Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012





НазваниеМетодика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012
страница1/9
Дата публикации23.11.2014
Размер1.01 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного профессионального образования

Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки

работников образования
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

Ульяновский профессионально-педагогический колледж

Методика диагностики и оценки
сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно - компетентностного подхода



Ульяновск, 2012
Аннотация
Отчетные материалы, представлены на 192 страницах и состоят из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первом параграфе рассматриваются теоретические основы проектирования методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций, приводится понятие методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций, концептуальные сущностные характеристики компетентностного и модульного подходов, понятие «модульно - компетентностный» подход; раскрываются принципы построения профессиональных модулей, объекты и предметы мониторинга, критерии мониторинга.

Второй параграф посвящен особенностям оценки качества довузовского профессионального образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, в ней приводятся типы и виды контроля успешности освоения основных профессиональных образовательных программ обучающимися.

Инновационные системы оценивания новых образовательных результатов в рамках модульно - компетентностного подхода рассматриваются в третьем параграфе, в качестве примера приведены следующие инновационные системы оценивания: таксономия Б. Блума, аутентичное оценивание, модульно-рейтинговая система оценивания, система оценивания «Портфолио».

В четвертом параграфе раскрываются особенности формирования и разработки фондов оценочных средств в рамках модульно - компетентностного подхода.

В приложении представлены:

1. Положение о мониторинге сформированности общих и профессиональных компетенций в процессе реализации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС НПО и СПО

2. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации

3. Временное положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников специальности (профессии)

4. Примерный перечень оценочных средств

5. Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Математика»

6. Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Инженерная графика»

7. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 01 Подготовительно-сварочные работы


СОДЕРЖАНИЕ


Введение………………………………………………………………

5

1. Теоретические основы проектирования методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций……………………………………………………..……….

7

2. Особенности оценки качества довузовского профессионального образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов…………………………………

14

3. Инновационные системы оценивания новых образовательных результатов в рамках модульно - компетентностного подхода ….

30

4. Формирование фондов оценочных средств в рамках модульно -компетентностного подхода………………………………………….

37

Заключение……………………………………………………………

49

Список литературы……………………………………………………

51

Приложения……………………………………………………………

54

1. Положение о мониторинге сформированности общих и профессиональных компетенций в процессе реализации основных профессиональных образовательных программ в соответствии с ФГОС НПО и СПО………………………………………………….

54

2. Положение о текущем контроле и промежуточной аттестации

62

3. Временное положение о государственной (итоговой) аттестации выпускников специальности (профессии) ……………

69

4. Примерный перечень оценочных средств………………………

73

5. Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Математика» (см. отдельный файл)




6. Комплект контрольно-оценочных средств по учебной дисциплине «Инженерная графика» (см. отдельный файл)




7. Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю ПМ. 01 Подготовительно-сварочные работы (см. отдельный файл)






ВВЕДЕНИЕ
Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. В процессе подготовки рабочих и специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные рабочие и специалисты, способные эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях. Цель довузовского профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно - компетентностный, а также разработка адекватных методик диагностики и оценки его результативности.

Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании в отличие от других используемых подходов предопределяет глубокие преобразования, как в организации образовательного процесса, так и в оценке его результатов. Традиционная предметная организация образовательного процесса направлена на усвоение и закрепление знаний (реже умений и навыков). Отсюда и приоритет процедур оценивания, прежде всего, теоретических знаний. При всей проверенной временем надежности и полезности такого подхода к контролю, его нельзя признать вполне достаточным для проверки успешности освоения обучающимся образовательной программы, реализующей компетентностную модель обучения.

В соответствии с требованиями ФГОС НПО И СПО к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) образовательные учреждения должны пересмотреть систему диагностики, внутреннего и внешнего контроля, оценки результативности модульно -компетентностного подхода, как механизма формирования новых образовательных результатов.

Педагогическим коллективам образовательных учреждений НПО и СПО региона предстоит совершенствовать традиционные средства контроля в русле модульно - компетентностного подхода, научиться формировать инновационные оценочные средства.

В качестве первопроходца такую миссию в рамках областной программы «Развитие инновационных процессов» на себя возлагает педагогический коллектив Ульяновского профессионально-педагогического колледжа.

Авторский коллектив надеется, что предлагаемая методика станет для региональных образовательных учреждений довузовского профессионального образования неким ориентиром в проектировании модели, системы диагностики и оценки результативности модульно - компетентностного подхода, который внедряется и реализуется в учебных заведениях.

1. Теоретические основы проектирования методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций

Преобразования, осуществляемые в системе начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС, не могут быть реализованы без изменения методики диагностики и оценки качества образовательного процесса. Методику диагностики и оценки мы понимаем как совокупность форм, методов и средств осуществления диагностических и оценочных процедур в образовательном процессе. Модульно -компетентностный подход, определенный как доминирующий в организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС, задает свой вектор проектирования данной методики.

В разработке методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся важным является понимание составляющих модульно - компетентностного подхода, так как они несут в себе специфику, которая будет отличать новую модель от традиционной системы контроля, организуемой при других методологических подходах к организации образовательного процесса.

Структура любого подхода состоит из определения его концептуальной основы, целей и принципов, содержания, механизмов реализации и критериев, показателей результативности.

Модульно - компетентностный подход аккумулируют в себе характеристики двух подходов: компетентностного и модульного, которые несут в себе определенные специфические черты.

Концептуальные сущностные характеристики компетентностного подхода заключаются в следующем:

- образовательный результат определяется через категорию «готовности личности к адекватным действиям в заданной ситуации», общие и профессиональные компетенции;

- смысл организации компетентностно ориентированного образовательного процесса заключается в создании условий, в которых проектируется механизм овладения способами деятельности;

- оценка учебных достижений обучающихся базируется на заранее заданном стандарте качества при однозначных критериях: профессиональных и общих компетенциях [35].

Со своей стороны модульный подход характеризуется следующими особенностями:

- основной единицей содержания обучения является модуль, обладающий целостностью, определенной внутренней структурой, направленностью на достижение конкретных образовательных целей, заявленных в ФГОС в виде новых образовательных результатов (общих и профессиональных компетенций);

- содержание учебного процесса может быть усвоено только в процессе собственной внутренне мотивированной деятельности обучающегося;

- фиксируется возможность гибко реагировать и приспосабливаться к конкретным условиям обучения;

- значительно упрощается реализация принципа сотрудничества и обуславливается использование активных методов [35].

Представленный анализ составляющих модульно - компетентностного подхода в профессиональном образовании позволяет нам сформулировать его определение как модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных и общих компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения [35].

Таким образом, результативность модульно - компетентностного подхода диагностируется и оценивается сформированностью профессиональных и общих компетенций, а также освоенностью видов профессиональной деятельности.

Особенности разработки методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций обусловлены также принципами построения профессиональных модулей, среди которых особый интерес для нас представляют принципы:

- ориентации на результат;

- социального партнёрства;

- единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста;

- минимальной достаточности;

- модульного построения программ;

- итерации [2].

Принцип ориентации на результат предполагает переориентацию образовательных стандартов НПО и СПО с вводных факторов (обязательный учебный материал) и процесса (продолжительность курса) на результаты обучения (достижения учащихся, в особенности полезные компетенции). В соответствии с данным процессом разработка методики диагностики и оценки новых образовательных результатов становится приоритетной задачей.

Принцип социального партнёрства требует обязательной включенности работодателей в оценочные процедуры в качестве экспертов.

Принцип минимальной достаточности предполагает обязательную диагностику и оценку всех образовательных результатов, заложенных в стандартах.

Принцип единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста предполагает формирование, создание методик, выбор форм, методов и инструментария, обеспечивающих оценку агрегированных показателей новых образовательных результатов.

Принцип функциональности нацеливает на диагностику, контроль и оценку тех составляющих общих и профессиональных компетенций, которые необходимы для данного вида профессиональной деятельности.

Принцип модульного построения предопределяет действия по формированию диагностического и оценочного инструментария для определения уровня сформированности всех образовательных результатов внутри профессионального модуля как основной единицы ОПОП.

Принцип итерации означает описание поэтапного процесса, в котором результаты выполнения группы операций в рамках каждого этапа используются следующим этапом (кроме последнего, потому что он предоставляет конечный результат). Структура профессионального модуля включает в себя междисциплинарный курс, учебную практику, производственную практику и самостоятельную работу обучающихся. На каждом из этих этапов оценивается свой результат освоения и усвоения соответствующего содержания, заданного ФГОС НПО и СПО по профессии и специальности. Изучение междисциплинарного курса заканчивается оценкой знаний и умений обучающихся. Результатом реализации программ учебной и производственной практик становится приобретенный практический опыт. Производственная практика, являясь завершающим этапом освоения программы профессионального модуля, приводит к оценке профессиональных компетенций. Общие компетенции оцениваются по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы или же по решению образовательного учреждения сформированность отдельных общих компетенций может быть оценена в рамках освоения учебной дисциплины, профессионального модуля.

Вышеизложенные принципы предопределяют создание и развитие двух направлений контрольно-оценочной деятельности:

– неперсонфициорванная процедура оценки (мониторинговая);

– персонифицированная процедура оценки (аттестационная) [13].
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconКомплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю
Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconКомплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю
Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconКомплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю
Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconКомплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю
Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconМетодика оценки сформированности компетенций на уровне учебной дисциплины...
В статье описываются основные характеристики компетенции; анализируются сложности создания методики оценки сформировнности компетенций...
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconМатериалы педагогического совета Анализ основных профессиональных...
Сергеева Н. А. зам директора по умр, Горшенина Н. В. зам директора по упр, Лапынина Ю. Г. преподаватель, Секретева Н. В. мастер п/о,...
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconФормирование общих компетенций в рамках проведения городской олимпиады по дисциплине экономика
В современном образовательном процессе в рамках фгос спо формирование общих компетенций имеет не меньшее значение, чем компетентностный...
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии...
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconМониторинг образовательного процесса как итог освоения авторской...
Федерации» и инновационный проект «Наша новая школа». Согласно приоритетным направлениям развития образования в целом, с точки зрения...
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconИнститут химии
Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций на основе изучения факторов,...
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconОбеспечение перспективного развития образовательного процесса, его...
Единая методическая тема – модернизация комплексного учебно – методического обеспечения образовательного процесса – как условие реализации...
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconПрограмма государственной итоговой аттестации
Целью гиа является установление степени готовности выпускника к самостоятельной деятельности, сформированности профессиональных компетенций...
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconТема: Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования
Цель: Создание условий для наиболее полного развития субъектов образовательного процесса через формирование ключевых компетенций
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconКвалификация (степень) выпускника
Цель освоить методологию создания и оценки качества лекарственных веществ на основе общих и частных закономерностей фармацевтической...
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconМетодическое Объединение «Терапия»
Формирование профессиональных и общих компетенций у студентов по специальности «Лечебное дело»и «Лабораторная диагностика»
Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно компетентностного подхода Ульяновск, 2012 iconРеферат Обозначена проблема и обоснована её актуальность, логично...
Структура оценки показателей и критериев уровней сформированности компетенций по дисциплине. Шкала оценивания


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск