Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф»





Скачать 232.98 Kb.
НазваниеРеферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф»
Дата публикации30.10.2014
Размер232.98 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Право > Реферат
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА И НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ /МУБиНТ/

ВОЛОГОДСКИЙ ФИЛИАЛ

Кафедра ………………………..

Реферат

по дисциплине « Право ».

Тема: « Теория разделения властей на примере РФ».

Выполнила: студент группы ВЗБ5ЭК-11

Корчагина Ю.С.

(Ф.,И.,О..подпись студента)

« 07 » февраля 2014 г.

Преподаватель:

Глазков А.Н.

(должность, ученая степень)

______________________________

(подпись руководителя)

«___» ________ 2014__ г.

Оценка___________________________

Вологда 2014 г.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ .........................................................................................3

ГЛАВА 1. Президент РФ....................................................................5

ГЛАВА 2. Законодательная власть РФ.............................................8

& 1. Совет Федерации......................................................................9

& 2. Государственная Дума.............................................................12

ГЛАВА 3. Исполнительная власть в РФ............................................15

ГЛАВА 4. Судебная власть в РФ....................................................... 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ....................................................................................27.

БИБЛИОГРАФИЯ................................................................................28

Введение

В российской истории было не так много примеров хотя бы частичной реализации теории разделения властей. До начала XX века трудно было говорить даже о разграничении полномочий между различными государственными органами, не говоря уже о разграничении власти между социальными силами. Всевозможные реформы системы государственных органов в лучшем случае приводили к весьма расплывчатому разграничению функций государства между его органами, о разделении же политической власти не шло и речи. Монарх читался абсолютным до 1905 г., когда вопрос о разделении властей встал с особой остротой. 1905 год – важный рубеж в истории России, помимо многих преобразований в жизни общества и государства, проведенных в результате революции, встал вопрос о разделении властей. В результате первой российской революции появился первый в России парламент – Государственная Дума. Второй период, связанный с разделением властей – это советский. С установлением советской власти, надежды сторонников теории разделения властей на скорое воплощение в России стали менее оправданы. Сначала была провозглашена диктатура пролетариата, что противоречит идее разделения властей, позже укрепился принцип: «Вся власть Советам!». Только Советам принадлежала полнота власти. Не удивительно, что слияние партийного и государственного аппарата оказало негативное влияние на реализацию принципов концепции разделения властей в нашей стране, поскольку система была подготовленной к борьбе за власть. Реформа системы государственных органов, которая началась во второй половине 80-х годов, явилась частью перестройки всех сфер жизни общества и государства. Переходный период в нашей стране заставил многих переосмыслить принцип разделения властей.

Конституция РФ, принятая в ходе всенародного референдума 12 декабря 1993 г., принципиально изменила характер государственной власти, форму правления и принципы организации законодательной деятельности на федеральном уровне. К безусловным достоинствам Конституции следует отнести более последовательное внедрение в практику государственного строительства принципа разделения властей, отказ от отжившей конструкции «полновластья» Советов, разделение институтов главы государства и главы исполнительной власти и ряд других моментов.

В действующей Конституции принцип разделения властей находится среди основ конституционного строя (гл.1 Конституции РФ). В соответствии с ним, государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Часть 1 статьи 11 Конституции, поручает осуществление государственной власти исчерпывающему перечню субъектов: Президенту РФ, Федеральному Собранию, Правительству РФ, судам РФ. Как можно заметить, Президент занимает особое место в системе органов государственной власти, не входит ни в одну из ее ветвей, но фактически его функции связаны с исполнительной властью. Помимо органов государственной власти в систему государственных органов Российской Федерации входят также и другие государственные органы, осуществляющие различные вспомогательные, совещательные и другие функции, которые определяются органами государственной власти.

Для того чтобы понять, в чем же суть разделения властей в РФ, какие функции и какими полномочиями наделены, нужно подробно рассмотреть каждую ветвь власти отдельно.

Глава 1. Президент Российской Федерации.

Исходным положением для определения роли Президента РФ в системе управления РФ является положение ст.80 Конституции РФ, которая устанавливает, что он является главой государства. Президент РФ не входит ни в одну из ветвей власти. Он является источником власти для других государственных органов и в соответствии с Конституцией РФ единолично или совместно с парламентом формирует федеральные органы государственной власти.

Президент выступает гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина (ч.2 ст.80 Конституции РФ). С этой целью он наделен необходимыми полномочиями по защите Конституции, конституционных прав и свобод, охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, включая введение военного или чрезвычайного положения. Также Президент определяет основные направления внутренней и внешней политики. Как глава государства, он представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях, является верховным главнокомандующим вооруженными силами государства (ст.80, 87 Конституции РФ).

В соответствии со ст.91 Конституции РФ Президент обладает неприкосновенностью. Это означает, что против него нельзя возбудить уголовное дело, привлечь его к административной ответственности, арестовать.

Порядок избрания Президента РФ.

Президент РФ избирается в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2003г. «О выборах Президента Российской Федерации». Выборы Президента РФ могут быть проведены только на альтернативной основе.

Согласно Конституции РФ, Президент избирается гражданами Российской Федерации на четыре года на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании (ч.1 ст. 81). Президент избирается непосредственно народом. Выборы Президента РФ назначаются Советом Федерации. Срок полномочий главы государства-4 года, одно и то же лицо не может занимать эту должность более двух сроков подряд.

Выборы Президента РФ проводятся по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации. К выборам Президента допускаются граждане РФ, которым к моменту голосования исполнилось 18 лет. Участие граждан в выборах является свободным и добровольным.

При вступлении в должность Президент приносит присягу. Инаугурация Президента проходит в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда РФ.

Как орган государства, Президент РФ имеет право подписывать, или отклоняет законы, распускать Государственную Думу, назначать судей, осуществлять помилование. В качестве высшего должностного лица он председательствует на заседаниях Совета Безопасности, является Верховным главнокомандующим, руководит государственной службой и т.д.

Конституция называет три основания досрочного прекращения Президентом исполнения полномочий:

1. Отставка - это добровольное сложение Президентом своих полномочий.

2. Стойкая неспособность по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия.

3. Отрешение от должности (импичмент)

В ст.93 Конституции РФ подробно прописана процедура импичмента. Президент может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Принятие окончательного решения по вопросу об отрешении Президента от должности является прерогативой Совета Федерации.

При досрочном прекращении полномочий Президента, вне зависимости от оснований принятия такого решения, их временно исполняет Председатель Правительства. [1, ст. 7]

Глава 2.Законодательная власть РФ.

Органы законодательной власти - это Федеральное Собрание РФ; народные собрания, государственные собрания, верховные советы, законодательные собрания республик в составе Федерации; Думы, законодательные собрания, областные собрания и другие законодательные органы власти краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономных округов. Эти органы избираются народом и другим путем формироваться не могут.

Согласно ст. 94 Конституции РФ Федеральное собрание является представительным и законодательным органом РФ (Парламент РФ). Как высший представительный орган, Федеральное собрание выражает волю и интересы народа Российской Федерации. В нем через выборы представлены все граждане страны и все субъекты РФ. Как высший законодательный орган, Федеральное Собрание принимает законы и утверждает бюджет. Законодательная работа- основное направление его деятельности. Признание Федерального Собрания законодательной властью означает, что ни один закон Российской Федерации не может быть издан, если он не рассмотрен и не одобрен парламентом, а сам парламент обладает полной и ничем не ограниченной в рамках полномочий Российской Федерации и Конституции компетенцией в сфере законодательства.

Федеральное Собрание - это общегосударственный, общероссийский орган государственной власти, действующий в масштабах всей Российской Федерации. Все другие законодательные органы, функционирующие на территории Российской Федерации, являются региональными, действующими в пределах соответствующего субъекта Федерации.

Законотворчество сосредоточено в Государственной Думе. Совет Федерации также участвует в этой работе, но в специфической форме. Он одобряет или отклоняет принятые Гоcдумой законы. Тем самым Совет Федерации выполняет роль противовеса Государственной Думе, предотвращая принятие поспешных, некачественных законодательных решений.

Конституция РФ (гл.5) наделяет Федеральное Собрание строго определенными полномочиями. Среди них можно выделить несколько наиболее важных задач, которые должен решать парламент страны.

1)Федеральное Собрание должно обеспечить формирование правовой основы общества на уровне законов.

2)Утверждение федерального бюджета и контроль за его исполнением.

3)Участие в формировании Правительства РФ и других федеральных государственных органов (Центрального банка РФ, судебной системы, прокуратуры), осуществление контроля за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, решение иных вопросов государственного строительства.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: верхней - Совета Федерации и нижней – Государственной Думы. Каждая палата избирает Председателя, его заместителей, образует комитеты и комиссии.

Конкретизированные полномочия Совета Федерации и Государственной Думы закреплены в ст.102 и 103 Конституции РФ.

&1. Совет Федерации.

В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Федерации: по одному от законодательного и исполнительного органов государственной власти субъекта Федерации.

В настоящее время Российская Федерация насчитывает 89 субъектов и поэтому максимально возможное число мандатов Совета Федерации-178.

Совет Федерации избирает от своего состава тайным голосованием Председателя Совета Федерации и его заместителей (ч1 ст.101 Конституции РФ). Председатель Совета Федерации организует работу Совета Федерации, ведет заседания, ведает внутренним распорядком палаты, представляет ее в отношениях с другими государственными органами и зарубежными партнерами.

В Совет Федерации избираются по два депутата от каждого субъекта Федерации на основе мажоритарной системе по двухмандатным (один округ- два депутата) избирательным округам, образуемым в рамках административных границ субъектов Федерации.[2, стр.414].

Одним из главных полномочий Совета федерации - участие в законодательной деятельности. Статья 105 Конституции РФ устанавливает, что принятые Государственной Думой федеральные законы направляются в Совет Федерации, который их либо одобряет, либо отклоняет. Совет Федерации может не согласиться с любым законом, принятым Государственной Думой.

Из сопоставления ст.105 и 106 Конституции РФ следует, что некоторые законы, принятые Думой, не требуют в обязательном порядке одобрения Совета Федерации и Дума может принять закон сама, без Совета Федерации, но законы по определенным вопросам должны подвергаться обязательному рассмотрению в Совете Федерации. Это законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии; статуса и защиты Государственной границы Российской Федерации; войны и мира.

К числу других полномочий Совета Федерации относятся:

  1. утверждение изменения границ между субъектами РФ

  2. утверждение указов Президента РФ о введении военного или чрезвычайного положения

  3. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами России

  4. назначение выборов Президента РФ

  5. отрешение Президента РФ от должности

  6. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ

  7. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ

  8. назначение на должность и освобождение от должности заместителя председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов

  9. назначение на должность и досрочное освобождение от должности части членов (5 из 15 человек) Центральной избирательной комиссии РФ

  10. ратификация и денонсация международных договоров, и международная деятельность

  11. обращение в Конституционный Суд РФ.

В исключительных полномочиях Совета Федерации проявляется, прежде всего, контрольная функция парламента, а также система сдержек и противовесов, лежащая в основе принципа разделения властей.[4 стр. 337]

Поскольку Совет Федерации – бессрочно действующий орган, первого заседания, как это бывает в Государственной Думе после ее избрания, не существует. Заседания Совета Федерации проводятся по мере необходимости, но не реже двух раз в месяц. Особыми формами деятельности Совета Федерации являются «правительственный час», парламентский запрос и парламентские слушания. Решения Совета Федерации принимаются в форме постановлений. Иногда постановления Совета Федерации имеют внутренний нормативный характер, но подавляющее большинство постановлений - ненормативные.

&2. Государственная Дума.

Нижняя палата Федерального Собрания это Государственная Дума, которая состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 4 года (ч.3 ст.95 Конституции РФ).

Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом. Депутаты Государственной Думы работают на постоянной основе. Они не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности. Как и члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью. Решение о лишении депутата неприкосновенности принимает по представлению Генерального прокурора сама Дума большинством голосов.

Половина(225 человек) избирается по одномандатным округам на основе мажоритарной системы, а вторая – по партийным спискам – на основе пропорциональной системы. Суть мажоритарной системы: в соответствии с законом о выборах вся территория страны распределяется на 225 округов. От каждого округа избирается один депутат. Пропорциональная система предполагает участие в выборах многих партий, общественных движений, блоков. Каждая партия и объединение имеют свою программу и партийный список кандидатов, которые публикуются в СМИ. [3, стр.60]

Порядок деятельности Государственной Думы определяется Конституцией, законами, а также Регламентом, принимаемым Думой. Основная работа депутатов по законодательству происходит в комитетах и комиссиях. Комитеты и комиссии Государственной Думы осуществляют подготовку и предварительное рассмотрение законопроектов, организуют проводимые палатой парламентские совещания, а также контроль за реализацией законодательства, дают заключения и предложения по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.

Полномочия Государственной думы:

1) Принятие законов. Это главное полномочие Государственной Думы.

2) Ежегодное утверждение государственного бюджета. Проект бюджета может быть представлен только Правительством РФ.

3) Дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ. 4)Решение вопроса о доверии (недоверии) Правительству РФ.

5) Назначение на должности и освобождение от должностей некоторых высших должностных лиц (Председателя Центрального банка РФ, Председателя Счетной палаты и половины ее аудиторов, Уполномоченного по правам человека, части членов Центральной избирательной комиссии РФ).

6) Объявление амнистии.

7) Выдвижение обвинения против Президента РФ для его отрешения от должности.

8) Рассмотрение внешнеполитических вопросов.

9) Обращение в Конституционный Суд РФ. [4 стр.350]

Основной задачей Государственной Думы является рассмотрение и принятие федеральных законов и федеральных конституционных законов.

Стадия законодательного процесса - внесение подготовленного законопроекта в Государственную Думу. Орган, обладающий таким правом, считается субъектом законодательной инициативы. Конституция РФ (ч.1 ст.104) наделяет этим правом Президента, Совет Федерации, членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, Правительство, законодательные органы субъектов РФ, Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд.

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного и таможенного регулирования; денежной эмиссии; статуса и защиты государственной границы; войны и мира (ст.106 Конституции РФ).

Заключительная стадия законодательного процесса состоит в том, что принятый Федеральным Собранием закон направляется Президенту. Глава государства либо подписывает и обнародует закон, либо отклоняет его. В отношении федеральных конституционных законов Президент не имеет право вето. [2 стр.443]

Глава 3. Исполнительная власть в Российской Федерации.

К органам исполнительной власти относятся высший орган федеральной исполнительной власти - Правительство РФ; министерства и ведомства при Правительстве РФ; органы исполнительной власти субъектов Федерации – президенты и главы администраций субъектов Федерации, их правительства, министерства, государственные комитеты и другие ведомства. Они составляют единую систему органов исполнительной власти, возглавляемую Правительством РФ.

Правительство РФ образуется Президентом РФ, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства.

Согласно Конституции РФ (ст.110) исполнительная власть в Российской Федерации осуществляется Правительством РФ, которое является высшим органом федеральной исполнительной власти, который возглавляет единую систему исполнительной власти на всей территории страны. Оно направляет работу министров и иных федеральных органов исполнительной власти и обеспечивает осуществление Конституции, федеральных законов, нормативных актов Президента РФ.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий Президента РФ(4 года) и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ.

Порядок формирования Правительства РФ.

Формирование Правительства входит в компетенцию Президента, который назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства. Назначение на должность и освобождение от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров производится Президентом. Президент вправе также принять решение об отставке Правительства, причем Конституция не требует от Президента публичной мотивации его решения.

В соответствии с Конституцией РФ (ст.117) возможна досрочная отставка Правительства РФ в следующих случаях:

  1. Правительство само подает в отставку. Президент РФ принимает ее, но может и отклонить;

  2. Президент РФ по собственной инициативе принимает решение об отставке Правительства РФ;

  3. Государственная Дума выражает недоверие Правительству РФ, и Президент РФ объявляет о его отставке;

  4. Председатель Правительства РФ ставит перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству РФ, и Госдума отказывает ему в доверии, на основании чего Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ .[3, стр.61]

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство РФ обладает очень широким кругом полномочий. Они определяются Конституцией и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство РФ в пределах своей компетенции организует реализацию внутренней и внешней политики государства: осуществляет государственное управление и регулирование в социально-экономической сфере; обеспечивает единство системы исполнительной власти в стране и контролирует деятельность ее органов; осуществляет управление федеральной собственностью; принимает федеральные программы и обеспечивает их реализацию; осуществляет право законодательной инициативы и др. Свои полномочия Правительство РФ реализует путем издания постановлений и распоряжений, которые обязательны к исполнению на всей территории России.

По характеру полномочий органы исполнительной власти подразделяются на органы общей компетенции, ведающие всеми или многими отраслями исполнительной деятельности, и органы специальной компетенции, ведающие отдельными отраслями или сферами исполнительной деятельности. К первым из них относятся, например, Правительство РФ и правительства субъектов Федерации, ко вторым – министерства и иные ведомства Федерации и ее субъектов.

Полномочия Правительства РФ закреплены в Федеральном конституционном законе о Правительстве. В нем содержится детальный перечень полномочий Правительства по нескольким направлениям, включающий около 80 пунктов. Таких как: в сфере экономики, бюджета и финансов, социальной, в сфере науки, культуры и образования, экологии, в сфере прав и свобод человека, в сфере внешней политики и международных отношений.

Несмотря на то, что деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами внутренних дел, обороны, безопасности и внешней политики, руководит непосредственно Президент, Правительство сохраняет за собой значительные полномочия в этих сферах. Правительство участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства, осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями, занимается развитием и укреплением материально - технической базы правоохранительных органов и их кадрового состава.

На Правительство возложено осуществление необходимых мер по обеспечению обороны и государственной безопасности, в том числе оснащение Вооруженных Сил РФ вооружением и военной техникой, выполнение государственных целевых программ в военной области, предоставление социальных гарантий военнослужащим, принятие мер по охране Государственной границы и руководство гражданской обороной.

[4 стр.385]. Правительство вправе также осуществлять и иные полномочия, возложенные на него Конституцией, законами и указами Президента.

Конституция РФ предусматривает следующие формы парламентского контроля за деятельностью Правительства РФ, который осуществляется Государственной Думой. Среди них:

  1. рассмотрение вопроса о доверии Правительству РФ по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства РФ;

  2. парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти;

  3. образование Счетной палаты Советом Федерации и Государственной Думой для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета;

  4. отчет Правительства РФ об исполнении федерального бюджета;

  5. назначение Государственной Думой Уполномоченного по правам человека в РФ, деятельность которого связывается с контролем за Правительством и другими государственными органами в области соблюдения прав человека

Полномочия органов исполнительной власти субъектов РФ, включая их высших должностных лиц, определены в конституциях и уставах субъектов. Они решают вопросы социально – экономической жизни субъекта, разрабатывают проект бюджета и исполняют его; управляют и распоряжаются государственной собственностью субъекта; обеспечивают проведение на территории субъекта экономической, социальной и культурной политики, организуют выполнение соответствующих программ развития; принимают меры к обеспечению и правовой защите граждан и др.

Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению на всей территории РФ. В случае их противоречия Конституции они могут быть отменены Президентом.

Глава 4. Судебная власть в РФ.

Судебная власть – это специфическая независимая ветвь государственной власти, осуществляемая путем состязательного рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях споров.

Судебная власть осуществляет правосудие, под которым понимается вид государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с нарушением норм права.

Судебная система Российской Федерации устанавливается Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом от 31 декабря 1996 г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации».

Судебную систему РФ составляют федеральные суды и суды субъектов Федерации.

К федеральным судам относятся:

  1. Конституционный Суд РФ;

  2. Федеральные суды общей юрисдикции:

- Верховный Суд РФ;

- Верховные суды республик, краевые, областные, окружные суды и суды городов федерального значения;

- Районные суды;

- Военные и специализированные суды;

3) Федеральные арбитражные суды:

- Высший Арбитражный Суд РФ;

- Федеральные арбитражные суды округов;

- Арбитражные суды субъектов РФ.

К судам субъектов РФ относятся:

  1. Конституционные (уставные) суды субъектов РФ;

  2. Мировые судьи.

Органы правосудия в совокупности составляют судебную систему Российской Федерации. Основной видовой особенностью этих органов является осуществление судебной власти посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В судебной системе Российской Федерации имеется федеральный суд, организация и деятельность которого регулируются в значительной мере нормами конституционного права. Таким судом является Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Согласно ст.125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ состоит из 19 судей, назначаемых на должность Советом Федерации по представлению Президента. Срок пребывания судьи в должности – 12 лет.

Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Госдумы, Правительства РФ, а также конституций республик и иных законов субъектов Федерации. Конституционный Суд разрешает также споры о компетенции между различными органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод граждан, дает толкование Конституции РФ, выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения. Решения Конституционного Суда РФ обязательны к исполнению и обжалованию не подлежат.

Конституционный (уставный) суд субъекта РФ может создаваться для рассмотрения вопросов соответствия законов субъекта РФ, нормативных правовых актов органов государственной власти субъекта РФ и органов местного самоуправления конституции (уставу) субъекта РФ, а также для толкования конституции (устава) субъекта РФ. Финансирование таких судов производится за счет бюджета субъекта РФ. Решение конституционного (уставного) суда субъекта РФ, принятое в пределах его полномочий, не может быть пересмотрен иным судом.

Решения Конституционного Суда обязательны на всей территории Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Суды общей юрисдикции:

Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным делам, подпадающим под общую юрисдикцию (ст. 126 Конституции РФ). Он осуществляет рассмотрение наиболее сложных уголовных дел, кассационные и надзорные функции, надзор за деятельностью судебных учреждений и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Верховный суд республики, краевой (областной) и окружной суд, суд города федерального значения в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, а также в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Данные суды являются непосредственно вышестоящей инстанцией по отношению к районным судам соответствующих субъектов РФ.

Районные суды – основное звено судебной системы. Они являются вышестоящей инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории ответствующего региона.

Районными судами рассматривается большая часть уголовных и гражданских дел. Кроме этого, они рассматривают все дела об административных правонарушениях и выполняют другие функции: обеспечивают исполнение всех судебных решений имущественного характера, контролируют законность и обоснованность арестов, продление их сроков, дают разрешение на прослушивание телефонных разговоров, арест и изъятие почтовой или телеграфной корреспонденции граждан, на производство обысков и др.

Именно эти суды обеспечивают реализацию и защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина и тем самым способствуют формированию правового государства.

Военные суды – разновидность судов общей юрисдикции. Они создаются в местах дислокации воинских частей и учреждений. Им подсудны уголовные, гражданские, административные дела, стороной в которых являются военнослужащие или лица, проходящие военные сборы.

Согласно ст. 109 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил РФ военнослужащие вправе обращаться в суд (в военный суд) с жалобой на неправомерные действия органов государственного управления, общественных объединений и должностных лиц.

В систему судов общей юрисдикции входят также мировые судьи, занимающие в ней особое положение.

Мировые судьи – это суды общей юрисдикции субъектов РФ, но входящие в единую судебную систему России.

Мировой судья в пределах своей компетенции рассматривает гражданские, административные и уголовные дела небольшой тяжести в качестве суда первой инстанции. Его полномочия и порядок деятельности определяются федеральным законом и законам субъекта Федерации. Порядок осуществления правосудия мировыми судьями определяется федеральными законами, по административным делам – также законами субъектов РФ.

Мировые судьи вправе:

1)рассматривать уголовные дела, связанные с преступлениями, за которые предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок, не превышающий трех лет;

2)издавать судебные приказы;

3)расторгать браки, если отсутствует спор о детях, и рассматривать другие дела, вытекающие из брачно-семейных отношений;

4)рассматривать имущественные споры;

5)рассматривать административные правонарушения;

6)разрешать трудовые споры;

7)дела о пользовании имуществом и др.

Арбитражные суды:

Арбитражные суды являются федеральными судами. Их правовой статус определяется Конституцией РФ и Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации».

Основной задачей арбитражных судов РФ является защита нарушенных или оспариваемых прав организации и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Правосудие осуществляется путем рассмотрения экономических споров и иных дел, отнесенных к их компетенции.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим арбитражным органом по разрешению экономических споров и иных дел, осуществляет судебный надзор и дает разъяснения по вопросам судебной практики.

Судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. В соответствии Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в Российской Федерации» на территории России образовано 10 федеральных арбитражных окружных судов. Федеральные арбитражные суды округов являются вышестоящей инстанцией по отношению к арбитражным судам субъектов РФ. Арбитражные суды субъектов РФ образуются в каждом субъекте Федерации и являются основным звеном системы арбитражных судов.

И Конституционный Суд РФ, и суды общей юрисдикции, и арбитражные суды представляют собой три независимых элемента единой судебной системы. Все они имеют общие задачи по охране конституционного строя, политической и экономической систем страны, обеспечению законности и правопорядка, защите прав и интересов граждан. В тоже время каждый из этих трех элементов судебной системы имеет свою компетенцию и не вмешивается в деятельность других судов.

Согласно Конституции (ст. 128) судьи Конституционного Суда, Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются Советом Федерации по представлению Президента РФ. Судьи других федеральных судов назначаются Президентом РФ в порядке, установленном федеральным законом.

В Конституции РФ (ст.120) закреплено, что судьи независимы и подчиняются только Конституции и федеральному закону. В соответствии с Конституцией РФ судьи несменяемы и неприкосновенны.

Правосудие – главная, но не единственная функция судебной власти. Наряду с правосудием судебная власть осуществляет судебный контроль за законностью и обоснованностью применения мер процессуального принуждения; толкование правовых норм; удостоверение фактов, имеющих юридическое значение; ограничение конституционной и иной правосубъектности граждан; судебный надзор за решением судов и др.

Заключение.

Принцип разделения властей является важнейшим элементом функционирования демократического государства, исключающим возможность соединения законодательной, исполнительной и судебной власти в одних руках. Разделение властей является характерным признаком правового государства, гарантией его функционирования. Правовое государство признает принцип разделения властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав государственной властью и возмещение ущерба, нанесенного им государственным органом.

Важным фактором разделения властей является обеспечение взаимного равновесия между ветвями власти, с тем, чтобы ни один государственный орган не смог получить преобладание над другим. Это равновесие достигается системой сдержек и противовесов, которая выражается в полномочиях государственных органов, позволяющих им оказывать влияние друг на друга, сотрудничать при решении важнейших государственных проблем.

Библиографический список.

  1. Гомола А. И., Гомола И. А., Борисова Е.В. «Правовые основы государственного и муниципального управления», М: Форум: Инфра – М, 2005.- 240 с.

  2. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. «Конституционное право России», М.: ТК Велби, издательство Проспект, 2008. – 608 с.

  3. Яковлев А. И. «Основы правоведения», М: Издательский центр « Академия», 2007. – 336 с.

  4. Чиркин В. Е. «Конституционное право России», Учебник, М: Юристъ, 2006. – 447 с.



Корчагина Ю.С.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconРеферат по дисциплине «Политология» на тему «Теория разделения властей...
Целью работы является освещение и анализ теории разделения властей, какой ее видели Дж. Локк и Ш. Монтескье, а также оценка ее актуальности...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconСубъектов российской федерации в системе разделения властей (на примере республики коми)
Истиховская Марина Дмитриевна, соискатель кафедры государственного строительства и права Российской академии государственной службы...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconРеферат Принцип разделения властей
Предметом рассмотрения моего реферата будет принцип, по которому разделяется власть в демократическом политическом режиме и роль...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconРеферат по дисциплине: Химия На тему: Способы разделения смесей
Ение смеси – это физический процесс. Физические методы разделения веществ широко используются в химических лабораториях, при получении...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconРабочая программа модуля м кв3 «Судебная власть в механизме разделения властей»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
«конституция», «принцип разделения властей», «президент», «Государственная дума», «депутат»
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconСодержани е
Государственный аппарат большинства современных государств строится на основании фундаментального принципа разделения властей, который...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconКонспект урока с использованием мультимедийной презентации. Тема...
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Финансовое...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconМесто прокуратуры Российской Федерации в системе разделения властей...
Диссертация выполнена на кафедре организации судебной и правоохранительной деятельности Государственного образовательного учреждения...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: сформировать представление учащихся о гражданском обществе, правовом государстве, принципе разделения властей, о коррупции...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconРеферат по дисциплине «Правоведение». Тема: «Теории происхождения...
...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconРабочая программа по дисциплине В. В методы очистки и разделения биологически активных веществ
Целью изучения дисциплины «Методы очистки и разделения биологически активных веществ» дать студентам представление о сущности современных...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconПрограмма дисциплины «Таможенное право» для специальности 030501. 65 «Юриспруденция»
Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах: «Теория государства и права», «Конституционное право», «Административное...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconРеферат по дисциплине Право Тема: «Право и личность»
Актуальность темы работы обусловлена тем, что в условиях, когда существенно повышаются шансы активизации рыночных механизмов, появляются...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
В основе Конституции США лежит принцип разделения властей между законодательной (конгресс), исполнительной (президент) и судебной...
Реферат по дисциплине «Право». Тема: «Теория разделения властей на примере рф» iconПравовой режим объекта незавершенного строительства: теория и практика
Специальность 12. 00. 03 – гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск