Скачать 107.27 Kb.
|
Аннотация Доклад «Использование проектного метода как педагогической технологии в духовно-нравственном воспитании учащихся» иерея Сергия Уваркина и исполнительного директора НОУ «Православная классическая гимназия имени прп. Андрея Рублева» города Электростали Московской области. Данный доклад представляет одну из попыток практически решить проблему духовно-нравственного воспитания в конфессиональной школе, используя инновационные технологии. В частности, метод проектов как педагогическую технологию. В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джоном Дьюи (1859-1952). Дж. Дьюи и его коллеги утверждали следующее: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Основной задачей обучения является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны сами спланировать, выполнить, проанализировать, оценить, и, естественно, понимать, зачем они это сделали…» В. Килпатрик, сотрудник Дж. Дьюи, в 1928 году изложил эти задачи педагогики в своей книге «Метод проектов. Применение целевой подготовки в педагогическом процессе». А в России эти педагогические идеи, связанные с именем Дж. Дьюи и его коллег, впервые реализовал на практике русский педагог С.Т. Шацкий ещё в 1905 году. Впоследствие эти идеи нашли свое применение и в советской школе (например, в бригадно-лабораторной системе обучения). В наше время идеи Дж. Дьюи и его коллег созвучны с принципами современной прогрессивной школы. Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». Использование проектного метода как педагогической технологии дает возможность по-новому взглянуть на преподавание Основ Православной культуры в общеобразовательных школах и Закона Божиего в конфессиональных школах, сделав преподавание не обучением чему-либо, а живым творческим общением. Авторская справка Иерей Сергий (в миру Сергей Викторович Уваркин) является настоятелем храма Вознесения Господня в городе Электросталь Московской области и одновременно директором и духовником православной гимназии. Ему, как никому другому, известны проблемы современного общества. В своей педагогической деятельности иерей Сергий Уваркин ищет возможности заинтересовать, вовлечь детей в прекрасный мир истории, традиций, высокой нравственности, т.е. в мир православия. Иерей Сергий Уваркин директор Православной классической гимназии имени Андрея Рублева Шевцова Надежда Яковлевна исполнительный директор Православной классической гимназии имени Андрея Рублева Московская область, город Электросталь Использование проектного метода как педагогической технологии в духовно-нравственном воспитании учащихся. Негосударственное образовательное учреждение «Православная классическая гимназия имени Андрея Рублёва» была открыта в г. Электросталь Московской области в 1997 году по благословению Митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия священником Михаилом Яловым. Учредителем гимназии является община храма Вознесения Господня Московской Епархии Русской Православной Церкви. Православная гимназия была открыта в промышленном городе, где никогда не было храма, не было и опыта работы в духовно-нравственном воспитании в конфессиональном учреждении. Впервые в истории города православная община была зарегистрирована в 1991 году. Для общины было отдано здание бывшего детского сада, а в 1997 в этом же здании была открыта православная гимназия. По сей день гимназия и храм существуют в одном здании. Учащиеся гимназии имели разный уровень духовной зрелости и воцерковленности, соответственно, степень готовности к обучению именно в православной гимназии у всех была разная. Таким образом, в сложившихся условиях перед коллективом учителей гимназии и администрацией стояли трудные стратегические задачи по выполнению требований устава. Это обучение детей на этапах начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования на высоком уровне и содействие возобновлению прерванных традиций русской православной культуры и христианского благочестия народа. Исходя из этих задач, были определены направления работы педагогического коллектива:
На педагогическом совете гимназии была принята общая методическая тема — «Введение православного компонента в процесс обучения». Но мы понимали, что учить православию на уроках так же, как умению делить и умножать, невозможно. Мы просто чувствовали, что нам не хватает духовного творческого общения, не ограниченного рамками как уроков по общеобразовательным предметам, так и уроков православного компонента (Закон Божий, литургика, история Церкви, церковнославянский язык). Проанализировав возможные формы и методы работы с учащимися в области воспитания, мы выбрали метод проектов. В методе проектов как педагогической технологии нашел свое воплощение комплекс идей, наиболее четко представленный американским педагогом и философом Джоном Дьюи (1859-1952). Дж. Дьюи и его коллеги утверждали следующее: «Детство ребенка - не период подготовки к будущей жизни, а полноценная жизнь. Следовательно, образование должно базироваться не на тех знаниях, которые когда-нибудь в будущем ему пригодятся, а на том, что остро необходимо ребенку сегодня, на проблемах его реальной жизни. Основной задачей обучения является исследование детьми вместе с учителем окружающей жизни. Все, что ребята делают, они должны сами спланировать, выполнить, проанализировать, оценить, и, естественно, понимать, зачем они это сделали…» В. Килпатрик, сотрудник Дж. Дьюи, в 1928 году изложил эти задачи педагогики в своей книге «Метод проектов. Применение целевой подготовки в педагогическом процессе». А в России эти педагогические идеи, связанные с именем Дж. Дьюи и его коллег, впервые реализовал на практике русский педагог С.Т. Шацкий ещё в 1905 году. Впоследствие эти идеи нашли свое применение и в советской школе (например, в бригадно-лабораторной системе обучения). В наше время идеи Дж. Дьюи и его коллег созвучны с принципами современной прогрессивной школы. Само слово «проект» можно перевести с латинского на русский язык как «брошенный вперед». А девизом к проектному методу вполне может служить древняя китайская поговорка: «Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я запомню, вовлеки меня - и я научусь». Первая проектная работа нашей гимназии - «Андрей Рублёв - далекий и близкий» - состоялась в 2003 году. Почему мы выбрали Андрея Рублёва, потому что гимназия носит его имя и мы полагаем, что должны знать максимально много о нем. На линейке в начале учебного года торжественно объявили тему проекта. Решено было, что каждый класс со своим руководителем начинает свое путешествие по “стране” преподобного Андрея Рублёва: ведёт дневник, собирает и анализирует информацию, делает зарисовки, фотографии, снимает фильмы, оформляет свое сообщение, а затем готовит презентацию. Формы презентации такие, как реферат, фильм, доклад, инсценировка, слайд-фильм класс выбирал самостоятельно. С этого момента началось «чудо». Наша гимназия ожила, мы все что-то искали, обсуждали, спорили, просматривали, делились опытом, вырезали из старых журналов, а совместные поездки, связанные с жизнью и творчеством А.Рублёва сразу стали необыкновенно интересными и целенаправленными. Преподобный А. Рублев (иконописец 15 века, канонизированный 17 июля 1988г.) занимает особое место среди святых Земли Русской. Мало что известно о его жизни, в основном, он известен как автор иконы «Троица», хотя сам А. Рублёв назвал ее «Предвечный Совет». Множество загадок, неясностей, связанных с его жизнью и творчеством, явилось и сейчас является поводом для исследовательской деятельности учащихся и учителей. Презентация проектов проходила в форме «круглого стола», в неформальной обстановке по четырем направлениям(смотри схему):
Поскольку каждый ученик класса принимал участие в подготовке проекта, то «спящих» и равнодушных не было. Каждый класс представил свое сообщение по одному из направлений проекта, познакомил со своим дневником, показал свой фильм или фотомонтаж. По результатам поездок была составлена карта городов Подмосковья, связанных с именем и творчеством А.Рублева, сделан фотомонтаж по поездкам, проведен конкурс дневников проектов по номинациям (см. фото). Этот проект подтолкнул нас к
В процессе работы над проектом роль и задачи как учителя, так и учеников меняются. Процесс работы над проектом строится не в логике учебной деятельности, а в логике деятельности, поэтому учитель не ментор, а консультант, наблюдатель, помощник, организатор познавательной деятельности учащихся. Ученики не пассивно воспринимают материал, а являются деятелями, первооткрывателями, творцами, получающими удовольствие от своей работы (см. схему взаимодействия). Схема взаимодействия учителя и учащихся на различных этапах проектирования (автор схемы И.Д. Чечель, доктор педагогических наук) Рис. 1 Обобщая опыт работы педагогического коллектива по проектному методу как педагогической технологии, мы уже готовы поделиться своими наработками. Основными целями проекта как педагогической технологии являются:
Предлагаемая методика работы над проектом включает 4 этапа: - планирование; - аналитический этап; - этап обобщения информации; - этап представления полученных результатов работы над проектом (презентация). Для наиболее успешной реализации проекта, перед тем как приступить к работе, учителю (группе учителей) рекомендуется:
Виды проектов разнообразны. Как правило выделяют следующие четыре категории проектов: 1 информационный и исследовательский проект; 2 обзорный проект; 3 продукционный проект; 4 проекты-инсценировки или организационные проекты. Проекты могут быть разнообразными по форме: например, видеофильм, рекламный ролик, телепрограмма, интервью со знаменитыми людьми репортаж и т. д. Разнообразны проекты и по объёму. Можно выделить три вида учебных проектов:
В своей педагогической практике мы чаще всего используем такие виды проектов, как информационные, игровые, исследовательские, творческие. По своему содержанию проекты в значительной мере межпредметны, т. к. интегрируют знания по истории, литературе, искусствознанию, основам православной культуры, литургике, церковнославянскому языку. Общая тема проектов сообщается ученикам в самом начале учебного года, если проект долгосрочный, или в начале четверти- при среднесрочном проекте. На основании общей темы каждый выбирает тему своего индивидуального проекта. Начав работу по проектному методу в гимназии, уже в 2003 году наши ученики стали активно и успешно принимать участие в городских и всероссийских конкурсах. Заканчиваем свой доклад словами Петра Федоровича Каптерева: «Дело воспитания и обучения – дело живое, которому наиболее чужды механизм и рутина, оно есть живой обмен мыслей и чувств между воспитываемым и воспитывающим, и его успех весьма много зависит от умения воспитателя пользоваться всеми окружающими ребенка условиями, чтобы влиять на него» (1913г.) Литература 1. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. 2. Дьюи Д. Демократия и образование. М.: Педагогика-Пресс, 2000. 3. Комашинский А.И. Использование проектного метода в образовательном процессе. Практика административной работы в школе. № 6 2006. 4. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе. Л.: Брокгауз — Эфрон, 1925. 5.Лебедева С.А., Тарасов С.В. Организация исследовательской деятельности в гимназии. Практика административной работы в школе. №7 2003 6. Педагогическая энциклопедия / Под ред. А.Г. Калашникова. М.: «Работник просвещения», 1927. Т. 1 7.Самохина А. «Обучение через делание»: использование проектного метода в правовой подготовке старшеклассников. Учитель № 4 2003 8. Чечель И.Д. Исследовательские проекты в практике обучения. Практика административной работы в школе. № 6 2003 |
Ноу цо «Православный Центр н/о во имя прп. Серафима Саровского» план... Организация школьной Олимпиады по духовным дисциплинам, посвященная прп. Сегрию Радонежскому | Методическая разработка использование технологии проектного обучения... Исследуемая проблема – использование технологии проектного обучения на уроках литературы – осмысливается нами в рамках более широкой... | ||
Использование этнокультурных традиций народов своего региона в духовно-нравственном... ... | Санкт-Петербургская Православная духовная семинария Сравнительный анализ антииконоборческой аргументации прп. Иоанна Дамаскина и прп. Феодора Студита | ||
Урок «святые руси и россии» Дионисия «Владимирская Богоматерь», Андрея Рублёва «Троица», Калужской Богоматери, икон с изображением Святых Бориса и Глеба, Сергия... | «Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании... Художественно-гуманитарное знание в духовно-нравственном воспитании современной российской молодежи. Информационно-аналитическая... | ||
Методическая разработка по внедрению проектного метода на уроках географии Данная методическая разработка предполагает проведение уроков по дисциплине География с использованием элементов проектного метода... | «Роль православной культуры в духовно- нравственном воспитании школьников» Важнейшей современной проблемой является духовно – нравственное воспитание детей. Особую тревогу сегодня вызывает психологическое... | ||
Выступления Сегодня мы ведём разговор на очень важную тему – мы говорим о духовно – нравственном воспитании | Рабочая программа по музыке 5-8 классы Основная цель предмета «Искусство (музыка)» в основной школе заключается в духовно-нравственном воспитании школьников через приобщение... | ||
Уроки Кирилла и Мефодия. Математика. (Dvd) Обеспеченность электронными образовательными ресурсами Частного общеобразовательного учреждения «Тульская Православная классическая... | Кризисное состояние духовно-нравственной сферы общества и семьи,... Руководитель мо заместитель директора по увр директор мбоу «Лицей №9» г. Белгорода | ||
Предлагаем вашему вниманию Публичный доклад мбоу «Элистинская классическая... Цель – выявление тенденций и определение результативности образовательной деятельности и степени эффективности деятельности мбоу... | Роль предмета Музыка в духовно-нравственном воспитании школьников Это обусловлено сочетанием многих факторов: потребностями, влечением к совершенству, чувствами. Одним из таких чувств, является «Чувство... | ||
Формирование духовно-нравственного потенциала младших подростков... Приозерк Ленинградской области, ноу «Средняя общеобразовательная школа Русской Культуры преподобных Сергия и Германа Валаамских» | Урок Урок «Духовный смысл иконы – зов к любви и соборности» по иконе... Урок «Духовный смысл иконы – зов к любви и соборности» по иконе Андрея Рублева «Живоначальная троица» |