 1993. Магура М. И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М., 2001. Управление персоналом организации (практикум). /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 1999. Управление социальным развитием организации. /Под. Ред. А.П.Егоршина. М.: ИНФРА-М, 2013. Тема 3. Планирование состава персонала как основа кадрового планирования в организациях. (2 часа.) Подходы к определению потребности в персонале (планирование на существующем и нулевом балансе). Диагностика и проектирование персонала. Анализ рынка труда. Факторы, определяющие потребность в кадрах. Определение потребности в качестве персонала. Планирование потребности в количестве персонала: факторы и методы. Определение потребности в кадрах на государственной службе. Основная литература Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010, Гл.7, 8, 9, 25. Армстронг М. Стратегии управления человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2002. Гл.13. Знаменский Д.Ю., Омельченко Н.А. Кадровая политика и кадровый аудит организации /Под общ. ред. Н.А.Омельченко. М.: Изд-во Юрайт, 2013. Гл.6. Пугачев В.П.Планирование персонала организации. М.: Изд-во Московского университета, 2011. Гл.2-4. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В.Щербины. М., 2004. Гл.3.1. Дополнительная литература Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ИПК Госслужбы, 1996. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала /Пер. С франц. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 1993. Магура М. И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М., 2001. Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008. Управление персоналом организации (практикум). /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 1999. Управление социальным развитием организации. /Под. Ред. А.П.Егоршина. М.: ИНФРА-М, 2013. Тема 3. Адаптация и профессиональное обучение персонала. Понятие и виды адаптации персонала. Направления адаптации. Профессиональная и социально-психологическая адаптация. Основные этапы процесса адаптации сотрудника. Программа адаптации персонала организации. Организация и цели профессионального обучения. Формы обучения персонала. Организация системы обучения, переподготовки и повышения квалификации. Основная литература Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010, Гл.35. 36, 38. Дополнительная литература Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика. – М.: Проспект, 2014, Гл.14. Тема 4. Стимулирование мотивации работников и оплата труда персонала. Понятия «мотивация труда» и «стимулирование». Типы мотивации работников (типологическая концепция трудовой мотивации В.И.Герчикова). Стимулирование труда. Основные виды и формы стимулирования. Особенности стимулирования работников с разными типами мотивации. Система управления вознаграждением. Оплата труда. Формы оплаты труда. Модели организации заработной платы. Должностной оклад. Надбавки и доплаты. Основная литература Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010, Гл. 40, 43, 46. Дополнительная литература Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика. – М.: Проспект, 2014. Гл. 24, 33. Тема 5. Управление карьерой в организации. Представление о карьере. Два основных вида карьеры: профессиональная и внутриорганизационная. Этапы развития карьеры. Управление карьерой: понятие и цели. Планирование карьеры работника. Кадровый резерв. Мастер-класс: Особенности профессиональной карьеры государственных служащих. Основная литература Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010, Гл. 39. Дополнительная литература Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика. – М.: Проспект, 2014. Гл.17. Тема 6. Набор и отбор персонала. Кадровый резерв. Основные принципы построения системы отбора кадров. Внешний и внутренний рекрутинг. Критерии отбора и требования к ним. Интервью как метод отбора персонала. Методы отбора: личностные опросники, тесты общих способностей, имитационные тесты. Технологии отбора в сфере государственной службы. Понятие «кадрового резерва». Внутренний рынок труда. Система работы с резервом руководящих кадров и ее основные элементы. Основная литература Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010, стр. 341-408 Пугачев В.П. Планирование персонала организации. М.: Изд-во Московского университета, 2011. Глава 4. Дополнительная литература Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003. Глава 15. Тема 7. Оценка персонала в организации. Место оценки персонала в системе управления персоналом современной организации. Основные цели и задачи оценки персонала. Использование методов оценки персонала в органах муниципальной власти, государственных корпорациях и бюджетных организациях. Планирование и проведение оценки персонала в организации. Центр оценки. Обратная связь по методу 360 градусов. Интервью по компетенциям. Использование тестов в системе оценки персонала в организации. Перспективы использования современных подходов к оценке персонала в целях повышения эффективности управления персоналом в публичном управлении. Основная литература Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010, стр. 410-446. Дополнительная литература Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003. Глава 18. Тема 8. Обучение и развитие персонала. Обучение и развитие человеческих ресурсов на государственной службе. Оценка потребности в обучении. Планирование и организация обучения персонала. Внутреннее и внешнее обучение. Формирование бюджета на обучение. Тренинг и коучинг. Оценка эффективности обучения. Обучение на рабочем месте. Индивидуальный план развития. Основная литература Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010, стр. 448-527. Знаменский Д.Ю., Омельченко Н.А. Кадровая политика и кадровый аудит организации /Под общ. ред. Н.А.Омельченко. М.: Изд-во Юрайт, 2013. Стр. 169-193. Дополнительная литература Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003. Глава 22. Тема 9. Показатели эффективности службы управления человеческими ресурсами. Система управленческой отчетности. Подготовка управленческих отчетов. Показатели и индикаторы деятельности HR службы. KPI. Инструменты оценки эффективности HR службы. Проблемы измерения и оценки интеллектуального капитала. Основная литература Армстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010, стр. 121-141. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В.Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. Стр. 11-48. Дополнительная литература Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003. Глава 23. 8.Образовательные технологииИспользуются активные формы проведения занятий: дискуссии, разбор кейсов. 9.Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаТематика рефератов
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
10. Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: оценивается активность в дискуссиях; полнота ответов; внимательность к ответу коллег; способность формулировать вопросы к коллегам по сути выступлений. Оценки за работу на семинарских занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная. Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Отекущий = n1·Ореф Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = k1·Оэкзамен + k2·Отекущий + k3·Оаудиторная, где k1= 0,4; k2=0,3; k3=0,3 Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 11.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплиныОсновная литератураАрмстронг М. Практика управления человеческими ресурсами. 10-е издание. СПб.: Питер, 2010. Армстронг М. Стратегии управления человеческими ресурсами. М.: ИНФРА-М, 2002. Веснин В.Р. Управление человеческими ресурсами: теория и практика. – М.: Проспект, 2014. Знаменский Д.Ю., Омельченко Н.А. Кадровая политика и кадровый аудит организации /Под общ. ред. Н.А.Омельченко. М.: Изд-во Юрайт, 2013. Пугачев В.П.Планирование персонала организации. М.: Изд-во Московского университета, 2011. Управление человеческими ресурсами: менеджмент и консультирование. /Под ред. В.В.Щербины. М.: Независимый институт гражданского общества, 2004. Дополнительная литератураБазаров Т.Ю. Технологии центров оценки для государственных служащих. Проблема конкурсного отбора. – М.: ИПК ГС, 1995. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М.: ИПК Госслужбы, 1996. Балашов Ю.К. Оценка персонала – основа кадровой политики зарубежных фирм //Энергетическое строительство, №6, 1992. Барнард Ч. Функции руководителя. Власть, стимулы, ценности организации. М., 2009. Божья-Воля А.А. Оценка результативности государственных служащих руководящего состава: международный опыт и российские перспективы//Вопросы государственного и муниципального управления, 2009, №2. Жув Д., Массони Д. Подбор персонала /Пер. С франц. Под ред. И.В. Андреевой. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2003. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. – М.: Дело, 1993. Кэмерон К., Куинн К. Диагностика изменения организационной культуры. СПб., 2001. Магура М. И. Поиск и отбор персонала. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001. Магура М. И., Курбатова М.Б. Современные персонал-технологии. М., 2001. Пригожин А.И. Методы развития организаций. М., 2003. Пфеффер Дж., Саттон Р. Доказательный менеджмент: новейшая концепция управления от Гарвардской школы бизнеса. М.: Эксмо, 2008. Управление персоналом организации (практикум). /Под ред. А.Я. Кибанова. – М.: Инфра-М, 1999. Управление социальным развитием организации. /Под. Ред. А.П.Егоршина. М.: ИНФРА-М, 2013. Специализированные Интернет-ресурсы www.hrm.ru (Журнал «Кадровый менеджмент») www.hr-journal.ru (Электронный журнал для специалистов по управлению персоналом www.hrc.ru (Кадровый клуб) www.apsc.ru (Ассоциация консультантов по подбору персонала) Справочники, словари, энциклопедииЩербина В.В. Социальные теории организации. Словарь. М.: ИНФРА-М, 2000. 12.Материально-техническое обеспечение дисциплиныВо время лекций и семинаров при изучении некоторых тем могут использоваться ноутбук и проектор. Авторы программы: А.В.Климова Д.А.Подольский Е.П.Попова |
Программа дисциплины Управление человеческими ресурсами для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Анализ внешней среды учр» для направления 080200. 68 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Программа дисциплины «Правовые основы управления персоналом» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа «Управление человеческими ресурсами» Симонова Л. М. Cравнительный менеджмент человеческих ресурсов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов очной... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 080200. 68 «Менеджмент» ... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Управление человеческими ресурсами» бакалаврской образовательной программы по профилю «Управление человеческими ресурсами» по направлению... | ||
Программа дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» Рабочая программа для магистров магистерской программы «Управление Человеческими Ресурсами» направления 080200. 68 «Менеджмент» очной... | ||
Рабочая программа Шифр Наименование дисциплины б. 8 Управление человеческими ресурсами Структура и содержание дисциплины «Управление человеческими ресурсами» соответствуют требованиям государственного образовательного... | Программа дисциплины нис современные проблемы и методы маркетинговых... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины «Организационное проектирование и реконструкция»... Магистерская программа 521504 «Управление человеческими ресурсами» Москва 2003 г | Программа дисциплины «Актуальные проблемы регулирования трудовых отношений» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080200.... | ||
Программа дисциплины "Компьютерные технологии в управлении человеческими... Пояснительная записка к рабочей программе учебного курса за 10 класс по географии | Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б б управление... Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины |