Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности»





Скачать 279.33 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности»
страница1/3
Дата публикации11.11.2014
Размер279.33 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ ПСИХОЛОГИИ, ПЕДАГОГИКИ, СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

Кафедра клинической и юридической психологии

В.И. Гренц

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа

для студентов направления 030200.62 «Политология»

Тюменский государственный университет

2008

В.И. Гренц. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 030200.62 «Политология». Тюмень, 2008. 19 стр.

Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу.

Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности». Режим доступа: http:www,umk.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к электронному изданию кафедрой клинической и юридической психологии ТюмГУ.

Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.

ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2008
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Цели и задачи дисциплины: Преподавание специальной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в высших учебных заведениях России с 1 сентября 1991 г. Введено Постановлением Совета Министров РСФСР от 14 мая 1991 г. № 253. Это обусловлено тем, что жизнедеятельность человека, направленная на преобразование природы и создание комфортной искусственной среды обитания, зачастую вызывает непредвиденные последствия. Побочные результаты научно-технического прогресса и социального развития создают серьезные угрозы жизни и здоровью, состоянию генетического фонда людей. Неумение человека обеспечить свою безопасность в изменившихся природных, техногенных и социальных условиях стало недопустимым.

Поэтому задачами дисциплины являются:

Вооружить обучаемых теоретическими знаниями и практическими навыками, необходимыми для:

  • Создания комфортного (нормативного) состояния среды обитания в зонах трудовой деятельности и отдыха человека;

  • Разработки и реализации мер защиты человека и среды обитания от негативных воздействий;

  • Идентификация негативных воздействий среды обитания естественного и антропогенного происхождения;

  • Прогнозирование развития и оценки последствий ситуаций;

  • Принятие решений по защите производственного персонала и населения от возможных воздействий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения современных средств поражения, а также принятие мер по ликвидации их последствий.

Место дисциплины в учебном процессе: В дисциплине рассматриваются:

  • Современное состояние и негативные факторы среды обитания человека;

  • Принципы обеспечения безопасности взаимодействия человека со средой обитания;

  • Основы физиологии и рациональные условия деятельности;

  • Анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов, принципы их идентификации;

  • Оказание доврачебной медицинской помощи при различных несчастных случаях, экстремальных состояниях и травмах.

В результате изучения дисциплины специалист должен знать:

  • Теоретические основы безопасности жизнедеятельности в системе «человек-среда обитания»;

  • Анатомо-физиологические последствия воздействия на человека травмирующих, вредных и поражающих факторов;

  • Идентификацию травмирующих, вредных и поражающих факторов чрезвычайных ситуаций;

  • Правила обеспечения безопасности детей в современных условиях;

  • Вопросы формирования привычек здорового образа жизни в детском возрасте;

  • Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

В результате изучения дисциплины специалист должен уметь:

  • Эффективно применять средства защиты от негативных воздействий;

  • Разрабатывать мероприятия по повышению безопасности и экологичности производственной деятельности;

  • Осуществлять безопасную и экологичную эксплуатацию систем и объектов;

  • Проводить с учащимися 1-3 классов и с детьми дошкольного возраста занятия по вопросам безопасности их поведения в повседневной жизни и в различных чрезвычайных ситуациях дома, в школе, на улице;

  • Оказывать первую медицинскую помощь при детских травмах и повреждениях.

Для проверки знаний студентов по окончании отдельных разделов рекомендуется рубежный контроль, в том числе в форме рейтинга. В качестве контроля по дисциплине рекомендуется зачет.

Количество учебных часов по дисциплине:



Виды учебных работ

Количество часов







Модуль 1

Модуль 2

Модуль 3

1

Лекции

6

6

6

2

Семинарские занятия

-

-

-

3

Самостоятельная работа

5

16

11

Всего

11

22

17


Количество кредитов: 1.0.
Распределение тем по модулям:




Наименование темы

Лекционные занятия

Индивидуальная и самостоятельная работа студента (кол-во часов)

Итого часов по теме

Итого количество баллов

1

2

3

4

5

6

Модуль 1

1

Предмет, цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

2

2

4

8

2

Естественные системы защиты организма человека от негативных внешних воздействий.

4

3

7

8




Всего

6

5

11

16

Модуль 2

3

Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС мирного и военного времени.

1

2

3

8

4

Стихийные бедствия, виды и характеристика.

1

3

4

8

5

Эпидемиологическая безопасность.

1

3

4

7

6

Токсикологическая безопасность

Влияние на организм человека АХОВ.

1

3

4

7

7

Радиационная безопасность. Аварии на радиационно-опасных объектах.

1

3

4

7

8

Электробезопасность, действие электрического тока на организм человека.

1

2

4

7




Всего

6

16

22

44

Модуль 3

9

Электромагнитные излучения, влияние на организм человека, меры защиты

1

2

3

8

10

Пожарная и взрывная безопасность

2

3

5

8

11

Чрезвычайные ситуации социального характера, терроризм

1

2

3

8

12

Транспортные аварии и катастрофы

Меры безопасности в различных видах транспорта

1

2

3

8

13

Психологические аспекты чрезвычайных ситуаций

1

2

3

8




Всего

6

11

17

40




Итого (часов, баллов)

18

32

50

100


3. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ

Тема 1. Предмет, цель и содержание дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

Основные причины роста количества катастроф в современных условиях. Наиболее тяжелые аварии, произошедшие в последнее время в мире. Основополагающая формула безопасности жизнедеятельности. Основные положения учебной дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Цель и задачи курса. Определение опасных и вредных факторов. Опасность как явление. Современные методы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Опорные понятия темы: безопасность жизнедеятельности как учебная дисциплина, выделение опасных и вредных факторов по характеру неблагоприятного воздействия на организм человека. Понятие опасности, риска. Критерии оценки негативного воздействия.
Тема 2. Естественные системы защиты организма человека от негативных внешних воздействий.

Структура естественных систем защиты. Личностные факторы безопасности. Сенсорные системы или анализаторы, их роль в обеспечении защиты организма. Зрительный, слуховой анализатор и анализаторы кожи. Вегетативная нервная система, основные функции, значение и физиологические ритмы симпатоадреналовой системы. Иммунитет, как система защиты от биологического, химического и физического воздействия.

Опорные понятия темы: психобиологический фактор, факторы психофизиологического качества личности, социально-психологического качества личности, основные три структуры любого анализатора, определение верхнего, нижнего и дифференциального порога чувствительности. Симпатический и парасимпатический отделы ВНС. Определение иммунитета и его виды.
Тема 3. Чрезвычайные ситуации. Классификация ЧС мирного и военного времени.

Определение чрезвычайных ситуации (ЧС), критерии ЧС по Б.Н. Перфирьеву. Классификация чрезвычайных ситуаций по происхождению, по масштабам и тяжести последствий, по скорости развития. Защита населения в ЧС, основные этапы.

Опорные понятия темы: чрезвычайная ситуация, критерии и параметры ЧС, виды ЧС по происхождению: стихийные бедствия, техногенные катастрофы, Антропогенные катастрофы и социально-политические конфликты. Меры по обеспечению защиты населения при различных видах ЧС.
Тема 4. Стихийные бедствия, виды и характеристика.

Классификация чрезвычайных ситуаций природного происхождения: геофизические опасные явления (землетрясения, извержения вулканов), геологические опасные явления (оползни, лавины, сели, обвалы), метеоопасные явления (бури, ураганы, смерчи, шквалы, вихри), морские гидрологические явления (циклоны, цунами, тайфун), гидрологические явления на суше (наводнение, половодье, дождевые паводки, заторы), пожары (лесные, торфяные, степные, подземные). Действия населения при угрозе стихийных бедствий.

Основные понятия темы: определение стихийных бедствий, основные их виды, характеристика и меры защиты при землетрясениях, наводнениях, обвалах, снежных лавинах, лесных и торфяных пожаров.
Тема 5. Эпидемиологическая безопасность.

Основные виды инфекционных болезней, имеющих эпидемический характер. Три обязательных условия развития эпидемического процесса. Воздушно-капельные инфекции, профилактика гриппа. Кишечные инфекции, описторхоз как эндемичная инфекция Тюменского региона. Трансмиссивные инфекции, клещевой энцефалит, меры защиты. Туберкулез, особенности протекания в современных условиях, профилактика. Характеристика и профилактика заболеваний, передающихся половым путем.

Основные понятия темы: инфекционные заболевания, эпидемия, пандемия, виды и меры профилактики современных эпидемических болезней.

Тема 6. Токсикологическая безопасность. Влияние на организм человека химически опасных веществ (АХОВ).

Чрезвычайные ситуации, связанные с выбросом химически опасных веществ. Классификация аварийно химически опасных веществ (АХОВ). Аварии с выбросом АХОВ. Воздействие химически опасных веществ на организм человека. Краткая характеристика некоторых видов АХОВ: хлор, аммиак, фосген, угарный газ, бензол, метиловый спирт, дихлорэтан. Способы защиты от АХОВ, первая медицинская помощь.

Основные понятия темы: химические опасные вещества или сильно действующие ядовитые вещества, предельно допустимая концентрация, токсическая доза, смертельная доза. Разделение ядовитых веществ по классу опасности, виды воздействия АХОВ на организм человека.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности...
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Безопасность жизнедеятельности. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очного и заочного...
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов направления 080500. 62 «Менеджмент»....
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080105. 65...
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов специальности 080115. 65...
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы...
Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы...
В. И. Гренц. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы обучения...
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы...
Н. Н. Малярчук. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная рабочая программа для студентов направления 020500....
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы...
Г. И. Чимарова. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы...
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит учебно-тематический план, темы...
Г. И. Чимарова. Здоровый образ жизни. Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов очной и заочной формы...
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс содержит программу курса, темы семинарских...
Хажеева И. В. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности «Документоведение и документационное обеспечение...
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс для студентов специальности 080801....
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 80801. 65 «Прикладная информатика в географии»...
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «оценка имущества организаций» Ростов-на-Дону
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения, содержит учебную программу, учебно-тематический...
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 100200. 62 «Туризм»
Учебно-методический комплекс содержит учебно-методический план, темы лекций, рекомендуемую литературу рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: «Безопасность жизнедеятельности» iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления подготовки 100200. 62 «Туризм»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск