Скачать 206.37 Kb.
|
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УМКД «Внешнеполитический процесс и формирование внешней политики Российской Федерации» Разработал: Троякова Т.Г. Идентификационный номер: УМКД.25(75)-031900.68-П(С)Д.ДВ.2.3.3-2012 Контрольный экземпляр находится в Департаменте академической политики Лист из МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Дальневосточный федеральный университет» (ДВФУ) Школа региональных и международных исследований РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ (РУПД)Внешнеполитический процесс и формирование внешнейполитики Российской ФедерацииНаправление/ специальность - 031900.68 Международные отношенияФорма подготовки – очнаяШкола региональных и международных исследований Кафедра международных отношений курс 2 семестр 3 лекции 12 (час.) практические занятия 12 час. семинарские занятия ____ час. лабораторные работы ____ час. консультации предусмотрены всего часов аудиторной нагрузки 24 (час.) самостоятельная работа 48 (час.) курсовые работы 1 контрольные работы зачет _____ семестр экзамен 3 семестр Рабочая программа учебной дисциплины составлена на основании требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования N 225 oт 29.03.2010. Рабочая программа учебной дисциплины обсуждена на заседании кафедры международных отношений, протокол N 6 от «18» июня 2012 г. Заведующая кафедрой Троякова Т.Г. 2012г. Составитель (ли): Троякова Т.Г., к.ист.н., доцент АННОТАЦИЯ РПУД Целью курса является знакомство студентов с фактическим материалом современных международных отношений и обучение навыкам анализировать внешнюю политику с учетом множества внутренних и внешних факторов выработки и осуществления внешней политики. При этом важно, наиболее полное познание сущности внешнеполитического процесса возможно только в сравнительной перспективе. Такой подход дает возможность развивать способности студентов изобретать новые внешнеполитические идеи и понимание путей их реализации во внешнеполитическом процессе. Задачами освоения дисциплины являются: - во-первых, систематическое изложение теории и моделей внешнеполитических процессов; - во-вторых, изучение исторического процесса становления и развития российской внешней политики, - в-третьих, объяснение, того, что внешнеполитический процесс является процессом принятия внешнеполитических решений в условиях определенных ограничений, которые зависят от внешней среды и акторов. В ходе лекционного курса студенты изучают большое количество разнообразных моделей анализа и сравнения процессов принятия решений, каждая из которых основана на абстрагировании того или иного аспекта данного процесса в качестве важнейшего. Подача материала проводится путем сочетания теоретических знаний с анализом конкретных случаев-казусов, что позволяет наилучшим образом решить задачи курса. Данный курс вносит вклад в развитие научно-методического обеспечения стандартов нового поколения по направлению подготовки «международные отношения» в силу того, что в нём предлагается комплексный анализ различных факторов, определяющий внешнеполитические процессы в современном мире. Это позволяет обеспечить органический синтез разных аналитических навыков в приложении к различным сферам практической деятельности, связанным с внешней политикой ведущих стран мира, в том числе и России. Наличие такого понимания будет являться основным критерием при оценке знаний учащихся. Содержание дисциплины включает теоретические основы процесса принятия внешнеполитических решений и анализ конкретных событий, что позволяет наилучшим образом решить задачи подготовки специалистов. Такой подход соответствует категории «полезного знания», который позволяет применять теоретические положения к анализу реальной политической практики. Более того, это дает возможность развивать у студентов способность выдвигать различные внешнеполитические идеи и понимать пути их реализации в процессе подготовки письменных работ. Основой курса является модель Р. Патнема о двух уровнях «игры»: внутригосударственном и международном. На внутригосударственном уровне действия определяются двумя группами факторов, которые ограничивают их поведение. Первая группа факторов включает формальные политические институты государства вроде конституций, законов, уставов и прочее. Вторая группа факторов – политическая культура страны. В рамках международного уровня ограничения на принимаемые решения связаны с положением государства в международной системе. Политическая система и внешняя политика Российской Федерации имеет ряд особенностей. Основным национально-государственным интересом и главной внешнеполитической задачей РФ на обозримый период является сохранение своей традиционной глобальной геополитической функции как объединяющей и стабилизирующей силы центра Евразии. Преподавание курса связано с другими курсами государственного образовательного стандарта: «Основы теории международных отношений», «Внешняя политика Российской Федерации в многополярном мире» и опирается на их содержание. В результате освоения дисциплины магистрант должен полностью или частично приобрести следующие компетенции, предусмотренные ФГОС ВПО: ПК-1, ПК-3, ПК-16, ПК-24. По завершению обучения по дисциплине магистрант должен обладать:
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 час. Аудиторная работа - 24/- час. Самостоятельная работа - 48- час. (из них 27 часов отводится на экзамен).
Раздел 1. Уровни внешнеполитического процесса (6 ч.). Тема 1. Индивидуальный уровень (2 ч.).
Три фактора: 1) природы внутриполитических вызов; 2) организации лидерства в обществе; 3) личностных качеств лидеров.
Кризисные и внекризисные переговоры; формирование альянсов; гонку вооружений. Тема 2. Государственный уровень (2 ч.).
Тема 3. Международно-политический уровень (2 ч.). 1. Региональный и глобальный планы. «Выход» за пределы национальных границ и рассмотрение взаимодействий между государствами и государств с транснациональными акторами и международными организациями. 2. Понятие «государство» в литературе. 2.1. Условные понятия: «великие», «средние» и «малые» государства. 2.2. Авторитарные, тоталитарные, либеральные государства. 2.3. Несостоявшиеся государства. Раздел 2. Развитые демократические государства и внешняя политика РФ (6 ч.) Тема 1. Теоретические концепции внешней политики (2 ч.) 1. Три модели формирования ВП по Г. Аллисону. 1.1 Классическая модель. 1.2. ВП как следствие комплекса организационных актов и процессов. 1.3. ВП как результат политического торга ведомств и их лидеров. 2. Когнитивные стратегии принятия внешнеполитических решений. 2.1. «Стратегия удовлетворительности». 2.2. «Стратегия смешанного сканирования» А. Этциони. 3. Американские модели принятия ВПР. 3.1. «Формальная модель» (Г.Трумэн, Р. Никсон). 3.2. «Соревновательная модель» ( Ф. Рузвельт). 3.3. «Коллегиальная модель» ( Дж. Кненнеди). Тема 2. Внешнеполитическая деятельность РФ: структура и субъекты, дипломатия (2ч.). Тема 3. Основные направления и приоритеты внешнеполитического курса РФ (2 ч.) 1. Сравнительная характеристика концепций внешней политики РФ. 1.1. КВП 1993 г. 1.2. КВП 2000 г. 1.3. КВП 2008 г. 1.4. КВП 2013 г. 2. Региональные направления внешней политики РФ. 2.1. Российско-американские отношения. 2.2. Россия и Европейский Союз. 2.3. Россия и страны СНГ. 2.4. Российско-китайские отношения. II. СТРУКТУРА И содержание практической части курса Семинарские занятия (12 ч.) Занятие 1. Уровни внешнеполитического процесса (2 ч.).
Занятие 2. Особенности внешнеполитических процессов в западных демократиях (2 ч.).
Занятие 3. Политическая культура США и модели ВПП (2 ч.)
Занятие 4. Внешняя политика и дипломатия: отличия и сходства (2ч.)
Занятие 5. Роль формальных институтов РФ в формировании внешней политики (2 ч.)
Занятие 6. Сравнительный анализ концепции внешней политики РФ 1993 г. и 2013 г. (2 ч.) Семинар-дискуссия. Подготовка дискуссии предопределяет форму ее проведения. Возможно использование разнообразных вариантов. Заранее определяется и объявляется тема, дается время на знакомство с материалом. Основные варианты подготовки к дискуссии и соответственно формы ее проведения:
Преподаватель ведёт дискуссию. В ходе дискуссии ведущий ее преподаватель обучает не какой-либо позиции, а умению излагать и аргументировать любую позицию, избранную тем или иным участником. Для обсуждения темы « Сравнительный анализ КВП 1993 г. и 2013 г.» необходимо подготовить следующие вопросы с помощью рекомендуемой литературы. 1. Дайте характеристику ВП РФ в 1990-е годы. 2. Кто был идейным вдохновителем КВП РФ 1993 г.? 3. Каковы достижения ВП РФ в настоящее время? 4. Перечислите региональные приоритеты ВП в 1990-е годы и в настоящее время. III. КОНТРОЛЬ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛЕЙ КУРСА Вопросы к экзамену 1. Основные принципы российской внешней политики в XX вв. 2. Уровни внешнеполитического процесса. 3. Внешняя политика России: общее и различия в концептуальных подходах. 4. Уровни сравнительного анализа внешней политики: индивидуальный. 5. Уровни сравнительного анализа внешней политики: государственный и системный. 6. "Политический реализм" как теория внешней политики: общая характеристика, основные направления критики. 7. Внешняя политика и международные отношения: критерии научного разграничения. 15. Российская политика внутренняя и внешняя: общее и различия. 16. Внешнеполитический процесс в КНР. 17. Концепция национальной идентичности России: внешнеполитические аспекты. 18. Механизмы формирования внешней политики современной России. 19. Процесс подготовки и принятия внешнеполитических решений в современной России. 20. Внешнеполитический процесс - общая характеристика. 21. Концепции внешней политики РФ: особенности региональных приоритетов. 22. Американское лидерство и российско-американские отношения в условиях многополярности. 23. Геополитические аспекты российско-китайских отношений. 24. Российско-японские отношения в условиях экономического кризиса. 25. Россия и урегулирование ядерного кризиса на Корейском полуострове. 26. Россия и ЕС: интеграционные аспекты. 27. Внешнеполитический процесс на национальном и региональном уровнях. 28. Возникновение глобального миропорядка: мифы и реальности. IV. тематика и перечень курсовых работ и рефератов Тематика курсовых работ
Основная литература
Дополнительная литература
Электронные информационные образовательные ресурсы
|
2. Эволюция внешней политики России в 1990-е 2010-е годы 9 Тема Формирование... Российская академия народного хозяйства и государственной службы при президенте российской федерации | Программа учебного курса программа разработана в соответствии с государственным... Основные понятия: международные отношения, внешняя политика, дипломатия, мировой политический процесс. Особенности внешней политики... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины Российской Федерации являются формирование системных представлений о сущности политики как социального явления, а также об основных... | Концепция охраны здоровья здоровых в Российской Федерации Адаптация — активный процесс приспособления к окружающей среде, направленный на формирование и сохранение возможного оптимального... | ||
1 Источники новаций внешней политики Польши: конференция в Локарно... Iii инерция внешней политики Польши в трансформирующейся системе европейских отношений | Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций Материалы для... Целью данного курса является изучение студентами современной внешней политики Российской Федерации в контексте нового миропорядка,... | ||
Л. хуснетдинова проблема жилья является наиболее актуальной в современном... Формирование в Российской Федерации действенной системы ипотечного жилищного кредитования определено Президентом Российской Федерации... | В. И. Михайленко История внешней политики Российской Федерации В связи с вышесказанным я, наверное, больше буду ставить вопросы в своем докладе, чем представить законченное логическое представление... | ||
Закон Российской Федерации от 25 октября 1991 года №1807-1 «О языках... Стратегией государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, а также о результатах исполнения плана... | Принят за основу рабочей группой по подготовке Стратегии государственной... Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации Совета при Президенте Российской Федерации по межнациональным... | ||
Справка об итогах мониторинга реализации государственной национальной... Стратегическим нормативным актом в сфере межнациональных отношений на федеральном уровне является Концепция государственной национальной... | Шифр специальности: 07. 00. 15 История международных отношений и... Современные международные отношения: Учебно-методический комплекс./ Л. В. Володина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | ||
Приказ от 28 декабря 2010 г. N 190н об утверждении указаний о порядке... В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, n 31, ст. 3823) в... | Российской федерации ... | ||
О порядке применения бюджетной классификации российской В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, n 31, ст. 3823) в... | Рабочая программа дисциплины б 13 «Современные международные отношения» В цели курса также входит формирование у студентов понятий о научной терминологии, связанной с теоретическими подходами и практикой... |