Методическое руководство





Скачать 445.04 Kb.
НазваниеМетодическое руководство
страница1/4
Дата публикации24.11.2014
Размер445.04 Kb.
ТипРуководство
100-bal.ru > Право > Руководство
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Воронежский государственный технический университет»

Центр дистанционного образования


МЕТОДИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО

по разработке электронного учебно-методического обеспечения

системы электронно-дистанционного обучения


Воронеж 2012

ББК 74.58-26.253 я7
Составители: к.э.н., доцент Т.В. Щеголева, д.т.н., профессор В.Г. Юрасов, Г.В. Кольцова

Методическое руководство разработке электронного учебно-методического обеспечения системы электронно-дистанционного обучения / ФГБОУ ВПО «ВГТУ»; Сост. Т.В. Щеголева, В.Г. Юрасов, Г.В Кольцова. Воронеж, 2012. ____ с.
Методическое руководство включает основные понятия и этапы разработки ЭУМК по дисциплине, приемы организации учебного материала и примеры построения модульной структуры. Изложены требования по оформлению текстовой и графической составляющих электронных учебно-методических материалов.
Методическое руководство предназначено для разработчиков электронных обучающих материалов и электронных учебных курсов, отвечающих требованиям системы электронно-дистанционного обучения ВГТУ.

Рецензент
Ответственный за выпуск директор центра дистанционного образования В.Ю. Ряжских

Печатается по решению редакционно-издательского совета Воронежского государственного технического университета.






©Воронежский государственный

технический университет, 2012


СОДЕРЖАНИЕ
Введение

  1. Основные понятия.

  2. Особенности разработки электронных учебно-методических комплексов системы электронно-дистанционного обучения.

  3. Характеристика электронного учебно-методического комплекса по дисциплине.

  4. Типовая структура электронного учебно-методического комплекса.

  5. Разработка электронных курсов для системы электронно-дистанционного обучения.

  6. Правила оформления электронных учебных курсов в системе электронно-дистанционного обучения.

Рекомендуемая литература

Приложение

Введение
Электронные учебно-методические комплексы, создание которых обусловлено интенсивным развитием информационных технологий сферы образования, нарастающей актуальностью в образовательном процессе, являются одним из основных инструментов реализации дистанционных образовательных технологий.

Электронные учебно-методические комплексы служат для поддержки учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий по всем предусмотренным законом Российской Федерации "Об образовании" формам получения образования (очной, очно-заочной, заочной) или при сочетании указанных форм.

В настоящем методическом руководстве рассмотрена методика формирования электронных учебных курсов для системы электронно-дистанционного обучения ВГТУ в динамической управляющей образовательной среде Moodle.


  1. Основные понятия


1.1. Дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – образовательные технологии, реализуемые с применением информационных и телекоммуникационных технологий при опосредованном или частично опосредованном взаимодействии обучающегося и преподавателя.

1.2. Электронно-дистанционные образовательные технологии (ЭДОТ) – ДОТ, обеспечивающие процесс обучения в электронной форме посредством сети Интернет;

1.3. Электронно-дистанционное обучение (ЭДО) – форма получения образования, при которой в образовательном процессе используются средства и формы обучения посредством электронной образовательной среды, основанной на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.

1.4. Электронная образовательная среда (ЭОС) – системно-организованная совокупность информационных ресурсов электронно-дистанционного обучения, средств передачи данных, протоколов взаимодействия, аппаратно-программного и организационно-методического обеспечения, ориентированная на удовлетворение образовательных потребностей пользователей.

1.5. Система электронно-дистанционного обучения (СЭДО) – электронная образовательная среда в виде системно организованной совокупности информационно-коммуникационных средств и технологий, процессов программно-аппаратного и организационно-методического обеспечения, деятельности педагогического, учебно-вспомогательного и инженерного персонала (сотрудников), ориентированная на реализацию системы сопровождения учебного процесса с целью удовлетворения образовательных потребностей обучающихся.

1.6. Комплект учебно-методических материалов (ЭУМ) по дисциплине – совокупность материалов (рабочие программы, учебные планы, лекции, практикумы, методические пособия, средства контроля знаний, справочники, приложения, др.), в полном объеме обеспечивающих преподавание дисциплины. Подготовка комплекта учебно-методических материалов – первый этап в работе по подготовке методического обеспечения дисциплины.

1.7. Электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК) – реализованный в электронном виде четко структурированный комплект учебно-методических материалов, в полном объеме обеспечивающий изучение дисциплины. Порядок работы с учебно-методическими материалами задает содержание ЭУМК и, соответственно, траекторию движения по учебным материалам. ЭУМК защищен авторскими и имущественными правами, которые возникают в силу факта создания ЭУМК.

1.8. Электронный учебный курс (ЭУК) – удаленный электронный учебный ресурс, позволяющий проводить обучение, самообучение и оценивание полученных знаний по дисциплине.
2. Особенности разработки ЭУМК системы электронно-дистанционного обучения
Главной особенностью дистанционных образовательных технологий является существенное увеличение значимости учебно-методического обеспечения, наличие информационной образовательной среды, наличие обратной связи, возможность проведения оперативного мониторинга текущей успеваемости обучающихся. Обучение с применением информационно-коммуникационных технологий непосредственно опирается на дидактическое, техническое обеспечение, а также специальные формы проведения занятий и контроля знаний, которые обеспечиваются доступом обучающихся, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала к электронным учебно-методическим комплексам.
Создание электронных учебных материалов и формирование электронных учебно-методических комплексов осуществляется для обеспечения задач формирования единой базы информационных ресурсов электронно-дистанционного обучения как неотъемлемой части электронной образовательной среды. Средством реализации электронно-дистанционных образовательных технологий является портал электронно-дистанционного обучения университета (http://e-learning.vorstu.ru/) под управлением модульной объектно-ориентированной динамической среды Moodle.

Доступ к образовательным информационным ресурсам университета при реализации образовательных программ с применением ЭДОТ обеспечивается размещением электронных учебных материалов и электронных учебно-методических комплексов на портале электронно-дистанционного обучения университета. Кроме доставки стандартного учебно-методического материала, входящего в учебно-методический комплекс по дисциплине, система управления обучением среды Moodle обеспечивает дистанционное интерактивное взаимодействие между участниками образовательного процесса, проведение всех видов контроля и другие функции.

Электронные учебно-методические комплексы строятся таким образом, чтобы максимально обеспечить замену преподавательского контроля самоконтролем, дать возможность обучающимся разработать собственную траекторию самообразования. Поэтому подробное описание рациональных приемов всех видов деятельности, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций – обязательная содержательная часть ЭУМК.

ЭУМК предназначены для обучения с использованием дистанционных образовательных технологий, однако могут использоваться и для поддержки учебного процесса при всех предусмотренных законодательством Российской Федерации формах получения образования или их сочетании, при проведении различных видов учебных, лабораторных и практических занятий, практик (за исключением производственной практики), текущего контроля, промежуточной аттестации обучающихся.


  1. Характеристика ЭУМК по дисциплине


Содержание электронного учебно-методического комплекса полностью соответствует государственному образовательному стандарту и типовой учебной программе соответствующей учебной дисциплины.

Структура ЭУМК соответствует структуре УМК, рекомендованной приказом Минобрнауки России от 06.05.2005 № 137.

В состав ЭУМК входят:

  • рабочая программа дисциплины;

  • модульно-рейтинговый календарный план дисциплины;

  • методические указания по самостоятельному изучению дисциплины с применением ЭДОТ;

  • электронное учебное пособие по дисциплине (электронный конспект лекций), методически и дидактически обеспечивающее обучение в дистанционной форме;

  • электронный практикум в режимах онлайн (вебинар, видеоконференция, чат) или оффлайн (E-mail, форум, электронная рабочая тетрадь, интерактивное электронное задание);

  • задания для промежуточного контроля;

  • электронные тесты для итогового контроля знаний;

  • список основной и дополнительной литературы;

  • глоссарий;

  • другие информационные учебные материалы.

Кроме того, в ЭУМК могут включаться:

  • альтернативные электронные учебники;

  • электронные лабораторные занятия посредством виртуальных лабораторий;

  • электронная хрестоматия по дисциплине.

Общая структура электронного учебного курса определяется автором самостоятельно, исходя из объема основного содержания курса и объема дополнительного материала.

Тематически ЭУМК разрабатывается на модульной основе.

Модуль – стандартный учебный продукт, включающий четко обозначенный объем знаний и умений, предназначенный для изучения в течение определенного времени, или зачетная единица, качество работы с которой фиксируется курсовыми и контрольными работами, а также тестовыми, зачетными и экзаменационными средствами. Содержание курса должно позволять преподавателю (тьютору) оказывать консультацию студенту за минимально короткое время. При построении учебного материала внимание следует сосредотачивать, в первую очередь, на структуре курса, а не объеме. Опираясь на эрудицию и методическое мастерство, автор может дополнить предлагаемую структуру с учетом конкретных условий, состава студенческой аудитории, обстановки и формы проведения занятия, других факторов.

Базовые показатели учебного курса:

  • базовый показатель учебного курса X – число условных (лекционных) часов, отводимое на данную дисциплину согласно учебному плану;

  • объем основного текста (в страницах) не превышает величины стандартных страниц (ГОСТ 7.32-2001);

  • число тестов для контроля (вопросы и задания) не более 3X;

  • число тем курсовых работ не более 1X;

  • число экзаменационных вопросов не более 1X.




  1. Типовая структура ЭУМК




    1. Рабочая программа дисциплины формируется на основе типовой программы по дисциплине.

Рабочая учебная программа дисциплины включает:

  • предисловие, раскрывающее цели и задачи курса, соответствие государственному образовательному стандарту, трудоемкость курса;

  • содержание теоретического раздела дисциплины, объём, порядок изучения и преподавания учебного курса;

  • содержание практического раздела дисциплины;

  • перечень и тематика контрольных работ, заданий и задач;

  • темы рефератов и курсовых работ;

  • перечень вопросов для итогового контроля;

  • списки основной и дополнительной литературы.




    1. Модульно-рейтинговый календарный план дисциплины. План изучения дисциплины опирается на график учебного процесса формы обучения. Перечень модулей, разделов и тем отражает содержание дисциплины, соответствует требованиям государственного образовательного стандарта по дисциплине. Последовательность мероприятий, включенных в план, должна ассоциироваться с учебными занятиями и мероприятиями: лекциями, практическими/семинарскими занятиями, рубежным контролем и т.д. Приветствуется использование модульно-рейтинговых систем контроля знаний на основе модульно-рейтингового календарного плана дисциплины.

Основные элементы модульно-рейтингового календарного плана дисциплины:

  • график прохождения тем и разделов по данной дисциплине;

  • формы и время отчетности;

  • график прохождения практических и семинарских занятий;

  • график консультаций;

  • описание системы текущего и итогового контроля и критериев оценки знаний обучающихся.




    1. Методические указания по самостоятельному изучению дисциплины с применением ЭДОТ включают:

  • примерное тематическое планирование с указанием места использования данного электронного учебного пособия;

  • указания и рекомендации по самостоятельному изучению теоретического материала, рациональной технологии усвоения учебного материала на заданном уровне;

  • указания и рекомендации по выполнению практикума, и оформлению контрольных работ, заданий и задач, лабораторных работ, рефератов и курсовых работ;

  • правила выбора вариантов заданий контрольных работ, примеры решения и оформления типовых задач, примеры часто допускаемых ошибок;

  • инструкции для работы с электронным учебным пособием;

  • необходимая конфигурация компьютера для инсталляции электронного учебного пособия.




    1. Электронное учебное пособие по дисциплине (электронный конспект лекций с учетом применения ЭДОТ), разбитое на модули, методически и дидактически обеспечивает полное раскрытие всех тем программы учебной дисциплины, внутрипредметную и межпредметную связь.




      1. Требования к содержанию электронного учебного пособия:

  • достоверность и соответствие учебного материала современному состоянию науки;

  • корректное и однозначное использование терминов и условных обозначений;

  • соблюдение стандартизованных обозначений для величин, введенных в дисциплинах, предшествующих данной, и используемых в последующих курсах;

  • понятный, выразительный, в меру образный язык изложения;

  • простота ориентации, быстрое и целенаправленное перемещение в учебном материале;

  • удобная и понятная навигация, обеспеченная перемещением по гиперссылкам;

  • быстрый поиск, при необходимости – всплывающая информация;

  • подробное описание рациональных приемов обучения, критериев правильности решений, рекомендации по эффективному использованию консультаций;

  • наличие промежуточных контрольных материалов и итоговых тестовых элементов для оценивания знаний;

  • количество тестов пропорционально трудоемкости дисциплины.

Компонентами электронного учебного пособия являются:

  • текст;

  • иллюстративный материал;

  • справочный материал;

  • интерактивные элементы в случае необходимости, обеспечивающие возврат к ранее изученным модулям или открывающие доступ к следующему модулю;

  • навигационные элементы.


Типовая структура электронного учебного пособия:

  • название электронного учебного пособия по дисциплине;

  • список авторов, информация о создателях электронного учебного пособия;

  • год создания и размещения электронного учебного пособия в базе информационных ресурсов электронно-дистанционного обучения;

  • аннотация (общие сведения о дисциплине, необходимые для ориентации студента внутри электронного учебного пособия, пояснения всех его основных направлений, места среди смежных дисциплин, сферы применения, целей и результатов обучения);

  • конспект лекций – краткое изложение всех разделов и тем программы;

  • примеры решения типовых задач;

  • список рекомендуемой литературы по темам.

Внимание! Одна из наиболее распространенных ошибок при создании электронных учебных курсов заключается в выполнении их в виде электронной копии стандартных печатных учебников.


      1. Текстовая часть электронного учебного пособия


Текст как основной носитель информации содержит достоверные, полные, но не избыточные сведения, исключающие разночтения. Текст соответствует структуре документа по абзацам с элементами форматирования.

Требования к тексту:

  • Ясное и доходчивое изложение материала.

  • Логически четкая, глубокая структуризация текста, учитывающая его отображение в Web-браузере. Минимизация количества Web-страниц и манипуляций с мышью при отображении каждого пункта текста.

  • Тщательная проверка на наличие эргономических дефектов.

  • Аккуратное форматирование текста при использовании нумерации списками или маркерами.

При структурировании пособия следует учитывать, что размер каждого параграфа должен быть таким, чтобы при отображении его в Web-браузере он не занимал более 3-4 экранов.

Типовая структура учебного материала:

  • Наименование темы.

  • Цели изучения темы.

  • Наименование разделов темы.

  • Учебная информация по каждому разделу (учебный материал, изложенный традиционно по каждому разделу блока в виде текста с рисунками, схемами, графиками и т.д.).

  • Резюме по блоку.

  • Вопросы для самопроверки (желательно с ответами, комментариями и рекомендациями).

  • Список литературы и ссылки на ресурсы Интернет, содержащие информацию по теме.


Объем основного текста (в страницах) не должен превышать величины 4Х, где Х - базовый показатель. Основной текст лекционного материала включает в себя суммарный объем всех глав курса плюс приложения, плюс списки литературы, словарь терминов.
Базовые термины электронной книги, входящие в предметный указатель, в тексте должны выделяться фоном с предоставлением возможности обучаемому раскрыть смысл термина технологией выпадающего окна или гиперпереходом в предметный указатель с возвратом к основному тексту.

Термины и понятия должны выделятся курсивом (желательно полужирным шрифтом) только один раз, когда они появляются впервые в тексте только в составе определения. Вводимые термины и понятия должны определяться непосредственно не только в тексте, но и повторяться в словаре терминов, где определения могут сопровождаться более подробными комментариями.

Однородные ключевые (смысловые) слова или словосочетания (признаки, черты, характерные особенности и т.п.) рекомендуется выделять средствами перечислений – маркерами или номерами (оформляются в виде столбика), а также путем сочетания маркера (или номера) и курсива.

В электронное учебное пособие включаются изобразительные и условно-графические средства наглядности, обеспечивающие:

  • изобразительную наглядность (репродукции картин, рисунки, видеофрагменты);

  • условно-графическую наглядность (таблицы, схемы, блок-схемы, диаграммы, графики, карты и пр.);

  • предметную наглядность (музейные экспонаты, макеты, модели).

Форматы графических файлов:

  • .gif;

  • .jpg;

  • .bmp, .tif (допускаются);

  • animated gif (анимированные картинки – несложные мультипликации из нескольких кадров).

Разрешение графических файлов не менее 75 dpi.

Условия использования видеофайлов:

  • Формат видеофайла – avi.

  • Длительность видеофайла не превышает 3-х минут.

  • Размер видеофайла не превышает 30 Мб.

  • Гиперссылка, обеспечивающая просмотр видеофайла, сопровождается URL-адресом.

  • Полезная информация – максимально возможная по продолжительности часть видеофайла.

  • Исключается перегруженность видеофайла визуальными эффектами и текстом, снижающими качество донесения информации.

  • Обязательные реквизиты видеофайла: название, автор(-ы), соавтор(-ы).

  • Контекст видеофайла не нарушает федеральные законы и другие нормативно-правовые акты РФ.

Учебное пособие оформляется в едином стиле (выбор шрифтов заголовков, основного текста, выделений и формул, цветов фона, размещения иллюстраций и навигационных элементов).

Количество наименований учебников и учебных пособий, входящих в перечни основной учебной литературы для дисциплины, должно составлять не менее 70% от общего количества изданий, использованных для создания ЭУМК.

Навигация по модулям электронного учебного пособия по дисциплине возможна с помощью:

  • меню,

  • промежуточного тестирования результатов изучения модуля с целью разрешения перехода к следующему модулю или возврата к уже изученному по итогам теста.

Возможно использование кнопок для выбора траектории изучения материала.

Навигация в современном электронном учебном ресурсе также возможна путем использования гипертекста. В качестве гиперссылок в электронном тексте могут выступать ссылки:

  • на структурные элементы текста;

  • статические иллюстрации и элементы мультимедийной информации (особенно в трудновоспринимаемых частях материала);

  • хрестоматийные или дополнительные материалы;

  • справочные материалы по предметной области дисциплины (возможно, в виде всплывающих подсказок);

  • список учебной и научной литературы в конце темы или всего курса;

  • сайты в сети Интернет;

  • другое.

При разработке содержания по темам электронного учебного пособия обеспечиваются связи между темами (модулями) учебного материала.


    1. Электронный практикум в режимах онлайн (вебинар, видеоконференция, чат) или оффлайн (E-mail, форум, электронная рабочая тетрадь, интерактивное электронное задание).

Электронный практикум может быть разработан в видах:

  • Практические работы, если они предусмотрены учебным планом дисциплины. Рекомендуется осуществить допуск к этому виду занятий, предварительно проверив знания теоретического материала. В описание входят цели и задачи выполнения работ, методические указания по их выполнению.

  • Лабораторные работы в виде электронных лабораторных занятий посредством виртуальных лабораторий.

  • Творческие задания (курсовые работы, рефераты, задания, направленные на самостоятельное применение усвоенных знаний, умений, навыков, выполнение проектов индивидуально и в группах сотрудничества).

  • Семинарские занятия в виде вебинаров, видеоконференций, чатов, форумов. Каждый обучающийся обязательно принимает участие в обсуждении предложенной темы.

  • Самостоятельная работа с использованием задачника. Задачник предназначен для закрепления знаний, приобретенных в ходе изучения теории, и выработки на их основе умений и навыков решения типовых практических задач. Задачник ориентирован на самостоятельную работу обучаемых. Задачник включает примеры решения типовых задач, задачи для самостоятельного решения, приведенные в порядке возрастания их сложности (уровень A, B, C) с указанием верных ответов.

Требования к практикуму:

  • Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний.

  • Практикум включает примеры выполнения заданий и анализ наиболее часто встречающихся ошибок.

  • В практикуме должны быть представлены пошаговые решения типичных задач и упражнений с выдачей пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса.

  • Реализация практикума может варьироваться в зависимости от предметной области. Например, для естественнонаучных дисциплин практикум может быть представлен в виде задачника, лабораторного практикума, для экономических дисциплин – в виде деловых игр.




    1. Задания для промежуточного контроля. Интерактивные учебные задания используются с целью тренинга и самоконтроля в процессе обучения, а также контроля качества изучения учебного материала.

Основные виды контроля:

  • предварительный контроль, или предварительное тестирование – установление индивидуального уровня знаний обучающегося по предыдущим темам курса;

  • текущий контроль, или текущее тестирование – сведения о ходе процесса усвоения знаний обучающимся в течение определенного промежутка времени.

Число тестов для контроля (вопросы и задания) должно быть не более 1Х, где Х –число условных (лекционных) часов по дисциплине согласно учебному плану

Наличие объективного предварительного и текущего тестирования позволяет оценить эффективность обучения и выявить «слабые» учебные разделы, нуждающиеся в доработке или изменении.
Требования к организации тестирования

Контроль знаний учащихся – неотъемлемая часть обучения, оценки качества образования. Тестирование как одна из форм аттестации представляет собой процедуру, позволяющую объективно установить уровень учебных достижений учащихся – теоретических знаний, интеллектуальных умений, практических навыков.

Система тестирования может включать следующие виды контроля:

  • самоконтроль в виде вопросов и задач, на которые обучаемый пытается ответить самостоятельно. Основная цель самоконтроля – самоутверждение, достижение уверенности обучаемого, что он усвоил учебный материал;

  • входной контроль, который призван определить степень готовности обучаемого к следующему циклу обучения;

  • текущий контроль, основная цель которого – диагностика достигнутых знаний, умений и навыков в процессе усвоения очередной темы и, при необходимости, коррекция обучения;

  • рубежный контроль, основная цель которого – проверка уровня усвоения очередного раздела (темы);

  • заключительный (итоговый) контроль, который представляет собой серию заданий по всему проработанному материалу, которые обучаемый должен решить самостоятельно, не обращаясь к помощи.




    1. Электронные тесты итогового контроля знаний.

Характеристики тестового материала:

  • соответствие содержанию и объему полученной обучающимися информации;

  • соответствие контролируемому уровню усвоения;

  • конкретный и однозначно трактуемый смысл или значение.


Требования к тестированию:

      • Количество разрабатываемых заданий должно превышать предполагаемую длину теста как минимум в 10 раз и быть не менее 200.

      • Количество предъявляемых заданий для самоконтроля и текущего контроля должно быть не менее 6 заданий на 1 час.

      • Количество предъявляемых заданий в рубежном и итоговом контроле должно быть не менее 80, так как вероятность правильной оценки для указанного значения составит величину 0,85. Для повышения точности оценки обучаемого необходимо увеличивать число заданий в тесте.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методическое руководство iconРуководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов соответствует внутреннему стандарту нгуэу
Методическое руководство iconОбразовательные
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство iconСезонные заморочки
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство iconВведение в микологию
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство iconРуководство: Общее руководство праздника осуществляется учителем...
Использование средств физического воспитания в организации активного отдыха укрепление здоровья учащихся
Методическое руководство iconЛабораторная работа №1
Шатило С. П., Ковалев А. Ю. Методическое руководство к лабораторным работам по курсу «Технология конструкционных материалов»
Методическое руководство iconТесты к разделу «Макроэкономика»
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство iconБлок Темы Тематическое наполнение
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство iconГрибы в биосфере и жизни человека
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство iconЦарство грибы выберите правильный ответ
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство iconРуководство (man) 63
Методическое сопровождение к презентации урока для учащихся 8 класса по теме “зож основа счастливого человека”
Методическое руководство iconЖестокое обращение с детьми: диагностика, коррекция, профилактика
Методическое руководство для врачей, психологов, педагогов, социальных работников, родителей
Методическое руководство iconФедерального агентства по здравоохранению
Методическое руководство для студентов 4 курса по подготовке к занятиям по курсу «Факультетская терапия», организованного по модульному...
Методическое руководство icon1. Руководство племенной работой. 1 Руководство племенной работой...
Коучинг с помощью нлп: Практическое руководство по достижению поставленных целей / Джозеф О'Коннор, Андреа Лейджес. — Пер с англ....
Методическое руководство iconЦель урока: сформировать у школьников представление о грибах как...
Методическое руководство по организации самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
Методическое руководство iconМетодическое руководство для учащихся и педагогов по подготовке к...
От реферата к научно-исследовательской работе. Методическое руко­водство для учащихся и педагогов по подготовке и написанию рефера­тивных...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск