«Утверждаю»
Директор КГБОУ СПО
Вяземский техникум
________В.К. Чуланов
от___ «_________»2013г.
Положение о разработке рабочих программ учебных дисциплин в Краевом государственном бюджетном образовательном учреждении среднего профессионального образования «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко».
Область применения
1.1. Настоящее положение устанавливает порядок разработки, требования к структуре, содержанию и оформлению, а также процедуру утверждения рабочих программ учебных дисциплин (далее – Рабочая программа) и их хранение.
Рабочая программа учебной дисциплины - документ, определяющий результаты обучения, критерии, способы и формы их оценки, а также содержание обучения и требования к условиям реализации учебной дисциплины.
Рабочая программа разрабатывается преподавателем техникума самостоятельно на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО) и примерной программы учебной дисциплины.
1.2. Положение подлежит применению преподавателями всех предметно-цикловых комиссий, методическим кабинетом и другими структурными подразделениями техникума, обеспечивающими реализацию образовательного процесса по соответствующим образовательным программам. 2. Правовая основа
2.1. Положение разработано в соответствии с:
- Законом Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-I «Об образовании»;
- постановлением Правительства РФ от 18.07.2008 № 543 «Об утверждении Типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования»;
- Разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин начального профессионального и среднего профессионального образования на основе Федеральных государственных образовательных стандартов начального и среднего профессионального образования. 3. Термины, определения и сокращения 3.1. ФГОС СПО – Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования.
3.2. Учебный план (УП) – документ, устанавливающий график учебного процесса по неделям на весь период обучения, перечень учебных дисциплин и их распределение по курсам, семестрам, общую трудоемкость дисциплин в часах, объем аудиторных и самостоятельных занятий, формы и сроки организации практик и государственной (итоговой) аттестации.
3.3. Рабочая программа (РП) – нормативный документ, определяющий объем, содержание, порядок изучения и преподавания учебной дисциплины, а также способы контроля результатов ее усвоения, соответствующий требованиям ФГОС СПО и учитывающий специфику подготовки студентов по избранной специальности.
3.4. Учебно – методический комплекс (УМК) – система нормативной и учебной документации, средств обучения и контроля, необходимых и достаточных для качественной реализации основных образовательных программ, согласно учебному плану.
3.5. Содержание учебной дисциплины – совокупность взаимосвязанных разделов информации, раскрывающих общие и специфические свойства объекта (предмета) изучения, особенности его строения и функционирования, методы и способы его исследования, преобразования, создания или применения.
3.6. Самостоятельная работа студентов (СР) – часть учебного процесса, выполняемая студентами с целью усвоения, закрепления и совершенствования знаний и приобретения соответствующих умений и навыков, составляющих содержание подготовки специалистов.
3.7. Компетенция – способность применять знания, умения и практический опыт для успешной трудовой деятельности.
3.8. Общая компетенция – способность успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач, общих для многих видов профессиональной деятельности.
3.9. Профессиональная деятельность – способность успешно действовать на основе умений, знаний и практического опыта при выполнении задания, решении задачи профессиональной деятельности. 4. Общие положения 4.1. Основные задачи рабочей программы
Задачи рабочей программы следующие:
- определение совокупности знаний, умений и навыков, которыми студент должен овладеть в результате изучения данной дисциплины;
- раскрытие структуры и содержания учебного материала;
- распределение объема часов учебной дисциплины по темам и видам занятий;
- определение форм и методов контроля уровня овладения учебным материалом по дисциплине.
4.2. Основные критерии качества содержания программы
4.2.1. Программа должна:
- соответствовать структуре основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования;
- соответствовать составу, содержанию и характеру междисциплинарных связей данной учебной дисциплины и дисциплин предшествующих, последующих и изучаемых параллельно;
- определять цели изучения и место в системе дисциплин, изучаемых по конкретной специальности;
- раскрывать содержание соответствующих компетенций;
- определять структуру и содержание учебной нагрузки студента в ходе изучения данной дисциплины;
- соответствовать современному состоянию, тенденциям и перспективам развития науки и практики по данной дисциплине;
- отражать инновационные подходы преподавания дисциплины.
