Методические указания по подготовке к семинарским занятиям





НазваниеМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям
страница1/4
Дата публикации26.07.2013
Размер0.59 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Право > Методические указания
  1   2   3   4
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение
высшего профессионального образования


«СИБИРСКИЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Юридический институт
С. А. Дробышевский, Г.Н. Емцов, Е.Ю. Тихонравов



История политических и правовых учений

План семинаров

и методические указания

по подготовке к семинарским занятиям

Красноярск
2011

ОГЛАВЛЕНИЕ



I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ 3

1.1. Введение 3

1.2. Цели и задачи курса и роль семинарских занятий 3

1.3. Общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям 3

III. ИНТЕРАКТИВНЫЕ ФОРМЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ 9

IV. ФОРМЫ КОНТРОЛЯ РАБОТЫ НА СЕМИНАРАХ 16

4.1. Практические задания к семинарам 16

4.2. Работа на семинарах 17

4.3. Итоговый контроль знаний, умений и навыков 17



I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ




1.1. Введение


История политических и правовых учений входит в перечень базовых дисциплин профессионального цикла основной образовательной программы магистратуры по направлению подготовки «Юриспруденция». Изучение данного курса направлено на формирование у студентов углубленных знаний о политико-правовых учениях прошлого.

Учебный план по дисциплине разработан на основании комплексного подхода к организации учебных занятий. В нем предусмотрены разные формы занятий, в том числе лекции (16 часов), семинары (20 часов), самостоятельная работа студентов (36 часов).

Методические указания по циклу семинарских занятий служат одним из опорных компонентов учебно-методического комплекса по дисциплине «История политических и правовых учений». В методических указаниях содержатся:

а) план семинарских занятий;

б) требования к выполнению практических заданий на семинаре, параметры оценивания последних;

в) перечень контрольно-измерительных материалов, характеристика промежуточного и итогового контроля знаний, умений, навыков;

г) список рекомендуемой литературы (в том числе Интернет-сайты, на которых размещены материалы по вопросам истории политических и правовых учений) по каждой теме.

1.2. Цели и задачи курса и роль семинарских занятий


Целью курса является формирование у студентов углубленных знаний о политико-правовых учениях прошлого. К задачам курса относится, во-первых, усвоение студентами основных теоретических воззрений на государство и право и, во-вторых, выработка у обучающихся самостоятельной оценки подобных взглядов с научных позиций.

Изучая историю политических и правовых учений в рамках цикла семинарских занятий, студенты приобретают следующие специальные знания, навыки и умения:

а) способность анализировать и оценивать политические и правовые учения прошлого и современности;

б) обладание высокой общей, научной и правовой культурой;

в) умение усваивать и правильно интерпретировать отечественную и зарубежную научную литературу по юриспруденции;

г) владение приемами и способами правового обучения и воспитания.

1.3. Общие рекомендации по подготовке к семинарским занятиям


Перед началом подготовки к семинарскому занятию студентам следует внимательно ознакомиться с планом семинара и перечнем практических заданий. Это позволит наиболее эффективно спланировать процесс подготовки к семинарам.

Подготовку к семинару студентам нужно начинать с работы над конспектом прослушанной ими лекции по данной теме. После этого необходимо изучить рекомендованную монографическую литературу и научные статьи из специальных журналов и электронных источников. В помощь студентам к каждой теме семинара прилагаются хрестоматийные материалы из классической теоретической литературы по праву. В процессе изучения в целях более глубокого усвоения материала студентам рекомендуется составлять краткие тезисы ответов на вопросы, которые станут ценным подспорьем для выступлений и участия в дискуссиях на семинарских занятиях.

После изучения теоретического материала по теме следует приступить к выполнению практических заданий. Выполненные задания направляются преподавателю по электронной почте не позднее, чем за два дня до начала семинара по данной теме.

При изложении ответов на поставленные вопросы студенту необходимо четко формулировать теоретические положения и приводить различные точки зрения авторов монографий, научных статей и учебных пособий. После обсуждения вопросов темы и завершения дискуссий преподаватель подводит итоги, анализирует ответы студентов и выставляет им оценки.

При выставлении оценки учитываются следующие критерии:

  • оценка за работу непосредственно на семинаре (теоретическая подготовленность студента к занятию, активность и содержательность устных ответов);

  • оценка за выполнение практического задания к семинару (своевременность сдачи, полнота и качество выполненного задания).

В случае возникновения вопросов или каких-либо затруднений при подготовке к семинару студентам рекомендуется обращаться к преподавателю за консультацией.

II. СОДЕРЖАНИЕ ЦИКЛА
Тема 1. Греко-римское политическое знание VIII в. до н. э. – II в. н. э.
Содержание занятия

  1. Древнегреческий поэт VII в. до н.э. Гесиод о качествах образцового политического руководителя и правилах примерной жизни в государстве.

  2. Политические деятели Древней Греции VII – VI вв. до н.э. о закономерностях государственной организации.

  3. Древнегреческие софисты, Сократ и Демокрит о закономерностях политической организации общества.

  4. Ксенофонт Афинский о политическом управлении.

  5. Эпикурейство и стоицизм как направления политической идеологии.

  6. Лукреций и Цицерон о государстве и праве.

Примечание: оба семинара по данной теме проводятся в интерактивной форме. Первый из них подразумевает аналитическую работу в группах, направленную на исследование и сопоставление правовых воззрений древнегреческих софистов, эпикурейцев и стоиков. На втором семинаре организуется деловая игра «Диалоги» – инсценировка дискуссий античных философов.
Практические задания к семинару

  1. Составьте сравнительную таблицу правовых воззрений софистов (Протагор, Горгий, Гиппий, Антифонт, Алкидам, Ликофрон, Калликл и Фрасимах), а также эпикурейцев и стоиков (Эпикур, Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий).

  2. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

В чем состоит особенность понимания государства Цицероном в отличие от понимания государства Аристотелем?

Какая форма правления государства являлась для Цицерона лучшей?

Что понимал под естественным правом Цицерон и какое значение он ему придавал?
Тема 2. Теоретические представления о государстве и праве в христианском вероучении.
Содержание занятия

  1. Представления о государстве и праве в Ветхом и Новом завете.

  2. Политико-юридические воззрения Августина.

  3. Политико-правовые идеи в произведениях Фомы Аквинского.


Практические задания к семинару

  1. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Чем, по мнению Аврелия Августина, отличается государство от большой шайки разбойников?

Какое обоснование рабства сформулировал Аврелий Августин?

В чем Фома Аквинский видел отличие компетенции светской власти от компетенции власти церковной?

Какие элементы государственной власти выделял Фома Аквинский?

  1. Установите, какое влияние оказали на учение Фомы Аквинского труды Аристотеля.


Тема 3. Теоретические представления о государстве и праве в западноевропейском обществоведении XVII вв.

Содержание занятия

  1. Основы теории государства и права Т. Гоббса.

  2. Д. Локк о политической организации общества и правлении.


Практические задания к семинару

  1. Выполните сравнительный анализ договорных теорий государства, сформулированных Т. Гоббсом и Д. Локком.

  2. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Какие фундаментальные естественные законы выделял Т. Гоббс?

Каковы естественные и неотчуждаемые права человека, выдвинутые Д. Локком?

Что Д. Локк имел в виду под прерогативой?
Тема 4. Политико-юридическое знание в США в XVIII в.

Содержание занятия

  1. Политические воззрения Т. Джефферсона.

  2. Статьи «Федералиста» как памятник политической мысли.

Примечание: семинар проводится в интерактивной форме – аналитической работе в группе. По его итогам студенты должны выявить воплощение теоретико-правовых представлений республиканцев и федералистов в значимых юридических документах США: Декларации независимости США 1776 г. и Конституции США 1787 г.
Практические задания к семинару

Изучите Декларацию независимости США 1776 г. и Конституцию США 1787 г. Проследите воплощение в этих юридических документах теоретико-правовых представлений Т. Джефферсона, А. Гамильтона, Д. Мэдисона, Д. Джея.
Тема 5. Европейская политическая и правовая мысль второй половины XIX в.

Содержание занятия

  1. Д.С. Милль о формах правления.

  2. Политические идеи Р. Иеринга.

  3. Г. Спенсер о политически организованном обществе.

  4. Б.Н. Чичерин о государственной организации и правовом регулировании.

Примечание: один из семинаров проводится в интерактивной форме – деловой игре «Суд истории». От студентов требуется дать анализ и оценку конкурирующих политико-правовых доктрин прошлого: исторической школы права и юриспруденции интересов Р. Иеринга.
Практические задания к семинару

  1. Проанализируйте и сопоставьте теоретико-правовые представления, сформулированные в рамках исторической школы права и юриспруденции интересов Р. Иеринга. Установите смысл критических замечаний Р. Иеринга, высказанных в адрес исторической школы права.

  2. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Как факторы, по мысли Д.С. Милля, влияют на форму правления в государстве?

Каковы признаки военного и промышленного типов политически организованного общества в изложении Г. Спенсера?

Почему, по убеждению Б.Н. Чичерина, понятие государство не может быть сведено к системе государственных органов и служащих?
Тема 6. Теоретические представления о государстве, праве и политике первой половины XX в.

Содержание занятия

  1. М. Вебер о государстве и политике

  2. Л. Дюги о закономерностях политического властвования

  3. Л.И. Петражицкий о праве и законности

  4. Г. Моска о политической теории и практике

  5. Политико-юридические идеи Г. Еллинека

Примечание: один из семинаров проводится в интерактивной форме – деловой игре «Суд истории». От студентов требуется дать анализ и оценку психологической теории права Л.И. Петражицкого и установить ее влияние на политико-юридическую практику и теорию XX в.
Практические задания к семинару

  1. Проанализируйте и дайте оценку психологической теории права Л.И. Петражицкого. Установите ее влияние на политико-юридическую практику и теорию XX в.

  2. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

Какой критерий лежит у Г. Еллинека в основе классификации субъективных публичных права?

Как, согласно Г. Еллинеку, соотносятся право и нравственность?

Что, по мысли Л. Дюги, представляет собой норма солидарности?

Какая структура законодательного органа соответствует, по утверждению Л. Дюги, обществу, в основе которого лежит солидарность?

Что М. Вебер подразумевал под качеством легитимности политической власти?

Какие факторы легитимации политической власти выделял М. Вебер?

Какова, по идее Г. Моски, роль исторических исследований в развитии политологии?

Какие методы, по убеждению Г. Моски, правящему классу следует использовать для обеспечения политической стабильности в государстве?
Тема 7. Из классической юриспруденции и политологии второй половины XX в.
Содержание занятия

  1. Вопросы теории государства и права в трактовке Л. Фуллера.

  2. Г. Кельзен о государстве и праве.

Примечание: семинар проводится в интерактивной форме – аналитической работе в группе. От студентов требуется изучить и сопоставить фундаментальные представления о праве, сформулированные Г. Кельзеном и Л. Фуллером.
Практические задания к семинару

  1. Проанализируйте и сопоставьте фундаментальные представления о праве, сформулированные Г. Кельзеном и Л. Фуллером.

  2. Подготовьте ответы на следующие вопросы:

В чем, по мысли Г. Кельзена, заключается «чистота» правовой науки?

Что, по идее Г. Кельзена, представляют собой право и государство?

Какие правила, согласно Л. Фуллеру, должны реализовываться в государстве для обеспечения в последнем законности?

Что Л. Фуллер подразумевал под процессуальным и материальным естественным правом?

  1. Б.Н. Чичерин о государственной организации и правовом регулировании.



  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconКурс лекций по дисциплине. Методические указания по подготовке к...
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть1
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть I / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: ктасу, 2009. 39 с
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Часть II
И 90 Культурология: Методические указания к семинарским занятиям. Часть II / Сост. Г. А. Табейкина. Казань: кг асу, 2009. 23 с
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconБиблиография
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconИстория экономических учений методические указания к семинарским занятиям
Панасенкова Т. В., Родионова Н. Д., Чернышева Н. И. История экономических учений: методические указания к семинарским занятиям Ростов-на-Дону,...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания для подготовки к семинарским занятиям для студентов...
История государства и права зарубежных стран (Новое и Новейшее время) [Текст]: методические указания для подготовки к семинарским...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания по подготовке к семинарским и практическим занятиям
«Северо-Кавказский горно-металлургический институт (государственный технологический университет)»
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconИиаэ днц ран за 2011 год Важнейшие итоги
Методические указания по подготовке к семинарским, практическим и лабораторным занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и...
Методические рекомендации студентам по подготовке к семинарским и практическим занятиям
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов специальности «социология»
Овчинникова, Э. В. Методология и методика социологических исследований [Текст]: методические указания к семинарским занятиям для...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания и планы к семинарским и практическим занятиям...
Орлов И. И., Половинкина М. Л. Методические указания и планы к семинарским и практическим занятиям по курсу «История культуры и искусств»...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям...
Местные финансы: Методические указания и рекомендации к практически-семинарским занятиям по дисциплине «Местные финансы» для студентов...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей...
Минаков В. Б. Политология. Методические указания к семинарским занятиям для студентов всех специальностей очной формы обучения. Тюмень:...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания по организации самостоятельной работы по дисциплине...
...
Методические указания по подготовке к семинарским занятиям iconМетодические указания к семинарским занятиям Красноярск
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск