Скачать 125.97 Kb.
|
Открытый аукцион в электронной форме. Добрый день уважаемые Коллеги! 8 мая 2009 года Федеральным законом № 93-ФЗ в Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 94-ФЗ) введена глава 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме» Данной главой законодатель, по предложению Минэкономразвития России, установил, несколько необычных нововведений, главная часть которых заключается в том, что абсолютно весь документооборот при проведении закупки путем проведения аукциона в электронной форме, в том числе заключение государственного контракта и предоставление обеспечения по контракту, осуществляется в электронной форме. И так по порядку. С 1 июля 2009 года Государственные (и муниципальные) заказчики имею право на проведение размещения заказа путем проведения аукциона в электронной форме. Статья 41.1 говорит, что под Открытым аукционом в электронной форме на право заключения государственного контракта понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет в порядке, установленном главой 3.1 Закона. То есть, в принципе это обычный аукцион, только проводит его не Государственный заказчик, а некая третья сторона - оператор электронной площадки, на чьем сайте в сети Интернет и должен проводиться аукцион. Подоплека такого решения Законодателя довольно проста – по максимуму сократить возможность общения по предмету закупки между Заказчиком и Исполнителем по Государственному контракту во время процедуры размещения заказа. И, как следствие, снизить коррупционные риски. Дело в том, что при проведении электронного аукциона до определенного момента Заказчик даже не знает какая именно компания подала ту или иную заявку. В целом намерения хорошие, но давайте посмотрим, что требуется от Заказчика для проведения такого аукциона. Действующее законодательство об электронном документообороте на сегодняшний день не очень конкретно и, в основном, заключается в наличии Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», а также в нескольких упоминаниях об электронном документообороте в других нормативных правовых актах. Сам по себе Закон 1-ФЗ на сегодняшний день не может в полной мере обеспечить правовое регулирование электронного документооборота при размещении заказа путем проведения аукциона в электронной форме, в связи, с чем законодателем в Главу 3.1 Закона 94-ФЗ включена статья 41.2, положения которой призваны урегулировать вопросы электронного документооборота при проведении аукциона в электронной форме. Одним из положений данной статьи устанавливается, что направление и размещение абсолютно всех документов и сведений при проведении аукциона в электронной форме осуществляется в форме электронных документов. В том числе в форме электронного документа подписывается государственный контракт и предоставляется обеспечение исполнения государственного контракта. Из положений статьи 3 Федерального закона 1-ФЗ следует, что электронный документ это документ, в котором информация представлена в электронно-цифровой форме, а электронная цифровая подпись это реквизит электронного документа, призванный подтвердить отсутствие искажения содержания, относительно изначально подписанного документа. В соответствии с частью 2 статьи 41.2 Закона 94-ФЗ и частью 1 статьи 16 Закона 1-ФЗ установлено, что подписание электронных документов должно осуществляться только лицами, уполномоченными на подписание таких документов и сведений. Таким образом, для проведения работ по размещению заказа путем проведения аукциона в электронной форме Заказчик должен иметь как минимум два сертификата электронной цифровой подписи для работы с электронной торговой площадкой. Одна – для должностного лица, уполномоченного для размещения информации на площадке, подписания и удостоверения электронных документов при размещении заказа. Второе – для лица, уполномоченного на подписание Государственного контракта. Как правило, это разные должностные лица. В зависимости от порядка организации у Заказчика работ по размещению заказа может потребоваться и большее количество сертификатов электронной цифровой подписи для работы на электронной площадке. Необходимо обратить внимание на еще один вопрос. Частью 6 статьи 41.9 и частью 8 статьи 41.11 Закона 94-ФЗ установлено, что протоколы рассмотрения заявок и подведения итогов аукциона в электронной форме должны подписываться всеми присутствующими на заседании членами аукционной комиссии и заказчиком. Таким образом получается, что еще необходимы сертификаты электронной цифровой подписи и всем членам аукционной комиссии? Вместе с тем, в Законе 94-ФЗ не сказано, что протоколы должны быть подписаны именно в форме электронного документа, но оператору электронной площадки протокол должен быть направлен именно в форме электронного документа. В данной ситуации, как мне кажется, можно действовать в следующем порядке: протоколы подписываются членами комиссии на бумаге, а лицо, имеющее сертификат электронной цифровой подписи и уполномоченное на заверение копий документов в электронном виде, своей подписью заверяет верность электронной копии протокола и направляет его оператору электронной площадки. С чем связан вопрос о количестве необходимых при размещении заказов сертификатов электронной цифровой подписи. Связан он с тем, что хотя и операторам электронной площадки плата с Заказчика за проведение аукциона в соответствии с частью 3 статьи 41.1 не взимается, сертификаты электронной цифровой подписи, на сегодняшний день, выдаются удостоверяющими центрами за плату. Таким образом, для