МОСковский государственный университет имени М.в. Ломоносова
ФАКУЛЬТЕТ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ
И.В. Ильин, О.Г.Леонова
Политическая глобалистика
Учебно-методический комплекс
Москва
2013
Учебно-научная серия «Библиотека факультета глобальных процессов МГУ» Редакционный совет серии:
И.И. Абылгазиев (сопредседатель), И.В. Ильин (сопредседатель), И.А. Алешковский (отв. секретарь),
А.И. Андреев, Г.А. Дробот, В.А. Змеев, О.Г. Леонова, О.С. Сирота, А.Д.Урсул, А.Н.Чумаков, Т.Л. Шестова (отв.ред.) И.В.Ильин, О.Г.Леонова
Политическая глобалистика: Учебно-методический комплекс. — М.: МАКС Пресс, 2013. — 95 c.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Политическая глобалистика» подготовлен на кафедре глобалистики факультета глобальных процессов МГУ имени М.В.Ломоносова согласно требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Международные отношения»..
© И.В.Ильин, О.Г.Леонова, 2013
СОДЕРЖАНИЕ Аннотация дисциплины. Цели, задачи, формируемые компетенции…...3
Распределение трудоемкости по разделам и темам……………………..15
Программа курса «Политическая глобалистика»………………………..17
Тематический план семинарских и практических занятий……………..42
Календарный план семинарских занятий…………………………………44
Вопросы и задания к семинарским занятиям……………………………..46
Вопросы и задания к коллоквиумам и «круглому столу»………………..56
Вопросы текущего контроля………………………………………………..58
Вопросы выходного контроля (вопросы к экзаменам)……………………71
Тематика письменных (рефератов, курсовых и дипломных) работ……..74
Глоссарий……………………………………………………………………..78
Список литературы…………………………………………………………..83
Приложение. Задания к экспертному и исследовательскому проектам….92
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА»
Аннотация дисциплины
Учебно-методический комплекс по предмету «Политическая глобалистика» составлен в соответствии с требованиями к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки дипломированного специалиста по циклу «Профессиональные дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 030 701 «Международные отношения».
Место дисциплины в структуре ООП:
- вид учебного плана: учебный план бакалавриата.
- направление подготовки (в соответствии с образовательным стандартом): «Международные отношения»;
- наименование учебного плана (в соответствии с утвержденным Перечнем ООП): В-ПД-42ю
- профиль подготовки: геополитика и дипломатия
Информация о месте дисциплины в учебном плане:
— базовая часть,
— 3-ий курс;
— 5-ый семестр;
Перечень дисциплин, которые должны быть освоены до начала изучения данного курса. Студентам необходимо иметь базовые знания по всемирной (глобальной) истории, глобальной географии и геополитике, а также по английскому языку для чтения профессиональной литературы и работы с электронными ресурсами.
Освоение курса тесно связано с такими учебными дисциплинами, как история международных отношений, теория международных отношений, мировая политика, теория международных отношений, основы глобалистики, политическое регионоведение, современная внешняя политика Российской Федерации, региональные аспекты международных отношений, теоретико-методологические основы глобальных исследований, актуальные проблемы глобальных исследований, международная конфликтология, переговорные процессы и т.д.
Общая трудоемкость (в ак. часах и зачетных единицах): 4 з.е. Цели дисциплины:
Цель дисциплины – привитие студентам навыков самостоятельного анализа политического аспекта глобальных процессов, овладение методологическими подходами к исследованию политической глобалистики.
Задачи курса:
- ознакомить студентов с основными проблемами и тенденциями развития глобальной политической системы;
- показать особенности глобализации и регионализации различных сторон жизни современного человечества;
- проанализировать формирование глобальной иерархии и соотношение национальных интересов государств с основными глобальными, региональными проблемами и тенденциями мирового развития;
- исследовать тенденции формирования геополитического пространства глобального мира;
- сформировать у студентов понимание сути научной терминологии, связанной с глобальными политическими процессами.
