Скачать 464.48 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Санкт-Петербургский государственный университет Юридический факультет РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Бюджетное право: проблемы теории и практики» «Budget Law: Problems of Theory and Practice» Язык(и) обучения_____ русский______ Трудоемкость__4____зачетные единицы Регистрационный номер рабочей программы:
Санкт-Петербург 2013 Раздел 1. Характеристика, структура и содержание учебных занятий 1.1. Цели и задачи учебных занятий Цель учебных занятий – обучение студентов пониманию проблем правового регулирования бюджетных правоотношений в России на современном этапе, анализу тенденций развития бюджетного законодательства и практики его применения, умению грамотного применения действующих бюджетно-правовых норм в их целостности и взаимосвязи на практике; уяснение в рамках обучения места и роли правовых позиций Конституционного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в разрешении правовых проблем, возникающих в бюджетной сфере; сопоставление состояния бюджетно-правовой теории и практики в России и зарубежных странах. Задачи учебных занятий: - формирование у студентов полного и системного понимания проблем правового регулирования бюджетных отношений; - формирование компетенций, определенных в п. 1.3. рабочей программы; - освоение знаний, умений и навыков, определенных в п. 1.4. рабочей программы. 1.2. Требования к подготовленности обучающегося к освоению содержания учебной дисциплины (пререквизиты) Требуется освоение учебной дисциплины «Финансовое право» 1.3. Перечень формируемых компетенций (результаты обучения) 1.3.1. По результатам обучения магистр должен обладать следующими общими компетенциями:
1.3.2. Требования к результатам освоения образовательной программы, предъявляемые в зависимости от особенностей направления подготовки Профессиональные компетенции, формируемые в результате освоения образовательной программы магистратуры по направлению подготовки:
1.4. Знания, умения, навыки, осваиваемые обучающимися: 1.4.1. По результатам обучения магистр должен знать: - состав, структуру и тенденции развития правового регулирования отношений в соответствующей сфере; - цели, задачи и направления реформирования правового регулирования общественных отношений на современном этапе; - закономерности развития юридической практики, в том числе судебной, и ее значение в механизме (системе) правового регулирования; - состояние и развитие международно-правового регулирования и зарубежного законодательства в соответствующей сфере; - соответствующее отраслевое законодательство и (или) механизмы функционирования межотраслевых институтов; - методологию получения юридических знаний; - философские основы формирования представлений о правовой действительности; - основные этапы в развитии права в целом и развитии отраслей права по специализации магистра. 1.4.2. По результатам обучения магистр должен уметь: - применять нормы права в ситуациях наличия пробелов, коллизий норм, сложных взаимодействий, решать сложные задачи правоприменительной практики; - аргументировать принятые решения, в том числе, с учетом возможных последствий, предвидеть последствия принятых им решений; - анализировать нестандартные ситуации правоприменительной практики и вырабатывать различные варианты решений; - квалифицированно толковать правовые акты в их взаимодействии; - проводить экспертизу правовых актов, в том числе, в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, - объяснить действие норм права их адресатам; – проводить научные исследования по отдельным правовым проблемам и свободно излагать результаты научных исследований в устной и письменной форме с использованием современных технических средств сообщения информации; - самостоятельно осваивать новые методы получения и анализа информации, в том числе в смежных областях знаний. 1.4.3. По результатам обучения магистр должен обладать навыками: - составления письменных документов юридического содержания; - разработки проектов нормативных и индивидуальных правовых актов; - устных выступлений по правовым вопросам, в том числе, в состязательных процедурах, аргументирования и отстаивания своей точки зрения в устной полемике; - ведения дискуссии, деловых переговоров, осуществления посредничества с целью достижения компромисса участниками юридического конфликта, управления коллективом; - составления экспертных заключений; - осуществления разъяснительной и воспитательной работы среди населения по правовым вопросам, в том числе с применением современных интерактивных информационных технологий; – изучения правовой действительности с помощью научной методологии; - консультирования граждан по правовым вопросам. 1.5. Перечень и объем активных и интерактивных форм учебных занятий Для повышения качества освоения дисциплины используются следующие формы учебных занятий. Во-первых, классические лекционные методы – 6 часов. Во-вторых, активная форма аудиторной учебной работы в виде семинаров – 16 часов. В-третьих, практические занятия в интерактивной форме – 10 часов. Итого всего аудиторных часов – 32 часа. В-четвертых, контроль за самостоятельной работой студентов – 62 часа. Объем учебной работы за курс дисциплины: 94 часа. 1.6. Организация учебных занятий
Виды, формы и сроки текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
1.7. Структура и содержание учебных занятий Тема 1. Влияние правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации на развитие принципов бюджетного права. Роль Конституционного Суда РФ в раскрытии содержания бюджетного федерализма на современном этапе правового регулирования. Проблемы определения пределов бюджетно-правовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований. Принцип наиболее полного финансирования публично-правовых обязательств, обусловленных необходимостью обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Проблемы реализации принципа стабильности и гарантированности прав граждан, недопустимости произвольного отказа публичного субъекта от принятых в этой части обязательств, возможности приостановления действия финансовоемких норм лишь при условии соответствующего возмещения. Правовые позиции Конституционного Суда РФ по проблемам правовой природы законов о бюджете и проблемам недопустимости вынесения на референдум вопросов о принятии и изменении федерального бюджета и об изменении финансовых обязательств государства. Проблемы конституционной допустимости установления бюджетным законодательством особенностей исполнения денежных обязательств перед Российской Федерацией. Практическое занятие в интерактивной форме: дискуссия по проблемам пределов бюджетно-правовой самостоятельности субъектов РФ и муниципальных образований на современном этапе правового регулирования - 2 часа. Источники для подготовки: Постановления Конституционного Суда РФ от 15.07.1996 №16-П; от 17.06.2004 №12-П; от 15.05.2006 №5-П; от 29.03.2011 №2-П; Определения Конституционного Суда РФ от 02.02.2006 №56-О; от 13.06.2006 №194-О; от 01.03.2007 №129-О-П. Семинар – 2 часа. 1.Проблемы принятия и исполнения публичных расходных обязательств в условиях необходимости соблюдения баланса частного и публичного интересов (1 час). Задание. Проанализируйте развитие законодательства о восстановлении и защите сбережений граждан и оцените в рамках свободной дискуссии состояние принятия и исполнения публичных расходных обязательств в этой сфере на соответствие правовым позициям Конституционного Суда РФ. 2.Проблемы определения конституционных пределов действия иммунитета бюджетов (1 час). Задание. Ознакомьтесь с Постановлением Конституционного Суда РФ от 02.03.2010 №5-П и оцените в рамках свободной дискуссии позицию Суда по вопросу конституционной допустимости обращения взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ на основании принятых в рамках досудебного производства процессуальных решений, которыми признается право гражданина на реабилитацию и определяется размер возмещения морального вреда, причиненного незаконным привлечением к уголовной ответственности. Самостоятельная работа студентов – 18 часов. Изучите на основе рекомендуемой литературы (пункт 20) или иных имеющихся у вас источников зарубежный опыт финансового федерализма на примере одной из стран по вашему выбору и подготовьте презентацию, исходя из сопоставления российского и зарубежного правового регулирования (5 - 7 слайдов). |
«Бюджетное право: проблемы теории и практики» Конституционного Суда рф, Высшего Арбитражного Суда РФ и Верховного Суда РФ в разрешении правовых проблем, возникающих в бюджетной... | Проблемы теории и практики М 75 Молодежь и предпринимательство: проблемы теории и практики: Материалы II научно-практической студенческой конференции (Нижний... | ||
Элективный курс: «Живое право: основы теории права и практики правоприменения»... Данный курс предназначен для учащихся 8-10 классов. Рассчитан на 69 часов (2 учебных года) | Представительство в трудовом праве: вопросы теории, законодательства... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Факультет Права Программа дисциплины «Наследственное право(проблемы теории и практики)», структура предмета, тематические планы лекционных и практических занятий, планы... | Кафедра теории и практики перевода С. М. Вопияшина, О. Н. Матвеева научное Рецензент: Т. Г. Никитина, к ф н., доцент кафедры теории и практики перевода тф мир | ||
Образовательное учреждение высшего профессионального образования... «Право собственности и иные вещные права: проблемы теории и практики» расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций,... | Образовательное учреждение высшего профессионального образования... «Право собственности и иные вещные права: проблемы теории и практики» расширение и углубление знаний, умений, навыков и компетенций,... | ||
Бюджетное право российской федерации: современные проблемы томск – 2005 удк Зуев В. М. Бюджетное право Российской Федерации: современные проблемы. – Томск: Изд-во нтл, 2005. –326 с | Прокурорский надзор за исполнением законодательства о несовершеннолетних... Охватывает всю систему прав несовершеннолетних по российскому законодательству | ||
Не раскрыта, обнаруживается существенное непонимание проблемы «Гражданское право, предпринимательское право, семейное право, международное частное право» | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... «Теория без практики мертва или бесплодна: практика без теории невозможна или пагубна. Для теории нужны знания, для практики, сверх... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Проблемы теории права» Проблемы теории права Специальность 030501. 65 Юриспруденция Форма подготовки очная | Федеральное агентство по образованию Федеральное государственное... Темы рефератов к разделу Проблемы теории и практики применения уголовного наказания в России и Германии | ||
Проблемы теории и практики ... | Конструирование социальной проблемы здоровья и болезни средствами... Санкт-Петербургский государственный университет, профессор кафедры теории и практики социальной работы факультета социологии |