проведения аукциона в электронной форме в настоящее время необходимо запланировать расходование средств на получение сертификатов электронной цифровой подписи. С полномочиями должностных лиц Заказчика вроде как все более или менее разобрались, однако еще существует вопрос о проверке полномочий участников размещения заказа, подавших заявки и победителя аукциона, с которым будет заключаться контракт. Статьей 41.3 Закона 94-ФЗ предусмотрено проведение аккредитации участников размещения заказа, для проведения которой участники обязаны предоставить оператору электронной площадки определенный Законом перечень документов, в том числе копии учредительных документов и документов, подтверждающих полномочия лиц на совершение действий от имени участников размещения заказа. И здесь мы, к сожалению, сталкиваемся с довольно парадоксальной ситуацией, которая ранее в нашей практике не встречалось. С учетом положений статьи 41.2 Закона 94-ФЗ все документы, в том числе документы для аккредитации участника размещения заказа направляются оператору электронной площадки в форме электронных документов, которые подписываются электронной цифровой подписью уполномоченного лица участника размещения заказа. И среди этих документов также направляется документ, подтверждающий полномочия лица на получение аккредитации и выполнение иных действия от имени участника размещения заказа. То есть, мы с вами должны удостоверится в наличии у лица полномочий, на основании документов, подписанных электронной цифровой подписью тем самым лицом, чьи полномочия мы проверяем. Но тем не менее, в соответствии с частью 5 статьи 41.2 Закона 94-ФЗ наличие электронной цифровой подписи означает подлинность и достоверность подписанных ею документов и сведений. И мы с вами обязаны руководствоваться такими документами и сведениями, не смотря на курьезность отдельных ситуаций. Кроме того существует еще и техническая сложность проверки полномочий лица, подписавшего документы, это каким именно образом установить личность лица, чья электронная цифровая подпись стоит под документом, а также как проверить действие сертификата электронной цифровой подписи на момент подписания документа. Но такие сложности, как правило, с практикой находят свои решения. Учредительные документы участника, с которым заключается контракт, размещаются оператором электронной площадки на электронной площадке в реестре участников размещения заказа и, при необходимости, мы можем обратиться к ним по средством сети Интернет. Однако, оператор электронной площадки, это обычное юридическое лицо, которое может в любой момент в установленном порядке прекратить свою деятельность. Кроме того, после истечения срока действия аккредитации участника размещения заказа информация о нем исключается из реестра участников размещения заказа. В результате этого мы можем потерять доступ к необходимым нам документам. Для того чтобы что бы предотвратить потерю необходимой информации нам с вами необходимо осуществлять своевременное копирование документов, необходимых нам для дальнейшей работы или для представления контролирующим органам. При подготовке и утверждении документации об открытом аукционе в электронной форме необходимо обратить внимание на следующие моменты. При проведении обычного аукциона или конкурса, Заказчик имеет право устанавливать требования к оформлению и форме заявки. При проведении аукциона в электронной форме частью 2 статьи 41.6 введен запрет на установление Заказчиком требований к оформлению и форме заявки на участие в аукционе в электронной форме. Но при этом не забываем об установлении требований к составу и содержанию такой заявки. При заключении контракта по результатам проведения аукциона в электронной форме Заказчик вправе, по своему усмотрению, требовать предоставления обеспечения исполнения государственного контракта. Однако в случае, если цена контракта составляет более 50 миллионов рублей, Заказчик обязан установить требование по обеспечению исполнения контракта в порядке и размерах, определенных пунктом 11 части 3 статьи 41.6 Закона 94-ФЗ. Также при проведении аукциона в электронной форме Заказчик в праве предусмотреть возможность увеличения количества поставляемого по контракту товара в соответствии с частью 6.5 статьи 9 Закона 94-ФЗ, где говориться о возможности увеличения количества поставляемых товаров на сумму разницы между начальной максимальной ценой и ценой поступившего предложения от участника, с которым заключается контракт. Также еще раз хочется обратить внимание, на то, что все требования к товарам, работам, услугам, установленные в документации в дальнейшем должны быть ретранслированы в государственный контракт. Еще один момент, на который следует обратить внимание это положение части 3 статьи 41.7, в которой говориться о том, что любой участник размещения заказа, независимо от наличия у него аккредитации на электронной площадке вправе направить на адрес электронной площадки запрос на получение разъяснения положений документации об аукционе в электронной форме. Проблему в данной ситуации, на мой взгляд, вызывает то, что из положений Закона 94-ФЗ не вытекает, что такой запрос должен быть направлен в форме электронного документа. То есть фактически, запросом на разъяснение может быть признано любое сообщение, пришедшее на адрес электронной площадки, в том числе без реквизитов участника размещения заказа, направившего данный запрос, и ни кем не подписанное, так как требований к оформлению запросов на разъяснение положений документации Закон 94-ФЗ не содержит. Также, прежде чем мы перейдем к заключению контракта в форме электронного документа, необходимо обратить внимание на положение части 23 статьи 41.10 Закона, в которой говорится, что оператор электронной площадки обязан обеспечить непрерывность проведения открытого аукциона в электронной форме. Однако, на сегодняшний день ни один из трех операторов электронных площадок, определенных распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2009 года № 755-р, не обеспечивает круглосуточную работу электронной площадки. Данный факт может существенно осложнить работу Государственных заказчиков, располагающихся в других часовых поясах, относительно Московского региона. Теперь давайте перейдем к вопросу заключения Государственного контракта в форме электронного документа. В первую очередь хотелось бы отметить, что все сроки, указанные в главе 3.1 Закона 94-ФЗ исчисляются не в рабочих, а в календарных днях. По этому прошу обратить внимание на те сроки, которые устанавливаются в главе 3.1 Закона. При исполнении установленных сроков необходимо руководствоваться положениями Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что если последний день истечения срока приходится на нерабочий день, то истечение срока переносится на следующий за ним первый рабочий день. И так, в соответствии с положениями Закона 94-ФЗ Заказчик должен в течение четырех дней со дня определения участника размещения заказа, с которым будет заключаться контракт, направить (через оператора электронной площадки) этому участнику проект контракта, составленный путем включения цены контракта в проект контракта, приложенный к документации. Также, хотя в Законе об этом ни чего не говориться, в контракт необходимо вставить название участника и его реквизиты. Участник размещения заказа, с которым заключается контракт (будем называть его Победителем) в течение 6 дней со дня получения проекта контракта, также через оператора электронной площадки, возвращает проект контракта в форме электронного документа Заказчику, подписанный электронной цифровой подписью лица, имеющего право от имени Победителя на подписание контракта. К сожалению, Законодателем не определен порядок общения в столь сжатые сроки Заказчика с Исполнителем в случаях, предусмотренных пунктом 12 части 3 статьи 41.6 Закона 94-ФЗ, когда можно увеличить при заключении контракта количество поставляемого товара, и частью 11 статьи 41.9 когда необходимо согласовать снижение начальной максимальной цены контракта с единственным участником. Вести в указанных случаях переписку с участником через оператора электронной площадки может отнять слишком много времени, в результате чего существует риск не уложиться в отведенные Заказчику четыре календарных дня для составления проекта контракта. Сам же Заказчик со своей стороны должен подписать контракт в течение трех календарных дней, со дня получения подписанного Победителем контракта. Ну что тут можно сказать, на пример если контракт от Победителя поступит к Заказчику в пятницу вечером, то в понедельник до конца дня контракт уже должен быть подписан Заказчиком и направлен оператору электронной площадки. Данное положение Закона задает нам довольно высокий темп работы, и для того чтобы уложиться в отведенные сроки необходимо заранее определить порядок согласования и подписания Государственного контракта. Единственное что можно посоветовать в данной ситуации это проведение не последовательного согласования, а параллельного, когда документ направляется на рассмотрение и согласование всем одновременно, а не по очереди. Подводя некий итог необходимо отметить, что при размещении заказа путем проведения аукциона в электронной форме, Заказчику необходимо заранее издать некий регламент, который предусматривал бы четкий порядок проведения процедур размещения заказа и определял бы полномочия лиц на выполнение тех или иных действий при размещение заказа, в том числе по подписанию документов электронной цифровой подписью, и заверение копий электронных документов, а также устанавливал бы жесткие сроки на выполнение тех или иных действий при размещении заказа. А также в регламенте необходимо предусмотреть порядок перевода и легализации, в случае необходимости, электронных документов на бумажный носитель. Такие регламенты территориальным управлениям Казначейства должны разрабатывать и выпускать самостоятельно с учетом сложившейся в управлениях практики размещения заказа. При исполнении государственного контракта, заключенного в электронной форме, весь дальнейший документооборот после заключения государственного контракта осуществляется в обычной бумажной форме. В том числе заключение дополнительных соглашений к контракту осуществляется также в бумажной форме. Теперь несколько слов о проблеме, которая стоит несколько в стороне от вопросов, которые мной уже были сегодня озвучены. Частью 4 статьи 41.12 Закона 94-ФЗ установлено, что вместе с подписанным со своей стороны контрактом Победитель должен представить Заказчику подписанный электронной цифровой подписью документ об обеспечении исполнения контракта, если требование об обеспечении контракта устанавливалось Заказчиком. То есть, получается, что Заказчик в качестве обеспечения исполнения контракта может получить электронную копию банковской гарантии или договора поручительства, удостоверенную электронной цифровой подписью Победителя аукциона! Как уже отмечалось ранее, частью 5 статьи 41.2 Закона установлено, что наличие электронной цифровой подписи под электронными документами означает подлинность и достоверность таких документов. Однако, боюсь, что нам с вам придется очень долго объяснять банку, выдавшему гарантию, и поручителю, что те электронные копии банковской гарантии и договора поручительства являются легитимными, и на их основании им предстоит выплатить обеспечение контракта. Мы с вами понимаем, что на сегодняшний день процедура размещения заказов путем проведения аукциона в электронной форме отработана очень слабо. По ходу ее проведения приходится сталкиваться с вопросами, решение которых удается найти далеко не сразу. Но чем больше мы с Вами будем проводить аукционы в электронной форме, тем больше будет нарабатываться практика и больше будет найдено ответов на возникающие вопросы, и больше будет предложений по совершенствованию законодательства. На сегодняшний день мы с вами имеем право, а не обязанность на проведение аукциона в электронной форме, но в дальнейшем, думаю, Министерством экономического развития Российской Федерации будут предприняты шаги, для того чтобы обязать Заказчика проводить закупки именно путем проведения аукционов в электронной форме. К моему глубокому сожалению, на сегодняшний день создается впечатление, что закупки должны нами проводится ради самого процесса размещения заказа. Но мы с вами понимаем, что заключить контракт это, как правило, очень незначительная часть всех работ, связанных с обеспечением нашей деятельности. Ведь наша с вами работа не заканчивается на заключении контракта, и после его заключения мы должны продолжать действовать в рамках правового поля. И естественно, что при заключении контракта мы должны заранее продумать все последствия, которые могут возникнуть при заключении и исполнении государственных контрактов. Ведь именно мы с вами несем дисциплинарную, административную и уголовную ответственность за принимаемые решения. К глубокому сожалению, на сегодняшний день, я не могу с уверенностью сказать, что по результатам заключения контракта в электронной форме не наступят негативные последствия, о причинах наступления которых вопросы будут задавать нам с вами, и именно нам придется доказывать, что мы лишь пытались выполнить положения закона. На мой взгляд, именно потому, что глава 3.1 Закона 94-ФЗ принималась в большой спешке нам с вами необходимо осознано подходить к ее исполнению. В дополнение к сказанному несколько слов хочу сказать о том, что постановлением Правительства Российской Федерации от 10 сентября 2009 года № 722 утверждены Правила оценки заявок на участие в конкурсе. Данные Правила вступают в действе с 1 ноября 2009 года и все конкурсные документации, утверждаемые после 1 ноября должны содержать порядок оценки заявок, соответствующий указанным правилам. На этом все, Спасибо за внимание. 30 сентября 2009 года. |
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме Открытый аукцион в электронной форме будет проводиться на электронной площадке в сети Интернет по следующему адресу | Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме Открытый аукцион в электронной форме будет проводиться на электронной площадке в сети Интернет по следующему адресу | ||
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме Открытый аукцион в электронной форме будет проводиться на электронной площадке в сети Интернет по следующему адресу | Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме Открытый аукцион в электронной форме на право заключения гражданско правового договора на поставку учебников для нужд мбоу сош №28... | ||
Документация об аукционе предоставляется по адресу: 101000, г. Москва,... Форма торгов: открытый аукцион в электронной форме (далее – открытый аукцион, аукцион) | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Форма торгов: открытый аукцион в электронной форме (далее – открытый аукцион, аукцион) | ||
Документация о закупке путем проведения открытого аукциона в электронной форме Открытый аукцион в электронной форме проводится заказчиком в соответствии с требованиями раздела 5 Положения о закупке миэт | О проведении открытого аукциона в электронной форме Заказчик, указанный в настоящей документации о проведении открытого аукциона в электронной форме (далее также Документация), проводит... | ||
Мультимедийный интерактивный комплекс Открытый аукцион на право заключения муниципального контракта на поставку мультимедийного интерактивного комплекса и мультимедийных... | Федеральное государственное унитарное Открытый запрос предложений в электронной форме (№ ца 47-13) по выбору организаций на право заключения договоров на поставку и внедрение... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Заказчик: джкиск администрации города Югорска Способ размещения заказа: открытый аукцион в электронной форме | Обоснование формирования начальной (максимальной) цены контракта... Способ размещения заказа: открытого аукциона в электронной форме на поставку товара | ||
Документация о проведении открытого конкурса в электронной форме Право заключения гражданско-правового договора на выполнение работ по разработке проектной документации по объекту «Реконструкция... | Аукционы в электронной форме по продаже высвобождаемого движимого... | ||
Предмет аукциона в электронной форме. Начальная (максимальная) цена контракта Единая мультисервисная телекоммуникационная сеть исполнительных органов государственной власти | «Интернет и этикет» Основные правила сетевого этикета Цель урока: познакомить ребят с основными нормами поведения в сети Интернет, особенностями общения в чатах, по электронной почте |