Скачать 262.11 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Л.М. Волосникова./ __________ _____________ 200__г. Искусствоведение Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Форма обучения – заочная «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Авторы работы _____________________________/ Борко Т.И./ «___16___»__12_________200_8_г. Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол № 4 от 17.12.08. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Зав.кафедрой ______________________________/Сушкова В.Н../ «_17_____»_____12______ 200_8_ г. Рассмотрено на заседании УМК филологического факультета 26.01.09, протокол № 5 Соответствует ГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Рацен Т.Н../ «_26_____»_____01________200__9 г. «СОГЛАСОВАНО»: Зав. методическим отделом УМУ_____________/_Федорова С.А _/ «______»_____________2009__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра зарубежной литературы Борко Т.И. Искусствоведение Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Форма обучения – заочная Тюменский государственный университет 2009 Борко Татьяна Иосифовна. Искусствоведение. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080109.65 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», заочной формы обучения. Тюмень, 2009. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа дисциплины «Искусствоведение» опубликована на сайте ТюмГУ: [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой зарубежной литературы. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой зарубежной литературы, к.ф.н., профессор Сушкова В.Н.© Тюменский государственный университет, 2009. © Борко Т.И., 2009.
Целью преподавания дисциплины является обучение студентов навыкам анализа художественного произведения с определением специфики данного вида искусства. Задачи: - ознакомить с выразительными средствами различных видов изобразительного искусства; - ознакомить учащихся с выдающимися памятниками архитектуры и искусства; - ознакомить с характерными признаками различных художественных стилей; - рассмотреть приемы анализа выразительных средств и языка каждого вида искусства; - дать рекомендации по сообщению информации о художественных мероприятиях.
Необходимыми для изучения дисциплины являются знания по периодизации культурно-исторических эпох, знакомство с некоторыми произведениями архитектуры и искусства, принадлежащими известным авторам своего времени. В результате изучения дисциплины студенты должны овладеть знаниями основных характеристик художественных стилей, знать авторство значительных произведения эпохи античности, Возрождения, нового времени. Освоение знаний по курсу «Искусствоведение» необходимо для изучения следующих теоретических дисциплин: «История России», «Философия культуры», «Культурология» базовой части профессионального цикла. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: историю развития стилей художественной культуры, основные памятники искусства и архитектуры. Уметь: анализировать специфические средства языка архитектуры, живописи, скульптуры, графики. Владеть: навыками анализа художественных произведений, умением вести беседы на темы искусства.
Семестр 4. Форма промежуточной аттестации: зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 40 часов.
Таблица 1.
3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ.СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ, ТЕМАТИКА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫЛекция 1. Первобытное искусство История открытия памятников первобытного искусства. Влияние исторических процессов на становление пространственных и временных видов искусства. Стилистика и тематика изображений палеолитической живописи. Проблема периодизации искусства и эволюция стиля. Основные туристические центры – заповедники первобытного искусства во Франции, Австралии, Италии, России. Проблема сохранения памятников первобытного искусства. Лекция 2. Искусство и культура античной Греции Эпос Гомера и древние микенские города. Раскопки Г. Шлимана в Трое, Микенах; А. Эванса на Крите. Основные принципы эгейской архитектуры. Планировочная схема дома царя на материке; дворцовых комплексов Крита (Кносс, Фест, Като-Закрос). Крит и Микенская Греция в мифологии и живописи: воспроизведение сюжетов в памятниках словесно-образного искусства. Наследие эгейской культуры в контексте мировой литературы и истории. Лекция 3. Культура древнего Рима Культурное наследие этрусков. Новые архитектурные решения римских зодчих: изобретение новых материалов, новых инженерных конструкций. Стилевые особенности римской скульптуры и живописи. Развитие портретного жанра. Влияние исторических процессов на изменение в словесно-образном искусстве Рима. Античные города (Помпеи, Геркуланум, Стабии), провинции римской империи (Карфаген, Баальбек) – туристские центры в контексте мирового культурного наследия. Лекция 4. Культура Средневековой ЕвропыРелигиозное мировоззрение и становление новых форм искусства: иконографические сюжеты в живописи, культовая архитектура ранних христиан. Фаюмский портрет и возникновение иконописи: стилистика и техника изображений. Центрический тип храма в восточном христианстве. Искусство мозаики. Черты романского и готического стиля в зодчестве и живописи. Влияние литературы на формирование образа Парижа как центра средневековой культуры. Оформление литературных жанров средневековья. Карнавальные празднества: психологическое значение шествий ряженых и игрищ. Лекция 5. Искусство эпохи Возрождения Флоренция – родина Ренессанса. Художественные задачи представителей раннего Возрождения: живописца Джотто, скульптора Донателло. Гражданская и культовая архитектура Флоренции. Проект идеального города в творчестве итальянских художников. Подражание античным формам. Человек эпохи Возрождения (отношения с церковью, природой, обществом). Светские развлечения, становление новых музыкальных жанров. Высокое Возрождение в Италии (Леонардо, Рафаэль) и завершение эпохи (Микеланджело). Понятие «Северного Возрождения». Своеобразие немецкой живописи: влияние итальянских авторов, самобытные традиции, новые темы. Портретный жанр в творчестве немецких художников (А. Дюрер, Г. Гольбейн). Развитие гравюры. Жанровые особенности произведений нидерландских живописцев. Бытовые мотивы в творчестве Питера Брейгеля. Лекция 6. Культура Западной Европы XVII- XVIII веков. Барокко в архитектуре и скульптуре Италии. Новые приемы оформления фасадов. Цветовое и композиционное разнообразие живописных решений, ценность индивидуальных подходов, авторской манеры. Архитектура и живопись классицизма во Франции. Стиль ампир. Французский тип парка: дворцовый ансамбль Версаля. «Балеты Короля», развитие новых форм музыкального театра. Реалистические тенденции в живописи Караваджо, Рембрандта, Веласкеса. Новые жанры в искусстве XVII- XVIII веков. Лекция 7. Художественная культура XIX века Романтизм во французской живописи (эстетическая программа, художественные приемы). Религиозный романтизм: распространение стиля в странах Западной Европы («Союз святого Луки», «Прерафаэлиты») и России (А. Иванов). Пейзаж в творчестве романтиков. «Манифест реализма» и «Салон независимых», Товарищество передвижных выставок и русский реализм. Творческий метод и художественные задачи импрессионистов. Лекция 8. Культура России XVIII – XIX веков.Восточно-славянское и византийское наследие в культуре Древней Руси. Становление национальной традиции в древнерусском искусстве: иконопись и архитектура Новгорода. Архитектура и живопись Московского княжества. Ансамбль Московского Кремля. Новые конструкции в архитектуре храмов XVI-XVII веков. Архитектура городов Золотого кольца России. Завершающий этап в искусстве Древней Руси. Обмирщение культуры Россия в контексте западноевропейской культуры. Создание российской академии художеств. Строительство новой столицы: общий план, застройка центра и островов. Барокко и классицизм в архитектуре Санкт-Петербурга. Дворцово-парковые ансамбли в Царском Селе, Петергофе. Классицистические постройки Москвы. Развитие портретного жанра в живописи (детский, женский портрет). Исторический, бытовой жанр, пейзаж в живописи и гравюре. Лекция . Искусство XX века.Основные течения модернизма. Фовизм и творчество Анри Матисса. Круг авторов, близких фовизму. Кубизм, мастерская «Плавучая прачечная», круг Пикассо. Дальнейшее творчество Пикассо. Итальянские футуристы. Русский кубофутуризм. Русские художники-авангардисты. Зарождение беспредметного искусства. Две ветви абстрактного искусства. Дадаизм и сюрреализм. Основные принципы и художественный метод. Искусство второй половины столетия, новые тенденции. Система постмодернизма. Постмодернизм в архитектуре, альтернатива модернизму. Постмодернизм в живописи. Направления искусства в Европе и Америке.
- открытие М. Савтуолы; - пещеры Альп и Пиренеев; - гравировка на гальке; - ритуал охотников и предназначение искусства. 2. Искусство и культура Эгейского мира: - схемы и реконструкция критской архитектуры; - материковые дворцы в Микенах, Пилосе; - росписи: техника, тема; - мелкая пластика. 3. Искусство и культура античной Греции: - Искусство архаики; - искусство классики; - искусство эллинизма. 4. Культура Древнего Рима: - искусство царского периода; - искусство Республики; - искусство Империи -культура времен упадка. 5. Культура средневековой Европы: -искусство эпохи переселения народов; - возникновение романского стиля; -особенности готики во Франции, Англии. 6. Культура Древней Руси: - культура Киевской Руси; -Владимиро-Суздальская Русь; -Новгород и Псков; -Московское княжество. 7. Культура эпохи Возрождения; - архитектура Флоренции; - открытие перспективы; Высокое Возрождение; -кризис Возрождения. 8. Культура 19 века -. открытие Академий; -становление жанров; - появление стилей; -мировые художественные центры. 9. Россия в 19 веке - реформы петровского времени; -распространение западноевропейских стилей; - дворцово-парковые ансамбли; - новые жанры искусства. Темы самостоятельных работ для написания эссе, рефератов, контрольных Тема: Искусство и культура античной Греции
- основные сооружения акрополя (история застройки, ансамблевое решение общего плана; архитекторы, работающие в Афинах); - синтез скульптуры и архитектуры (творческие принципы мастера Фидия); - система оптических поправок, примененная при строительстве Парфенона (Иктин и Калликрат).
- основные постройки (планировка, расположение, соотношение); - скульптура святилищ и скульптурные изображения вне храмов (дельфийский возничий, наксосский сфинкс, Клеобис и Битон); - зрелищные сооружения в Дельфах. Тема: Культура Древнего Рима
Тема: Культура Средневековой Европы7. Карнавальная культура средневековья
8. Психология семейных отношений и положение женщины в средневековой Европе
9. Средневековый западноевропейский театр
Тема: Культура эпохи Возрождения10. Музыкальная культура эпохи Возрождения
11. Западноевропейский музыкальный театр нового времени. Рождение оперы. Возникновение балета
12. Мода и быт эпохи готики и Возрождения
13. «Идеальный город». Проекты эпохи Возрождения (2 ч)
14. Титаны Возрождения
15. Художники северного Возрождения
Тема: Культура России XVIII века 16. Садово-парковые ансамбли России эпохи барокко
17. Новые жанры в живописи России XVIII века
- от ведуты к лирическому пейзажу (Ф. Алексеев, А. Зубов, С. Щедрин). Тема: Искусство Западной Европы XVII-XVIII веков 18. Музыка эпохи барокко
19. Испанские художники XVII века
Тема: Художественная культура XIX века22. Классическая музыка XIX века
23. Движение импрессионизма и постимпрессионизм
24. Художественные группировки России рубежа XIX –XX веков
25. Дягилевские сезоны в Париже
5. Вопросы к зачету
6.Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины. 1.Основная литература
2.Дополнительная литература:
3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы
9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины - Центр информационных технологий ТюмГУ;
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Бухгалтерский учет, анализ и аудит в коммерческих организациях (кроме банков и др финансово-кредитных организаций)» | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика финансов специальность... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент... Гос впо по специальности 080109. 65 “Бухгалтерский учет, анализ и аудит”, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине управление финансовыми... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» «История российского предпринимательства» составлен в соответствии с примерной программой по дисциплине по специальностям 080109... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет и аудит... Гос впо по специальности 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000... | Учебно-методический комплекс дисциплины (гсэ. Р. 03) Правоведение... Для специальности Бухгалтерский учет, анализ и аудит (гос 060500 / оксо 080109) | ||
Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080109.... Рассмотрено на заседании кафедры зарубежной литературы, протокол №4 от 17. 12. 08 | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Бухгалтерский управленческий... Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного... | ||
Учебно-методическая разработка по дисциплине «Контроль и ревизия»... Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 25 октября 2011 г. №2267 на основе требований Государственного образовательного... | Учебно-методический комплекс специальности: 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | ||
Учебно-методический комплекс для студентов всех форм обучения по... Пальчун Е. П., Хохлова О. В., Демидова Л. Н., Жукова Н. А., Унтилова Л. А., Соколова Е. Н. Бухгалтерская (финансовая) отчетность.:... | Учебно-методический комплекс по дисциплине аудит Гос впо по специальности подготовки 080109. 65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17»... |