Скачать 135.69 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийКафедра ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектурыСеменова М.В., Белозерова А.А. ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ В ЛАНДШАФТНОМ ДИЗАЙНЕ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020201.65 «Биология» ОЗО Тюмень 2011 Семенова М.В., Белозерова А.А. Декоративные растения в ландшафтном дизайне: Учебно-методический комплекс. Рабочая учебная программа для студентов специальности 020201.65 «Биология» ОЗО. Тюмень, 2011. 12 с. Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов специальности 020200.65 Биология. Рабочая учебная программа включает в себя пояснительную записку, содержание дисциплины, тематический план с указанием аудиторных часов для самостоятельной работы по темам, примеры вопросов к контрольным работам, темы рефератов, перечень контрольных вопросов к зачету, список литературы. Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Декоративные растения в ландшафтном дизайне [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk.utmn.ru, свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: заведующий кафедрой ботаники, биотехнологии и ландшафтной архитектуры Н.А. Боме, д.с.-х.н., профессор© Тюменский государственный университет, 2011. © Семенова М.В., Белозерова А.А., 2011.
Курс «Декоративные растения в ландшафтном дизайне» входит в цикл общепрофессиональных дисциплин подготовки студентов специальности «Биология». Данная дисциплина по выбору читается на ОЗО на 5 курсе в 9 семестре. Целью данного курса является ознакомление студентов с декоративными растениями открытого грунта и их использованием в озеленении и ландшафтном дизайне в условиях Тюменской области. Задачами курса являются: - изучение морфо-биологических, экологических особенностей, декоративных свойств, агротехники и способов размножения травянистых и древесных растений; - знакомство с характеристикой основных семейств, родов и видов цветочно-декоративных и древесных растений, используемых в озеленении; - знакомство с современными приемами цветочного оформления, проектирования цветников, основами колористики. В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать: стили ландшафтного дизайна, значение древесно-кустарниковых и цветочно-декоративных насаждений, требования растений к условиям внешней среды, декоративные качества, классификации травянистых и древесных растений по отношению к основным экологическим факторам, особенности агротехники и посадки растений, характеристику основных семейств, родов и видов древесных растений, группы цветочно-декоративных растений, основы колористики и проектирования цветников; уметь: правильно подбирать виды древесных и цветочно-декоративных растений для различных типов композиций и цветников; владеть: способностью работать в малых группах, навыками анализа литературных источников, работы с электронными каталогами растений, определителями, использования ресурсов Internet. Общая трудоемкость дисциплины составляет 70 ч., из них 8 ч. лекций, 62 ч. самостоятельной работы. Итоговая форма контроля - зачет.
Таблица 1 Тематический план
Таблица 2 Планирование самостоятельной работы студентов ОЗО
Тема 1. Введение. Растения – живой материал для ландшафтного дизайна. Декоративные качества растений. Динамика возрастных и сезонных изменений облика растений. Стили ландшафтного дизайна. Значение древесных и цветочно-декоративных насаждений. Требования растений к основным факторам окружающей среды. Тема 2. Летники Общая характеристика и общая агротехника выращивания. Однолетние цветущие растения. Декоративно лиственные растения. Вьющиеся летники. Сухоцветы. Размножение однолетних цветочно-декоративных растений открытого грунта. Использование в озеленении и ландшафтном дизайне в условиях Тюменской области. Тема 3. Двулетники Двулетники, краткая характеристика основных семейств и наиболее распространенных видов. Агротехника выращивания, размножение и использование в озеленении. Тема 4. Ковровые растения Общая характеристика наиболее распространенных видов растений и использование в ландшафтном дизайне. «Цветочная живопись». Ковровые цветники г. Тюмени. Тема 5. Многолетники Общая характеристика многолетников. Наиболее распространенные виды. Многолетники, зимующие в грунте (стержнекорневые, кистекорневые, корневищные). Декоративно-лиственные многолетники. Многолетники, не зимующие в грунте. Размножение многолетних цветочно-декоративных растений открытого грунта. Использование многолетников в озеленении и ландшафтном дизайне в условиях г. Тюмени и Тюменской области. Тема 6. Луковичные и клубнелуковичные растения Луковичные и клубнелуковичные растения, зимующие в грунте. Луковичные и клубнелуковичные растения не зимующие в открытом грунте. Наиболее распространенные виды. Размножение. Использование в ландшафтном дизайне. Тема 7. Красивоцветущие и декоративные кустарники и деревья. Декоративные хвойные растения Красивоцветущие, декоративно-лиственные, вьющиеся и хвойные кустарники и деревья, общая характеристика. Основные семейства и наиболее распространенные виды. Использование в зеленом строительстве. Примеры древесно-кустарниковых групп. Декоративные хвойные растения. Общая характеристика, агротехника, декоративные качества. Основные семейства и наиболее распространенные виды. Значение хвойных пород в озеленении и ландшафтном дизайне. Тема 8. Приемы цветочного оформления Бордюры, рабатки, клумбы, партеры, солитеры, модульные цветники, миксбордеры, группы, альпинарии, рокарии, каменистые осыпи, подвесные корзинки и кашпо, грядки-цветники. Тема 9. Устройство цветников Цветники – устройство, подбор растений по высоте, времени цветения, окраске. Закладка цветника. Уход за цветником. Тема 10. Проектирование цветникаОсновы колористики. Посадочно-разбивочные чертежи. Экспликация. Рабочий посадочный чертеж, рабочий разбивочный чертеж.
Используя основную и дополнительную литературу, студенты готовят рефераты по выбранным темам объемом 8-10 страниц, оформляя его в соответствии с общепринятыми правилами. Затем на основе реферата делают доклад на 5-7 минут, в котором в сжатой форме представляют изученный теоретический материал. Доклад сопровождается демонстрацией презентации.
Основная:
Дополнительная:
Журналы: «Флора» [электронный ресурс; режим доступа]: http://www.floraprice.ru/, «Сад своими руками» [электронный ресурс; режим доступа]: www.landshaft.ru, «Цветоводство» [электронный ресурс; режим доступа]: http://www.tsvetovodstvo.com, «Ландшафтный дизайн» [электронный ресурс; режим доступа]: www.landshaft.ru, «Мой прекрасный сад» [электронный ресурс; режим доступа]: www.sad-online.ru; «В мире растений» [электронный ресурс; режим доступа]: http://gardener.ru/library/magazin/v-mire-rasteniy: «Forestry Review» [электронный ресурс; режим доступа]: http://www.russianforestryreview.com: «American Nurserymen» [электронный ресурс; режим доступа]: http://www.amerinursery.com
При чтении данного курса используются мультимедийные презентации, иллюстрации из книг и журналов, фотографии, табличный материал, электронные каталоги растений, видеофильмы. Для знакомства с декоративными цветочными и древесно-кустарниковыми растениями используется гербарий, коллекция плодов и семян, коллекции живых цветочно-декоративных растений, иллюстрации, фотографии. |
Расшифровка терминов 26 Комнатные и садово-декоративные травянистые растения 10 6 Декоративные деревья и кустарники 14 | Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной... «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», авторы Пономарева И. Н., Кучменко В. С рабочая программа рассчитана на 34 учебных часа. В... | ||
Черкашина Ольга Николаевна учитель химии и биологии Стаж педагогической... Лекарственные растения были известны человеку ещё в глубокой древности. Не было на земле такого племени, как бы ни примитивна была... | Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями... Целью данного курса является ознакомление студентов с декоративными растениями открытого грунта и их использованием в озеленении... | ||
Пояснительная записка 4 тематический план 6 содержание дисциплины... Гос спо по специальности 080106. 65Финансы, утвержденный Министерством образования РФ «21» февраля 2002 г. №15-0603-Б | Пояснительная записка Курс «Окружающий мир» Охватывают курс программы 1-2 классов | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины сд. 26 Тепличное растениеводство... Чтобы продлить жизнь растениям в зимнее время, сохранить декоративные растения тропиков и субтропиков, первые теплицы появились в... | Элективный курс по физике «Элементы биофизики»» Автор : Лимонов Н.... Элективный курс предназначен для учащихся 9 классов общеобразовательных учреждений. Курс основан на знаниях и умениях, полученных... | ||
Учебно-методический комплекс одобрен на заседании кафедры общественных... При разработке учебно-методического комплекса учебной дисциплины в основу положены | Пояснительная записка: Курс «Гидробиология» Курс «Гидробиология» разработан для студентов, обучающихся по специальности «Биология». Освоение данной дисциплины требует соответствующей... | ||
Пояснительная записка рабочая программа составлена на основании Примерной... «результата» эволюции и как основы ее устойчивого развития, а также навыков практической деятельности. Изучение биологии в 6 классе... | Элективный курс «Симметрия вокруг нас» Автор: Соктоева Любовь Жамбаловна... Для учащихся данный элективный курс призван помочь представить математику в констексте биологии | ||
Элективный курс по русскому языку для 11-х классов Пояснительная записка Единому государственному экзамену. Данный курс учитывает эти новые условия, в нем подробно разбираются все задания демонстрационного... | Элективный курс по страноведению «Знакомьтесь: Соединенные Штаты Америки» Пояснительная записка Данный элективный курс заканчивается викториной on-line, позволяющей учителю закрепить и проконтролировать знания учащихся по всему... | ||
Программа по биологии пояснительная записка В содержание программы включен материал из следующих разделов школьной биологии: «Растения. Бактерии. Грибы. Лишайники», «Животные»,... | Пояснительная записка к планированию по географии для 7 класса Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих... |