Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии»





НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «История религии»
страница1/8
Дата публикации08.01.2015
Размер0.76 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6   7   8
Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем


УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

«История религии»
специальность: «Менеджмент организации»
Разработан старшим преподавателем

Кафедры «Экономика организации»

В.В. Еланцевым




Спасск-Дальний

2008

СОДЕРЖАНИЕ


СОДЕРЖАНИЕ 2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 3

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ 3

Аннотация 4

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ 12

МАТЕРИАЛЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 29

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ 32

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДИСЦИПЛИНЫ 37

ГЛОССАРИЙ 40



Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ


Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем

Курс _1_, семестр _2_.

Лекции _17_ часа.

Практические занятия - _17__ час.

Семинарские занятия – ___ час.

Лабораторные работы - ___час.

Самостоятельная работа – _34_ час.

Всего - _68__ час.

Реферативные работы не предусмотрены

Контрольные работы не предусмотрены

Экзамен: ____ семестр

Зачет: __2__ семестр

Рабочая программа составлена на основании типовой программы ГОС ВПО и авторских разработок

Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры от 01.06.08 №10

Заведующая кафедрой _________________________________ А.А.Кравченко

Составитель (ли) _______________________________________В.В. Еланцев

Аннотация


Целью данного курса является ознакомительное, сугубо светское изучение феномена религии, начиная с возникновения ее архаичных форм в виде язычества, магии, тотемизма, фетишизма, а также политеизма вплоть до их формообразования в мировые религии древности и современности, таких как буддизм, христианство, ислам. Параллельно он включает в себя детальное знакомство с интернациональными шедеврами великих священных писаний, непосредственно относящихся к обозначенным религиям мира, которые заключают в себе не только религиозный контекст, но и ведущий комплекс морально-этического глобального значения.

Следует отметить, что только присутствие нравственной доминанты определяет непреходящее значение любого феномена, в том числе человека, религии и культуры в целом. Вместе с тем данная программа в рамках ранее заданных координат и далее знакомит с интернациональной литературой, в частности, Библией, ее основными компонентами, Ветхим и Новым Заветом.

Изучение данного курса способствует гуманитаризации и гуманизации высшего образования, что является одним из средств приобщения к секулярному культурному наследию мировых религий, которое чуть позже составит существенный компонент мировой и отечественной истории во всех формах ее воплощения: философии, религии, искусства и т.п.

Цели и задачи изучения дисциплины
Целью курса является формирование у студентов цельного исторически обусловленного представления об основных мировых религиях, воспитание толерантного отношения к представителям других конфессий.

Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи, каждая из которых реализуется в соответствующем разделе курса:

  • способствовать широкой гуманитарной, общекультурной подготовке;

  • сформировать у студентов основные мировоззренческие установки, взгляды и ориентации, избегая при этом односторонности и крайности различного рода;

  • вооружить студентов методологией анализа религии как общественного явления, ее социальной ценности и роли в современном обществе;

  • дать студентам глубокие и всесторонние знания происхождения и сущности религии, ее исторических форм;

  • углубить понимание студентами содержания свободы совести как духовного явления и ее роли в жизни общества;

  • научить студентов осуществлять социально-философский анализ религиозных явлений;

  • дать студентам основные рекомендации по взаимодействию с представителями различных конфессий в процессе своей профессиональной деятельности.


Связь с другими дисциплинами

Учебный курс «История религии» связан с дисциплинами, «История Отечества», «Культурология», «Философия», «Социология», и др.

Знания, умения и навыки, которые должен приобрести студент в результате изучения дисциплины.

По завершению обучения студент должен знать:

предмет религиоведения как науки, ее место в системе гуманитарного знания;

  • элементы и структуру религии;

  • основные функции и роль религии в обществе;

  • основные факты, события, даты, имена основателей религий и религиозных деятелей, понятия и термины, используемые в изучаемом предмете;

  • основную литературу по курсу.

Овладев курсом «История религии» студент должен уметь:

    • анализировать в общих чертах влияние религии на развитие современного общества;

    • разбираться в особенностях основных религий, распространенных на территории Российской Федерации;

    • применять полученные религиоведческие знания для углубленного изучения юридической теории и практики;

    • работать с научной литературой, вести дискуссию по основным проблемам религиоведения.

В результате изучения курса студенты должны иметь представление:

  • о своеобразии религии, ее месте в культуре, научных, философских и религиозных картинах мироздания, сущности, назначении и смысле жизни человека;

  • об основных подходах к решению проблемы происхождения религии;

  • об организационных формах религиозных конфессий;

  • об основных этапах развития мировых и национальных религий, современных нетрадиционных культов;

  • о формировании и развитии представлений о свободе совести.


2. Структура и содержание теоретической части курса (17 часов)

Тема 1. Древнейшие формы мифологии и религии (2 ч.)

Тема 2. Мировые религии современности. Буддизм (2 ч.)

Тема 3. Мировые религии современности. Христианство (2 ч.)

Тема 4. Мировые религии современности. Ислам (2 ч.)

Тема 5. Библия: основная структура и содержание Ветхого Завета, первой части Библии (2 ч.)

Тема 6. Книга Бытие (1 ч.)

Тема 7. Первые Патриархи Ветхого Завета. Авраам (1 ч.)

Тема 8. Ветхозаветная новелла о прекрасном Иосифе (1 ч.)

Тема 9. Исход как обретение завета Яхве богоизбранным народом. Моисей (1 ч.)

Тема 10. Земля обетованная, Ханаан. Иисус Навин (1 ч.)

Тема 11. Основные религиозные принципы иудаизма как поитеизма (2 ч.)
3. Содержание практической части курса (17 часов)

Практическое занятие 1. Древнейшие формы мифологии и религии (2 ч.)

Практическое занятие 2. Мировые религии современности. Буддизм (2 ч.)

Практическое занятие 3. Мировые религии современности. Ислам (2 ч.)

Практическое занятие 4. Мировые религии современности. Христианство (2 ч.)

Практическое занятие 5. Библия: основная структура и содержание

Ветхого Завета, первой части Библии (2 ч.)

Практическое занятие 6. Книга Бытие (2 ч.)

Практическое занятие 7. Первые патриархи Ветхого Завета. Авраам и его династия (2 ч.)

Практическое занятие 8. Ветхозаветная новелла о прекрасном Иосифе. (1ч.)

Практическое занятие 9. Исход как обретение Завета Яхве богоизбранным народом (1 ч.)

Практическое занятие 10. Земля обетованная, Ханаан. Иисус Навин (1 ч.)
4. Контроль достижения целей курса

Вопросы к зачету


  1. Что такое религия?

  2. В чем специфика мифологии?

  3. Каковы компоненты язычества?

  4. В чем особенности магии, фетишизма, анимизма?

  5. Римская империя: сущность и противоречие государственной власти.

  6. Характерны черты политеизма.

  7. Специфика иудаизма как классической формы генотеизма.

  8. Влияние Ближнего Востока на культуру и религию иудаизма и последующего христианства.

  9. Монотеизм в религиозных представлениях о едином Боге.

  10. История возникновения буддизма, самой первой религии в цикле монотеизма.

  11. Основные понятия буддизма.

  12. Буддизм и понятия этики человека и общества.

  13. Мирочувствование и миропонимание буддизма.

  14. Человек и общество в границах буддийской религии.

  15. Священные тексты буддизма: форма и содержание.

  16. Христианство в историческом, теистическом и этическом контексте.

  17. Отличие христианства от других религий мира.

  18. Специфика христианских конфессий.

  19. Христианская модель человеческого бытия.

  20. Христианская культура и глобальное пространство социума ХХ1 века.

  21. Религиозно-этические постулаты ислама.

  22. Религиозно-культурное значение ислама в цикле мировой культуры.

  23. Проблема человека в границах религии ислама.

  24. Основной календарь ислама и его ведущие праздники.

  25. Общее значение ислама в цикле мировой культуры.

  26. Значение мировых религий современности.

  27. Мировые религии в контексте глобалистики.

  28. Проблема религиозной и исторической ответственности в мировых религия.

  29. Священные книги религий мира как интернациональные шедевры человечества.

  30. Роль человеческого начала в религиозной интерпретации.

  31. Основные аспекты понимания человека и общества, природы и культуры в религиях мира.

  32. Религиозная трактовка основных постулатов бытия.

  33. Культурная преемственность древних и современных религий мира.

  34. Общее значение религий мира в процессе взросления человечества.

  35. Современное значение мировых религий.

  36. Взаимосвязь культур мировых религий для понимания актуальных вызовов бытия.

  37. Общее влияние религий на формирование и становление культуры человечества.

  38. Культурное значение религий в реестре шедевров человечества.

  39. Отечественные особенности сосуществования религий древности и современности.

  40. Роль и значение религий мира в общем социо-культурном массиве современности.


5. Тематика и перечень курсовых работ, рефератов

Курсовые работы и рефераты не предусмотрены.
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература

  1. Горелов А.А. История мировых религий: Учеб. пособие. - М.: Флинта: Изд-во МПСИ, 2005.

  2. Данильян О.Г., Тараненко В.М. Религиоведение: Учебник. -М.: Изд-во Эксмо, 2005.

  3. Кислюк КВ., Кучер О.Н. Религиоведение: Учеб. пособие для вузов / 2-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс; X.: Торсинг, 2003.

  4. Лобазова О.Ф. Религиоведение: Учебник / Под общ. ред. В.И. Жукова. -3-е изд., испр. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004.

  5. Основы религиоведения. Ю. Ф. Борунков, И. Н. Яблоков, М. П. Новиков, и др.: Учебник. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Высш. шк., 2005. - 508 с. http://www.alleng.ru/d/relig/relig003.htm

  6. Панкин С.Ф. История религий: лекции для студентов. - М.: Равновесие : Экслибрис, 2005. http://mirknig.com/knigi/religiya/1181604391-istoriya-religiy-lekcii-dlya-studentov.html

  7. Пивоваров Д.В. Философия религии: Уч. пособие. - Екатеринбург, 2006.

  8. Религиоведение: Учеб. пособие. 5-е изд., стер. / Науч. ред. А.В. Солдатов. - СПб.: Изд-во «Лань», 2004.

  9. Яблоков И.Н. Религиоведение: Учебное пособие для студ. вузов. - М.: Гардарики, 2004. – 317 с. http://www.alleng.ru/d/relig/relig079.htm


Дополнительная литература

  1. Альбедиль М. Ф. Индуизм. - СПб., 2003.

  2. Библейская энциклопедия. - М., 2004.

  3. Библия и Коран: Пророки, праведники, мудрецы. - М., 2003.

  4. Борисов К. Г. Международное право религиозных конфессий мирового сообщества. - М., 2004.

  5. Варьяс М. Ю. Краткий курс церковного права. - М., 2004.

  6. Васильев Л. С. История религий Востока. - М., 2001.

  7. Введение в общее религиоведение / Под ред. И. Н. Яблокова. - М., 2003.

  8. Ермаков И. А. Ислам в культуре России в очерках и образах. - М., 2003.

  9. История религии: В 2 т. - М., 2004.

  10. Колесникова В. Краткая энциклопедия православия. - М., 2005.

  11. Коран. Любое издание.

  12. Косидовский З. Библейские сказания. - М., 2005.

  13. Максуд Р. Ислам. - М., 2003.

  14. Митрохин Л. М. Философия религии. - М., 2003.

  15. Основы религиоведения: Учебник. - М., 2002.

  16. Папаян Р. А. Христианские корни современного права. - М., 2003.

  17. Пилкингтон С. М. Иудаизм. - М., 2001.

  18. Религии мира: Великие вероучения от древности до наших дней. - М., 2005.

  19. Робинсон Д. Масонство. Забытые тайны. - М., 2005.

  20. Эррикер К. Буддизм. - М., 2003.

  21. Яблоков И. Н. Религиоведение. - М., 2003.


Интернет-ресурсы

  1. Балагушкин Е.Г. Нетрадиционные религии в современной России: морфологический анализ. - ч. 2. - М . 2002. - 249 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=345811

  2. Балагушкин Е.Г. Проблемы морфологического анализа религий. – М., 2003. — 219 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=345299

  3. Лысенко В.Г. Ранний буддизм: религия и философия: Учебное пособие. - М., 2003. - 247 с. Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=346589


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Филиал ДВГУ в г. Спасске-Дальнем
  1   2   3   4   5   6   7   8

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины история религии специальность:...
История религии специальность: 080507. 65 «Менеджмент организации» Форма подготовки: очная/заочная
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд. Ф. 4 История религии...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины опд ф. 13 Социология религии...
Цель и задачи курса – ознакомление студентов с социологией религии как научной дисциплиной, ее основными понятиями и методологическими...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно методический комплекс учебной дисциплины «философия религии»...
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры философии религии факультета философии и культурологии юфу от «23» апреля 2007 года...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconРабочая программа дисциплины Антропология религии
«Философия», «История философии», «История религии», «Психологией религии», освоение которых представляет собой необходимую базу...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Д история русской музыки [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. В
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «история отрасли»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301....
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconТематический план изучения дисциплины. 23 Приложения I. Организационно-методический...
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение дисциплины. 12
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «История русской кухни»
Учебно-методический комплекс дисциплины «История русской кухни» разработан для студентов 1 курса по направлению подготовки 260501....
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История религии» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Д история зарубежной литературы Х1Х века. Романтизм.: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: М. А. Ковалева; Бийский пед...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск