Скачать 360.67 Kb.
|
На правах рукописи Панькова Екатерина Сергеевна ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ФОРМЫ РОДИТЕЛЬНОГО ПАДЕЖА МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ 10.02.01 – русский язык АВТОРЕФЕРАТ диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук Казань – 2012 Работа выполнена на кафедре современного русского языка и методики преподавания федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет».
Защита состоится 26 апреля 2012 г. в 10:00 на заседании диссертационного совета Д 212.081.05 по присуждению ученой степени доктора филологических наук при федеральном государственном автономном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет» по адресу: г. Казань, ул. Татарстан, 2. С диссертацией можно ознакомиться в Научной библиотеке им. Н.И. Лобачевского федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет». Автореферат разослан «_____» марта 2012 г. У ![]() диссертационного совета кандидат филологических наук, доцент Т.Ю. Виноградова ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ При изучении имени существительного особого внимания заслуживает грамматическая вариантность, ярко представленная в русском субстантивном словоизменении. При этом на фоне всей парадигмы необходимо выделить родительный падеж множественного числа (род. мн.), поскольку активный процесс конкуренции вариантов, частотность употребления и разветвленная система значений придают ему статус особой формы. Образование форм род. мн. существительных часто вызывает затруднения: «Русский человек, даже вполне грамотный, иногда становится в тупик, когда дело доходит до образования формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных», – пишет Б.Н. Головин [Как говорить правильно. Заметки о культуре речи. М., 1988. С. 48]. В современном русском языке в форме род. мн. существительных всех типов склонения выступают три синонимичные флексии: -ов (-ев, -ёв), -ей и нулевая флексия. Их распределение и функционирование регулируется морфонологическими, морфологическими, лексическими и словообразовательными факторами. Общее правило заключается в том, что форму род. мн. с нулевым окончанием образуют существительные, имеющие в именительном падеже единственного числа (им. ед.) материально выраженную флексию (озер < озеро, пустынь < пустыня), форму род. мн. с флексиями -ов, -ей имеют существительные с нулевым окончанием в им. ед. (столов < стол). В соответствии с этой закономерностью существительные мужского рода имеют, как правило, окончание -ов, существительные среднего и женского рода – нулевое окончание. Однако эта морфологическая закономерность имеет ряд исключений, которые могут быть определены как нестандартные формы род. мн.: 1) существительные мужского рода, образующие род. мн. с нулевой флексией (сапог > сапог); 2) слова среднего рода, образующие указанную форму с окончанием -ов/-ев (платье > платьев); 3) существительные женского рода, образующие род. мн. с помощью флексии -ей (свеча > свечей). Следует отметить, что в системе современного русского литературного языка невозможно образование формы род. мн. с окончанием -ов (-ев) от существительных женского рода (-ов – примета «неженского» морфологического рода). Такие формы отмечаются лишь за пределами литературной нормы в диалектной или нарочито неправильной речи носителей литературного языка. Употребление нулевой флексии в интересующем нас падеже не определяется родовой отнесенностью существительного и качеством конечного согласного основы. Эта флексия возможна как вариантная к окончаниям -ов или -ей, тесно связанным с фонетическим обликом слова. Соотношение нулевого окончания с каждой из этих флексий регулируется своими закономерностями. В современном русском языке вариантные и нестандартные окончания (-∅ и -ов / ев, -∅ и -ей) в формах род. мн. характерны для существительных определенного фонетического облика и словообразовательной структуры: 1) это имена мужского рода с основой на твердый согласный, связанные с понятиями парности или множества (буряты > бурят – бурятов, гардемарины > гардемарин – гардемаринов, носки > носок – носков, баклажаны > баклажанов – допустимое баклажан, грамм > граммов – в конструкциях с количественным значением род. мн. грамм), а также существительные группы pluralia tantum (будни > будней – допустимое буден); 2) существительные среднего рода определенной словообразовательной структуры, оканчивающиеся в им. ед. на -ье или -це (верховье > верховьев – верховий, кружевце > кружевцев – кружевец); 3) существительные женского рода с основой на мягкий согласный или шипящий (простыня > простынь – простыней). Взаимодействие морфологических явлений с лексико-семантическими в процессе возникновения и функциональной дифференциации синонимичных форм словоизменения отчетливо обнаруживается в истории род. мн. имен существительных. Именно в формах род. мн. наблюдается наибольшее количество грамматических противоречий и своеобразных «грамматических тупиков» (термин Э.А. Балалыкиной), что часто объясняется факторами лексико-семантического характера. Без многоаспектного изучения вариантных падежных форм имен существительных невозможно полное описание русского склонения. В условиях современной языковой ситуации особое значение имеет определение общих тенденций развития системы склонения существительных, дифференциация вариантных форм и отклонений от существующей литературной нормы, потому функциональный анализ в нашем исследовании направлен на установление узуальных (стилистических, сочетаемостных, позиционных) особенностей вариантов форм родительного падежа множественного числа существительных. Актуальность исследования определяется обращением к спорным и сложным проблемам современной морфологии и, прежде всего, словоизменения. Изучение словоизменительных вариантов имеет большое значение для определения тенденций в развитии как общей системы именного склонения, так и отдельных форм. Несмотря на давний и устойчивый интерес к системе субстантивного словоизменения и проблеме флективной вариантности, в лингвистической литературе нет специальных работ, посвященных функциональным особенностям употребления вариантных форм родительного падежа множественного числа. Объектом исследования являются особенности функционирования формы род. мн. в текстах разной стилистической и жанровой направленности. Предметом исследования выступают вариантные формы род. мн. существительных мужского, женского и среднего рода в определенный исторический период развития русского языка, и прежде всего в современном русском языке; по мере необходимости привлекаются данные и более раннего периода (XVIII – XIX вв.), так как указанное варьирование является результатом длительного развития системы именного склонения. Материалом исследования послужили произведения художественной литературы, публицистические и научные тексты, журнальные и газетные публикации, частная переписка, дневники, документы и др., нашедшие отражение в Национальном корпусе русского языка (НКРЯ): http://www.ruscorpora.ru. При определении состава лексем, варьирующихся в форме род. мн., тщательному анализу подвергнуты данные словарей русского языка различных типов – толковых, грамматических, орфографических, фразеологических, словарей иностранных слов и т.д. В работе также использованы данные нормативных грамматик русского языка и учебных пособий по морфологии. Цель данной работы – дать комплексное грамматическое и функционально-динамическое описание нестандартных и вариантных форм родительного падежа множественного числа существительных в современном русском языке, выявить причины указанной вариативности. Достижение поставленной цели предполагает решение ряда конкретных исследовательских задач:
Методологическая база исследования. Поставленные в работе цели и задачи определили необходимость использования комплексной методики исследования. В ходе работы применялись описательный метод, приемы квантитативного (статистического) метода, функционально-динамического описания вариантных форм, структурно-сопоставительный анализ вариантов (выявление внутрисистемных причин варьирования, установления коммуникативных преимуществ продуктивного варианта). В нашей работе мы опираемся на методику, предложенную К.С. Горбачевичем: «Вариантность как историческая категория не может изучаться путем выяснения чисто статистических отношений между языковыми единицами. Поэтому основным методом исследования (под методом здесь понимается и аспект изучения, и совокупность исследовательских приемов) служит функционально-динамическое описание вариантных пар. Термин «функциональное» предполагает рассмотрение вариантных пар в контексте, в дистрибутивных и стилистически разнородных условиях. Под термином «динамическое» подразумевается анализ вариантов не строго в синхронной плоскости, а с учетом ретроспективы и перспективы данной языковой единицы» [Вариантность слова и языковая норма: на материале современного русского языка. Л., 1978. С. 5]. Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы, посвященные изучению различных аспектов грамматической вариантности. Из специальных работ, посвященных формам род. мн., известны статьи Л.К. Граудиной, В.Л. Воронцовой, Н.А. Еськовой. В работах Л.К. Граудиной главным образом рассматривается динамика распределения флексий -ов и Ø в род. мн. в языке середины XX века. Социологическому аспекту соотношения флексий -ов и -Ø посвящена статья В.Л. Воронцовой [Сб. Социально-лингвистические исследования. М., 1976. С. 129-144]. Н.А. Еськова сосредоточивает внимание на морфологических и морфонологических соотношениях между флексиями род. мн. [Сб. Фонетика. Фонология. Грамматика. М., 1971. С. 170-177]. В диссертации «Вариантные формы родительного падежа единственного и множественного числа существительных в современном русском языке» М.А. Лапыгина большее внимание уделяется формам родительного падежа единственного числа [Дисс. к.ф.н., Елец, 2002]. Кроме того, сложность образования род. мн. затрагивается в общих трудах по современному русскому литературному языку. Проблему вариантности формы родительного падежа множественного числа существительных отмечают авторы в работах по стилистике и культуре речи. Основные положения, выносимые на защиту:
Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертационной работе впервые дается полная системная характеристика нестандартных и вариантных форм родительного падежа множественного числа существительных, а также определяются причины затруднений или невозможности образования данной формы в современном русском языке. Теоретическая значимость работы состоит в систематизации имеющегося лингвистического материала по теме исследования, в комплексном многоаспектном описании нестандартных и вариантных форм род. мн. в русском языке новейшего периода (на рубеже XX – начале XXI вв.) с привлечением исторического комментария, необходимого для определения общих тенденций в развитии исследуемой формы. Практическая значимость работы заключается в том, что многие положения диссертации могут быть использованы в вузовском преподавании – в общем курсе и спецкурсах по русской морфологии, при проведении практических занятий по культуре речи и стилистике. Результаты исследования актуальны для практики преподавания русского языка как иностранного. Материалы работы могут найти применение в лексикографии – при составлении словарей грамматических трудностей современного русского языка. Апробация работы. Основные положения диссертации обсуждались:
Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, перечня условных сокращений и приложения. В приложении в алфавитном порядке представлены существительные, образование формы род. мн. которых рассматривается в данном исследовании. |
![]() | Синтез полиядерных азолсодержащих систем 02. 00. 03-Органическая химия Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся... | ![]() | 1. Множественное число имен существительных. Притяжательный падеж В английском языке существительные имеют два числа: единственное и множественное. В единственном и множественном числе употребляются... |
![]() | «Загадка множественного числа» (Имена существительные, имеющие форму... Выделять из группы существительных существительные, которые имеют форму только множественного числа | ![]() | Пресс-релиз об итогах работы Комитета комиссии «Кодекс Алиментариус» по загрязняющим веществам Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся... |
![]() | Программы вступительных испытаний по иностранным языкам Имя существительное. Образование множественного числа. Форма притяжательного падежа. Сочетание существительных с предлогами, выражающими... | ![]() | Учебник «Русский язык» Т. Г. Рамзаевой для учащихся 4 класса (1 часть);... Обучающие: обучение учащихся применению правил на определение числа, рода, склонения, падежа имен существительных. Познакомить учащихся... |
![]() | Урок русского языка 3 класс Тема урока: написание окончаний имен... Обобщить знания детей о написании окончаний имен существительных множественного числа в родительном падеже | ![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ознавательная: формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в дательном, творительном... |
![]() | Единственное и множественное число имен существительных. Имена существительные,... Цели: формировать умения употреблять в речи формы единственного и множественного числа, определять число имен существительных, дать... | ![]() | Урок №1 Класс: 2г тема: Закрепление множественного числа существительных... Цель: Ввести новую лексику, а также повторить и закрепить конструкцию He/She has и множественное число существительных |
![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Единица содержания: применение способа определения падежей имен существительных на примере родительного падежа в словосочетаниях... | ![]() | Презентация к уроку, тесты по теме «Склонение существительных» Цели: развивать умение распознавать склоняемые, несклоняемые и разносклоняемые существительные; имена существительные, имеющие форму... |
![]() | Основные публикации Г. В. Беляковой Белякова Г. В. Словообразовательная категория суффиксальных локативных существительных в современном русском языке: монография. –... | ![]() | Основные публикации Г. В. Беляковой Белякова Г. В. Словообразовательная категория суффиксальных локативных существительных в современном русском языке: монография. –... |
![]() | Конспект проблемного урока русского языка на тему: «Множественное число имён существительных» Цели урока: Познакомить учащихся с особенностями имён существительных в форме множественного числа | ![]() | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Активизация и актуализация словаря по изучаемой лексической теме, совершенствование грамматического строя речи (образование существительных... |