Скачать 195.4 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии отделение востоковедения Программа дисциплины «Глобализация на Востоке и многополярный мир» в секции межгосударственные отношения для направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра Авторы программы: А.В. Чупрыгин, Д.А. Щербаков Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___» сентября 2012 г. Зав. кафедрой Маслов А.А. Рекомендована секцией УМС «___»сентября 2012 г. Председатель Утверждена УС факультета философии «___»_____________20 г. Ученый секретарь ________________________ [подпись] Раздел 1. 1.1. Область применения и нормативные ссылки.Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра. Программа разработана в соответствии с:
1.2. Место дисциплины в структуре образовательной программы. Дисциплина «Глобализация на Востоке и многополярный мир» предназначен для студентов 3 курса Отделения востоковедения НИУ ВШЭ. 1.3. Цели и задачи дисциплины. Основная цель дисциплины состоит в том, чтобы ознакомить студентов с двумя ведущими тенденциями развития современных международных отношений (МО): глобализации и регионализма. Указанные тенденции определяют развитие мировой политики и экономики, вносят принципиальные изменения во многие устоявшиеся представления в сфере изучения межгосударственных отношений, поведения международных акторов (ТНК, наднациональные образования и др.), роли государств в мирохозяйственных связях и т.д. Задачи дисциплины состоят в:
1.4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины Дисциплина призвана дать студентам систему знаний в сфере основных тенденций развития межгосударственных отношений на современном этапе: глобализации и регионализма. Данные тенденции определяют основные перспективы развития мировой политики, поведение международных акторов; изменяют функции и роль государств в международных связях. Студенты, изучившие данную дисциплину, приобретают следующие основные компетенции:
1.5. Требования к уровню освоения дисциплины. По окончанию изучения дисциплины «Глобализация на Востоке и многополярный мир» слушатель должен:
1.6. Формы контроля по дисциплины. Критерии оценки знаний, умений, навыков. Итоговый контроль. Для контроля усвоения данного дисциплины учебным планом предусмотрен зачет. Текущий контроль. В процессе изучения дисциплины могут выполняться 2 промежуточных контрольных задания и 2 домашних задания в виде написания инормационно-аналитических материалов (реферат, справка, эссе) по выбранной теме. Совокупный результат выполнения этих заданий являются основанием для выставления оценок текущего контроля. Выполнение всех заданий является обязательным для всех слушателей. Слушатели, не выполнившие в полном объеме все эти задания, не допускаются к сдаче зачета. Раздел 2. 2.1. Организационно-методические данные дисциплины
2. 2. Тематический план учебной дисциплины
2.3. Содержание дисциплины Тема 1. Феномен «глобализации» в современной политике и экономике. Понятие «глобализации», существующие в науке концепции. Глобализация как явление экономическое, ретроспективный взгляд на экономический рост на Западе и Востоке. Новая волна глобализации во второй половине XX в. Глобализация как новое качество интернационализации. Предпосылки и факторы, определяющие процессы глобализации. Роль информационно-технологической революции, внешнеэкономической либерализации и открытости национальных хозяйств, деятельности международных акторов (ТНК, ВТО, МВФ, Всемирного банка и др.), региональных соглашений в развитии глобализации в современной экономике и политике. Преимущества глобализации, развитие международного неотехнологического разделения труда в условиях современной информационно-коммуникационной революции. Сочетание взаимосвязанности и взаимоуязвимости национальных экономик. Последствия процессов глобализации для отдельных стран и групп стран мирового сообществ: внутренние и внешние риски, с которыми сталкиваются государства и бизнес-структуры в условиях глобализации. Тема 2. «Вызовы» глобализации и национальные интересы государств (на примере Японии). Внешнеэкономическая стратегия государства в условиях «новых вызовов» глобализации мировой экономики на примере Японии. «Глобальная экономическая стратегия» и «Стратегия нового экономического роста» Японии, принятые в 2006 г. и определяющие стратегию развития страны на ближайшие десятилетия. Основные аспекты внешнеэкономической политики Японии в условиях глобализации: поддержка экспорта и инвестиций зарубеж; привлечение ПИИ в Японию; обеспечение стабильных поставок ресурсов и сырья; улучшение имиджа Японии и бренда Японии в мире. Тема 3. Региональные особенности глобализации. Регионализм как следствие региональной экономической интеграции и как особый этап глобализации. Понятие «региональная экономическая интеграция». Место и роль процессов региональной интеграции в МЭО. Формы и этапы интеграционных процессов. Специфика зоны свободной торговли, таможенного союза, общего рынка, экономического и валютного союза как проявлений региональной интеграции. Основные последствия таможенных союзов для экономик стран-участниц: “создание торговых потоков” (trade creation) и “отклонение торговых потоков” (trade deviation), их статический и динамический эффекты. Преимущества от присоединения к интеграционным союзам. Множительное (“мультипликативное”) воздействие интеграции на макроэкономические показатели (доход, совокупное потребление, занятость). Эффект обширного экономического пространства (масштаба производства, возросшей конкуренции, структурных изменений в экономике, создания предприятий оптимальной мощности и др.). Возможные негативные эффекты региональных торгово-экономических соглашений: для стран-участниц, третьих стран, опасность межрегиональных торговых войн и т.д. Тема 4. Интеграционные процессы в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Происхождение термина «Азиатско-Тихоокеанский регион», «великая восточноазиатская сфера сопроцветания», идеи об экономическом объединении стран по обе стороны Тихого океана в 1960-е-1970-е гг. Усиление экономической взаимозависимости стран АТР в 80-2000-е годы (интенсификация внутрирегиональной торговли, внутрирегионального движения капиталов, других форм взаимных хозяйственных связей). Понятие АТР в настоящее время. Регионализм и субрегионализм в АТР: их сочетание и противоречивое взаимодействие. Различие интересов и подходов к направлениям регионального экономического сотрудничества. Центробежные и центростремительные процессы в АТР. Новая «мягкая» модель регионализации в АТР. Основные интеграционные объединения в АТР: АСЕАН: основные результаты интеграционных инициатив (создание Зоны свободной торговли и Инвестиционной зоны); АТЭС и его роль в формировании интеграционной зоны в АТР. Соотношение сил и противостояние США и Японии за лидерство в интеграции; Сотрудничество в рамках ШОС: основные направления и перспективы развития; Востосточноазиатский саммит (ВАС); Проекты объединений: ВАЭС (Восточноазиатская экономическая группировка), ТТП (Транстихоокеанское партнерство), Азиатско-тихоокеанское сообщество. Предпосылки и ход реализации проектов; ССТ и СЭП с участием Японии, КНР, Респ. Корея, государств-членов АСЕАН. Тема 5. Региональное сотрудничество и интеграция на Ближнем Востоке. Высокая степень количественного роста региональных группировок в развивающихся странах. Отличие целей объединения национальных потенциалов государств “третьего мира” от индустриально развитых стран. Сдерживающие факторы интеграционного сотрудничества: факторы внутреннего состояния экономики, факторы взаимных отношений, факторы внешнего порядка. Специфика взаимного регионального сотрудничества вследствие низкого уровня развития экономики, монокультурности, слабой материальной базы интеграции, разобщенности транспортных систем и пр. Основные интеграционные объединения на Ближнем Востоке: Основные интеграционные объединения на Ближнем Востоке: Лига арабских государств (ЛАГ), Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ), Организация экономического сотрудничества (ОЭС): основные предпосылки создания; структура организаций; направления сотрудничества; современное состояние и перспективы развития организаций. Деятельность Совета Арабского сотрудничества и Союза Арабского Магриба. ССТ и СЭП интеграционных объединений стран Ближнего Востока. Тема 6. Место России в глобализирующемся Востоке. Россия в контексте мировых интеграционных процессов. Основные проблемы и препятствия на пути превращения экономики России в интегральную часть мирового хозяйства. Задача роста национальной конкурентоспособности и обеспечения внешнеэкономической безопасности. Россия в АТР. Вступление России в АТЭС, учреждение ШОС, диалоговое партнерство Россия-АСЕАН и присоединение к системе Восточноазиатских саммитов: новые задачи внешнеэкономической политики. Потенциал, потребности и возможности Дальнего Востока и Сибири как российских регионов, особо заинтересованных во взаимодействии со странами АТЭС. 2.4. Самостоятельная работа слушателей Виды самостоятельной внеаудиторной работы:
2.5. Примерные темы для подготовки информационно-аналитических материалов (рефератов, докладов, эссе, проектов и т.д.)
2.6. Литература Список базовых учебников:
Список обязательной литературы:
Список дополнительной литературы
|
Программа дисциплины «Глобализация на востоке и многополярный мир» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/ специальности... | ||
Программа дисциплины «Научно-исследовательский семинар» для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины Всемирная история для направления 032100.... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины «Экономика изучаемого региона» для направления/специальности... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины-семинары Религиозно-философские традиции Востока... Программа предназначена для преподавателей, ведущих семинары, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины История международных отношений: Арабский Восток... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины Продвинутый курс японского языка (в разработке)... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100.... | ||
Программа дисциплины «Международные экономические отношения на Востоке» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления/ специальности... | Программа дисциплины Базовый курс восточного (китайского) языка для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62, обучающихся... | ||
Программа дисциплины Базовый курс восточного (китайского) языка для... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62, обучающихся... | Программа дисциплины Этнология и этнопсихология стран Востока ... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины «История западной философии (от Возрождения... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины Второй восточный язык (японский язык) (версия... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100.... | ||
Программа дисциплины «Практикум устного общения на японском языке»... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 032100.... | Программа дисциплины «Источниковедение и историография изучаемого... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение»... |