Скачать 187.3 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образование ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт психологии, педагогики, социального управления Кафедра клинической и юридической психологии М.В. Плотникова Физиология цнс Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности 030301.65 «Психология» Тюменский государственный университет, 2008 Плотникова М.В. Физиология цнс: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности 030301.65 «Психология». Тюмень: 2008. 17 с. Учебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы лекций, планы семинарских занятий, вопросы для итогового контроля знаний, задания для самостоятельной работы, рекомендуемую литературу. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Физиология ЦНС [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой клинической и юридической психологии Тюменского государственного университета. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Алексеева В.И. заведующий кафедрой клинической и юридической психологии, доктор психологических наук, доцент. © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008. © Плотникова М.В., 2008. 1. Пояснительная записка Целью дисциплины является изучение студентами-психологами механизмов деятельности мозга – непременное условие понимания закономерностей функционирования всех систем организма, ибо запуск, контроль, регуляция деятельности этих систем осуществляется, прежде всего, структурами мозга. В ходе изучения дисциплины студенты ознакомятся с историей исследования мозга, основными этапами его эволюционного и онтогенетического развития; с основными методами изучения функций мозга; функциями нервной и глиальной клеток; физиологией нервного импульса и синаптической передачи; основами нейрохимии; функциями основных нервных структур. Место дисциплины в учебном процессе: «Физиология ЦНС» входит в цикл общих математических и естественнонаучных дисциплин (ЕН.Ф.). Для успешного освоения дисциплины необходимы знания по анатомии ЦНС. Требования ГОС: студент должен знать вклад нейробиологии в понимание психической деятельности; физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга; фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС; физиология и нейрохимия нейронов и глии; соматические и вегетативные нервные системы; физиологию боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов; физиологию вегетативной нервной системы; организацию бульбарного дыхательного центра; реакцию мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания; интеграцию вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, нейро-гормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения; половую дифференцировку мозга; терморегуляционные рефлексы; функции лимбической системы мозга. Количество учебных часов по дисциплине. Дисциплина читается во 2 семестре студентам заочной формы обучения, обучающимся по специальности «Психология». В соответствии с учебным планом на дисциплину отводится 120 часов, из них:
2. Тематический план изучения дисциплины
Форма контроля – экзамен. 3. Содержание тем лекционных занятий Тема 1. Введение. Физиология ЦНС как наука. Предмет, задачи, методы физиологии ЦНС. Значение метода в развитии физиологии нервной системы. История изучения мозга. Развитие физиологии нервной системы в XIX и XX веках. Общий план строения нервной системы. Основные этапы эволюционного развития мозга. Онтогенетическое развитие нервной системы, физиологические закономерности эмбрионального и постнатального развития головного мозга. Тема 2. Физиология нейрона. Структурная и функциональная классификация нейронов. Нейроглия, виды глиальных клеток, функции. Строение и классификация нервных волокон. Оболочки нервного волокна. Миелин. Нейрохимия нейронов и глии. Строение мембраны нейрона, роль белков, липидов, холестерина и др. Мембранный потенциал. Ионный состав цитоплазмы нейрона и межклеточной жидкости. Свойства мембраны нейрона. Мембранный потенциал покоя, механизм его формирования. Уравнение Нернста. Механизмы формирования потенциала действия. Роль ионных каналов в генерации потенциала действия. Свойства потенциала действия. Особенности потенциала действия в различных частях нейрона. Распространение потенциала действия. Тема 3. Физиология синапсов. Нейрохимия мозга. Работы Шеррингтона. Синаптическая передача в ЦНС. Нервно-мышечные синапсы. Синапсы с химической и электрической передачей. Возбуждающий и тормозящий постсинаптические потенциалы. Этапы синаптической передачи. Медиаторы. Типы медиаторов. Идентификация медиаторов и нейропептидов. Модуляторы синаптической передачи. Нейрохимические основы наркоманий и других химических зависимостей. Взаимосвязь индивидуальных особенностей и психопатологий с генетически-детерминированными особенностями нейрохимии мозга. Тема 4. Нервные сети и законы их функционирования. Нервные центры. Классификации нейронных сетей. Сенсорные, моторные и центральные сети. Дивергентные и конвергентные сети. Реверберирующие нервные цепочки. Рефлекторные дуги. Фундаментальные процессы – возбуждение и торможение в ЦНС. Иррадиация и концентрация возбуждения и торможения. Временная и пространственная суммация. Облегчение и окклюзия. Торможение в нервных сетях, виды торможения. Пресинаптическое и постсинаптическое торможение. Нервные центры. Свойства нервных центров. Тема 5. Физиология спинного мозга и стволовых структур. Сегментарные функции. Рефлекторные и спонтанные функции. Нейронная организация спинного мозга. Альфа- и гамма-мотонейроны двигательных ядер спинного мозга. Рефлексы спинного мозга, их классификации. Ретикулярная формация спинного мозга. Проводящая функция спинного мозга. Спинальный шок. Задний мозг, его строение. Рефлексы заднего мозга. Функции ретикулярной формации заднего мозга. Организация бульбарного дыхательного центра; реакция мозга на гипоксию и асфиксию, синдром внезапной остановки дыхания. Морфофункциональная организация среднего мозга. Функции черной субстанции и красных ядер среднего мозга. Функциональная организация четверохолмия. Значение ретикулярной формации среднего мозга. Неспецифические активирующие системы мозга. Сон и бодрствование, их соматические и электрофизиологические эквиваленты. Тема 6. Физиология мозжечка. Функциональная организация и связи мозжечка. Роль мозжечка в регуляции движений, вегетативной регуляции. Роль клинического метода в изучении функций мозжечка. Симптомы поражения мозжечка. Тема 7. Физиология промежуточного мозга. Морфофункциональная организация промежуточного мозга. Функции проекционных, ассоциативных и неспецифических ядер таламуса. Таламус как высший центр болевой чувствительности. Физиология боли, роль тахикинонов и опиатных рецепторов .Гипоталамус как высший вегетативный центр; терморегуляционные рефлексы. Участие гипоталамуса в регуляции поведенческих реакций. Интеграция вегетативных, нейроэндокринных и центральных регуляций при осуществлении поведения на базе основных биологических мотиваций; нервные структуры, нейро-гормональные механизмы в регуляции питьевого, пищевого, полового поведения. Гипоталамо-гипофизарная нейроэндокринная система. Тема 8. Физиология больших полушарий. Функциональная организация базальных ядер. Стриопаллидарная система. Различия функций неостриатума и палеостриатума. Связи базальных ядер со стволовыми структурами и мозжечком. Функции ограды. Миндалина. Физиологические особенности древней и старой коры больших полушарий. Строение лимбической системы. Работы Пейпеца и Маклина. Функции лимбической системы. Лимбическая система и поведение. Физиологические особенности новой коры больших полушарий. Принципы функциональной организации новой коры, работы Маунткасла. Модульный принцип организации, представление о микроколонках и макроколонках. Цитоархитектоника коры, организация связей. Экранный принцип организации коры больших полушарий, проекционные зоны, выделение первичных, вторичных и третичных областей. Сенсорные зоны. Моторные зоны. Ассоциативные зоны, их роль в обеспечении высших психических функций. Зависимость работы коры больших полушарий от активности неспецифических активирующих систем, в том числе ретикулярной формации. Электрическая активность коры, ее виды. Тема 9. Вегетативная нервная система. Морфофункциональная организация вегетативной нервной системы. Регуляция вегетативных функций, уровни, свойства. Симпатическая и парасимпатическая системы, их влияние на организм. Симпатоадреналовая стрессовая система, ее значение для организма человека. 4. Планы семинарских занятий Тема 1. Введение. Физиология ЦНС как наука. Вопросы для подготовки:
Тема 2. Физиология нейрона. Вопросы для подготовки:
Тема 3. Физиология синапсов. Нейрохимия мозга Вопросы для подготовки:
Тема 4. Нервные сети и законы их функционирования. Нервные центры Вопросы для подготовки:
Тема 5. Физиология спинного мозга и стволовых структур Вопросы для подготовки:
В теме предусмотрены следующие практические задания:
Тема 6. Физиология мозжечка Вопросы для подготовки:
В теме предусмотрены следующие практические задания:
Тема 7. Физиология промежуточного мозга Вопросы для подготовки:
Тема 8. Физиология больших полушарий Вопросы для подготовки:
Тема 9. Вегетативная нервная система Вопросы для подготовки
5. Самостоятельная работа студентов Темы рефератов Студент выбирает вариант реферата по номеру зачетной книжки – последняя цифра номера соответствует номеру варианта (например, если последняя цифра в номере зачетной книжки 1, то выбирает вариант 1, если последняя цифра в номере зачетной книжки 0, то выбирает вариант 10). Реферат объемом не менее 15 страниц печатного текста, для его подготовки необходимо использовать не менее 10 источников, в том числе – журнальные статьи, опубликованные в последние 5 лет. Темы рефератов к теме Методы исследования
Темы рефератов к теме Нейрохимия мозга
6. Контрольные вопросы к экзамену
7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 8. Рекомендуемая литература А) основная литература
Б) дополнительная литература
|
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Основы нейропсихологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов для студентов заочной... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Физиология внд и сенсорных систем: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов озо специальности... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65... | ||
Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология» В. В. Яковлев. Антропология: учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65 «Психология»... | М. В. Плотникова Психофизиология Плотникова М. В. Психофизиология: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов заочной формы обучения специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология» Т. С. Шевцова. Тренинг общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65«Психология»,... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Организационно-психологическая диагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности... | ||
Т. С. Шевцова основы профессионального общения Шевцова Т. С. Основы профессионального общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301.... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Васильева И. В. Психодиагностика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности030301. 65 «Психология»,... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология» Дубровина О. И. Психология труда. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 030301. 65 «Психология»,... | Т. С. Шевцова Основы психологического консультирования Шевцова Т. С. Основы психологического консультирования, психокоррекция и психотерапия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Петрова И. А. Обеспечение жизнедеятельности и экологии Тюменского региона. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов очной и заочной... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Плотникова М. В. Психогенетика: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной формы обучения направления... | Рабочая учебная программа составлена в соответствии с требованиями... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов очной и заочной формы обучения по специальности 050104. 65 «Безопасность... |