4.3. Разработка рабочей программы
4.3.1. Рабочие программы разрабатываются по каждой дисциплине, преподаваемой в техникуме. Целесообразность разработки программ одноименных дисциплин для различных специальностей определяется предметно-цикловой комиссией, обеспечивающей преподавание данной дисциплины. Допускается разработка одной рабочей программы по одной дисциплине для нескольких специальностей при условии совпадения количества часов в учебных планах и требований к знаниям, умениям, практическому опыту в ФГОС СПО по данным специальностям.
4.3.2. Ответственность за разработку рабочей программы несет предметно-цикловая комиссия, за которой закреплена данная дисциплина. Рабочая программа по дисциплине непосредственно составляется преподавателем.
4.3.3. Ответственным за своевременность разработки, качество и достаточность содержания программы является преподаватель, назначенный проводить занятия на текущий учебный год в соответствии с распределением учебной нагрузки в техникуме.
4.3.4. При составлении, согласовании и утверждении рабочей программы должно быть обеспечено ее соответствие следующим документам:
- ФГОС СПО по соответствующей специальности о содержание дисциплины;
- учебному плану специальности.
4.3.5. При разработке рабочей программы должны быть учтены:
- содержание учебников и учебных пособий, рекомендованных федеральными органами управления образованием;
- требования потенциальных работодателей выпускников;
- требования предметно-цикловых комиссий, обеспечивающие межпредметные связи;
- содержание программ дисциплин и профессиональных модулей, изучаемых на предыдущих, параллельных и последующих этапах обучения;
- материальные и информационные возможности техникума;
- новейшие достижения в данной области.
4.3.6. Процесс разработки рабочей программы дисциплины включает:
- анализ нормативной документации (п.4.3.4.), информационной, методической и материальной базы техникума;
- анализ основной литературы, имеющейся в библиотеке и читальном зале техникума; Интернет-ресурсов, обеспечивающих изучение дисциплины;
- анализ лабораторной базы и составление плана разработки (доработки) лабораторных работ (при их проведении);
- анализ методического обеспечения всех видов учебной работы (практические и семинарские занятия, лабораторные работы, курсовые работы и т.д.) и составление соответствующего плана его разработки и издания;
- разработка проекта рабочей программы;
- обсуждение проекта рабочей программы на заседании предметно-цикловой комиссии;
- согласование (доработка программы при наличии замечаний);
- утверждение на заседании предметно-цикловой комиссии;
- согласование с заместителем директора по учебной работе.
4.4. Хранение и доступность рабочей программы
4.4.1. Один экземпляр рабочей программы хранится в методическом кабинете техникума.
4.4.2. Второй экземпляр рабочей программы хранится у преподавателя, преподающего дисциплину (допускается вместо второго экземпляра хранить копию программы на бумажном носителе).
4.5. Обновление программ
4.5.1. Рабочая программа подлежит ежегодному рассмотрению на заседании предметно-цикловой комиссии до 15 сентября учебного года, по итогам которого проходит переутверждение, в нее вносятся изменения и дополнения.
4.5.2. Изменения и дополнения, вносимые в рабочую программу, оформляются в установленной форме (приложение А) и вкладываются во все учтенные экземпляры.
Основанием для внесения изменений являются:
- запросы работодателей в соответствии с особенностями развития региона, науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы в рамках, установленных ФГОС СПО;
- предложения преподавателей, едущих занятия по данной дисциплине или по дисциплинам, на которые опирается данная дисциплина по результатам работы в семестре;
- решение предметно-цикловой комиссии по результатам итогов взаимопосещений практических занятий и лекций.
4.5.3. Список основной и дополнительной литературы должен обновляться с учетом приобретенной в техникуме литературы и разработанных учебно-методических пособий и рекомендаций.
4.5.4. Полное обновление рабочих программ производят:
- при утверждении новых ФГОС СПО по специальностям;
- при утверждении нового учебного плана специальности;
- в случае существенных изменений, вносимых в рабочую программу;
- по истечении пятилетнего срока действия рабочей программы.
4.5.5. Если изменений и дополнений нет, то лист дополнений и изменений к рабочей программе все равно ежегодно оформляется с соответствующей записью, например: «Изменений и дополнений на 2012\2013 учебный год нет». В этом случае лист оформляется после соответствующего решения заседания ПЦК, подписывается только председателем ПЦК. 5. Порядок построения рабочей программы 5.1. Структурные элементы рабочей программы:
- титульный лист;
- предисловие;
- основная часть;
- дополнения и изменения к рабочей программе.
5.2. Требования к структурным элементам рабочей программы
5.2.1. Титульный лист является первой страницей программы дисциплины и содержит основные реквизиты, оформляется в соответствии с приложением Б.
5.2.2. Предисловие оформляют в соответствии с приложением В.
5.2.3. Структурное содержание основной части рабочей программы:
- паспорт программы учебной дисциплины;
- структура и содержание учебной дисциплины;
- условия реализации программы учебной дисциплин;
- контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины.
Содержание основной части рабочей программы должно соответствовать макету программы, предложенному в приложении Г. 6. Порядок оформления рабочей программы
6.1. Текст рабочей программы набирается в соответствии с требованиями по оформлению текстовых документов.
6.2. Текст документа печатают на одной стороне листа.
6.3. Используют гарнитуру шрифта Times New Roman. Цвет шрифта должен быть черным, размер шрифта -14, междустрочный интервал – полуторный.
6.4. При выполнении набора текста программы необходимо соблюдать равномерные плотность, контрастность и четкость изображения по всему тексту.
6.5. Вносить в текст рабочей программы отдельные слова, формулы, условные знаки, буквы латинского и греческого алфавитов, символы рукописным способом не допускаются. Опечатки, описки, графические неточности, помарки, повреждения листов не допускаются.
6.6. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту.
6.7. Страницы текста программы должны соответствовать формату А4. Их следует нумеровать арабскими цифрами, соблюдая сквозную нумерацию по всему документу.
6.8. Текст рабочей программы должен быть кратким, четким, не допускающим различных толкований. Применяемые термины, обозначения и определения должны соответствовать стандартам, а при их отсутствии – должны быть общепринятыми в научной литературе.
Приложение А
Информация по изменениям, внесенным в основные профессиональные образовательные программы.
№ п.п.
| Наименование специальности, реализуемой в ОУ (в соответствии с ФГОС)
| Наличие разработанных квалификационных характеристик
| Согласование квалификационных характеристик с работодателями (указать работодателя, дату согласования)
| Внесение изменений в ОПОП в соответствии с квалификационными характеристиками)
| Наличие аналогов профессиональных стандартов
| Наличие листа регистрации изменений
| 1.
| 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
| +
| Заместитель начальника Департамента лесного хозяйства по ДФО Н.Е. Сехин.
06.06.2011г.
|
| -
| +
| Лист регистрации изменений основной профессиональной образовательной программы
по специальности 250110 «Лесное и лесопарковое хозяйство»
Срок обучения: 3 года 10 мес.
№ п.п.
| Наименование раздела
| Было
| Стало
| 1.
| Учебная дисциплина
| Мировая художественная культура
| Декоративный фито дизайн
| Приложение Б
Федеральное агентство лесного хозяйства
Государственное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко»
Рабочая ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«Инженерная графика»
г. Вяземский
2011г.
Приложение В.
Программа учебной дисциплины «Инженерная графика» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования 190629 «Техническая эксплуатация и ремонт подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования»
Организация – разработчик: ГОУ СПО «Вяземский лесхоз – техникум им.
Н. В. Усенко»
Разработчик:
Борякина О.П.– преподаватель ГОУ СПО «Вяземский лесхоз-техникум им. Н. В. Усенко»
Рекомендована Экспертным советом ГОУ СПО «Вяземский лесхоз-техникум им. Н.В. Усенко»
Заключение Экспертного совета № 2от «01» июня 2011г.
Рецензент:
Приложение Г
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ __________________________________________________________________
название дисциплины
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО / профессии (профессиям) НПО ______________________________ .
Указать специальность (специальности) / профессию (профессии), укрупненную группу (группы) специальностей / профессий или направление (направления) подготовки в зависимости от широты использования программы учебной дисциплины.
Программа учебной дисциплины может быть использована ____________________________________________________________________
указать возможности использования программы в дополнительном профессиональном образовании (указать направленность программ повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке (указать направленность программы профессиональной подготовки)
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
__________________________________________________________________
указать принадлежность дисциплины к учебному циклу
1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
__________________________________________________________________
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
__________________________________________________________________
Указываются требования к умениям и знаниям в соответствии с ФГОСами по специальностям / профессиям, перечисленными в п. 1.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося_______часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося ______ часов;
самостоятельной работы обучающегося ______ часов.
2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Объем часов
| Максимальная учебная нагрузка (всего)
| *
| Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
| *
| в том числе:
|
| лабораторные занятия
| *
| практические занятия
| *
| контрольные работы
| *
| курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
| *
| Самостоятельная работа обучающегося (всего)
| *
| в том числе:
|
| самостоятельная работа над курсовой работой (проектом) (если предусмотрено)
| *
| ………………
………………
Указываются другие виды самостоятельной работы при их наличии (реферат, расчетно-графическая работа, домашняя работа и т.п.).
| *
*
| Итоговая аттестация в форме (указать)
в этой строке часы не указываются
| Во всех ячейках со звездочкой (*) следует указать объем часов.
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ________________________________________
наименование
Наименование разделов и тем
| Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)
| Объем часов
| Уровень освоения
| 1
| 2
| 3
| 4
| Раздел 1.
|
|
|
| Тема 1.1.
| Содержание учебного материала
| *
| 1
| ………….
| **
| Лабораторные работы
| *
|
| Практические занятия
| *
| Контрольные работы
| *
| Самостоятельная работа обучающихся
| *
| Тема 2.
| Содержание учебного материала
| *
| 1
| ………….
| **
| Лабораторные работы
| *
|
| Практические занятия
| *
| Контрольные работы
| *
| Самостоятельная работа обучающихся
| *
| Раздел 2.
|
| *
| Тема 2.1.
| Содержание учебного материала
| *
| 1
| ………….
| **
| Лабораторные работы
| *
|
| Практические занятия
| *
| Контрольные работы
| *
| Самостоятельная работа обучающихся
| *
| Примерная тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)
| *
| Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)
| *
| Всего:
| *
(должно соответствовать указанному количеству часов в пункте 1.4 паспорта программы)
| Внутри каждого раздела указываются соответствующие темы. По каждой теме описывается содержание учебного материала (в дидактических единицах), наименования необходимых лабораторных работ и практических занятий (отдельно по каждому виду), контрольных работ, а также примерная тематика самостоятельной работы. Если предусмотрены курсовые работы (проекты) по дисциплине, описывается примерная тематика. Объем часов определяется по каждой позиции столбца 3 (отмечено звездочкой *). Уровень освоения проставляется напротив дидактических единиц в столбце 4 (отмечено двумя звездочками **).
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации программы дисциплины 3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета _____________; мастерских ____________________; лабораторий__________.
указывается наименование указываются при наличии указываются при наличии
Оборудование учебного кабинета: __________________________________
Технические средства обучения: ________________________________
Оборудование мастерской и рабочих мест мастерской: __________________:
__________________________________________________________________
Оборудование лаборатории и рабочих мест лаборатории: __________________________________________________________________
Приводится перечень средств обучения, включая тренажеры, модели, макеты, оборудование, технические средства, в т. ч. аудиовизуальные, компьютерные и телекоммуникационные и т. п. (Количество не указывается).
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники: _______________________________________________
Дополнительные источники: _________________________________________
После каждого наименования печатного издания обязательно указываются издательство и год издания (в соответствии с ГОСТом). При составлении учитывается наличие результатов экспертизы учебных изданий в соответствии с порядком, установленным Минобрнауки России.
4. Контроль и оценка результатов освоения Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
| Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
| перечисляются все знания и умения, указанные в п.4. паспорта программы
|
| Результаты переносятся из паспорта программы. Перечень форм контроля следует конкретизировать с учетом специфики обучения по программе дисциплины. |