Кроме того, реализация учебного курса предполагает решение следующих важных задач:
- формирования у студентов системного, комплексного видения глобальных, региональных и национальных проблем;
- понимания студентами сущности проблем и процессов современных мировых и региональных международных отношений;
- привития студентам навыков анализа внешней политики национальных государств в сфере мировых и региональных международных отношений;
- формирования у студентов четкого представления об основных направлениях и решаемых задачах внешней политики России, ее концептуальных основах во всем, что касается глобальных и региональных международных отношений;
- ознакомления студентов с основными направлениями деятельности ведущих международных всемирных и региональных организаций;
- формирования у студентов представления о задачах информационного обеспечения внешнеполитической деятельности России на глобальном и региональных уровнях международных отношений. Программа курса рассчитана на один семестр в объеме 72 часа (36 часа - лекции и 36 часа – семинарские занятия).
Данный учебно-методический комплекс включает в себя учебно-тематический план, темы и основные вопросы лекций, планы семинарских занятий, вопросы для самопроверки, рекомендуемые темы докладов, курсовых и дипломных работ, вопросы для подготовки к итоговой аттестации, список литературы и словарь наиболее важных в политической глобалистике понятий.
В помощь студентам предлагается список учебной, а также специальной и дополнительной литературы, которая может быть использована при подготовке к семинарским занятиям, экзаменам, при написании курсовых и дипломных работ, рефератов, аналитического отчета и презентации.
Семинарские занятия проводятся по планам, помещенным в данном методическом пособии. При подготовке к семинару студент должен изучить предлагаемые вопросы темы, используя материалы лекций, основную и дополнительную литературу. На каждом семинарском занятии студенты представляют презентацию исследовательского проекта, посвященного анализу национальных интересов России в выбранном для углубленного изучения регионе (стране). На основании материалов исследовательского проекта студенты готовят соответствующее аналитическое заключение.
Кроме того, на семинарских занятиях студенты должны представить 4 (четыре) экспертных заключения в виде презентаций на тему «Полюса и центры силы глобального мира».
План и содержание презентации содержатся в «Приложении» данного учебно-методического комплекса.
Учебным планом по завершению курса предусмотрен экзамен, при подготовке к которому следует руководствоваться программой и вопросами, помещенными в конце данного методического пособия.
Формы проведения занятий:
всего суммарная трудоемкость – 132 час., из них
- лекции: 36 час.
- практические занятия (семинары): 36 час.
- самостоятельная работа: 60 час. Методы проведения аудиторных занятий: занятия проводятся в форме лекций (36 часа в семестр), семинарских занятий (36 часа в семестр), часть которых проходит в компьютерном классе, где решаются практические задачи анализа и экспертной оценки процессов политической глобализации. По ряду тем предполагается проведение презентаций, деловых игр, использование кейс-метода, подготовка аналитических отчетов и экспертных заключений, проведение коллоквиума, дебатов и круглого стола.
Формы самостоятельной работы: подготовка докладов, рефератов и эссе по отдельным проблемам, презентация отдельных тем, рассматриваемых на семинарских занятиях с использованием компьютерных программ (например: в формате: Microsoft Power Point), обсуждение на семинарах и во время контактных часов опубликованных научных работ по наиболее актуальным проблемам, использование метода “Case Study” и “Brain Storming” при анализе проблемных ситуаций, проведение круглого стола «Россия в системе координат глобального мира», дебатов «выбор модели социальной адаптации России в условиях глобализации», двух коллоквиумов («Сценарии развития и прогноз конфигурации глобального мира» и «Национальные интересы России в глобальном мире»); подготовка исследовательского проекта «Национальные интересы России в изучаемом регионе мира» и аналитического заключения по нему, а также экспертного заключения в виде презентации «Полюса и центры силы глобального мира».
Форма промежуточного контроля – устное тестирование по теоретическим блокам дисциплины и по результатам текущей успеваемости.
Форма отчетности:
- исследовательский проект «Национальные интересы России в изучаемом регионе мира» и аналитическое заключение по нему,
- четыре экспертных заключения в виде презентации «Полюса и центры силы глобального мира» (Евразия, АТР, Латинская Америка, Африка);
Форма итогового контроля - экзамен. Перечень компетенций, формируемых в результате освоения дисциплины:
ОНК - общенаучные компетенции: обладание знаниями о предмете и объектах изучения, методах исследования, современных концепциях, достижениях и ограничениях социально-гуманитарных наук; владение основами методологии научного познания различных уровней организации материи, пространства и времени; умение, используя междисциплинарные системные связи наук, самостоятельно выделять и решать основные мировоззренческие и методологические естественнонаучные, политические и социальные проблемы с целью планирования устойчивого развития (С-ОНК-1);
способность анализировать и оценивать философские проблемы при решении политических, социальных и профессиональных задач (С-ОНК-2);
владение основами исторических знаний, понимание движущих сил и закономерностей исторического процесса, места человека в историческом процессе, политической организации общества (С-ОНК-3);
владение методологией научных исследований в профессиональной области (С-ОНК-4);
ИК - инструментальные компетенции: владение нормами русского литературного языка и функциональными стилями речи; способность демонстрировать в речевом общении личную и профессиональную культуру, духовно-нравственные убеждения; умение ставить и решать коммуникативные задачи во всех сферах общения, управлять процессами информационного обмена в различных коммуникативных средах (С-ИК-1);
владение навыками использования программных средств и работы в компьютерных сетях, использования ресурсов Интернет; владение основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации (С-ИК-3);
способность использовать современную вычислительную технику и специализированное программное обеспечение в научно-исследовательской работе (С-ИК-4);
владение основными юридическими понятиями, навыками понимания юридического текста; умение использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности; способность использовать правовые знания для защиты своих гражданских интересов и прав (С-ИК-5);
способность использовать полученные знания в контексте своей социальной и профессиональной деятельности (С-ИК-6);
СК - системные компетенции:
способность к творчеству, порождению инновационных идей, выдвижению самостоятельных гипотез (С-СК-1);
способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации, к постановке целей исследования и выбору оптимальных путей и методов их достижения (С-СК-2);
способность к самостоятельному обучению и разработке новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля деятельности; к инновационной научно-образовательной деятельности (С-СК-3);
ПК - профессиональные компетенции:
владение представлениями о предмете, истории и методологии международных отношений как междисциплинарной области (ПК-1);
понимание юридических основ будущей профессиональной деятельности, способность на практике использовать знание правовых аспектов обеспечения работы специалиста в сфере международных отношений, знание правовых основ современного международного сотрудничества, умение анализировать их влияние на внешнюю политику РФ и других государств мира (ПК-2);
понимание структуры и принципов функционирования органов государственной власти и управления РФ, учреждений системы МИД России, структуры и форм деятельности международных правительственных и неправительственных организаций (ПК-3);
знание и понимание логики международных отношений, понимание перспектив их развития и возможных последствий для РФ, знание основных особенностей и факторов, влияющих на отношения макрорегионов мира, способность формулировать стратегию и определять тактику внешней политики страны в рамках данных макрорегионов (ПК-4);
знание и умение применять для подготовки аналитических документов и разработки стратегических проектов положения основных теорий международных отношений, ответственных и зарубежных теоретических школ (ПК-5);
способность ориентироваться в общемировых демографических, миграционных, экономических, экологических процессах, понимание механизмов взаимовлияния планетарной среды, международной безопасности и мировой политики (ПК-6);
понимание тенденций развития интеграционных процессов в мире и умение разрабатывать предложения по совершенствованию и оптимизации интеграционных процессов и участия институтов РФ в них (ПК-7);
способность прогнозировать будущую конфигурацию будущих центров силы и региональных держав (ПК-8);
умение анализировать деятельность ведущих международных и региональных правительственных и неправительственных организаций, владение теоретическими основами правозащитной деятельности в международных отношениях и знание мировой практики защиты прав человека (ПК-9);
владение теоретическими основами и базовыми навыками анализа международных ситуаций (ПК-10);
умение и навыки слежения за динамикой основных характеристик среды международной безопасности и понимание их влияния на национальную безопасность России (ПК-11);
умение профессиональной анализировать и пояснять позицию РФ по основным международных проблемам (ПК-12);
понимание политической и правовой специфики положения регионов РФ и их возможностей в организации трансграничных и иных международных связей (ПК-13);
способность выявлять тенденции в сфере профессиональной межкультурной коммуникации и осуществлять построение собственных гипотез и теорий стратегического прогнозирования (ПК-14);
понимание основ регулирования международных конфликтов с использованием дипломатических политико-психологических, социально-экономических и силовых методов (ПК-15);
умение использовать при решении практических и теоретических задач понимание основных направлений внешней политики ведущих зарубежных государств, особенностей их дипломатии и их взаимоотношений с Россией (ПК-16);
знание этапов становления и понимание тенденций развития СНГ, Евразийского Союза, умение вносить предложения по оптимизации направлений их развития (ПК-17);
умение ориентироваться в механизмах многосторонней и интеграционной дипломатии (ПК-18);
способность осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в учреждениях среднего и высшего образования; разрабатывать и применять новые методики и инновационные формы учебной работы; разрабатывать программы учебных дисциплин (ПК-19). СПК - специализированные компетенции
Знать:
- базовые международные документы, касающиеся проблем политической глобализации и основные специализированные исследования в сфере политической глобалистики;
- знание научной терминологии, связанной с глобальными политическими процессами;
- знание причин политической глобализации, её сущности, содержания и новых тенденций;
- знание факторов развития глобальных политических процессов, сущность глобальных политических проблем и путей их решения;
- знание и понимание логики развития глобальных политических процессов и глобальной политической системы;
- знание и понимание структуры, архитектуры и иерархии глобальной политической системы, её основных моделей;
- знание тенденций формирования геополитического пространства глобального мира;
- знание характеристик основных центров силы, экономических, политических, военных полюсов и региональных держав глобального мира;
- знание политических аспектов, проявлений, вызовов и последствий социокультурной глобализации;
- знание и понимание места и роли России в системе координат глобального мира;
- знание основной научной и научно-методической литературы по курсу. Уметь:
- понимать и уметь объяснить механизмы функционирования глобальной политической системы и её структурных элементов;
- анализировать и объяснять сущность и протекание глобальных политических процессов;
- объяснять механизмы формирования и развития центров силы и полюсов глобального мира;
- понимать и объяснять особенности функционирования глобальной политической системы и тенденций её дальнейшего развития;
- выявлять объективные и субъективные факторы появления и развития новых тенденций глобальной политической системы;
- составлять и обосновывать политический прогноз развития глобального мира;
- критически анализировать теоретические построения в области политической глобалистики;
- давать критическую оценку существующих сценариев развития глобального мира;
- соотносить основные тенденции развития глобальной политической системы в контексте национальных интересов России;
- выявлять и формулировать национальные интересы России в регионах глобального мира;
- выявлять и прогнозировать тенденции развития глобальной политической системы, ведущих к образованию новых центров силы и полюсов глобального мира;
- находить и выявлять признаки формирования новых региональных систем глобального мира, степени их устойчивости и перспектив их развития;
- проводить компаративный анализ эффективности и степени влияния региональных подсистем глобального мира по предложенным параметрам;
- определять место и перспективы России в глобальной политической системе;
- формулировать предложения по выработке основ стратегии и тактики утверждения статуса России в системе координат и иерархии глобального мира;
- владеть и использовать в профессиональной деятельности понятийный аппарат курса;
- собирать и обобщать фактический материал, делать обоснованные выводы. Владеть:
- методологией и методикой проведения научного исследования в избранной области политической глобалистики;
- навыком проведения профессиональной экспертизы и составления экспертного заключения;
- навыком составления аналитического отчета и аналитического заключения;
- навыком подготовки аналитической записки;
- методами и приемами анализа соотношения национальных интересов России с основными тенденциями глобального политического развития;
- методологией, методами, приемами и инструментами политического прогнозирования в сфере профессиональной компетенции;
- навыками самостоятельного анализа динамики, содержания и векторов развития глобальных политических процессов;
- навыками работы с материалами СМИ и Интернет-ресурсами, в том числе на иностранных языках;
- приемами подготовки политической речи и публичного выступления;
- навыками участия в публичных дебатах по темам в рамках профессиональной компетенции. Используемые образовательные, научно-исследовательские и научно-производственные технологии:
A. Образовательные технологии;
B. Научно-исследовательские технологии. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов, оценочные средства контроля успеваемости и промежуточной аттестации:
A. Учебно-методические рекомендации для обеспечения самостоятельной работы студентов;
Б. Примерный список заданий для проведения текущей и промежуточной аттестации (темы и разработки для исследовательских проектов, экспертных заключений и презентаций, вопросы к коллоквиуму, круглому столу, сценарий проведения дебатов и др. (по видам заданий).
