Скачать 214.72 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет прикладной политологии Программа дисциплины «Ислам в мирововй политике и международных отношениях» для направления 030900.68 «Юриспруденция» магистерской программы «Исламское право» (1 курс) Разработчики программы: Труевцев К.М., к.ф.н., доцент, hrrc@mail.ru Исаев Л.М., ст. преподаватель, isleonid@yandex.ru Одобрена на заседании кафедры общей политологии «19» декабря 2013 г Зав. кафедрой Л.В. Поляков Рекомендована секцией УМС «Политология» «___»____________ 2013 г Председатель М.Ю.Урнов Утверждена УС факультета прикладной политологии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь М.А. Пильгун ________________________ Москва, 2013 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030200.62 «Юриспруденция» подготовки бакалавра (2 курс), изучающих дисциплину «Ислам в мировой политике и международных отношениях». Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦель освоения дисциплины «Ислам в мировой политике и международных отношениях» - сформировать у студентов представление об основных положениях и концепциях исламского миропорядка, вехах их. Задачи курса заключаются в том, чтобы, во-первых, дать слушателям представление о концепциях исламского миропорядка, различных подходах к разрешению наиболее спорных и краеугольных вопросов (международно-правовым) стоящих на повестке дня исламских стран, а также деятельностью международных региональных организаций в зоне распространения ислама (прежде всего, Организации Исламского сотрудничества и Лиги арабских государств). Модель мировоззрение четко привязывается к конкретной эпохе или к ее конкретному представителю. Все это дает возможность слушателям курса усвоить основные философские понятия и идеи каждого периода. Во-вторых, способствовать выработке навыков для понимания проблематики и терминологии исламского миропорядка. В-третьих, способствовать развитию рациональных исследовательских навыков у студентов, умения работать с материалом по определённой теме, а также научиться сравнивать различные направления и стратегии развития внешней политики арабо-мусульманских стран. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате изучения курса студент должен: – знать учебный материал, предусмотренный данной программой; – уметь работать с источниками, анализировать текст и контекст предлагаемой источником темы. – овладеть опытом систематизации и использования материалов по требуемой проблематике. В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
3Место дисциплины в структуре образовательной программыДля магистерского направления «Исламское право» настоящая дисциплина является базовой. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении дисциплин профессионального цикла. 4Тематический план учебной дисциплины
5Формы контроля знаний студентов
5.1Критерии оценки знаний, навыков
Оценки по всем формам текущего контроля выставляются по 10-ти балльной шкале. 6Содержание дисциплиныТема 1. Становление исламской концепции миропорядка. Развития исламской политико-правовой мысли XIX-XX века. Возникновение и развитие идей панисламизма у аль-Афгани. Понятие панисламизма и попытки ее практической реализации. Суверенитет наций в работах аль-Афгани. Исламское реформаторство в работах М. Абдо. Основные положения работ Сайид Ахмад-хана и Абул Калам Азада. Зарождение идеологии национализма и панарабизма, как противоположность панисламизму: апологеты и этапы ее становления. Литература по разделу:
Тема 2. Ислам в условиях глобализирующегося мира. Понятие термина «глобализация» и его развитие. Влияние глобализации на политические процессы и внешнюю политику в арабских странах. Глобализация и конфигурация миропорядка.Литература по разделу:
Тема 3. Ислам в системе международных организаций. Организация исламского сотрудничества (бывш. Организация исламская конференция): история создания, основные цели, задачи и принципы работы, а также направления деятельности. ОИС как попытка практической реализации панисламизма. Лига арабских государств и проблемы реализации идей панарабизма. Роль и место ОИС и ЛАГ в системе международных отношений. Литература по разделу:
Тема 4. Концепции прав человека в исламе. Различные подходы к рассмотрению проблематики прав человека в исламском мире. «Мусульманский комментарий к Всеобщей декларации прав человека» С.Х. Табандеха. «Легитимный исламский ответ» А.А. Ан-Наима. Течение «научного позитивизма» З.Н. Махмуда. «Исламский эксперимент» в области прав человека Х. Ат-Тураби. Современные системы соблюдения прав и свобод человека в мусульманском мире. Основные международно-правовые документы в области прав человека, принятые в рамках ОИК и ЛАГ. Конституционный статус личности в арабских странах. Литература по разделу:
Тема 5. Ислам во внешней политике мусульманских стран. Место ислама во внешней политике мусульманских стран. Внешняя политика Арабской Республики Египет: от Г.А. Насера к М. Мурси. «Исламский вектор» во внешней политике Саудовской Аравии. Внешняя политика Ирана до и после Исламской революции 1979 г. Понятие и этапы развития феномена «экспорта исламской революции». Литература по разделу:
Тема 6. Концепция «джихада». Понятия «газават» и «фатх». Генезис понятия «джихад». Основные направления к толкования «джихада». Коранические основы «джихада». Эволюция концепции «джихада» согласно С. Кутба. «Джихад» в исламской доктрине международных отношений. «Джихад» в риторике мусульманских дипломатов и политиков. Декларация священного «джихада» (№5/3-Р (IS)), принятая ОИК в 1981 г. Литература по разделу:
Тема 7. Ислам и «Палестинский вопрос». История «Палестинского вопроса». Основные концепции по решению «Палестинского вопроса». Роль ЛАГ и ОИС (ОИК) по урегулированию палестино-израильского конфликта. Основные международно-правовые документы, посвященные «Палестинскому вопросу». Роль «Палестинского вопроса» во внешней политике мусульманских стран. Литература по разделу:
Тема 8. Исламский фундаментализм и международный терроризм. А.А. Маудуди – основоположник идеологии исламского фундаментализма. Становление, развитие и организационные принципы функционирования «Джамаат Исламийа». Взгляд на исламский фундаментализм в XXI веке. Исламский вектор в международном терроризме. Проблема соотношения терроризма и национально-освободительной борьбы. Литература по разделу:
7Образовательные технологииКурс «Ислам во внешней политике и международных отношениях» предполагает использование активных форм обучения, а также традиционных лекционных занятий. Каждое занятие предваряется краткой постановкой проблемы в теоретическим аспекте, обеспечением доступа студентов к необходимым материалам (от доступа к электронным массивам информации до сделанных обзоров и т.п.), постановкой прикладной задачи с последующим обсуждением результатов. 8Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает работу студентов на семинарских и практических занятиях:
Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем - Оаудиторная = Опосещения + Оактивность Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов:
Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Осам. работа. Способ округления накопленной оценки текущего контроля: арифметический Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Озачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Оитоговый = 0,5·Озачет +0,25·Осам. работа +0,25 ·Оаудиторная Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме зачета: арифметический (>0,5 = 1) При неудовлетворительных оценках за письменные работы студент имеет право переписать работу по другой теме (согласуется с преподавателем). На пересдаче студенту могут быть засчитаны составляющие оценки за текущий контроль (для компенсации оценки за ранее не пройденный текущий контроль), если студентом были предоставлены работы, соответствующие требованию текущего контроля и оцененные положительно. Оценка будет выставляться по формуле: Оитоговый = 0,5·Озачет +0,25·Осам. работа +0,25 ·Оаудиторная В диплом ставится оценка за итоговый контроль, которая является результирующей оценкой по учебной дисциплине. 9Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины9.1Базовый учебникВ качестве базового учебника студентам предлагается следующая литература:
9.2Основная литература
9.3Дополнительная литература
9.4Справочники, словари, энциклопедииГОСТ Р 7.0.5-2008 Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая ссылка. Общие требования и правила составления http://protect.gost.ru/v.aspx?control=8&baseC=-1&page=0&month=-1&year=-1&search=&RegNum=1&DocOnPageCount=15&id=165614 9.5Программные средстваДля успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства:
10Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля занятий используется ноутбук и проектор. Авторы программы К.М. Труевцев Л.М. Исаев |
Связи с общественностью во внешней политике государства (pr in External policy of the state) Основной целью дисциплины является формирование у студентов общего понимания роли и места связей с общественностью во внешней политике... | Факультет мировой экономики и мировой политики Программа дисциплины Цель курса – дать студентам представление об основных международных экономических организациях, их роли в современной системе международных... | ||
Шифр специальности: 07. 00. 15 История международных отношений и... Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | Мария сравнительный анализ деятельности международных организаций... Работа выполнена на Кафедре истории международных отношений и внешней политики России Московского государственного института международных... | ||
1 Источники новаций внешней политики Польши: конференция в Локарно... Iii инерция внешней политики Польши в трансформирующейся системе европейских отношений | Рабочая программа учебной дисциплины «права человека в международных отношениях» «профессиональный цикл» федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению... | ||
Программа дисциплины «Энергетическая безопасность в теориях международных отношений» А также изучается методология оценивания энергетических проектов. Слушатели развивают комплексное представление об энергетической... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры новой истории и международных отношений 16. 05. 2011, протокол №10. Соответствует требованиям к... | ||
Кандидат политических наук Китай во внешней политике суверенного Кыргызстана: основные тенденции и перспективы | Программа учебной дисциплины внешняя политика канады canadian Foreign... Цель изучения дисциплины: дать магистрантам, обучающимся по специализации североамериканские исследования, углубленные систематизированные... | ||
«Центральная Азия во внешней политике Китая» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Международные отношения в конце 30-х – 1945 годах. Роль дипломатии во внешней политике | ||
Доклад «Отношения России и Европейского союза: современная ситуация... Доклад подготовлен на основе ситуационного анализа, организованного в 21 января 2005 г. Институтом Европы ран, журналом «Россия в... | Аннотация рабочей программы учебной дисциплины инновационные и инвестиционные риски ... | ||
Рабочая программа по дисциплине дс. 01. 01. Торгово-экономические... «Торгово-экономические отношения России в современных условиях» является изучение студентами основных понятий в области международных... | А. В. Прокопчук буддизм, христианство, ислам Прокопчук, А. В. Буддизм, христианство, ислам (из истории мировых религий) [Текст] : учеб пособие / А. В. Прокопчук. – Владивосток... |