Скачать 0.85 Mb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ «Музыкальное воспитание. Музыкальная литература» Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» специализации 070302.02 «Актер» (среднее профессиональное образование) СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………………3 Цель и задачи изучения дисциплины………………………………………………….3 Методические рекомендации…………………………………………………………..5 Учебно-тематический план ……………………………………………………………8 Содержание учебной дисциплины…………………………………………………….10 Самостоятельная работа студентов…………….. …………………………………….33 Темы семинарских занятий…………………………………………………………….39 Формы контроля…………………………………………………………………………39 Библиографический список …………………………………………………………...50 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебно-методический комплекс дисциплины "Музыкальная литература» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности 070201 "Актерское искусство» и является единой для всех форм обучения. На отделении специальности «Актерское искусство» данная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин. Цели и задачи В системе профессионального образования на творческих специальностях важную роль играет дисциплина «Музыкальное воспитание», изучение которой неразрывно связано с профилирующими дисциплинами. Цель музыкального воспитания - пробуждение интереса к музыкальному искусству, его понимание, формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений. Курс «Музыкальное воспитание» включает в себя следующие предметы:
«Музыкальная литература» является составной частью дисциплины «Музыкальное воспитание» и предусматривает приобщение к музыкальной культуре, серьезной музыке, умение ее слушать и понимать, пробуждение интереса к музыкальному искусству, его понимание, формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений. Соединение искусства и науки о нем имеет одновременно эмоциональное и интеллектуальное воздействие, делая развитие более разносторонним. Цель изучения дисциплины «Музыкальная литература» на актерском отделении - повышение общекультурного уровня учащихся, формирование у студентов творческой активности, знаний о характерных особенностях музыкальной культуры и искусства различных эпох и стилей, для использования их на практике в своей профессиональной деятельности. К задачам относятся: - общее развитие учащихся; - расширение музыкального кругозора и кругозора в области искусства; - развитие внимания, памяти, мышления; - формирование культуры устной и письменной речи; - развитие чувственного восприятия; - воспитание творческой активности; - изучение возникновения и развития различных музыкальных стилей; - воспитание умения ориентироваться в многообразии музыкальных явлений; - оказание методической помощи в освоении предметов специального цикла. В результате изучения дисциплины «Музыкальная литература» студент должен приобрести следующие знания: - роль и значение музыкального искусства; - цель изучения дисциплины «Музыкальная литература», ее роль в своей профессиональной деятельности; -понятийные; - знания о музыкальных жанрах, инструментах и формах. - о характерных особенностях музыкальной культуры и искусства различных эпох и стилей, - о возникновении и развитии различных музыкальных стилей, - о творчестве и жизни великих композиторов, - выдающиеся произведения разных стилей и эпох. - получить запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства, В результате изучения дисциплины «Музыкальная литература» студент должен уметь: - понимать серьезную музыку и ее содержание; - анализировать музыкальные произведения, определять образ и разбираться в своеобразии выразительных средств; - ориентироваться в многообразии музыкальных явлений; - рассказывать о музыке; - пользоваться профессиональной терминологией; - проявлять творческую активность; - организовать учебный труд, работать с книгой и другими источниками информации, самостоятельно приобретать новые знания и находить информацию, необходимую для своей профессиональной деятельности; - видеть взаимосвязь данной дисциплины с другими; - применять полученные знания и умения на практике в профессиональной деятельности. В результате изучения дисциплины «Музыкальная литература» студент должен иметь навыки: - чувственного восприятия, - творческой активности - слушания и слышания - слухового анализа образа и содержания музыкального произведения. Рабочая программа рассчитана на 74 аудиторных часа при очной форме обучения. Так как теория неразрывно связана с практикой, значительную часть аудиторных часов занимают практические, составляющие 37 часов. Помимо них 19 часов предполагается на самостоятельную работу студентов. Итого максимальная нагрузка составляет 90 часа. В процессе прохождения курса предусматривается проведение: - проведение контрольной работы (по окончании 3 семестра) - зачета (по окончании 4 семестра) МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ Требования к содержанию дисциплины. В курсе предмета «Музыкальная литература» рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творчество и жизнь великих композиторов, выдающиеся произведения разных стилей и эпох. Работа над анализом музыкального произведения начинается с изучения элементов музыкальной речи, как основы профессионального обучения музыкальному искусству. В дальнейшем предлагается знакомство с различными видами оркестров, их инструментами, с основными музыкальными формами. В процесс прохождения тем включается усвоение новых понятий и терминов, информация о создании произведений и их авторов, прослушивание музыки, работа с нотным текстом. Так же в содержании предусмотрено изучение основных музыкальных жанров. Каждый жанр разбирается на примере музыкального произведения, что дает возможность начать знакомство с творчеством отдельных композиторов и стилистическими особенностями различных эпох. Данные темы подготавливают к следующему этапу обучения - изучению стилевых направлений, знакомству с важнейшими явлениями западноевропейской и русской музыкальной культуры 17-20 веков, выявлению связи музыки с общественно-историческими процессами. Учащиеся получают представление о богатстве содержания и разнообразии жанров зарубежной и русской музыки этого времени. Содержание строится на чередовании обзорных уроков и отдельных монографических тем, на сравнительном анализе русской и зарубежной музыки. На обзорных занятиях рассматриваются наиболее значительные явления музыкальной культуры, анализируются особенности стилевых направлений. Каждая тема-монография содержит справку о жизни композитора, обзор и характеристику его творчества, анализ отдельных произведений. Творчество каждого композитора рассматривается в связи с эпохой, страной, в которой он творил, с предшественниками и последователями. ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: Главная задача в процессе обучения - обеспечить высокую познавательную активность студентов на занятии, для чего необходимо оптимальное сочетание изложения преподавателем материала, практических занятий, самостоятельного поиска студентами решений проблемных задач и выполнений заданий творческого характера. Изложение материала. Значительная часть материала усваивается учащимися из объяснений преподавателя. Формы изложения нового материала должны соответствовать развивающим задачам предмета. Форму классической лекции рекомендуется чередовать с формой рассказа, беседы, урока-диспута, семинара, деловой игры, конференции или викторины (а также их сочетание), позволяющих достичь большей активности и активизации мыслительной деятельности. Повышению качества усвоения материала значительно способствует использование практических и наглядных методов - звучащей музыки, видеоматериалов, таблиц, схем, а для осуществление межпредметных связей и развития кругозора, использование дополнительных источников информации - различных произведений живописи и литературы. В процессе изучения материала обязательно соблюдается правило преемственности в обучении: а) связи данного урока с предыдущими занятиями, б) межпредметных связей, с целью формирования системы знаний и умений. Каждая тема включает обязательную практическую работу – просмотр, прослушивание и разбор конкретных произведений, музыкальные викторины. Повторение и закрепление материала Для повторения изученного материала применяются следующие формы опроса:
Для закрепления усвоенного материала, необходима самостоятельная работа разных видов: устная (работа с конспектом лекции, чтение учебника, дополнительной литературы, составление плана ответа на специально подготовленные вопросы, подготовка к деловым играм, к семенарам), письменная (решение задач и упражнений, составление плана текста, выписки из текста; работа со словарями и справочниками, конспектирование прочитанного, составление докладов написание рефератов, рецензий на прослушанное или просмотренное произведение или концерт), творческие работы (составление кроссвордов), тесты, практические (разбор произведений по специальным и смежным дисциплинам) и др. Учебно-практическим заданием может явиться разбор произведений, разученных на других дисциплинах, выступление перед аудиторией с рассказом о событиях музыкальной жизни, о великих композиторах и их произведениях. Организация контроля. Контроль за успеваемостью и качеством усвоения материала осуществляется посредством систематических наблюдений за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу осуществляется.Для проверки результатов обучения применяются следующие формы контроля:
1. Проверка ведения конспекта 2. Практических занятий в виде устных и письменных опросов, музыкальных викторин. 3. Устных опросов, выборочных или фронтальных. Для проверки умения самостоятельно находить и обрабатывать необходимый материал и применять полученные знания и навыки на практике, творчески мыслить, применяются формы семинара и самостоятельной работы, включающей подготовку докладов, написание рефератов, и творческие работы (написание рецензий, отзывов, составление кроссвордов, анализ произведений, изучаемых на других дисциплинах). Кроме текущего контроля успеваемости, организуется периодическая обобщающая проверка знаний, в виде контрольных уроков, зачетов, экзаменов. Она может проводиться в форме индивидуального и фронтального опроса, письменно и устно. В письменной форме удобно проводить музыкальные викторины, выявляющие знание музыки. II. Промежуточный контроль. Осуществляется в рамках полусеместровых аттестаций, согласно графику учебного процесса с помощью опросов по пройденному материалу и практических заданий, таких как слуховой анализ и музыкальные викторины.
Проводится в зачетную неделю периода сессий. Включает в себя проверку теории и знание музыки (практические задания – применение теории на практике). По окончании изучения дисциплины проводится итоговый зачет. Инновационными элементами программы являются:
деятельности студентов:
УЧЕБНО-тематический план
|
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по специальности 070201 Актерское искусство» и является... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Данная учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требованиями к повышенному уровню содержания и подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению... «Инструментальное исполнительство» 070102. 04 «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень) | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям:... Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Принципы формирования содержания, межпредметная составляющая и структурные особенности умк | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... «Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям... «Теория музыки», «Музыкальное исполнительство», «Музыкальное искусство эстрады» в 6-7 семестрах в объеме 53 часов (34 ч лекционные,... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности:... Новакаускене Елена Юрьевна – директор гук то «Учебно-методический центр художественного образования, развития и поддержки молодых... | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110 Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело».... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся... | Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация... | ||
Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки студентов по курсу «Методика обучения основам народно-сценического танца» | ||
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности... Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,... | Учебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности... Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля |