Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 490.54 Kb.
НазваниеРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
страница1/5
Дата публикации03.11.2014
Размер490.54 Kb.
ТипКонтрольные вопросы
100-bal.ru > Право > Контрольные вопросы
  1   2   3   4   5


ББК 67.412.1я73


М
инистерство образования и науки Российской Федерации


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
Таганрогский государственный радиотехнический университет



Кафедра гражданского права


ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Методическая разработка по практическим занятиям











ФУЭС
Таганрог 2006

Составитель Е.Г. Козарук

Методическая разработка по практическим занятиям по курсу «Гражданское право ч.1». - Таганрог: Изд-во ТРТУ. 2006. -47с.
Методическая разработка по практическим занятиям по дисциплине "Гражданское право ч.1" подготовлена в соответствии с действующим законодательством РФ. Данное издание включает материалы, необходимые для проведения теоретических семинаров и практических занятий со студентами, написания ими рефератов и выполнения заданий. Методическая разработка содержит все необходимые для изучения курса части 1 гражданского права материалы: перечень общих и проблемных вопросов, списки источников литературы, тестовые задания, и контрольные вопросы по дисциплине. Методические установки и практические задания позволяют систематизировать подготовку студентов к семинарским занятиям, а также предоставляют возможность самостоятельно освоить этот курс.

Методическая разработка по практическим занятиям предназначена для студентов направления 030500 и специальности 030501 «Юриспруденция», аспирантов, а также для лиц, самостоятельно изучающих гражданское право.

Оглавление
1. Введение с.4

2. Тематический план занятий с.5

3. Задания для самостоятельной работы студентов с.23

4. Задания для написания контрольных работ с.27

5. Тематика рефератов по курсу с.32

6. Тест для самопроверки по курсу с.33

7. Контрольные вопросы с.45



ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина «Гражданское право» является самостоятельной научной и учебной дисциплиной в системе юридических наук и юридического образования.

Данная дисциплина предоставляет студенту возможность получить набор необходимых знаний в области особенностей правового регулирования гражданских правовых отношений и научиться их применять.

Методическая разработка по практическим занятиям по дисциплине "Гражданское право, ч.1" включает материалы, относящиеся к гражданскому правоотношению, осуществлению и защите гражданских прав, праву собственности и иным вещным правам, интеллектуальной собственности, личным неимущественным правам, общим положениям о юридических лицах.

Предлагаемое издание практических заданий по гражданскому праву (часть 1) состоит из двух видов занятий - теоретических семинаров и практических занятий, с учётом задач и заданий.

Теоретические семинары, представляют собой занятия, на которых обсуждаются взгляды и концепции по наиболее сложным проблемам гражданского права. В издании сформулированы вопросы, подлежащие обсуждению на семинарских занятиях, указываются темы докладов и рефератов.

Практические занятия предназначены в первую очередь для того, чтобы научить студентов понимать смысл закона и применять нормы права к конкретным жизненным ситуациям. Такие ситуации излагаются в задачах. Помимо задач по каждой теме предусмотрены задания. В отличие от задач, которые как правило направлены на решение конкретных споров, задания представляют собой поручения студентам, подготовить различные гражданско-правовые документы, провести сравнительный анализ определённых положений закона, составить схему по заданной теме.

Кроме того в методической разработке содержатся тестовые задания, с помощью которых студенты могут закрепить пройденный материал.

Тематический план занятий
Тема 1. Понятие гражданского (частного) права. Гражданское право как отрасль права.

Вопросы:

  1. Соотношение понятий «частное право» и «гражданское право». Место гражданского права в системе частного права.

  2. Гражданское право в системе правовых отраслей. Предмет гражданско-правового регулирования.

  3. Понятие и основные черты метода гражданско-правового регулирования.

  4. Функции гражданского права.

  5. Принципы гражданского (частного права).


Практические задания
1. Составьте, опираясь на ст.2 Гражданского Кодекса РФ, схему "Отношения, регулируемые гражданским законодательством".

2. Определите, можно ли считать гражданско-правовыми отношения, возникшие при следующих обстоятельствах, и применять к ним нормы гражданского права:

а) товарищество "Русский лен" передало автотранспортному унитарному предприятию для доставки в торгово-закупочную фирму "Меркурий" свою продукцию - 20 тыс. метров льняных тканей - на сумму 260 млн.руб. При проверке груза на складе получателя выяснилась недостача этой продукции на сумму 44 млн.руб.

б) наладчик компьютерной техники в научно-исследовательском институте В. Кондратюк по небрежности вывел из строя принтер, стоимостью 700 долларов США, а также стёр из памяти переданного ему для ремонта компьютера информацию о результатах эксперимента, над которым в течение нескольких месяцев работал коллектив института.

3. Дайте сравнительную характеристику гражданско-правового договора и трудового договора.

Тема 2. Источники гражданского права.

Вопросы:

  1. Понятие и виды источников гражданского права. Понятие и соотношение императивных и диспозитивных норм в гражданско-правовом регулировании.

  2. Место гражданского законодательства в системе источников гражданского права. Действие гражданского законодательства во времени, в пространстве и по кругу лиц.

  3. Гражданский Кодекс как основной источник гражданского права, главный акт гражданского законодательства.

  4. Аналогия закона и аналогия права в гражданско-правовых отношениях. Толкование гражданско-правовых норм.


Практические задания
1. Приведите примеры норм федеральных законов, в отношении которых правило об их обязательном соответствии нормам Гражданского Кодекса РФ не применяется.

2. Как соотносятся понятия "источники гражданского права" и источники "гражданских прав".

3. Приведите примеры действия гражданско-правовой нормы с обратной силой.

4. Определите, какие из приведённых статей Гражданского Кодекса РФ содержат императивные, а какие диспозитивные нормы: ст.17, ст.87, 169, 196, 211, 434, 311, 315
Тема 3. Понятие, содержание и виды гражданских правоотношений.

Вопросы:

  1. Понятие гражданского правоотношения. Элементы и структурные особенности гражданского правоотношения.

  2. Субъективное гражданское право и обязанность. Понятие и виды.

  3. Гражданская правосубъектность. Состав участников гражданских правоотношений. Объекты гражданских правоотношений.

  4. Виды гражданских правоотношений. Вещные, обязательственные, корпоративные и исключительные правоотношения. Неимущественные гражданские правоотношения.


Практические задания
1. Ответьте на следующие вопросы:

а) Сохраняется ли у гражданина субъективное право собственности на вещь (например, картину), если она у него похищена? Если да, то каково содержание этого субъективного права?

б) Кто является управомоченной стороной, а кто обязанной стороной в правоотношении собственности?
2. Задача.

Тринадцатилетний Витя Морозов послал на конкурс в журнал «Юный техник» предложение об использовании силы течения реки для развода мостов. Его предложение получило первую премию и редакция журнала предложила Вите оформить заявку на выдачу патента на изобретение. Родители Вити полагали, что автором изобретения должен быть указан кто-либо из родителей, поскольку Вите всего 13 лет и он самостоятельно не сможет осуществлять все права и обязанности, связанные с патентом на изобретение. Родители для подтверждения своей позиции обратились к знакомому изобретателю, который усомнился в правомерности признания автором родителей. Но и Витя, по его мнению, не сможет осуществлять права патентообладателя, поскольку с обладанием патентом связан целый комплекс гражданских прав и обязанностей.

Для получения квалифицированного разъяснения родители обратились к юристу.

Какой ответ им надлежит дать?
Тема 4. Граждане (физические лица) как субъекты гражданских правоотношений.

Вопросы:

  1. Признаки индивидуализации граждан (физических лиц) как субъектов гражданского права.

  2. Правоспособность и субъективные гражданские права граждан. Содержание правоспособности и её пределы.

  3. Дееспособность граждан (физических лиц). Неотчуждаемость дееспособности. Разновидности дееспособности.

