Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство»





НазваниеУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство»
страница1/6
Дата публикации15.11.2014
Размер0.85 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНКУЛЬТУРЫ РОССИИ

Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВ И СОЦИАЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ


«Музыкальное воспитание. Музыкальная литература»

Учебно-методический комплекс

Для студентов, обучающихся по специальности

070102 «Актерское искусство»

специализации 070302.02 «Актер»

(среднее профессиональное образование)
СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка…………………………………………………………………3
Цель и задачи изучения дисциплины………………………………………………….3
Методические рекомендации…………………………………………………………..5
Учебно-тематический план ……………………………………………………………8
Содержание учебной дисциплины…………………………………………………….10
Самостоятельная работа студентов…………….. …………………………………….33
Темы семинарских занятий…………………………………………………………….39
Формы контроля…………………………………………………………………………39
Библиографический список …………………………………………………………...50

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Учебно-методический комплекс дисциплины "Музыкальная литература» составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования для реализации Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки студентов специальности 070201 "Актерское искусство» и является единой для всех форм обучения. На отделении специальности «Актерское искусство» данная дисциплина относится к циклу общепрофессиональных дисциплин.
Цели и задачи
В системе профессионального образования на творческих специальностях важную роль играет дисциплина «Музыкальное воспитание», изучение которой неразрывно связано с профилирующими дисциплинами. Цель музыкального воспитания - пробуждение интереса к музыкальному искусству, его понимание, формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений.

Курс «Музыкальное воспитание» включает в себя следующие предметы:

  • элементарная теория музыки;

  • сольфеджио;

  • музыкальная литература

«Музыкальная литература» является составной частью дисциплины «Музыкальное воспитание» и предусматривает приобщение к музыкальной культуре, серьезной музыке, умение ее слушать и понимать, пробуждение интереса к музыкальному искусству, его понимание, формирование эстетического вкуса и практических музыкальных умений. Соединение искусства и науки о нем имеет одновременно эмоциональное и интеллектуальное воздействие, делая развитие более разносторонним.

Цель изучения дисциплины «Музыкальная литература» на актерском отделении - повышение общекультурного уровня учащихся, формирование у студентов творческой активности, знаний о характерных особенностях музыкальной культуры и искусства различных эпох и стилей, для использования их на практике в своей профессиональной деятельности.

К задачам относятся:

- общее развитие учащихся;

- расширение музыкального кругозора и кругозора в области искусства;

- развитие внимания, памяти, мышления;

- формирование культуры устной и письменной речи;

- развитие чувственного восприятия;

- воспитание творческой активности;

- изучение возникновения и развития различных музыкальных стилей;

- воспитание умения ориентироваться в многообразии музыкальных явлений;

- оказание методической помощи в освоении предметов специального цикла.

В результате изучения дисциплины «Музыкальная литература» студент должен приобрести следующие знания:

- роль и значение музыкального искусства;

- цель изучения дисциплины «Музыкальная литература», ее роль в своей профессиональной деятельности;

-понятийные;

- знания о музыкальных жанрах, инструментах и формах.

- о характерных особенностях музыкальной культуры и искусства различных эпох и стилей,

- о возникновении и развитии различных музыкальных стилей,

- о творчестве и жизни великих композиторов,

- выдающиеся произведения разных стилей и эпох.

- получить запас ярких художественных впечатлений от непосредственного общения с лучшими образцами музыкального искусства,

В результате изучения дисциплины «Музыкальная литература» студент должен уметь:

- понимать серьезную музыку и ее содержание;

- анализировать музыкальные произведения, определять образ и разбираться в своеобразии выразительных средств;

- ориентироваться в многообразии музыкальных явлений;

- рассказывать о музыке;

- пользоваться профессиональной терминологией;

- проявлять творческую активность;

- организовать учебный труд, работать с книгой и другими источниками информации, самостоятельно приобретать новые знания и находить информацию, необходимую для своей профессиональной деятельности;

- видеть взаимосвязь данной дисциплины с другими;

- применять полученные знания и умения на практике в профессиональной деятельности.

В результате изучения дисциплины «Музыкальная литература» студент должен иметь навыки:

- чувственного восприятия,

- творческой активности

- слушания и слышания

- слухового анализа образа и содержания музыкального произведения.

Рабочая программа рассчитана на 74 аудиторных часа при очной форме обучения. Так как теория неразрывно связана с практикой, значительную часть аудиторных часов занимают практические, составляющие 37 часов. Помимо них 19 часов предполагается на самостоятельную работу студентов. Итого максимальная нагрузка составляет 90 часа.

В процессе прохождения курса предусматривается проведение:

- проведение контрольной работы (по окончании 3 семестра)

- зачета (по окончании 4 семестра)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Требования к содержанию дисциплины.

В курсе предмета «Музыкальная литература» рассматриваются различные явления музыкально-общественной жизни, творчество и жизнь великих композиторов, выдающиеся произведения разных стилей и эпох.

Работа над анализом музыкального произведения начинается с изучения элементов музыкальной речи, как основы профессионального обучения музыкальному искусству. В дальнейшем предлагается знакомство с различными видами оркестров, их инструментами, с основными музыкальными формами. В процесс прохождения тем включается усвоение новых понятий и терминов, информация о создании произведений и их авторов, прослушивание музыки, работа с нотным текстом. Так же в содержании предусмотрено изучение основных музыкальных жанров. Каждый жанр разбирается на примере музыкального произведения, что дает возможность начать знакомство с творчеством отдельных композиторов и стилистическими особенностями различных эпох.

Данные темы подготавливают к следующему этапу обучения - изучению стилевых направлений, знакомству с важнейшими явлениями западноевропейской и русской музыкальной культуры 17-20 веков, выявлению связи музыки с общественно-историческими процессами. Учащиеся получают представление о богатстве содержания и разнообразии жанров зарубежной и русской музыки этого времени.

Содержание строится на чередовании обзорных уроков и отдельных монографических тем, на сравнительном анализе русской и зарубежной музыки.

На обзорных занятиях рассматриваются наиболее значительные явления музыкальной культуры, анализируются особенности стилевых направлений.

Каждая тема-монография содержит справку о жизни композитора, обзор и характеристику его творчества, анализ отдельных произведений. Творчество каждого композитора рассматривается в связи с эпохой, страной, в которой он творил, с предшественниками и последователями.

ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ:

Главная задача в процессе обучения - обеспечить высокую познавательную активность студентов на занятии, для чего необходимо оптимальное сочетание изложения преподавателем материала, практических занятий, самостоятельного поиска студентами решений проблемных задач и выполнений заданий творческого характера.

Изложение материала.

Значительная часть материала усваивается учащимися из объяснений преподавателя. Формы изложения нового материала должны соответствовать развивающим задачам предмета. Форму классической лекции рекомендуется чередовать с формой рассказа, беседы, урока-диспута, семинара, деловой игры, конференции или викторины (а также их сочетание), позволяющих достичь большей активности и активизации мыслительной деятельности.

Повышению качества усвоения материала значительно способствует использование практических и наглядных методов - звучащей музыки, видеоматериалов, таблиц, схем, а для осуществление межпредметных связей и развития кругозора, использование дополнительных источников информации - различных произведений живописи и литературы.

В процессе изучения материала обязательно соблюдается правило преемственности в обучении:

а) связи данного урока с предыдущими занятиями,

б) межпредметных связей, с целью формирования системы знаний и умений.

Каждая тема включает обязательную практическую работу – просмотр, прослушивание и разбор конкретных произведений, музыкальные викторины.

Повторение и закрепление материала

Для повторения изученного материала применяются следующие формы опроса:

  • устный (индивидуальный, фронтальный, устная рецензия).

  • письменный (опрос по карточкам, самостоятельная работа, контрольная работа, тестирование, предметный диктант, кроссворд, письменная рецензия и т.д.)

  • практический (викторины, анализ произведения на слух, написание рефератов, отзывов и рецензий, составление докладов, кроссвордов и т.д.)

Для закрепления усвоенного материала, необходима самостоятельная работа разных видов: устная (работа с конспектом лекции, чтение учебника, дополнительной литературы, составление плана ответа на специально подготовленные вопросы, подготовка к деловым играм, к семенарам), письменная (решение задач и упражнений, составление плана текста, выписки из текста; работа со словарями и справочниками, конспектирование прочитанного, составление докладов написание рефератов, рецензий на прослушанное или просмотренное произведение или концерт), творческие работы (составление кроссвордов), тесты, практические (разбор произведений по специальным и смежным дисциплинам) и др. Учебно-практическим заданием может явиться разбор произведений, разученных на других дисциплинах, выступление перед аудиторией с рассказом о событиях музыкальной жизни, о великих композиторах и их произведениях.

Организация контроля.

Контроль за успеваемостью и качеством усвоения материала осуществляется посредством систематических наблюдений за учебной работой учащихся и опросов по пройденному материалу осуществляется.Для проверки результатов обучения применяются следующие формы контроля:

  1. Текущий контроль проводится регулярно, с помощью таких форм как:

1. Проверка ведения конспекта

2. Практических занятий в виде устных и письменных опросов, музыкальных викторин.

3. Устных опросов, выборочных или фронтальных.

Для проверки умения самостоятельно находить и обрабатывать необходимый материал и применять полученные знания и навыки на практике, творчески мыслить, применяются формы семинара и самостоятельной работы, включающей подготовку докладов, написание рефератов, и творческие работы (написание рецензий, отзывов, составление кроссвордов, анализ произведений, изучаемых на других дисциплинах).

Кроме текущего контроля успеваемости, организуется периодическая обобщающая проверка знаний, в виде контрольных уроков, зачетов, экзаменов. Она может проводиться в форме индивидуального и фронтального опроса, письменно и устно. В письменной форме удобно проводить музыкальные викторины, выявляющие знание музыки.

II. Промежуточный контроль.

Осуществляется в рамках полусеместровых аттестаций, согласно графику учебного процесса с помощью опросов по пройденному материалу и практических заданий, таких как слуховой анализ и музыкальные викторины.

  1. Итоговый контроль знаний.

Проводится в зачетную неделю периода сессий. Включает в себя проверку теории и знание музыки (практические задания – применение теории на практике).

По окончании изучения дисциплины проводится итоговый зачет.

Инновационными элементами программы являются:

  1. Широкое применение цифровых носителей информации, что позволяет:

  • повысить качество обучения (на носителях для самостоятельной работы студентов выдаются задания на дом, что позволяет за недостатком времени на аудиторном занятии выдать больше материала, студенты получают возможность просмотреть и прослушать целый ряд произведений целиком, а не в виде отрывков);

  • повысить интерес к обучению (давая возможность выполнять учебные и творческие работы по предмету в современных формах, например создавать их в мультимедийной форме)

  1. Широкое использование иллюстративных материалов (аудио, видео, художественных иллюстраций, схем, таблиц, фотографий)

  2. Принцип межпредметной связи, изучение объектов исследования во взаимосвязи между ними и специальными дисциплинами

  3. Большая роль практикумов как фактора активизации познавательной

деятельности студентов:

    • Слуховой и информационный анализ произведений

    • Сравнительный анализ

    • Самостоятельный анализ материала

    • Составление рецензий на просмотренные и прослушанные произведения

  1. Огромный выбор музыкальных примеров, позволяющий выбирать произведения подходящие именно для студентов хореографического отделения (танцы, марши, номера балетов, танцевальные сцены опер)

  2. Применение проблемного вида обучения и поискового метода работы.


УЧЕБНО-тематический план


Наименование разделов и тем


Максимальная нагрузка студентов

Количество аудиторных часов

Самостоятельная работа студентов







Всего

В том числе,

прак. занятия




3 семестр





1

Особенности музыкального языка.

4

3

1,5

1




1.1.

Элементы музыкальной речи.

Характер музыкальной темы




2

1

1




1.2

Роль мелодии и сопровождения в создании образа.




1

0,5







2

Приемы развития музыкальной темы


3

2

1

1




3

Музыкальные тембры

5

4

2

1




3.1

История развития клавишных инструментов.




1

0,5







3.2

Ансамбли. Народный и симфонический оркестры.




3

1,5

1




4

Формы музыкальных произведений.

7

5

2,5

2




4.1

Музыкальный синтаксис. Простые формы.




1

0,5

1




4.2

Сложные формы. Форма рондо. Форма вариаций




2

1

1




4.3.

Сонатная форма. Циклические формы.




2

1







5

Программно-изобразительная музыка.

2

2

1







6

Музыкальный жанр. Вокальные жанры.




3

1,5

1




6.1

Понятие о жанрах Классификация жанров. Вокальные миниатюры.




2

1







6.2

Хоровые жанры. Кантата. Оратория.




1

0,5

1




7

Жанры инструментальной музыки.

8

7

3,5

1




7.1.

Миниатюра.




2

1







7.2

Сюита.




1

0,5







7.3

Соната. Концерт




1

0,5







7.4

Симфонические жанры. Симфония.




2

1

1




7.5

Закрепление материала




1

0,5







8

Музыкально-сценические жанры.

13

11

5,5

2




8.1

Опера. Героическая опера.




2

1







8.2

Эпос в опере.




1

0,5







8.3

Сказочная опера




1

0,5







8.4

Комическая




1

0,5







8.5

Лирические оперы и лирико-психологические драмы.




1

0,5

1




8.6

Музыка к драматическому спектаклю.




2

1

1




8.7

Балет




2

1







8.8

Обобщение по пройденным темам - семинар




1

0,5







9

История музыкальных стилей. Зарубежная музыкальная литература.

17

13

6,5

4




9.1

Музыка древнейших времен до И.С.Баха.




1

0,5







9.2

Музыка барокко. А.Вивальди. И.С.Бах




3

1,5







9.3

Классицизм в музыке. Й. Гайдн, В. А.Моцарт, Л.Бетховен




3

1,5







9.4

Музыкальный романтизм. Ф.Шуберт, Ф.Шопен




3

1,5







9.5

Григ, Лист




1

0,5







9.6

Романтическая опера. Верди. Бизе




1

0,5

3




9.7

Импрессионизм




1

0,5

1




10

Музыкальная культура России 19 в.

20

16

8

4




10.1

Русская музыка к.18-н 19 вв.




1

0,5
















10.2

М.И. Глинка. А.С.Даргомыжский.




4

2







10.3

Русская музыкальная культура 2 половины 19 в. Композиторы «Могучей кучки»




7

3,5

1




10.4

П.И. Чайковский.




3

1,5

3




10.5

Семинар: сравнение русской и зарубежной музыки 18-19 вв.




1

0,5







11

Музыка России к.19-н.20

3

2

1







11.1

А.К.Лядов.




1

0,5







11.2

С.В.Рахманинов.




1

0,5







12

Музыка России 20 в.

8

6

3

2




12.1

И.Ф.Стравинский




2

1

1




12.2

Отечественная музыка С.С.Прокофьев. Д.Д. Шостакович




3

1,5







12.3

А.И.Хачатурян




1

0,5

1







ИТОГО

90

74

37

19



  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки учащихся по специальности 070201 Актерское искусство» и является...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Данная учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственными требованиями к повышенному уровню содержания и подготовки...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по направлению...
«Инструментальное исполнительство» 070102. 04 «Инструменты народного оркестра» (повышенный уровень)
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям:...
Дисциплина «Методика обучения игре на фортепиано» входит в учебный план колледжа искусств, реализующий государственный образовательный...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Принципы формирования содержания, межпредметная составляющая и структурные особенности умк
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
«Инструменты эстрадного оркестра», 070109. 02 «Эстрадное пение», 070109. 03 «Звукооператорское мастерство»), специальности 070104«Вокальное...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальностям...
«Теория музыки», «Музыкальное исполнительство», «Музыкальное искусство эстрады» в 6-7 семестрах в объеме 53 часов (34 ч лекционные,...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности:...
Новакаускене Елена Юрьевна – директор гук то «Учебно-методический центр художественного образования, развития и поддержки молодых...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 080110
Ведение и учет расчетных операций: Учебно-методический комплекс (для студентов, обучающихся по специальности 080110 «Банковское дело»....
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов III курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности
Данный учебно-методический комплекс составлен на основе: требований Государственного Стандарта для студентов I-II курсов, обучающихся...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности
Учебно-методический комплекс для студентов очной формы обучения, обучающихся по специальности 080105. 65 «Финансы и кредит», специализация...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов, обучающихся по специальности 07. 00. 02 Отечественная история. Подготовлен...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Требования к содержанию дисциплины и уровню подготовки студентов по курсу «Методика обучения основам народно-сценического танца»
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности...
Медведева М. Б. Цвирко С. Э. Международные валютно-кредитные отношения: Учебно-методический комплекс. Учебное издание для студентов,...
Учебно-методический комплекс Для студентов, обучающихся по специальности 070102 «Актерское искусство» iconУчебно-методический комплекс для студентов, обучающихся по специальности...
Требования к уровню освоения программы и формы текущего и промежуточного контроля


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск