Скачать 1.01 Mb.
|
Областное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Ульяновский институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Областное государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ульяновский профессионально-педагогический колледж Методика диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций на основе модульно - компетентностного подхода Ульяновск, 2012 Аннотация Отчетные материалы, представлены на 192 страницах и состоят из введения, четырех глав, заключения, списка литературы и приложений. В первом параграфе рассматриваются теоретические основы проектирования методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций, приводится понятие методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций, концептуальные сущностные характеристики компетентностного и модульного подходов, понятие «модульно - компетентностный» подход; раскрываются принципы построения профессиональных модулей, объекты и предметы мониторинга, критерии мониторинга. Второй параграф посвящен особенностям оценки качества довузовского профессионального образования в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов, в ней приводятся типы и виды контроля успешности освоения основных профессиональных образовательных программ обучающимися. Инновационные системы оценивания новых образовательных результатов в рамках модульно - компетентностного подхода рассматриваются в третьем параграфе, в качестве примера приведены следующие инновационные системы оценивания: таксономия Б. Блума, аутентичное оценивание, модульно-рейтинговая система оценивания, система оценивания «Портфолио». В четвертом параграфе раскрываются особенности формирования и разработки фондов оценочных средств в рамках модульно - компетентностного подхода. В приложении представлены:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) начального и среднего профессионального образования (НПО и СПО) определяет необходимость переосмысления ключевых методологических подходов к практике принятия и реализации решений, связанных с обучением и профессиональной подготовкой молодежи к динамично изменяющимся рыночным условиям. В процессе подготовки рабочих и специалистов главенствующую роль приобретает ориентация на личность и компетентность, позволяющая существенно облегчить процесс адаптации молодежи к профессиональной среде, повысить ее конкурентоспособность. Сегодня все более востребованными становятся компетентные рабочие и специалисты, способные эффективно функционировать в новых социально-экономических условиях. Цель довузовского профессионального образования состоит не только в том, чтобы научить человека что-то делать, приобрести профессиональную квалификацию, но и в том, чтобы дать ему возможность справляться с различными жизненными и профессиональными ситуациями. В связи с этим особую актуальность сегодня приобретает проблема подготовки специалистов на основе инновационных подходов, к числу которых относится модульно - компетентностный, а также разработка адекватных методик диагностики и оценки его результативности. Модульно - компетентностный подход в профессиональном образовании в отличие от других используемых подходов предопределяет глубокие преобразования, как в организации образовательного процесса, так и в оценке его результатов. Традиционная предметная организация образовательного процесса направлена на усвоение и закрепление знаний (реже умений и навыков). Отсюда и приоритет процедур оценивания, прежде всего, теоретических знаний. При всей проверенной временем надежности и полезности такого подхода к контролю, его нельзя признать вполне достаточным для проверки успешности освоения обучающимся образовательной программы, реализующей компетентностную модель обучения. В соответствии с требованиями ФГОС НПО И СПО к результатам освоения основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) образовательные учреждения должны пересмотреть систему диагностики, внутреннего и внешнего контроля, оценки результативности модульно -компетентностного подхода, как механизма формирования новых образовательных результатов. Педагогическим коллективам образовательных учреждений НПО и СПО региона предстоит совершенствовать традиционные средства контроля в русле модульно - компетентностного подхода, научиться формировать инновационные оценочные средства. В качестве первопроходца такую миссию в рамках областной программы «Развитие инновационных процессов» на себя возлагает педагогический коллектив Ульяновского профессионально-педагогического колледжа. Авторский коллектив надеется, что предлагаемая методика станет для региональных образовательных учреждений довузовского профессионального образования неким ориентиром в проектировании модели, системы диагностики и оценки результативности модульно - компетентностного подхода, который внедряется и реализуется в учебных заведениях. 1. Теоретические основы проектирования методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций Преобразования, осуществляемые в системе начального и среднего профессионального образования в соответствии с требованиями ФГОС, не могут быть реализованы без изменения методики диагностики и оценки качества образовательного процесса. Методику диагностики и оценки мы понимаем как совокупность форм, методов и средств осуществления диагностических и оценочных процедур в образовательном процессе. Модульно -компетентностный подход, определенный как доминирующий в организации образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС, задает свой вектор проектирования данной методики. В разработке методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций обучающихся важным является понимание составляющих модульно - компетентностного подхода, так как они несут в себе специфику, которая будет отличать новую модель от традиционной системы контроля, организуемой при других методологических подходах к организации образовательного процесса. Структура любого подхода состоит из определения его концептуальной основы, целей и принципов, содержания, механизмов реализации и критериев, показателей результативности. Модульно - компетентностный подход аккумулируют в себе характеристики двух подходов: компетентностного и модульного, которые несут в себе определенные специфические черты. Концептуальные сущностные характеристики компетентностного подхода заключаются в следующем: - образовательный результат определяется через категорию «готовности личности к адекватным действиям в заданной ситуации», общие и профессиональные компетенции; - смысл организации компетентностно ориентированного образовательного процесса заключается в создании условий, в которых проектируется механизм овладения способами деятельности; - оценка учебных достижений обучающихся базируется на заранее заданном стандарте качества при однозначных критериях: профессиональных и общих компетенциях [35]. Со своей стороны модульный подход характеризуется следующими особенностями: - основной единицей содержания обучения является модуль, обладающий целостностью, определенной внутренней структурой, направленностью