  4. Основания и порядок признания гражданина ограниченно дееспособным.

  5. Признание гражданина недееспособным.

  6. Опека и попечительство. Патронаж над дееспособными гражданами.

  7. Место жительства граждан и его гражданско-правовое значение. Выбор места жительства.

  8. Порядок, условия и правовые последствия признания гражданина безвестно отсутствующим и объявления его умершим.


Практические задания
1. Составьте проект соответствующего решения по делу, где в результате несчастного случая погибли отец и мать 12-ти и 16-летних детей, близких родственников у которых нет. Со ссылкой на закон обоснуйте свой ответ на вопрос: какие действия и кем должны быть совершены в такой ситуации в целях охраны прав и интересов этих детей?
2. Задача.

16 сентября 2001 года Завадский вышел из дома вынести мусор и не вернулся. На другой день его жена Завадская обратилась в органы внутренних дел с заявлением о пропаже мужа, однако ей посоветовали подольше подождать возвращения мужа, и заявление не было принято. Завадская обзвонила знакомых и родственников мужа, навела справки в больницах и моргах, однако это не дало никаких результатов. В милицию Завадская больше не обращалась.

5 сентября 2002 года Завадская обратилась в суд с заявлением о признании Завадского безвестно отсутствующим. Дело было рассмотрено судом 7 октября 2002 года. В признании Завадского безвестно отсутствующим было отказано на основании статьи 42 ГК РФ, поскольку заявление о признании Завадского безвестно отсутствующим было подано до истечения года со дня его исчезновения.

20 октября 2006 года Завадская обратилась в суд с заявлением об объявлении Завадского умершим. 3 ноября 2006 года в удовлетворении заявления было отказано, поскольку в судебном заседании выяснилось, что в органах внутренних дел Завадский без вести пропавшим не числится, и розыск Завадского органами внутренних дел не производился. Кроме того, Завадский не был ранее признан безвестно отсутствующим.

Насколько верными и обоснованными были решения суда? Как должно быть решено дело?
3. Задача.

Охотник-промысловик Никитин ушел в тайгу проверять поставленные им ловушки на пушных зверей и не вернулся. Через 6 лет в судебном порядке он был объявлен умершим по заявлению сына. Сын, являясь единственным наследником Никитина, должен был получить принадлежавший отцу жилой дом и другое имущество. За несколько дней до вынесения судом упомянутого решения сын Никитина погиб в автомобильной катастрофе. Поскольку других наследников у Никитина не было, все его имущество перешло государству. Дом был зачислен на баланс районной администрации, которая поселила там жильцов, а остальное имущество реализовано через комиссионный магазин.

Через 7 месяцев возвратился охотник-промысловик Никитин. Оказалось, что в тайге он получил тяжелую черепно-мозговую травму от упавшего на него дерева и был в бессознательном состоянии добран лесорубами, которые доставили его в ближайший населенный пункт. Документов у Никитина не было, а вследствие травмы он потерял память и не мог назвать своего адреса.

В течение нескольких лет он лечился в различных медицинских учреждениях, а теперь поправился и возвратился домой. Узнав, что все его имущество перешло к государству, он потребовал от администрации возврата дома и других принадлежавших ему вещей. В администрации ему разъяснили, что согласно законодательству ни дом, ни другое имущество не могут быть возвращены ему в натуре и что он вправе претендовать только на денежную компенсацию.

Правильно ли такое разъяснение?

Тема 5. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений.

Вопросы:

  1. Понятие и признаки юридического лица. Правоспособность и дееспособность юридического лица.

  2. Порядок и способы создания юридических лиц в Российской Федерации.

  3. Прекращение деятельности юридического лица. Порядок ликвидации. Процедура признания юридического лица несостоятельным (банкротом).

  4. Виды юридических лиц, их классификация и её гражданско-правовое значение.


Практические задания
1. Проанализируйте приведённую выдержку из устава общества с ограниченной ответственностью. Будет ли зарегистрировано такое юридическое лицо? Какие ошибки содержатся в тексте?

«1. Общество имеет:

а) полное фирменное наименование – ООО «ОАО Group»;

б) сокращенное фирменное наименование - «Group», ООО «ОАО Группа».

2. Место нахождения Общества и почтовый адрес - 620137, г. Екатеринбург, ул. Комсомольская, 21, вход со двора.

3. Общество является юридическим лицом и имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое по отдельной смете.

4. Участниками Общества являются:

  • ООО «Студент»;

  • Правительство области;

  • Управление государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности г. Екатеринбурга;

  • ещё 55 физических лиц.

5. В связи с участием в образовании имущества Общества, участники имеют вещные права на имущество Общества.

6. Общество считается созданным с момента утверждения настоящего устава.

7. Общество создано без ограничения срока.

8. Общество вправе в установленном порядке открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами.

9. Общество имеет треугольную печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском, удмуртском и малайском языках и указание на место его нахождения.

10. Учредительные документы Общества состоят исключительно из настоящего устава.

11. Общество отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением закреплённого в пользование за сотрудниками Общества.»
2. Задача.

В регистрационную палату обратилась группа граждан, желающих создать предприятие по ловле рыбы в Неве и Ладожском озере. Изучив представленные на регистрацию документы, юрист регистрационной палаты вернул документы заявителям, указав на следующие ошибки:

1) Название предприятия - «Артель рыболовов «Гетеборг» - не соответствует законодательству, поскольку Гетеборг - это шведский, а не российский город.

2) Учредительный договор подписан председателем и секретарем учредительного собрания артельщиков, а не самими участниками.

3) В уставе не оговорены общий размер складочного капитала и количество членов артели, а указан лишь размер паевого взноса.

4) В уставе предусмотрено, что распределение прибыли между членами артели и голосование на общем собрании осуществляются пропорционально их паевым взносам, причем каждый участник может по желанию внести несколько паевых взносов. Оба эти положения противоречат законодательству.

5) Согласно уставу председатель артели одновременно является председателем ее правления, а все члены правления являются членами наблюдательного совета с правом совещательного голоса, что также не соответствует закону.

Заявители обратились с жалобой к начальнику отдела регистрационной палаты, считая замечания юриста незаконными. Разрешите жалобу, оценив вышеизложенные замечания.

3. Задача.

09.11.2006 г. Баровский обратился в арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительным протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью «Сельхозавтоматика» от 28.11.2005, согласно которому директором общества был избран Волков. В подтверждение своих требований истец ссылается на нарушение процедуры проведения собрания, поскольку извещение о его проведении было подписано не прежним директором общества Свиридовым, а одним из участников общества, Силиным.

Представитель ООО «Сельхозавтоматика» указал на незначительность доли Баровского в уставном капитале (1%). Силин, привлечённый в качестве третьего лица, сообщил, что действительно подписал извещения, поскольку ему принадлежит 51% в уставном капитале ООО, указав себя в качестве директора ошибочно.

Проанализируйте ситуацию. От каких обстоятельств зависит решение данного дела?
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...

Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию государственное образовательное...
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ставропольская государственная медицинская академия»...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное...
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
«Московский государственный институт электронной техники (технический университет)»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию российской федерации государственное...
Перечень нормативных документов, используемых при составлении рабочей программы по географии
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию российской федерации государственное...
Городская научно-практическая конференция молодых исследователей «шаг в будущее 2010»
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Методика проведения контрольных мероприятий примерные вопросы к зачету по курсу «лингвострановедение и страноведение великобритании»...
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconФедеральное агентство по образованию российской федерации государственное...
Базовый учебник: Перышкин А. В., физика 7кл.: учеб для общеобразоват учреждений. – 12-е изд.,– М.: Дрофа, 2010г
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconМетодические указания разработаны кандидатом экономических наук,...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск