Скачать 2.88 Mb.
|
Федеральное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Воронежский институт Министерства внутренних дел Российской Федерации УДК 342.519+355.252.1 УТВЕРЖДАЮ: Начальник Воронежского института МВД России генерал-майор милиции А.В. Симоненко «____» ______________ 2009 г. ОТЧЕТ О НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЕ по теме: «Разработка комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы» (1 этап) Начальник кафедры административного права и административной деятельности ОВД полковник милиции _________________Т.М. Занина (подпись, дата) Воронеж 2009 СПИСОК ИСПОЛНИТЕЛЕЙ
РЕФЕРАТ Отчет: 248 с., 3 табл., 23 рис., 99 источников использованной литературы. Ключевые слова: правоохранительная служба, кадровый состав, квалификационные требования, рейтинг служебно-личностной компетентности, стратегическое кадровое планирование. Первый этап научно-исследовательской работы «Разработка комплекса мер по формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы» предусматривает подготовку методических рекомендаций по нивелированию негативных тенденций. Итоговый отчет о научно-исследовательской работе выполняется в соответствии с Государственным контрактом на выполнение НИР №21/7 от 9 октября 2009 года (шифр контракта «кадровый состав») и Перечнем мероприятий федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)», утвержденным распоряжением Председателя Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы С.Е. Нарышкина от 16 апреля 2009 г. № А4-7138 и Планом по выполнению в Министерстве внутренних дел Российской Федерации федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы) в 2009 году, согласованным распоряжением Председателя Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам реформирования и развития государственной службы С.Е. Нарышкина от 01 июня 2009 г. № А4-8606. Срок выполнения работ по 1 этапу: сентябрь – ноябрь 2009 г. Объект исследования – кадровый состав правоохранительных органов. Цель исследования состоит в разработке комплекса мер по совершенствованию процесса формирования высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы. Предмет исследования представляет правовые, теоретические и практические вопросы, связанные с исследованием комплекса мер, направленных на формирование высококвалифицированного кадрового состава правоохранительных органов. Достижение обозначенной цели осуществлялось посредством решения следующих задач: - проанализировать состояние законодательной базы в части, касающейся формирования кадрового состава правоохранительной службы; - исследовать действующую систему порядка формирования кадрового состава правоохранительной службы; - выявить негативные тенденции процесса формирования кадрового состава правоохранительной службы на современном этапе; - разработать систему общих критериев оценки для соискателей на правоохранительную службу; - разработать модель современного служащего правоохранительной службы (общие компетенции для всех специализаций); - определить основные направления совершенствования в области формирования кадрового состава правоохранительной службы; - провести экспертный опрос в целях совершенствования путей, форм и методов подготовки сотрудников органов внутренних дел; - определить основные требования к формированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы; - определить (выделить) механизмы стратегического кадрового планирования в государственных органах, в которых предусмотрена правоохранительная служба; - разработать механизм проведения мониторинга потребности в кадрах определенного профессионального уровня и механизм использования данных мониторинга в целях отбора необходимых служащих и повышения квалификации для действующих служащих; - разработать научно обоснованную методику расчета штатной численности для правоохранительных органов; - разработать систему конкурсного отбора кандидатов на службу в правоохранительные органы, включающую в себя использование возможностей служб занятости, квалификационные требования к кандидатам применительно к конкретным должностным категориям, научные методики изучения профессиональных и личностных качеств; - разработать методические рекомендации по нивелированию негативных тенденций формирования кадрового состава на правоохранительной службе. Методология работы. Для реализации поставленных задач был использован комплекс научных методов, в том числе методы анализа, абстрагирования (формально-логический метод), методы моделирования и сравнительного анализа, конкретно-социологического, системно-структурного анализа. В ходе работы применялись также специально-юридические методы исследования: формально-догматический, метод толкования права, сравнительно-правовой метод. Научная новизна проделанной работы заключается в следующем: – проанализировано действующее законодательство и практика его применения при формировании кадрового состава правоохранительной службы; − проведено исследование действующей системы порядка формирования кадрового состава правоохранительной службы, анализ структуры кадрового состава правоохранительных органов; – на основе анализа действующего законодательства разработаны квалификационные требования, предъявляемые к должностям правоохранительной службы; – исследованы и выявлены негативные тенденции процесса формирования кадрового состава правоохранительной службы на современном этапе; − обоснована необходимость внедрения понятия категории «рейтинг служебно-личностной компетентности» как направления оптимизации формирования высококвалифицированного кадрового состава в правоохранительных органах; – определены основные направления совершенствования в области формирования кадрового состава правоохранительной службы; – разработаны методические рекомендации по нивелированию негативных тенденций формирования кадрового состава на правоохранительной службе. В рамках выполнения итогового отчета о научно-исследовательской работы было проведено его согласование с Министерством внутренних дел Российской Федерации, ГУВД, УФМС, УФСИН, УФССП, УФСКН, ФПС МЧС Воронежской области, Воронежской таможней, ГУВД, УФСКН, ФПС МЧС по Калужской области. В результате проведенного исследования требования технического задания, предъявляемые к данной части работы, выполнены полностью. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Проводимая в настоящее время административная реформа направлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственного управления. Реформирование государственной службы - один из ключевых элементов совершенствования системы государственного управления Российской Федерации. Задачи российского государства предполагают самый высокий качественный уровень развития государственной службы. Отражая публичный характер деятельности, она тесно связана с процессами формирования и реализации управляющих воздействий и является не только одним из важнейших социальных факторов функционирования исполнительной власти, но и составляет организационную основу государственной власти. Актуальность проведения научно-исследовательской работы по анализу проблем и негативных тенденций формирования высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы обусловлена тем, что государственная правоохранительная служба представляет специфический социально-правовой институт, без которого невозможно функционирование правоохранительной системы государства. Однако проведенные научные исследования и результаты практической деятельности правоохранительных органов показывают, что законодательство требует совершенствования, особенно в области формирования высококвалифицированного кадрового состава правоохранительных органов. Одной из актуальных задач является подбор квалифицированных кадров, профессиональная подготовка правоохранительных служащих новой формации. В современных условиях к правоохранительным служащим предъявляются новые требования, что обуславливает необходимость разработки новых методик подбора и оценки кадров правоохранительных служащих. В рамках научно-исследовательской работы проводились: круглый стол с практическими работниками правоохранительных органов на тему: «Актуальные проблемы формирования высококвалифицированного состава правоохранительной службы», анкетирование сотрудников кадровых аппаратов и сотрудников правоохранительных органов Воронежской и Калужской областей. Как показывают опросы, сотрудники правоохранительных органов недостаточно глубоко знают содержание нормативных актов, регулирующие государственно-служебные отношения, возникающие в процессе прохождения государственной службы в этих органах, или знают в общих чертах, а это порождает порой конфликтные ситуации в коллективах, жалобы и различные обращения за разъяснениями отдельных правовых норм в вышестоящие органы. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 10 марта 2009 г. №261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013гг.) одним из приоритетных направлений кадровой политики является разработка комплекса мер по реформированию высококвалифицированного кадрового состава правоохранительной службы, где важное значение имеют: - анализ законодательства и состояние формирования кадрового состава правоохранительной службы; - повышение профессиональной компетенции сотрудников правоохранительных органов; - механизмы стратегического кадрового планирования и проведения мониторинга потребности в кадрах в целях формирования высококвалифицированного кадрового состава правоохранительных органов. Формально объединяя несколько самостоятельных видов служебной деятельности, правоохранительная служба урегулирована множеством разнообразных по юридической силе и содержанию нормативно-правовых актов, которые требуют дальнейшего совершенствования. ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ КАДРОВОГО СОСТАВА ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ СЛУЖБЫ И СОСТОЯНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА 1.1. Правовое регулирование прохождения правоохранительной службы Правоохранительная служба - вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина1. К сожалению, до настоящего времени закон «О правоохранительной службе Российской Федерации» не принят, хотя острая необходимость действия данного закона назрела уже давно. Сегодня имеет место парадоксальная ситуация, когда правоохранительная служба определена Федеральным законом, а реально (де-юре) таковой не является. Это означает, что сотрудники правоохранительных органов пока не могут иметь статус федеральных государственных служащих. У правоохранительных органов существуют свои ведомственные нормативные правовые акты, регламентирующие подбор, расстановку кадров, их профессиональную подготовку, прохождение службы и т.д. В такой ситуации невозможна координация их деятельности и единые подходы в вопросах формирования высококвалифицированного кадрового состава. Аврутин Ю.Е. справедливо отмечает, что «анализ самых различных правовых документов (от законов до ведомственных инструкций), позволяет сделать вывод о том, что понятие «правоохранительный орган» чаще всего используется в качестве обыденного, как бы общепризнанного (то есть не требующего специального раскрытия), что приводит к двусмысленности отдельных норм и нечеткости правовых предписаний»1. В.И. Качалов под правоохранительными органами понимает «специально создаваемые государством органы, уполномоченные осуществлять деятельность по охране прав и свобод личности, общества, государства, охрану законности и правопорядка, осуществлять борьбу с правонарушениями путем применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом»2. Галустьян О.А. правоохранительный орган определяет как «орган государства, наделенный правами и обязанностями по осуществлению правоохраны путем специфических действий принудительного характера, проводимых в определенной процессуальной форме»3. Н.А. Петухов считает, что «правоохранительные органы – это специально созданные государством структуры, основной задачей которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с правонарушениями и их предупреждение»4. В законодательстве не совсем четко закреплена система государственных правоохранительных органов, у ведущих ученых нет единства мнений о том, какие именно федеральные государственные органы осуществляют в настоящее время правоохранительные функции. Бахрах Д.Н.5 считает, что правоохранительная служба осуществляется: - в милиции (в подразделениях службы криминальной милиции и милиции общественной безопасности); - в федеральных органах юстиции (службе судебных приставов, уголовно-исполнительной системе); - в таможенных органах; - в МЧС (службе пожарной охраны); - в Федеральной службе по контролю за оборотом наркотиков; - в Федеральной службе фельдъегерской связи. Старилов Ю.Н.1 полагает, что к правоохранительным органам относятся: Министерство внутренних дел РФ; Прокуратура РФ; Федеральная миграционная служба; Федеральная служба безопасности РФ; Министерство юстиции РФ; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба судебных приставов; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная таможенная служба. Барциц И.Н.2 к правоохранительным органам относит: суды, входящие в судебную систему Российской Федерации; органы прокуратуры; органы внутренних дел, безопасности, юстиции, а также различные органы исполнительной власти, осуществляющие юрисдикционную деятельность. Вместе с тем, по мнению Барцица И.Н., среди государственных органов, подпадающих под функции правоохранительных и в которых установлен особый порядок прохождения государственной службы, можно выделить органы прокуратуры, внутренних дел, в том числе ведающих вопросами миграции, а также контроля за оборотом наркотических и психотропных веществ, фельдъегерской связи, таможенного дела, исполнения наказаний, обеспечения установленного порядка деятельности судов, исполнения судебных решений и актов других органов, государственного пожарного надзора. По мнению Овсянко Д.М.3, анализ действующего законодательства РФ показывает, что правоохранительные функции осуществляют: Министерство внутренних дел РФ и его Федеральная миграционная служба; Федеральная служба безопасности РФ; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Министерство юстиции РФ и подведомственная ему Федеральная служба исполнения наказаний; Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в состав которого входит Федеральная противопожарная служба, Федеральная таможенная служба, прокуратура. Патрашко Е.Л.1 считает, что к числу правоохранительных органов относятся: Министерство внутренних дел РФ; Федеральная миграционная служба; Федеральная противопожарная служба; Федеральная служба судебных приставов; Федеральная служба исполнения наказаний; Федеральная служба безопасности; Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная таможенная служба, прокуратура. Таким образом, существует два основных подхода к проблеме определения круга правоохранительных органов. Одни авторы полагают, что к числу правоохранительных органов следует относить лишь органы, обеспечивающие безопасность граждан, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану законности и правопорядка (Бахрах Д.Н., Старилов Ю.Н., Овсянко Д.М., Патрашко Е.Л. и др). Другие значительно расширяют круг правоохранительных органов, включая в него суды, нотариат и др. (Барциц И.Н., Качалов В.И., Качалова О.В. и др.). На наш взгляд, к правоохранительным органам относятся: Министерство внутренних дел РФ; Федеральная миграционная служба МВД РФ; Федеральная таможенная служба РФ; Федеральная противопожарная служба МЧС РФ; Федеральная служба РФ по контролю за оборотом наркотиков; Федеральная служба исполнения наказаний Минюста РФ; Федеральная служба судебных приставов Минюста РФ; Государственная фельдъегерская служба РФ. Для различных видов службы в правоохранительных органах свойственны множественные элементы сходства и различия. Первые отражают их родовую принадлежность к правоохранительной деятельности и являются особым выражением ее характерной специфики. Различие же обусловлено собственными функциями того или иного правоохранительного органа и его местом в общей системе правоохраны. Канищев Д.С.1 выделяет общие и наиболее приоритетные элементы службы в правоохранительных органах: - публично-правовой военизированный характер службы; - введение специальных мер, обеспечивающих стабильность и преемственность службы; - последовательный карьерный рост сотрудника в зависимости от успехов в службе, личных качеств и уровня профессионализма; - особый правовой статус сотрудников и требования к их профессиональной подготовке, обусловленные необходимостью осуществления государственного принуждения в сфере правоохраны; - специальный порядок назначения на должности; - наличие в системе службы классных чинов и специальных званий, устанавливающих отношения старшинства и более жесткий характер должного подчинения в системе службы; - введение в институт службы присяги и иных регуляторов, способствующих формализации служебного долга и его закрепления в правовых нормах; - специальные дисциплинарные требования, которые зачастую обобщаются в уставах; распространение ряда этих требований в область неслужебных отношений, в которых недостойное поведение сотрудника может подрывать авторитет государства или конкретной правоохранительной структуры; - установление возрастных и иных (состояние здоровья, судимость, родственные связи и др.) ограничений на занятие тех или иных должностей, особый порядок назначения сотрудников на руководящие должности; - наличие развитых систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров; - установление особых, даже по сравнению с государственной службой, ограничений, связанных с исполнением служебных полномочий; - специальные гарантии правовой и социальной защиты сотрудников и членов их семей. Неотъемлемой частью осуществляемой в настоящее время в России административной реформы является продолжение реформы государственной службы, состоящее, в частности, в выделении трех ее самостоятельных видов – гражданской, военной и правоохранительной службы. Преобразования в этой сфере осуществляются на основе Концепции реформирования системы государственной службы в Российской Федерации от 15 августа 2001 года1 и Указа Президента РФ от 10 марта 2009 года №261 «О федеральной программе «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009-2013 годы)»2. В этих руководящих документах предусматривается проведение целого спектра преобразований, целью которых является создание современной высокоэффективной государственной службы. От решения этой ключевой проблемы во многом зависят результаты экономического, политического и социально-культурного реформирования России, ее становление как истинно демократического федеративного правового государства. Элементами прохождения правоохранительной службы, влияющими на формирование кадрового состава, являются: поступление на службу; стажировка, повышение квалификации, переподготовка; аттестация сотрудников и зачисление в резерв руководящих кадров. |
Отчет о научно-исследовательской работе контракт №21/10 от «09» октября... Целью работы является исследование теоретических и практических особенностей существующих систем ротации в правоохранительных органах,... | Отчет о выполнении научно-исследовательской работы по теме: «Разработка... Государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования Государственного университета | ||
Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Разработка научно... «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» (ИЗиСП) | Отчёт о научно-исследовательской работе по теме: Разработка стратегии... Разработка стратегии развития минерально-сырьевого комплекса Иркутской области на средне- и долгосрочную перспективу | ||
Отчет №3 о научно-исследовательской работе по теме: «Грид-технологии» Разработка методов эффективного решения задач обработки, хранения, передачи и защиты информации | Отчет о научно-исследовательской работе Гост 32-2001. Межгосударственный стандарт. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Отчет о научно-исследовательской... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе Межгосударственный стандарт (гост 32-2001). Отчет о научно-исследовательской работе. Структура и правила оформления (редакция 2005... | Общие положения отчет Отчет о научно-исследовательской работе (нир) документ, который содержит систематизированные данные о научно-исследовательской работе,... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе по теме «Разработка принципов... «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д. С. Лихачева» | Реферат Отчет о научно-исследовательской работе состоит Отчет о научно-исследовательской работе состоит из 33 рисунков, 8 разделов, 12 подразделов, 9 формул, 31 источника. Общий объем 48... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе по теме: «Исследование отрасли... Директор Областного государственного бюджетного учреждения «Электронный Ульяновск» | «разработка комплекса мер по снижению воздействия выбросов автотранспорта на население городов» По теме: «разработка комплекса мер по снижению воздействия выбросов автотранспорта на население городов». 1 этап – 10 автомагистралей... | ||
Отчет о научно-исследовательской работе разработка концепции Объединенных... «Разработка предложений по созданию единой системы выявления, использования и внедрения объединенных государственных и муниципальных... | Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... «Разработка новых методов индивидуальной коррекции сводно-радикального статуса при бактериальных инфекциях» | ||
Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... Федеральное государственное бюджетное учреждение науки институт физики микроструктур российской академии наук | Отчет о научно-исследовательской работе в рамках федеральной целевой... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |