Скачать 3.92 Mb.
|
Назым Якупов Трагедия народов ББК 63.3(3)64 Я497 УДК 94(47+57)“1991/2000” Предлагаемая научно-популярная публицистика профессора Н. М. Якупова «Трагедия народов» является логическим продолжением его книг «Куда мы шли? Кто нами правил?» (1998) и «Почему распалась держава?» (1999). В новой книге автор делится с читателями своими размышлениями о социально-экономических и национальных проблемах и поисках в период перехода к рыночной экономике. Рассчитана на преподавателей школ и вузов, студентов и аспирантов, широкий круг читателей. К читателю Дорогой читатель, мы являемся очевидцами и участниками исторических событий, привлекающих внимание всего мира. В конце двадцатого столетия распалась одна из великих держав, против которой ее народ не восстал и не было нападений извне. Без войны, мирными методами было демонтировано крупнейшее государство. Произошла тихая контрреволюция сверху, куда проникли перевертыши, предатели, оказавшиеся под влиянием внутренних и внешних антисоветских сил. Внутренняя теневая экономика, носители которой мечтали отмывать наворованное, буржуазно-бюрократическое чиновничество, нахапавшее богатство распавшейся страны. Внешняя сила — спецслужбы Запада, сумевшие подчинить своим интересам внутреннюю контрреволюцию. Интересы внутренней контрреволюции — растащить достояние народа, созданное трудом многих поколений. Цель Запада — ликвидировать великое государство, являющееся препятствием для США, финансовым олигархиям для мирового господства. Раздробить державу, простиравшуюся от Балтики до Тихого океана на мелкие государства, превратить их в рынок сбыта для индустриальных стран. Буржуазно-бюрократическая контрреволюция своей цели достигла. Страна распалась на мелкие государства, ее экономика разрушена, десятки миллионов людей превратились в безработных, нищих. Трагедию эту оценивают по-разному, одни считают Божьим наказанием, другие — трагедией всемирного значения, пытаются осмысливать действительность, ищут ответы на вопросы, возникшие в связи с развалом страны. Вопросы, как и ответы, самые разные. Удивительного, впрочем, в этом ничего нет. Во-первых, каждый человек воспринимает окружающий мир по-своему, если он даже жил и «созрел» среди единомышленников. Во-вторых, уровень общего образования и политической культуры людей резко отличается, общество состоит из граждан разных поколений, с различным житейским опытом и образом жизни. О чем спорят люди в конце века, какие вопросы их волнуют? Прежде всего дискуссии идут вокруг вопроса: социальная справедливость — это утопия или возможная реальность? Какое общество было создано и почему оно распалось? О причинах развала СССР бытуют самые различные взгляды. Широкая дискуссия, развернувшаяся в связи с событиями последних лет, показала, что мало кому известно о существовании многих разновидностей теорий социализма. Немало людей даже с высшим образованием теорию социализма связывают только с именами Маркса и Ленина. Конечно, Маркс и Ленин — самые выдающиеся социалисты и коммунисты. Между тем, теорией социальной справедливости до и после них увлекались многие мыслители разных стран. Продолжаются дискуссии о том, что в нашей стране социализм был построен по схеме Маркса или Ленина. Лишь немногие осознали, что никаких готовых схем и рецептов не было. Монографии вроде «Ленинский план строительства социализма в СССР» или сборник речей Л. И. Брежнева «Ленинским курсом» и т. п. лишь вводили в заблуждение общественное сознание. Шли мы в стороне от ленинского курса, его заветы и концепция были отброшены в конце 20-х гг. Навязанная Сталиным модель государственного социализма строилась форсированными темпами и любой ценой, а это привело к отчуждению трудящихся от собственности и власти. По мнению автора, в этом главная причина распада раннесоциалистического общества, не успевшего еще преодолеть переходный период. Объектом обсуждения является вопрос о роли руководителей бывшего СССР в кризисе и развале общества, спецслужб Запада. К сожалению, обществоведы и историки не уделяют должного внимания анализу исторической обстановки, в которой мы жили. В XX веке народы нашей страны дважды спасли Европу — от германского милитаризма и германского фашизма и, добившись равновесия сил, обеспечили человечеству мир на протяжении полувека. За эту услугу Европе и миру народы нашей страны оплатили жизнью миллионов своих сынов и благами жизни живых поколений. Неоднозначно оцениваются достижения и недостатки распавшегося общества. Следует подчеркнуть, что преобладает тенденция перечеркнуть семидесятилетнюю нашу историю, вроде бы этого периода не было, не жили многие поколения, создавшие могучую державу, перед которой в неоплатном долгу спасенные народы Европы. Пока лишь немногие осмеливаются подать голос в защиту поколений, на долю которых выпали великие испытания. Это в основном ветераны и разглядевшие сущность реформаторов, «новых русских», «новых украинцев» — жирных котов, ворующих по-черному, люди мыслящие, прежде всего голодные учителя, деятели культуры и науки. Ветераны сравнивают уровень жизни при «застое» и в наши дни, когда растаскивают достояние народа. Безработные и работающие в «кредит» и нищие пенсионеры и студенты раньше других стали извлекать уроки из прошлого и приходят к выводу, что такое не может длиться долго, люди создадут общество социальной справедливости, где высшим принципом явится «от каждого по способностям, каждому по труду». В последние годы, особенно после выхода в свет моих книг «Спасшие Отчизну», «Куда мы шли? Кто нами правил?», «Почему распалась Держава?» я получил десятки писем от читателей. Пишут преподаватели, ветераны войны и труда, люди, которых я не знал. В своих письмах они пишут, что разделяют эти взгляды, что я выражаю в моих книгах их думы и мысли. К примеру, старый партизан, воевавший под командованием дважды Героя Советского Союза С. А. Ковпака, кавалер многих боевых наград Черток Петр Андреевич, проживающий в Одесской области, пишет: «В своих книгах Вы выразили думы и чаяния нашего народа». Он от имени своих земляков, которые тоже читали эти книги, благодарит и желает продолжать поиски ответов на непростые вопросы, волнующие широкие слои населения. Такие пожелания содержатся во многих письмах. Эти добрые советы побудили меня продолжать работу над темой о проблемах и поисках нашего времени. В результате появилась новая книга. Конечно, мои рассуждения, высказывания не являются попыткой предвосхитить будущее, а только посредством критического осмысления прошлого и настоящего искать дорогу в новый мир. Непредвзятая критика, анализ существующих порядков и небоязнь собственных выводов и столкновения с власть предержащими, среди которых немало неправедных, далеких от интересов простых людей, — вот что руководит помыслами автора. Это главное, определяющее мотивы новой моей работы, которую я представляю читателям. Заглядывать слишком далеко вперед не всегда дальновидно. Что следует делать непосредственно в какой-либо определенный момент, целиком зависит от конкретных исторических условий, в которых придется действовать. Поэтому выдвигать готовые предложения и схемы на все случаи жизни — дело неблагодарное. Будущее новое общество социальной справедливости будет создано не по указам сверху и готовым рецептам и схемам, его создадут люди труда своим творчеством, своими поисками. Поиски путей к такому обществу ведутся в течение многих столетий и всегда происходили в противоборстве разных общественных сил, классов и политических партий. Сталкивались самые разные взгляды, мировоззрения, выдвигались программы о строительстве общества социальной справедливости. Человечество накопило грандиозные теоретические наследия и практический опыт поиска лучшей жизни. Возникший на огромной территории бывшей российской империи Советский Союз являлся результатом труда миллионов людей — тружеников, ученых и политиков. Многое из намеченных программных положений было осуществлено: ликвидированы противостоящие общественные классы, эксплуатация человека человеком, полная занятость, бесплатное образование, здравоохранение, право на отдых, пенсионное обеспечение, идеология дружбы народов и их равноправие и т. д. Однако модель общества (на наш взгляд, государственный социализм) и режим тоталитаризма были далеки от истинных идеалов социальной справедливости. И это государство распалось. На территории бывшего Советского Союза ныне существуют независимые государства и они ищут дорогу в лучшую жизнь. Политическая самостоятельность, многоукладная рыночная экономика для них могут быть предпосылкой для строительства общества нового образца. Страны СНГ находятся на переломе, их народы переживают огромные трудности и лишения, ищут тропинки, чтобы выйти на дорогу и преодолеть перевал. В поисках лучшей доли и достижения целей им поможет собственный опыт и его величество Труд. Не претендуя на истину последнего слова, я решил ознакомить читателя со взглядами многих мыслителей разных времен на социальную справедливость, о первом крупномасштабном опыте всемирно-исторического значения создания такого общества, о причинах его распада. За многие века народы накопили гигантский опыт и этот опыт явится основой и указателем дороги, по которой люди пойдут и найдут в себе силы построить справедливое общество. Люди, счастливой вам дороги в будущее! Пусть у вас будут добропорядочные и мудрые вожди! Долгие поиски справедливости Люди начали думать о справедливости тогда, когда осознали, что они — люди. На заре человеческой цивилизации начались поиски путей к справедливости, прежде всего социальной. Искали по-разному: одни — духовными приемами, другие прибегали к силе. Истории известны многочисленные восстания рабов, крепостных крестьян, мастеровых, разных слоев и прослоек населения, классов и движений. Искали решения сложных проблем человеческого общежития духовные лица, мыслители, общественные и государственные деятели. Уже раннее христианство проповедовало презрение к богатым, Библия осуждает жажду наживы. «Каждому давалось, в чем кто имел нужду», — говорится в Деяниях апостолов, характеризующих одну из первых христианских общин. Религия мусульман Ислам также содержит немало положений о помощи бедным. Одним из пяти столпов Ислама является уплата закята, смысл которого состоит в том, что обеспеченные мусульмане ежегодно отдают часть своего имущества в пользу бедных и немощных в виде налога или милостыни. В феодальном обществе религия являлась господствующей идеологией. Религия являлась знаменем антифеодальных восстаний. Многочисленные религиозные войны в сущности велись за экономические интересы. Реформация в XVI в., движение, принявшее форму борьбы против католической церкви, в своей основе носившее антифеодальный характер, охватило ряд стран Европы. Участники этого движения выступали за установление на земле справедливого царства Божьего. О справедливом обществе мечтали многие мыслители всех времен. Английский гуманист, политический и религиозный деятель Томас Мор (1478—1535) в книге «О наилучшем устройстве государства», широко известной под названием «Утопия», описывает республику, в которой нет ни богатых, ни бедных, и все жители обеспечены жизненными благами, все распределяется поровну и по справедливости, у них нет собственности, руководители избираются демократическим путем. Утопийцы презирают богатство, золото и серебро у них используется для изготовления ночных горшков. Итальянский философ монах Томмазо Кампанелла (1568—1639) в книге «Город Солнца» описывает страну, в которой нет ни богатых, ни бедных, а труд является обязанностью всех жителей, жизнь строго регламентирована, подавляющая человеческую личность. Кампанелла отрицает необходимость семьи, считая, что семья представляет собой источник частнособственнических стремлений. Кампанелла проповедовал общность жен и детей. Мудрые вожди подбирают юношам девушек, чтобы результатом их половых связей было здоровое потомство. Аскетический и уравнительный образ жизни, предложенный утопистами средневековья, свидетельствует о примитивных представлениях о справедливости. Но тем не менее это этапы в поисках путей к такой справедливой жизни. Идейный вождь неимущих масс в период Английской буржуазной революции середины XVII в. Джеррадо Уингтенли проповедовал аграрный коммунизм, основанный на общинной собственности на землю, без мелочной регламентации общественной и личной жизни царства «первозданной справедливости и мира». Выдающийся представитель утопического коммунизма в эпоху Просвещения француз Жан Мелье (1664—1729) отрицал частную собственность, настаивал, чтобы люди объединялись для совместного труда и насильственного свержения тиранов. Новым этапом в поисках справедливости было вступление на историческую арену представителей утопического социализма в первой половине XIX века в условиях утверждения в Западной Европе капитализма. Тогда возникли различные виды социализма. Сторонники феодального социализма, критикуя порядки буржуазного общества, призывали вернуться к «добрым старым временам» феодализма. Одним из видных представителей феодального социализма был Т. Каралейль (1795—1881) — английский историк и философ. В своих ранних сочинениях «Чартизм», «Теперь и прежде» (Перевод с англ. — М., 1906) Томас Каралейль, критикуя капитализм, призывал к восстановлению феодально-иерархических общественных отношений. Существовали проповедники мелкобуржуазного и других разновидностей социализма. В истории социалистической мысли видное место занимает Сен-Симон (1760—1825), французский мыслитель, социолог. Сен-Симон, объясняя решающие факторы развития общества, важную роль отводил экономической деятельности людей и формам собственности, за которыми стояли классы. Подчеркивая поступательное, прогрессивное развитие общества, он доказывал, что путь создания нового общества («промышленной системы») лежит через развитие производительных сил общества и искоренения живущих за счет труда других. Предложенная Сен-Симоном «промышленная система» — это ассоциация людей, где для всех обязательный производительный труд, где создаются равные для всех возможности применить свои способности. В этом обществе государство планирует промышленное и сельскохозяйственное производство. Государственная власть является орудием организации производства и управления вещами, а не людьми. По мнению Сен-Симона, со временем утвердится всемирная ассоциация народов, исчезнут национальные границы, восторжествует всеобщий мир. Сен-Симон объединял пролетариат и буржуазию в единый класс «индустриалов», проповедовал классовый мир и сотрудничество. Однако он считал, что предприниматели обязаны вывести из нищеты беднейшие классы общества и обеспечить для людей труда рост национального богатства. В своей последней работе «Новое христианство» Сен-Симон прямо выступил как выразитель интересов рабочего класса и объявил его эмансипацию конечной целью своих стремлений» 1. Религиозная концепция, разработанная Сен-Симоном в «Новом христианстве», дополняла материальные стимулы «промышленной системы» с моральными мотивами «все люди — братья». Сен-Симон первым из проповедников идеи социальной справедливости переходил от примитивных представлений о социалистическом обществе, основанном на общинном патриархальном производстве и аскетическом уравнительном распределении, к идее социалистического общества, основанного на расцвете науки и производительных сил. Социализм Сен-Симона предполагал располагать изобилием материальных благ, иметь возможности удовлетворять все потребности личности и осуществления принципа распределения по способностям. Сен-Симон, один из гениальных мыслителей, внес огромный вклад в идеологию социализма. Учение Сен-Симона оказало большое влияние на развитие социалистических идей в Европе, в ряде стран появились его последователи. Видными учениками и последователями Сен-Симона во Франции были Б. П. Анфантен (1796—1864) и С. А. Базар (1791—1832) и другие. Они образовали школу сенсимонизма, систематизировали и продолжали разработку учения Сен-Симона, развивали его социалистические тенденции. Анфантен более глубоко, чем другие сенсимонисты, понимал природу капиталистического общества и доказывал, что наемный труд есть лишь новейшая форма эксплуатации. Анфантен развивал идеи Сен-Симона об установлении гармонии и порядка в обществе с помощью религии «Нового христианства», основанной на любви к ближнему и на новой морали, стремился осуществить свои доведенные до крайности мистические идеи свободных брачных отношений и равенства полов. Анфантен подвергался судебному преследованию и провел год в тюрьме «за оскорбление нравственности» и «за проповедь опасных идей». |
Рабочая программа по предмету «Биология» Программа предназначена для изучения курса «Человек и его здоровье» в 8 классе средней общеобразовательной школы и является логическим... | Работы победителей Пятого Всероссийского конкурса сочинений «Стена непонимания» Большинству даже было брезгливо подойти ко мне, и они шли дальше, шли куда-то в будущее, а я так и оставался лежать в прошлом, постепенно... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие звери?"; раздел "Как, откуда и куда?", тема "Как живут... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Созидатели. Население нашей планеты делится на Разрушителей и Созидателей. Там где ты работал сплошные Разрушители. У каждого человека... | ||
Введение «Кто такой, черт возьми, этот Т. Харв Экер и почему я должен читать его книгу?» Они всего лишь отражают мои собственные достижения и те невероятные успехи, которых добились несколько тысяч моих студентов. И... | Урока «музыка английский язык» по теме «Песни народов мира» ... | ||
Список книг для самостоятельного чтения. 8 класс Синегноев Бенедикт Аркадьевич, соавтор Петрушанко (калечит его своими навыками), Зося, состоит с Петрушанко в запутанной связи | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... А правителям всех мастей, всех времен и народов, конечно же, куда приятнее руководить марионетками, стадом, толпой слепцов, которые... | ||
Вопросы для повторения: Почему Библию называют «Книгой Книг»? Цель урока: начало осмысления Нагорной проповеди, начало формирования понимания сути христианского учения и его значения для мировой... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Достижение современных технологий – интерактивный экран, который можно сказать объединил в себе функции компьютера, и является практически... | ||
Тема: Насекомые. Изделие "Пчелы и соты" Межпредметные связи: Окружающий мир, раздел "Что и кто?", тема "Кто такие насекомые?"; раздел "Почему и зачем?", тема "Почему мы... | Пояснительная записка Музейно образовательная программа «Рукоделия Поморья» Музейно – образовательная программа «Рукоделия Поморья» является закономерным продолжением школьной «Программы создания мастерской... | ||
Вишнеков А. В. работает в миэм с 1982 г. В 1998 г защитил докторскую... Р 17 Разработка управленческих решений : учеб метод комплекс для студентов специальности 080504 «Государственное и муниципальное... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Сколько зарабатывают звезды? Какова их психология? Почему многие из них склонны к разгульной жизни? Какую роль в их жизни и карьере... | ||
Урок по литературе и английскому языку по теме «У. Шекспир. Писатель... «Уроки культуры речи» в 9 «Б» классе гбоу лицей №179 был проведен открытый бинарный урок по литературе и английскому языку по теме... | Учебники обеспечивают достижение предметных, метапредметных и личностных... Образование на ступени основного общего образования является логическим продолжением обучения в начальной школе, оу в условиях введения... |