Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»





Скачать 123.29 Kb.
НазваниеРешение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
Дата публикации15.11.2014
Размер123.29 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Право > Решение
Ценности гражданского патриотического воспитания:

опыт, проблемы, перспективы

Лейканд Л.Г.,

учитель истории

МБОУ « Средняя общеобразовательная школа№12

с углубленным изучением отдельных предметов»

Ценности гражданского патриотического воспитания: опыт, проблемы, перспективы.

Патриотизм и гражданственность – важнейшие составляющие отечественной культурно - педагогической традиции. Как справедливо заметил К.Д.Ушинский, «патриотизм - это нравственная опора самосознания русского педагога, она остается надежной даже тогда, когда все остальные опоры рушатся».

Гражданское патриотическое воспитание современных школьников – сложная образовательная задача. В сознании и действиях многих подростков и молодых людей устойчивы такие негативные явления, как эгоизм, неуважительное отношение к старшему поколению и человеку труда, стремление к наживе, невысокий культурный уровень. Во многом утрачено чувство ответственности и долга перед родителями, семьей, коллективом, обществом, Отечеством. Резко снизилось воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов воспитания патриотизма. Существует реальная угроза перерастания патриотизма в национализм.

Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» в целях пропаганды традиционных духовно- нравственных, гуманистических ценностей и патриотического воспитания граждан. Разработана и действует долгосрочная целевая программа «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015годы».

Не вызывает сомнения, что сейчас необходим целый комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания граждан РФ, воспитанию гражданина – патриота Отечества.

Невозможно заставить человека любить государство, Родину, других людей, но можно и нужно воспитывать дух любви и сознание духовных основ жизни на родной земле, крае, области, страны; и государственная школа призвана к этому, она должна быть пронизана этим стремлением. Поэтому гражданское патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, тщательно продуманным и спланированным.

В нашей школе осуществляется целый комплекс мероприятий, направленных на повышение уровня гражданственности и патриотизма обучающихся. На протяжении пяти лет создается класс со спортивно- оборонным профилем. В 2010-2011году наша школа заняла 1 место в 47 -ой городской Спартакиаде среди школьников города. Хорошая физическая подготовка готовит подростков к службе в вооруженных силах. Опыт, традиции, уклад жизни формируют и развивают гражданские и патриотические качества личности. Для воспитания у юношей допризывного возраста высоких гражданско-патриотических чувств, стремления к службе в Российской Армии, уважения к славной воинской истории и традициям Отечества обучающиеся нашей школы в 2009-2010 и 2010-2011г. в военно-патриотическом проекте «Аты-баты-2011. Юные патриоты России» заняли 2 место.

Создан и действует школьный краеведческий музей, где обучающиеся школы занимаются исследовательской краеведческой работой. Регулярно организовываются встречи с ветеранами – участниками Великой Отечественной войны. В честь присвоения нашему городу звания «Города Воинской Славы!» обучающиеся собрали исторический сборник «Аллея Славы!». Проводятся классные часы, посвященные памятным датам Отечественной истории. Знакомство учащихся с историей, традициями и особенностями развития Белгородской области, изучение государственной символики России и Белгородской области осуществляется посредством экскурсий по историческим местам и местам боевой славы, паломнических поездок по святым местам Белгородской области и другим областям России.

Важной составляющей гражданского патриотического воспитания учащейся молодежи является вовлечение обучающихся в благотворительную деятельность – волонтерское движение, участие в акциях милосердия «Помогите детям» ( с посещение социально-реабилитационного центра «Подросток»), «Белая ромашка», «Ветераны живут рядом», благотворительных концертах в Доме-интернате для престарелых людей и инвалидов.

В нашей школе с 2009 года действует Клуб будущих избирателей «Поколение» для повышения гражданской активности обучающихся. Клуб основывается на принципах добровольности, гласности, равноправия, самоуправления и законности.

Основными целями деятельности Клуба является:

- реализация правовых знаний о выборах, правовой культуры будущих избирателей;

- воспитание активной гражданской позиции, ответственного отношения к участию в избирательных кампаниях различного уровня;

- раскрытие и реализация творческих инициатив обучающихся, направленных на интеллектуальное, духовное, физическое развитие членов Клуба.

Для достижения указанных целей члены Клуба принимают участие в разработке и реализации программ и мероприятий, направленных на выполнение государственной молодежной политики.

Эффективными формами занятий клуба являются лекции, беседы, семинарские занятия, встречи с членами Совета молодежи Старооскольского городского округа, кандидатами в депутаты и на выборные должности, конкурсы, викторины, встречи команд КВН, дискуссии, деловые игры, конкурсы плакатов, логотипов, презентаций, оформление школьных стенгазет.

Члены Клуба готовят рефераты, сообщения, участвуют в конкурсах сочинений, рисунков, плакатов, олимпиадах по избирательному праву.

На курсах повышения квалификации учителей истории и обществознания при СОГИУУ в ноябре 2010г. члены клуба показали ролевую игру «Политический турнир», которая была высоко оценена членами жюри.

Традиционными мероприятиями Клуба являются:

- участие членов клуба в проведении выборов органов ученического самоуправления;

- активное участие в подготовке и проведении мероприятий, посвященных Дню молодого избирателя (ежегодно третье воскресенье февраля).

В рамках недели молодого избирателя были проведены мероприятия по темам:

1) заседание КБИ – « Я - будущий избиратель»;

2) конкурс рисунков и логотипов « Моя семья на выборах»;

3) ученический лекторий «История выборов в России», «Выборы в истории человечества»;

4) конкурс творческих работ, мультимедийных презентаций «Я – будущий избиратель», « Я – гражданин России», «Путешествие в страну выборов»;

5) книжно – иллюстративная выставка «Азбука молодого избирателя»;

6) эссе, сочинение «Выборы глазами молодежи»;

7) дебаты актива клуба «Права молодежи в современной жизни».

В конкурсе «На лучшее освещение организации и проведение выборов 10 октября 2010г. средствами СМИ клубами будущих избирателей» наша школьная газета «Креатив» заняла 1место.

Огромный интерес по формированию и развитию гражданских качеств и коммуникативных навыков, умению вести дискуссию, выстраивать систему аргументов и контраргументов, отстаивать свою точку зрения помогает интеллектуальная игра «Дебаты», где наши активисты клуба также заняли почетное призовое 1место.

В настоящее время актуальна проблема изучения «Конституционных полномочий президента России». Конституция как общегражданский документ заключает в себе систему ценностей, которые не зависят от групповых, этнических, конфессиональных воззрений и предпочтений. Среди них:

- человек и его права;

-гражданский мир и согласие;

-государственное единство России;

-любовь и уважение к Отечеству;

- вера в добро и справедливость;

- суверенная государственность России;

-ответственность за свою Родину перед нынешним и будущими поколениями.

Приведенный круг ценностей должен быть усвоен учащимися как комплекс ориентиров- то, что нужно отстаивать, с чем следует соотносить свою деятельность.

Все эти мероприятия способствуют воспитанию активной гражданской позиции и высокого патриотического сознания.

Однако в ходе диагностики обучающихся 8-11 классов была выявлена противоречивость гражданской патриотической позиции подростков. Как выяснилось, знание родной истории, культуры, организация досуга, воздействие средств массовой информации, современных инновационных технологий имеют решающее воздействие на воспитание сознания школьников. Большинство обучающихся (74%) считают необходимым знать историю своей страны, но лишь 48% имеют достаточно высокий уровень таких знаний, а у 52% они поверхностны.

С целью определения основных социально- политических ориентиров подростков было предложено два вопроса: «Считаете ли Вы себя патриотом?» и «Где Вы хотите постоянно жить?». Считают себя патриотами 54% школьников; 21% - не считают; 21% - затруднились ответить.

Постоянно жить за границей хотят 6% ответивших ; безразлично, где – 15%. Примерно 70% обучающихся связывают свою судьбу с Родиной. Но больше всего желающих жить только в России, разделяя ее судьбу – 20% - из группы со стабильным средним достатком. Гордятся, что они россияне – 78% школьников, а 22% не испытывают этого чувства.

Структура ценностей обучающихся 10-11 классов


%

Получение хорошего образования

54%

Материальный достаток

45%

Любовь родителей

42%

Семейное счастье

40%

Здоровье

35%

Уважение друзей

27%

Возможность реализовать свои гражданские права

25%

Любимая работа

22%

Защита Отечества

12%

Как видно из представленной таблицы, защита Отечества занимает в ней последнее место. Полученные результаты исследования показывают, что у многих обучающихся понятие гражданского патриотизма ограничено эмоциональными составляющими: чувством к Родине и гордости за принадлежность к своей нации.

Об армии большинство старшеклассников черпают свои знания из СМИ. Патриотизм не воспринимается сегодня значительной частью молодежи как основа и смысл существования и деятельности личности. Сложное положение Российской Армии негативно отражается на патриотическом сознании россиян, молодежи и подростков.

Сегодня одной из проблем, требующих решения на федеральном и региональном уровне, является организация противодействия попыткам искажения и фальсификации истории Отечества в электронных и печатных средствах массовой информации.

Данные результаты свидетельствуют о том, что в настоящее время необходимы поиск и разработка таких инновационных подходов к гражданскому патриотическому воспитанию школьников, реализация которых способствовала бы качественно новой организации этой деятельности.

В результате анализа факторов, влияющих на формирование гражданственности и патриотизма обучающихся, были выявлены следующие противоречия:

- между потребностями общества, государством в формировании гражданина – патриота на основе культурных традиций и исторических фактах преимущественной ориентацией молодежи на абстрактные человеческие ценности;

- между потребностями обучающихся в знании исторической правды о своем Отечестве и содержанием социальных и гуманитарных предметов, недостаточно правдиво и объективно отражающих прошлое и настоящее;

- между высокими темпами развития новых воспитательных технологий и неготовностью общества к внедрению их в процесс гражданского патриотического воспитания школьников.

На основании анализа выявленных противоречий была определена проблема нашей работы: формирование у всех участников образовательного процесса гражданственности и патриотизма как значимых ценностных личностных качеств.

Перспективы – формирование социально активной личности гражданина и патриота, обладающей чувством национальной гордости, гражданского достоинства, любви к Отечеству, своему народу и готовностью к его защите.

Гражданское патриотическое воспитание подрастающего поколения призвано формировать в детях чувство любви к своей малой Родине, уважительное отношение к традициям и культуре, пробуждать чувства гордости за свой народ.

Актуальная задача воспитания гражданственности и патриотизма может успешно решаться путем соединения усилий различных общественных сил: семьи, школы, СМИ, общественных организаций.

Ожидаемые результаты реализации ценностей гражданского, патриотического воспитания школьников

1.Повышение уровня гражданского самосознания школьников

1. Сформированность у обучающихся стойкой патриотической позиции:

- положительная динамика развития патриотических качеств у обучающихся

Патриотические и гражданские качества

2008-2009 учебный год %

2009-2010 учебный год %

2010-2011 учебный год %

Любовь к Отечеству, к людям

38

42

72

Преданность Отечеству, людям

28

36

69

Готовность служить Отечеству

8

20

38

Реализация своих гражданских прав

18

25

45



  1. Разработка новых подходов к ценностям гражданского патриотического воспитания:

- увеличение количества методических пособий и рекомендаций по проблемам гражданского патриотического воспитания школьников:

2010 – 22% 2011 – 35%

- количество конкурсных мероприятий, семинаров, научно-практических конференций гражданско-патриотической направленности, в которых участвовали педагоги:

  1. – 20% 2011 – 32%

  1. Достижение качественного нового уровня совместной деятельности школы, семьи, общественных организаций гражданского патриотического воспитанию школьников:

  2. Увеличение количества реализованных общественно значимых проектов, связанных с совместными действиями всех участников образовательного процесса и представителей местного сообщества:

2010 – 28% 2011 – 36%

- число проведенных конкурсов, семинаров по гражданско-патриотической тематике:

2010 – 23% 2011 - 46%

- Число обучающихся, принявших участие в реализации воспитательных областных и городских целевых программ по гражданскому патриотическому воспитанию:

2010 – 27% 2011 – 47%

Гражданское патриотическое воспитание школьников решает следующие задачи:

- утвердить в сознании и в чувствах обучающихся социально значимые гражданские и патриотические ценности, взгляды, убеждения, уважение к культурному историческому прошлому России;

- прививать обучающимся чувство гордости, уважения и почитания государственных символов России и исторических святынь Отечества;

- создавать атмосферу уважения к Конституции России, законности, нормам общественной и коллективной жизни, конституционных прав человека и его обязанностей, гражданского, профессионального и воинского долга;

- способствовать объективному освещению исторических событий, особенно Великой Отечественной войны.

Через решение перечисленных задач гражданское патриотическое воспитание выступает в качестве внутреннего мобилизирующего ресурса развития личности, становления активной гражданской позиции и готовности служению своему Отечеству.

Становление  гражданского общества  и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня  образования гражданского и патриотического воспитания. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Он получил большие возможности реализовать себя как самостоятельную личность в различных областях жизни, и в то же время возросла ответственность за свою судьбу, других людей. В этих условиях патриотизм становится важнейшей ценностью, интегрирующей не только в социальную, но и духовно-нравственную, идеологическую, культурно-историческую, военно-патриотическую сферы общества. В условиях становления  общества  гражданского и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы.

В.А. Сухомлинский говорил: «Сила и эффективность патриотического воспитания определяется тем, как глубоко идея Родины овладевает личностью, насколько ярко видит человек мир и самого себя глазами патриота. Воспитать патриота – это значит наполнить повседневную жизнь ребёнка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познаёт и делает».

Список литературы
1. Постановление Правительства РФ от 05 октября 2010 года «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

2.Постановление Правительства Белгородской области об утверждении долгосрочной целевой программы «Патриотическое воспитание граждан Белгородской области на 2011-2015 годы».

3. Боголюбов Л.Н. Роль курса обществознания в воспитании гражданственности и патриотизма.//ПИОШ.2009.№4.с.17

4.Бодрова.Е.В. Военно–патриотическое воспитание в годы Великой Отечественной войны//ПИОШ. 2008.№5.с.3-9

5. Кожахметова Ш.Ш. «Конституционные полномочия президента»// ПИОШ.2009.№5.с.80

6. Овчинникова Н.П., Ульянова Н.С. Воспитание учащихся в духе патриотизма – одна из важнейших задач современной школы. //ПИОШ.2009.№6.с.52-56

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconПрограмма разработана в соответствии с Концепцией патриотического...
Отчёт по исполнению региональной программы Патриотическое воспитание граждан и допризывная подготовка молодёжи
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconРоль и место общеобразовательной школы в системе государственной...
Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы»
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconОб исполнении государственной программы «Патриотическое воспитание...
Совершенствование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconДоклад о реализации мероприятий государственной программы «Патриотическое...
Совершенствование системы патриотического воспитания граждан Российской Федерации
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconПрограмма гражданско-патриотического воспитания учащихся моу «Большеелховская...
Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011–2015 годы» и республиканской целевой программой...
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconДоклад о выполнении в 2013 году органами исполнительной власти Свердловской...
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы», областной целевой программы «Патриотическое воспитание...
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconПрограмма «Военно-патриотическое воспитание учащихся на 2012-2015...
Концепцией патриотического воспитания граждан Российской Федерации, соответствии с Федеральным законом "О воинской обязанности и...
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconДоклад Правительства Камчатского края о выполнении мероприятий государственной...
Камчатского края о выполнении мероприятий государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015...
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconПлан патриотического воспитания мбоу сош №127 на 2013-2014 год
План патриотического воспитания учащихся мбоу сош №127 разработан в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание...
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconI. Информация о реализации мероприятий государственной программы...
«Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации, проживающих на территории Республики Карелия»
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconПрограмма Военно-патриотического воспитания муниципальной бюджетной...
Программа патриотического воспитания учащихся мбоши нижнекамская кадетская школа-интернат разработана в соответствии с Государственной...
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconОтчет о мероприятиях по реализации районной целевой программы "Патриотическое...
Совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания граждан
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconПлан па триотического воспитания в гбоу сош №849 на 2013-2014 учебный год
План патриотического воспитания учащихся гбоу сош №849 разработан в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание...
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconОбразовательная программа «Патриот Отечества»
Программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы»
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconПоложение о XXIX краевой геологической олимпиаде
России и государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 – 2015 годы»
Решение проблемы гражданского патриотического воспитания в настоящее время поднимается на государственный уровень. Принята государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» iconАвторская программа «70 лет Великой Победы» Программа по патриотическому...
Конвенцией о правах ребенка, Декларацией прав ребенка, Конституцией рф, Законом РФ «Об образовании», Концепцией патриотического воспитания...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск