История и методология юридической науки





Скачать 480.45 Kb.
НазваниеИстория и методология юридической науки
страница1/4
Дата публикации24.07.2013
Размер480.45 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Право > Рабочая программа
  1   2   3   4


ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВСЕРОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ

МИНИСТЕРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Кафедра теории и истории государства и права
Международно-правовой факультет


«Утверждаю»
Проректор

по учебной работе

_____________ Б.С. Бардин

«___»______________2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины
ИСТОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ

Код и направление подготовки 030900 «Юриспруденция»

Специализированная программа

«Правовое регулирование внешнеэкономической деятельности»

Квалификация (степень) выпускника – магистр юриспруденции

Форма и курс обучения – очно-заочная форма, 1 курс

Обсуждена и рекомендована к

утверждению на заседании кафедры

Протокол №5 от 14 января 2013 г.


Москва - 2013

Разработчик:

Вологдин Александр Анатольевич,

кандидат исторических наук,
профессор кафедры теории и истории государства и права


Рецензент:

Шумилов Владимир Михайлович,

доктор юридических наук, профессор

заведующий кафедрой международного права

ОГЛАВЛЕНИЕ


  1. Цель освоения дисциплины

4

  1. Место дисциплины в структуре ООП магистратуры

4

  1. Компетенции обучающихся, формируемые в результате освоения дисциплины

4

  1. Структура дисциплины

5

  1. Содержание дисциплины

6

  1. Образовательные технологии

18

  1. Формы контроля знаний и оценка успеваемости

18

  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

20

  1. Материально-техническое обеспечение дисциплины

5



1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель изучения дисциплины: получение знаний об основных этапах развития юридической науки в России и зарубежных странах, освоение основных методов юридической науки.
2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП БАКАЛАВРИАТА

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению 030900.68 «Юриспруденция» и предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов.

История и методология юридической науки, являясь одной из ведущих общетеоретических юридических дисциплин, необходимых для формирования высокопрофессиональных специалистов, относится к базовой части профессионального цикла дисциплин.

Ее преподавание и изучение строятся с учетом тесного взаимодействия с учебными дисциплинами, представляющими все отрасли юридической науки. Основные положения дисциплины могут быть использованы при изучении Философии права, Истории правовых и политических учений, Актуальных проблем права (по отраслям), подготовке и написании магистерской диссертации.
3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ,

ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В совокупности с другими дисциплинами ФГОС ВПО дисциплина «История и методология юридической науки» направлена на формирование следующих общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций магистра юриспруденции:

Компетенции

Код

осознание социальной значимости своей будущей профессии, обладание достаточным уровнем профессионального правосознания

ОК-1

способность добросовестно исполнять профессиональные обязанности, соблюдать принципы этики юриста

ОК-2

способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень

ОК-3

способность свободно пользоваться русским и иностранным языками как средством делового общения

ОК-4

компетентно использовать на практике приобретенные умения и навыки в организации исследовательских работ, в управлении коллективом

ОК-5

способность разрабатывать нормативно-правовые акты

ПК-1

способность квалифицированно применять нормативные правовые акты в конкретных сферах юридической деятельности, реализовывать нормы материального и процессуального права в профессиональной деятельности

ПК-2

готовность к выполнению должностных обязанностей по обеспечению законности и правопорядка, безопасности личности, общества, государства

ПК-3

способность выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления

ПК-4

способность осуществлять предупреждение правонарушений, выявлять и устранять причины и условия, способствующие их совершению

ПК-5

способность выявлять, давать оценку и содействовать пресечению коррупционного поведения

ПК-6

способность квалифицированно толковать нормативные правовые акты

ПК-7

способность принимать участие в проведении юридической экспертизы проектов нормативных правовых актов, в том числе в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, давать квалифицированные юридические заключения и консультации в конкретных сферах юридической деятельности

ПК-8

способность принимать оптимальные управленческие решения

ПК-9

способность воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности

ПК-10

способность квалифицированно проводить научные исследования в области права

ПК-11

способность преподавать юридические дисциплины на высоком теоретическом и методическом уровне

ПК-12

способность управлять самостоятельной работой обучающихся

ПК-13

способностью организовывать и проводить педагогические исследования

ПК-14

способностью эффективно осуществлять правовое воспитание

ПК-15


В результате изучения дисциплины обучаемые должны:

– знать: основные этапы развития юридической науки, ведущие школы юридической науки, понятия и принципы методологии юридической науки, методологию юриспруденции как самостоятельной области юридического познания, современные представления о научном познании, различные формы и методы научного, в т.ч. юридического познания.

– уметь: применять полученные знания для понимания закономерностей развития государства и права; для использования в процессе правотворческой, правоприменительной практике, экспертной и исследовательской работе.

– иметь опыт: применения методов самостоятельного изучения и анализа правового материала, ведения дискуссий по правовым вопросам; правового анализа документов, практических ситуаций, правовой квалификации событий и действий.

4. СТРУКТУРА ДИСЦИПЛИНЫ

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы (72 часа).




п/п

Наименование тем и разделов

Семестр

Виды учеб. работы

(в акад.час)

Компетенции

Л

С / ПЗ

СР

1.

Понятие юридической науки и методологии права

2

1

2

3

ОК 1-5

ПК 1-15

2.

История юридической науки

2

1

2

5

3.

Общенаучные методы познания права

2

1

2

1

4.

Догматический метод познания права

2

1

2

1

5.

Сравнительный метод познания права

2

1

2

1

6.

Исторический метод познания права

2

1

2

1

7.

Социологические методы познания права

2

1

2

1

8.

Психологические методы изучения правосознания

2

1

2

1

9.

Методология специальных юридических наук

2

1

2

5

10.

Использование юридической методологии в правотворчестве

2

1

2

5

11.

Использование юридической методологии в правоприменении

2

1

4

3

12.

Методика написания теоретических исследований в области права

2

1

4

5




Вид промежуточной аттестации




12

28

32





Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Семестр

1

2

Аудиторные занятия (всего)

40

-

40

Лекции

12

-

12

Семинары

28

-

28

Самостоятельная работа (всего)
работа с литературой, подготовка презентации выбранной темы, заполнение аналитических таблиц

32

-

32

Вид промежуточной аттестации

Зачет

-

Зачет

Общая трудоемкость, час

72

-

72

Общая трудоемкость, зач. ед.

2

-

2


5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Темы и их аннотации


Тема 1. Понятие юридической науки и методологии права.


Юриспруденция как наука о праве. Юриспруденция в системе общественных наук.

Характерные черты юридической науки и ее функции.

Юридическая наука и ее составные части. Понятие юридической теории. Общие и частные учения о праве. Понятие юридической научной школы. Юридическая доктрина и ее виды. Взаимодействие общетеоретических и отраслевых наук о праве.

Понятие методологии права. Правовая действительность как объект познания. Правовые процессы и явления как предметы научного познания. Проблема валидности методов исследования права.

Юридическая наука и юридическое образование. Вопросы использования научных достижений в преподавании права.
Тема 2. История юридической науки.

Становление и основные этапы развития юридической науки. Отделение юридической науки от практической юриспруденции.

Юридическая наука в Древней Греции. Методологические особенности подходов к изучению права сущего и права должного.

Римская юриспруденция. Основные школы римской юридической науки. Специфика методологии исследования права. Совершенствование методов формального анализа права. Юридические максимы и их значение для последующего развития правоведения.

Средневековая юриспруденция. Особенности догматического и схоластического методов познания права. Средневековая юриспруденция и религиозная идеология.

Юриспруденция Нового Времени. Изменение концепции правопонимания и ее влияние на методологию права. Значение метафизики И. Канта и Г. Гегеля для последующего развития юридической науки.

Современное состояние зарубежной юридической науки. Специфические черты американской, немецкой, французской и мусульманской юридической науки. Основные правовые школы современности (юридический позитивизм, аналитическая юриспруденция, социологический позитивизм, школа возрожденного естественного права, психологическая школа права).

Современное состояние отечественной юридической науки. Методологический кризис научного познания права, его последствия и пути преодоления. Основные направления развития российского правоведения.
Тема 3. Общенаучные методы познания права.

Дедукция и индукция как способы познания закономерностей права. Анализ и синтез как способы изучения многообразия правового бытия. Диалектика как метод познания права.

Применение философских категорий сущность и явление, форма и содержание, общее и отдельное, целое и часть, действительное и возможное, причина и следствие в познании права и образовании юридических конструкций.

Логические методы познания и возможности их использования для формулирования научных концепций в правоведении. Выдвижение научных гипотез и теорий и их проверка.

Построение парадигм для решения проблем правоведения. Системно-структурный метод познания и его значение для накопления обобщенных знаний о праве.
Тема 4. Догматический метод познания права.

Понятие догматического метода. Значение догматического метода для совершенствования «юриспруденции понятий». Проблемы содержательно-структурного и целостносистемного познания права.

Позитивное познание права догматическим методом. Вопросы образования и использования правовых понятий, терминов, конструкций и категорий. Структурные и функциональные понятийные ряды правовых категорий. Парные правовые категории.
Тема 5. Сравнительный метод познания права.

Понятие методологии сравнительно-правового исследования. Методы и методики сравнительного изучения права. Синхронное и асинхронное исследование права. Нормативное и функциональное сравнение. Достоинства и недостатки сравнительного законоведения. Специфика функционального сравнения с точки зрения пределов научного познания. Проблема «расширения» границ сравнительно-правового познания и научная истина.

Методика внутреннего и внешнего сравнения. Специфика внутреннего сравнения в правовых системах унитарных и федеративных государств. Американская партикулярная компаративистика. Внешнее сравнение: его границы и временные пределы.

Методика микро- и макросравнения. Проблема объективности микросравнения. Проблемы классификаций при макросравнении. Общее и особенное, типичное и уникальное в правовой действительности. Проблема сравнения несравнимого.

Проблемы классификаций правовых систем. Учение о правовых семьях (Р.Давид).

Учение о правовом стиле (К. Цвайгерт и Х. Кетц). Особенности современных подходов к классификации (К. Осакве).



Тема 6. Исторический метод познания права.

Понятие и сущность историко-правового метода. Цель, задачи и функции историко-правового метода. Специфика сравнительно-исторического метода познания права. Научно-историческая характеристика процессов возникновения, развития и функционирования права.

Пределы историко-правового познания. Значение знания истории права для современного развития правоведения.
Тема 7. Социологические методы познания права.

Понятие и функции социологического метода. Особенности социологического подхода к изучению права.

Понятие и виды социально-правовых исследований. Разработка программ социально-правового исследования. Методы сбора, обобщения и анализа первичной социологической информации о праве.

Социально-правовое прогнозирование и правовой эксперимент и их значение для юридической теории и практики.
Тема 8. Психологические методы изучения правосознания.

Понятие психологического метода и сфера его применения. Использования психологических методов (эксперимент, наблюдение, тесты, биографический метод, психоанализ) для изучения правосознания. Проблемы исследования формирования и деформации правосознания. Особенности исследования индивидуального, группового и массового правосознания. Теоретическая и практическая значимость изучения профессионального правосознания юристов.

Значение психологического метода для изучения целей, мотивов и установок правового поведения. Специфика исследования психологических аспектов правового воспитания.
Тема 9. Методология специальных юридических наук.

Особенности методологии специальных юридических наук. Необходимость использования специально научных методов изучения правовой действительности. Взаимодействие и взаимодополняемость общих и специальных методов в юриспруденции.
Тема 10. Использование юридической методологии в правотворчестве.

Методологические аспекты изучения процесса правообразования. Применение методологии экономических и политических наук как требование всестороннего изучения правовой действительности. Специфика исследования права методами политической и экономической науки.

Научная экспертиза законопроектов, ее основные цели, задачи и этапы. Виды законопроектных экспертиз и особенности их проведения. Экспертиза подзаконных нормативных правовых актов и ее особенности.
Тема 11. Использование юридической методологии в правоприменении.

Методология права и проблемы юридической квалификации. Методология отраслевых юридических наук и ее значение для правильного установления фактических и юридических обстоятельств дела. Юридическая теория и ее использование для правильного доктринального толкования права.

Методология права и юридические экспертизы. Виды юридических экспертиз и их использование для познания отдельных сфер правовой действительности. Специфика методологии проведения юридической экспертизы.
Тема 12. Методика написания теоретических исследований в области права.

Понятие теоретического исследования, его цели и задачи. Структура теоретического исследования, план исследования и содержание письменной работы. Трудности и ошибки исследователя при выборе темы исследования. Проблемы актуальности, новизны и практической значимости работы.

Объект и предмет конкретного научного исследования. Выбор методологии. Расширение и ограничение сферы научного познания в процессе исследования.

Особенности проведения междисциплинарных юридических исследований и сравнительно-правовых исследований.

Проблема теоретического переосмысления существующих теорий. Критика оппонентов и вопросы научной этики.
5.2. Планы семинарских занятий
Организационно-методические рекомендации

При подготовке к семинарским занятиям студенты должны внимательно изучить конспект лекций по изучаемой теме и рекомендованную преподавателем литературу. Следует помнить, что учебная литература постоянно пополняется новыми изданиями.

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

История и методология юридической науки iconУчебно-методическое пособие «История и методология юридической науки»
«История и методология юридической науки» разработчика Медведева Валентина Григорьевича, предназначенного для магистрантов, обучающихся...
История и методология юридической науки iconРабочая программа учебной дисциплины б. 4 «история и методология юридической науки»
Рабочая программа предназначена для преподавания учебной дисциплины «история и методология юридической науки» студентам всех форм...
История и методология юридической науки iconЕ. Н. Яркова история и методология
Е. Н. Яркова. История и методология юридической науки: учебное по­собие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета,...
История и методология юридической науки iconРешение заседания кафедры Протокол №1 «30» августа 2012г рабочая...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Московский государственный...
История и методология юридической науки iconПрограмма аттестационных испытаний по дисциплине «История и методология...
Учебник. Фионова Л. А., Трунова Л. Б., Карпачева Т. В. Экология животных: Пособие для учащихся 7-го класса общеобразовательной школы...
История и методология юридической науки iconЕникеев М. И. Юридическая психология. Учебник для вузов
Предмет юридической психологии, ее место в системе психологической науки. Этапы формирования юридической психологии как прикладной...
История и методология юридической науки iconПрограммные вопросы для подготовки студентов к экзамену
...
История и методология юридической науки iconРабочая программа дисциплины История и методология рыбопромышленной...
Дисциплина «История и методология рыбопромышленной науки и производства» является дисциплиной базовой части профессионального цикла...
История и методология юридической науки iconАннотация примерной программы учебной дисциплины б 9 «История и методология...
Дисциплина «История и методология прикладной математики и информатики» содействует формированию у студентов научного мировоззрения,...
История и методология юридической науки iconПрограмма учебной дисциплины История и методология науки Направление подготовки
Знания по истории и методологии науки необходимы в практике научных исследований
История и методология юридической науки iconВопросы по подготовке к экзамену (зачету) по учебной дисциплине
Особенности юридической психологии как науки. Объект, предмет категории юридической психологии
История и методология юридической науки iconИстория и методология науки
Учебно-методическое пособие для магистров по «Истории и методологии науки» разработано в соответствии с Государственным образовательным...
История и методология юридической науки iconРабочая программа дисциплины «История и методология химии»
Дисциплина "История и методология химии" должна сыграть объединяющую и централизующую роль в системе химических дисциплин, составляющих...
История и методология юридической науки iconЛогика и методология науки
Национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики дисциплина «Логика и методология науки»...
История и методология юридической науки iconРабочая программа дисциплины методы научного исследования
Кореквизиты современные проблемы науки туристской индустрии, История и методология науки туристской индустрии
История и методология юридической науки iconРабочая программа дисциплины «История и методология физики»
Целями освоения дисциплины История и методология физики в формате ооп впо являются


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск