Скачать 157.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет» «УТВЕРЖДАЮ» Ректор ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ ______________И.И. Габитов 27 октября 2011 г. положение о ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ практике аспирантов УФА 2011 Настоящее Положение о педагогической практике аспирантов ФГБОУ ВПО «Башкирский государственный аграрный университет» (далее в тексте – Университет) определяет задачи педагогической практики, организационные основы и содержание педагогической практики, права и обязанности аспиранта в период прохождения педагогической практики, а также обязанности руководителя педагогической практики.
1.1 Положение о педагогической практике (далее в тексте - Положение) аспирантов в государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет» регламентирует порядок и формы прохождения педагогической практики аспирантами очной формы обучения. 1.2 Настоящее Положение разработано в соответствии федеральными государственными требованиями к структуре основной профессиональной образовательной программе послевузовского профессионального образования (аспирантура), согласно которым педагогическая практика предусмотрена как один из компонентов основной образовательной программы подготовки аспирантов, рекомендациями Инструктивного письма «О формировании основных образовательных программ послевузовского профессионального образования» (№ ИБ-733/12 от 22.07.2011 г.). 1.3 Педагогическая практика в системе послевузовского образования является компонентом профессиональной подготовки к научно-педагогической деятельности в высшем учебном заведении и представляет собой вид практической деятельности аспирантов по осуществлению учебно-воспитательного процесса в высшей школе, включающего преподавание специальных дисциплин, организацию учебной деятельности студентов, научно-методическую работу по предмету, получение умений и навыков практической преподавательской деятельности. 1.4 Организатором педагогической практики является кафедра, за которой закреплена подготовка аспирантов по соответствующей научной специальности. 1.5 Руководителем педагогической практики аспиранта является научный руководитель.
2.1 В процессе прохождения педагогической практики аспиранты должны овладеть основами научно-методической и учебно-методической работы: навыками структурирования и психологически грамотного преобразования научного знания в учебный материал, систематизации учебных и воспитательных задач; методами и приемами составления задач, упражнений, тестов по различным темам, устного и письменного изложения предметного материала, разнообразными образовательными технологиями. 2.2 В ходе практической деятельности по ведению учебных занятий должны быть сформированы умения постановки учебно-воспитательных целей, выбора типа, вида занятия, использования различных форм организации учебной деятельности студентов; диагностики, контроля и оценки эффективности учебной деятельности. 2.3 В ходе посещения занятий преподавателей соответствующих дисциплин аспиранты должны ознакомиться с различными способами структурирования и предъявления учебного материала, способами активизации учебной деятельности, особенностями профессиональной риторики, с различными способами и приемами оценки учебной деятельности в высшей школе, со спецификой взаимодействия в системе «студент-преподаватель». 2.4 Основная задача педагогической практики - показать результаты комплексной психолого-педагогической, социально-экономической и информационно-технологической готовности аспиранта к научно-педагогической деятельности.
3.1 Общий объем часов педагогической практики составляет 108 часов и включает как теоретическую и самостоятельную работу, учебно-методическую работу (подготовка к занятиям, методическая работа, посещение и анализ занятий, посещение научно-методических консультаций и пр.), так и аудиторную нагрузку (проведение семинаров, практических, лабораторных занятий, проверка и рецензирование контрольных работ, рефератов, курсовых работ и проектов). 3.2 Сроки и продолжительность проведения практики определяются в соответствии с рабочим учебным планом послевузовского профессионального образования (аспирантуры) и годовым календарным учебным графиком и составляет 2 недели на 2 году обучения аспирантов. 3.3 Аспиранты, ведущие занятия по трудовым договорам в системе высшего профессионального образования могут быть освобождены от прохождения педагогической практики при условии представления в отдел аспирантуры и докторантуры заявления аспиранта, составленного в обязательной форме (приложение 1), согласованное с научным руководителем и заведующим кафедрой. 3.4 Программа педагогической практики устанавливаются согласно индивидуальному плану аспиранта, который подписывается научным руководителем аспиранта и утверждается заведующим кафедрой (приложение 2). 3.5 Обеспечение базы для прохождения практики, общее руководство педагогической практикой и научно-методическое консультирование осуществляются научным руководителем. 3.6 За прохождение педагогической практики выставляется зачет, который фиксируется в индивидуальном плане аспиранта по итогам: - рецензии-рейтинга на проведение занятий со студентами при прохождении педагогической практики (приложение 3); - отзыва научного руководителя (приложение 4); - отчетной документации, подготовленной аспирантом (приложение 5). 4 Содержание педагогической практики 4.1 Содержание научно-педагогической практики определяется программой практики, которая составляется в соответствии с настоящим Положением. Программа педагогической практики аспирантов разрабатывается и утверждается на кафедре, отвечающей за подготовку и выпуск аспирантов. 4.2 Педагогическая практика аспирантов предусматривает следующие виды деятельности: - разработка индивидуального плана прохождения педагогической практики; - ознакомление с организацией учебно-воспитательного процесса в высшей школе; - посещение научно-методических семинаров и консультаций, организованных кафедрой; - изучение опыта преподавания ведущих преподавателей Университета в ходе посещения учебных семинарских, лабораторных, практических занятий по научной дисциплине, смежным наукам; - посещение и анализ занятий, проводимых другими аспирантами; - индивидуальное планирование и разработка содержания учебных семинарских, лабораторных, практических занятий, методической работы по предмету; - самостоятельное проведение учебных занятий по дисциплине (семинарских, лабораторных, практических занятий) и их самоанализ; - участие в оценке качества различных видов работ студентов; - индивидуальная работа со студентами, руководство научными студенческими исследованиями, руководство производственной практикой студентов. 5 Права и обязанности аспиранта в период прохождения педагогической практики 5.1 Аспирант имеет право по всем вопросам, возникающим в процессе практики, обращаться к руководителю практики, пользоваться учебно-методическими пособиями, вносить предложения по усовершенствованию организации практики. 5.2 Во время прохождения практики аспирант имеет право на посещение (по предварительному соглашению) учебных занятий ведущих преподавателей Университета с целью изучения методики преподавания, ознакомления с передовым педагогическим опытом. 5.3 Аспирант выполняет все виды работ, предусмотренные программой педагогической практики, тщательно готовится к каждому занятию. 5.4 Аспирант подчиняется правилам внутреннего распорядка Университета, распоряжениям администрации и руководителю практики. 5.5 В соответствии с программой практики аспирант обязан своевременно в течение установленного срока после завершения практики представить отчетную документацию. 6 обязанности Руководителя педагогической практики 6.1 Общее руководство и контроль за прохождением практики аспирантов конкретного направления подготовки на заведующего кафедрой, за которой закреплена подготовка аспирантов по соответствующей научной специальности. 6.2 Непосредственное руководство и контроль за выполнением плана практики аспиранта осуществляется его научным руководителем. Требование к квалификации руководителя педагогической практики - статус не ниже доцента (по званию). 6.3 Руководитель педагогической практики (научный руководитель): - обеспечивает четкую организацию, планирование и учет результатов практики; - утверждает индивидуальный план проведения практики, его место в системе индивидуального планирования аспиранта, дает согласие на допуск аспиранта к преподавательской деятельности; - подбирает дисциплину, учебную группу в качестве базы для проведения педагогической практики, знакомит аспиранта с планом учебной работы, проводит открытые занятия; - оказывает научную и методическую помощь в планировании и организации учебного взаимодействия; - участвует в проведении установочных и заключительных консультаций; - контролирует работу практиканта, посещает занятия и контролирует другие виды его работы со студентами, принимает меры по устранению недостатков в организации практики; - участвует в анализе и оценке учебных занятий, дает заключительный отзыв об итогах прохождения практики; - обобщает учебно-методический опыт практики, вносит предложения по ее рационализации; участвует в работе отдела аспирантуры и докторантуры по обсуждению вопросов педагогической практики. Согласовано Проректор по научной и инновационной деятельности И.Г. Асылбаев Зав. отделом аспирантуры и докторантуры Л.А. Зубаирова Положение рассмотрено и утверждено на заседании Ученого совета (протокол № 3 от 27 октября 2011 г.). ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Ректору ФГБОУ ВПО Башкирский ГАУ профессору Габитову И.И. аспиранта_________ курса (очной, заочной) формы обучения ФИО (полностью)________________ ________________________________ специальность ___________________ ________________________________ заявление. Прошу зачесть мою работу в должности (ассистента, старшего преподавателя) кафедры _______________________________________________________________________ ( название кафедры, вуза) в счет прохождения аспирантской педагогический практики. В период с «____» ________ ____ г. по «____» ________ ____ г. мною проведены занятия по дисциплине (нам) ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ для студентов ________________________________________________________________________________ (факультет, курс, группа) ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ В объеме ____ часов, из них по видам занятий: ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ (личная подпись аспиранта) (расшифровка) Подпись научного руководителя ______________________________________________________ Подпись заведующего кафедрой ______________________________________________________ «____»_______________20____ г. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет» «Утверждаю» заведующий кафедрой_______________ Ф.И.О.____________________________ «___»_______________________ 20__ г. Индивидуальный план прохождения педагогической практики аспиранта _____________________ на период с________ по_______ 20_ г.
Подпись аспиранта ________________/ Ф.И.О. Подпись руководителя практики ________________/ Ф.И.О. ПРИЛОЖЕНИЕ 3 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет» Рецензия-рейтинг на проведение занятия со студентами при прохождении педагогической практики аспиранта _______________________________
Рецензент: ________________/ Ф.И.О. Подпись _________ Дата ________ ПРИЛОЖЕНИЕ 4 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет» Отзыв руководителя о прохождении педагогической практики аспиранта___________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ __________________________________________________________________ Оценка за практику: ________________________________________________ Руководитель практики: ________________/ Ф.И.О. Подпись ______________Дата_________ ПРИЛОЖЕНИЕ 5 МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Башкирский государственный аграрный университет» Отчет о прохождении педагогической практики в аспирантуре (20_- 20_ учебный год) аспирант ____________________________________________________________________ Ф.И.О. аспиранта специальность _______________________________________________________________ год обучения ______________________ кафедра _____________________________________________________________________ наименование Сроки прохождения практики с «__»_________ 200_ г. по «__» ________ 200_ г.
Основные итоги практики: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рекомендации: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Аспирант ________________/ Ф.И.О. Руководитель практики ________________/ Ф.И.О. |
Гоу впо «Башкирский государственный университет» Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки... | Гоу впо «Башкирский государственный университет» Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 032700 Филология и профилю подготовки... | ||
Методические указания к самостоятельной работе студентов Сибай си бгу2014 Министерство образования и науки РФ сибайский институт (филиал) фгбоу впо «Башкирский государственный университет» | Методические указания к самостоятельной работе студентов Сибай си бгу2014 Министерство образования и науки РФ сибайский институт (филиал) фгбоу впо «Башкирский государственный университет» | ||
Индивидуальный маршрут и технологические подходы к его реализации... Фгбоу впо колледж «Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы» г. Уфа | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... «разработать информационно техническую систему по анализу состояния топливно-энергетической базы объектов агропромышленного комплекса... | ||
«Башкирский государственный аграрный университет» информационное... Программа предназначена на изучение предмета «общая биология» об общеобразовательных учреждениях | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программный модуль «Catalyst activity 0» для моделирования каталитической активности титаносиликатов в реакции разложения пероксида... | ||
Министерство образования Республики Башкортостан фгбоу впо «Башкирский... Охватывает разнообразные виды творческой деятельности, которые выделены в три основных направления: декоративно-прикладное, художественно-эстетическое... | Фгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова» Фгбоу впо «дагестанский государственный аграрный университет имени М. М. Джамбулатова» (Лицензия: серия 09Л01 №0000564, регистрационный... | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Технологии воспроизводства сельскохозяйственных животных в условиях индустриальной системы производства в апк | Высшего профессионального образования «Башкирский государственный... Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы аспирантов | ||
Сто 0493582-003-2009 стандарт организации Утвержден и введен в действие приказом по Федеральному государственному образовательному учреждению высшего профессионального образования... | Российская федерация министерство сельского хозяйства федеральное... Примерная программа предназначена для учащихся старшей школы социально-экономического профиля | ||
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... | Иосиф волоцкий в отечественной историографии XIX xx вв. ... |