B. Примерный список вопросов для проведения текущей и промежуточной аттестации. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:
A. Основная литература;
Б. Дополнительная литература;
B. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.
Распределение трудоемкости по разделам и темам, а также формам проведения занятий с указанием форм текущего контроля и промежуточной аттестации:
№
п/п
| Наименование разделов и тем
| Трудоемкость
Аудиторная работа
| Лекции
| Семинары и практические занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| Политическая глобалистика: понятие, сущность, предметное поле
| 2
| 1
| 2
| 2
| Теоретико-методологические подходы к анализу глобальных политических процессов и систем.
| 2
| 0,5
| 2
| 3
| Глобальные политические проблемы как элемент предметного поля политической глобалистики.
| 2
| 0,5
| 2
| 4
| РАЗДЕЛ II. ГЛОБАЛЬНЫЙ МИР: ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И КАТЕГОРИИ
Категории глобального мира. Полюса и центры силы.
| 2
| 3
| 4
| 5
| Глобальный мир XXI-ого века: архитектура, структура и статусная иерархия. Тенденции формирования геополитического пространства глобального мира.
| 2
| 1
| 4
| 6
| Модели глобального мира. Прогноз конфигурации глобального мира.
| 2
| 4
| 6
| 7
| Глобальная регионализация в контексте политической глобалистики
| 2
| 2
| 2
| 8
| Политические аспекты социокультурной глобализации
| 2
| 2
| 2
| 9
| РАЗДЕЛ III. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ПОТЕНЦИАЛЬНЫХ ЦЕНТРОВ СИЛЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА.
Основные модели интеграции и создание региональных систем глобального мира.
| 2
| 2
| 2
| 10
| БРИКС как претендент на центр силы глобального мира.
| 2
| 1
| 2
| 11
| ШОС как возможный претендент на центр силы глобального мира
|
| 1
| 2
| 12
| АТР как претендент на центр силы
| 2
| 2
| 2
| 13
| РАЗДЕЛ IV. ВЕДУЩИЕ АКТОРЫ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА.
Центры силы глобального мира.
| 2
| 2
| 6
| 14
| Региональные державы глобального мира
| 2
| 2
| 2
| 15
| Полюса глобального мира
| 2
| 2
| 10
| 16
| РАЗДЕЛ V. РОССИЯ В СИСТЕМЕ КООРДИНАТ ГЛОБАЛЬНОГО МИРА.
Россия как полюс глобального мира.
| 2
| 2
| 2
| 17
| Россия как региональная держава.
| 2
| 2
| 2
| 18
| Национальные интересы России в изучаемом регионе глобального мира
| 2
| 4
| 6
|
| Итого:
| 36
| 36
| 60
|
ПРОГРАММА курса «ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА» Раздел I. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ГЛОБАЛИСТИКА: ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА
|