на достижение конкретных образовательных целей, заявленных в ФГОС в виде новых образовательных результатов (общих и профессиональных компетенций); - содержание учебного процесса может быть усвоено только в процессе собственной внутренне мотивированной деятельности обучающегося; - фиксируется возможность гибко реагировать и приспосабливаться к конкретным условиям обучения; - значительно упрощается реализация принципа сотрудничества и обуславливается использование активных методов [35]. Представленный анализ составляющих модульно - компетентностного подхода в профессиональном образовании позволяет нам сформулировать его определение как модель организации учебного процесса, в качестве цели обучения в которой выступает совокупность профессиональных и общих компетенций обучающегося, в качестве средства ее достижения - модульное построение структуры и содержания профессионального обучения [35]. Таким образом, результативность модульно - компетентностного подхода диагностируется и оценивается сформированностью профессиональных и общих компетенций, а также освоенностью видов профессиональной деятельности. Особенности разработки методики диагностики и оценки сформированности общих и профессиональных компетенций обусловлены также принципами построения профессиональных модулей, среди которых особый интерес для нас представляют принципы: - ориентации на результат; - социального партнёрства; - единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста; - минимальной достаточности; - модульного построения программ; - итерации [2]. Принцип ориентации на результат предполагает переориентацию образовательных стандартов НПО и СПО с вводных факторов (обязательный учебный материал) и процесса (продолжительность курса) на результаты обучения (достижения учащихся, в особенности полезные компетенции). В соответствии с данным процессом разработка методики диагностики и оценки новых образовательных результатов становится приоритетной задачей. Принцип социального партнёрства требует обязательной включенности работодателей в оценочные процедуры в качестве экспертов. Принцип минимальной достаточности предполагает обязательную диагностику и оценку всех образовательных результатов, заложенных в стандартах. Принцип единства формирования общих и профессиональных компетенций специалиста предполагает формирование, создание методик, выбор форм, методов и инструментария, обеспечивающих оценку агрегированных показателей новых образовательных результатов. Принцип функциональности нацеливает на диагностику, контроль и оценку тех составляющих общих и профессиональных компетенций, которые необходимы для данного вида профессиональной деятельности. Принцип модульного построения предопределяет действия по формированию диагностического и оценочного инструментария для определения уровня сформированности всех образовательных результатов внутри профессионального модуля как основной единицы ОПОП. Принцип итерации означает описание поэтапного процесса, в котором результаты выполнения группы операций в рамках каждого этапа используются следующим этапом (кроме последнего, потому что он предоставляет конечный результат). Структура профессионального модуля включает в себя междисциплинарный курс, учебную практику, производственную практику и самостоятельную работу обучающихся. На каждом из этих этапов оценивается свой результат освоения и усвоения соответствующего содержания, заданного ФГОС НПО и СПО по профессии и специальности. Изучение междисциплинарного курса заканчивается оценкой знаний и умений обучающихся. Результатом реализации программ учебной и производственной практик становится приобретенный практический опыт. Производственная практика, являясь завершающим этапом освоения программы профессионального модуля, приводит к оценке профессиональных компетенций. Общие компетенции оцениваются по итогам освоения основной профессиональной образовательной программы или же по решению образовательного учреждения сформированность отдельных общих компетенций может быть оценена в рамках освоения учебной дисциплины, профессионального модуля. Вышеизложенные принципы предопределяют создание и развитие двух направлений контрольно-оценочной деятельности: – неперсонфициорванная процедура оценки (мониторинговая); – персонифицированная процедура оценки (аттестационная) [13]. |
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности | Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности | ||
Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности | Комплект контрольно-оценочных средств по профессиональному модулю Комплект материалов для оценки сформированности общих и профессиональных компетенций по виду профессиональной деятельности | ||
Методика оценки сформированности компетенций на уровне учебной дисциплины... В статье описываются основные характеристики компетенции; анализируются сложности создания методики оценки сформировнности компетенций... | Материалы педагогического совета Анализ основных профессиональных... Сергеева Н. А. зам директора по умр, Горшенина Н. В. зам директора по упр, Лапынина Ю. Г. преподаватель, Секретева Н. В. мастер п/о,... | ||
Формирование общих компетенций в рамках проведения городской олимпиады по дисциплине экономика В современном образовательном процессе в рамках фгос спо формирование общих компетенций имеет не меньшее значение, чем компетентностный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Цель: Оценка уровня сформированности профессиональных педагогических компетенций, на основе которой выносится суждение о соответствии... | ||
Мониторинг образовательного процесса как итог освоения авторской... Федерации» и инновационный проект «Наша новая школа». Согласно приоритетным направлениям развития образования в целом, с точки зрения... | Институт химии Целью освоения дисциплины является формирование у студентов общекультурных и профессиональных компетенций на основе изучения факторов,... | ||
Обеспечение перспективного развития образовательного процесса, его... Единая методическая тема – модернизация комплексного учебно – методического обеспечения образовательного процесса – как условие реализации... | Программа государственной итоговой аттестации Целью гиа является установление степени готовности выпускника к самостоятельной деятельности, сформированности профессиональных компетенций... | ||
Тема: Реализация компетентностного подхода как условие повышения качества образования Цель: Создание условий для наиболее полного развития субъектов образовательного процесса через формирование ключевых компетенций | Квалификация (степень) выпускника Цель освоить методологию создания и оценки качества лекарственных веществ на основе общих и частных закономерностей фармацевтической... | ||
Методическое Объединение «Терапия» Формирование профессиональных и общих компетенций у студентов по специальности «Лечебное дело»и «Лабораторная диагностика» | Реферат Обозначена проблема и обоснована её актуальность, логично... Структура оценки показателей и критериев уровней сформированности компетенций по дисциплине. Шкала оценивания |