Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций»





Скачать 402.5 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций»
страница1/3
Дата публикации17.01.2015
Размер402.5 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
  1   2   3
Федеральное государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Оренбургский филиал

Кафедра: Гуманитарных и социально-экономических дисциплин
УТВЕРЖДЕН

на заседании кафедры

протокол № 2 от «3» октября 2011 г.
Заведующий кафедрой

_____________________ Аллагулов А.М.

(подпись)





УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

ДИСЦИПЛИНЫ

«История мировых цивилизаций»



Направление подготовки

081100.62 – «Государственное и муниципальное управление»_______________

(код и наименование направления подготовки)


Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Заочная форма обучения

Оренбург 2011 г.

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ

при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Оренбургский филиал

УТВЕРЖДАЮ

Директор _______________________
«_____»__________________20___ г.

Направление подготовки: 081100.62 - «Государственное и муниципальное управление»

Кафедра: гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Рабочая УЧЕБНАЯ программа дисциплины
История мировых цивилизаций

Квалификация (степень) выпускника: Бакалавр
Форма обучения: заочная

Срок обучения: 5 л.


Оренбург

2011 г.


Автор-составитель: к.п.н., доцент А.М. Аллагулов.

Программа обсуждена и одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС от 3 октября 2011 г. года, протокол № 2.

Рецензент: Ахтямов Камиль Шамильевич, кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет»


Согласовано:

ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________

(наименование выпускающей кафедры)

Согласовано:

ФИО, ученое звание, кафедра ________________________________________

(наименование выпускающей кафедры)

Заведующий кафедрой ГиСЭД,

к.п.н., доцент А.М. Аллагулов
© А.М. Аллагулов, 2011 

© ОФ РАНХ и ГС, 2011 

АННОТАЦИЯ

к рабочей учебной программе

учебной дисциплины

«История мировых цивилизаций»

1. Цели и задачи освоения дисциплины

Целью данного учебного курса формирование у студентов культуры исторического мышления, знания законов общественного развития, умения применять их на примере всемирного исторического процесса к истории России. Изучение курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в мире и осмыслить такие актуальные теоретические проблемы во всемирной и русской истории, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика.

Задачами учебного курса «История мировых цивилизаций» являются:

овладение методологией исторического анализа, спецификой предмета «История мировых цивилизаций»;

• функции истории: мировоззренческая (историзм, масштабность, реализм исторического мышления), практическая (аккумуляция исторического опыта), критическая (научное обоснование новых исторических подходов);

• раскрытие периодизации всемирной истории;

• уяснение причин и факторов, влияющих на ход и результаты исторического развития России и ведущих стран мира;

• изучение особенностей и специфики российской цивилизации в контексте мировых цивилизаций;

• изучение роли истории в формировании исторической культуры, в воспитании многовариантного, альтернативного, реалистического и масштабного мышления историка в оценке событий и хода отечественной истории;

• изучение всемирно исторического опыта способствует глубокому пониманию российских проблем сегодняшнего дня.

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина относится к базовой части учебного цикла – Б 1.В.ДВ.1 Дисциплины по выбору.

3. Требования к результатам освоения содержания
дисциплины


Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих компетенций в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки (специальности).

Паспорт компетенций



Компетенция

Структурные элементы компетенции (знания, умения, навыки и опыт деятельности, получаемые в результате освоения дисциплины)

Знание законов развития природы, общества, мышления и умением применять эти знания в профессиональной деятельности; умение анализировать и оценивать социально-значимые явления, события и процессы; владение основными методами количественного анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-4)

1. Знает особенности и специфику российской цивилизации в контексте мировых цивилизаций

2. Умеет извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения

3. Владеет представлениями об основах развития российской цивилизации

Умение определять социальные, политические, экономические закономерности и тенденции (ПК-16)

1. Знает основные предпосылки развития цивилизации

2. Умеет выявлять закономерности и тенденции в развитии цивилизаций.

3. Владеет навыками выявления причинно-следственных связей в развитиях цивилизации.


4. Общая трудоемкость дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 часов).

5. Образовательные технологии

В ходе освоения дисциплины при проведении аудиторных занятий используются следующие образовательные технологии: лекции (вводная, обучающая, обобщающая, проблемная, лекция-консультация, лекция-беседа), семинарские занятия, кейс-технологии, дидактический диктант, работа в парах, взаимоконтроль, интерактивные технологии.

При организации самостоятельной работы занятий используются следующие образовательные технологии: конспектирования, реферирования, презентации, критического мышления при подготовке к семинарским занятиям, составление терминологического словаря, проектная технология
6. Контроль успеваемости

Программой дисциплины предусмотрены следующие виды текущего контроля: понятийный диктант, контрольная работа, индивидуальные домашние задания, тестирование.

По данной дисциплине предусмотрена форма отчетности: зачет

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО третьего поколения с учетом рекомендаций и Примерной ООП ВПО по направлению подготовки (специальности).

Автор (ы) рабочей программы учебной дисциплины: кандидат педагогических наук, доцент А.М. Аллагулов.

Рецензент(ы): Ахтямов Камиль Шамильевич, кандидат исторических наук, доцент, декан исторического факультета ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет».

Программа одобрена на заседании кафедры гуманитарных и социально-экономических дисциплин Оренбургского филиала РАНХиГС протокол № 2 от 3 октября 2011 года.

СОДЕРЖАНИЕ





С.

1 Цели и задачи дисциплины

7

2 Учебная программа

8

2.1 Содержание и структура дисциплины

8

2.1.1 Содержание разделов дисциплины

8

2.1.2 Структура дисциплины

20

2.1.3 Лекции

21

2.1.4 Практические занятия (семинары)

21

2.1.5 Курсовые работы (курсовые проекты)

21

2.1.6 Самостоятельное изучение разделов дисциплины

22

3. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

22

3.1. Основная литература

22

3.2. Дополнительная литература

22

3.3 Интернет-ресурсы

23

4. Материально-техническое обеспечение дисциплины

23

5. Оценочные средства текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации и реализуемых в дисциплине компетенций

23

5.1. Оценочные средства текущего контроля успеваемости

23

5.2 Оценочные средства промежуточной аттестации и
реализуемых в дисциплине компетенций бакалавров


23

5.3 Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций

25

6. Интерактивные образовательные технологии, используемые
в аудиторных занятиях

26

Лист регистрации изменений и дополнений в рабочую программу

28



1. Цели и задачи дисциплины
Основные принципы построения содержания дисциплины:

Успешному овладению курсом «История мировых цивилизаций» поможет использование таких методологических принципов, как историзм и объективность.

Принцип историзма требует глубоко изучить условия и причины возникновения исторического явления, его социально-экономические корни, проследить изменения и развитие, и с учетом этого выявить современный взгляд на него.

Принцип объективности обеспечивается тем, что при изучении исторического события берется совокупность всех факторов, относящихся к рассматриваемому вопросу, как позитивное, так и негативное в деятельности государственных структур, общественных организаций, политических партий, личностей.

Знание всемирно-исторического опыта необходимо для выработки активной гражданской позиции и понимания современного состояния России, ее задач на будущее.
Цель учебной дисциплины «История мировых цивилизаций» - формирование у студентов культуры исторического мышления, знания законов общественного развития, умения применять их на примере всемирного исторического процесса к истории России. Изучение курса дает возможность студентам рассмотреть в исторической ретроспективе сложнейшие социально-политические процессы, происходящие в мире и осмыслить такие актуальные теоретические проблемы во всемирной и русской истории, как демократия и диктатура, революция и реформы, политика и экономика.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

В результате изучения дисциплины студент должен:

Знать: закономерности общественного развития.

Уметь: самостоятельно анализировать и объяснять всемирно исторические события и процессы в прошлом и современном обществе.

Владеть:

- навыками анализа исторических фактов и использования исторических знаний для прогнозирования современной социально-экономической и политической ситуации;

- навыками всесторонней и объективной оценки исторических событий и процессов;

- основными методами работы с историческими источниками, навыками работы с информацией в глобальных компьютерных сетях.
Изучение данной дисциплины способствует развитию у студентов компетенций: ОК-4; ПК-16.


2 Учебная программа




2.1 Содержание и структура дисциплины




2.1.1 Содержание разделов дисциплины


№ раздела

Наименование
раздела

Содержание раздела

Форма текущего
контроля

1

2

3

4

1.

История мировых цивилизаций в системе социально-гуманитарных наук.

Основные направления развития современной исторической науки.

Реферат

2.

Исследователь и исторический источник

Источники по истории мировых цивилизаций (письменные, вещественные, аудиовизуальные, научно-технические, изобразительные). Способы и формы получения, анализа и сохранения исторических источников.

Р (реферат)

3.

История Древнего Востока

Понятие «история древнего Востока», его географические и хронологические рамки. Общая характеристика географической среды. Общий очерк изучения древневосточной истории. Появление государственных форм на Востоке. Вклад Шумера, Вавилонии, Египта, Индии, Китая в становлении цивилизации.

Процесс заселения долины Нила. Автохтонность египетской цивилизации. Строительство великих пирамид. Социальное развитие Египта. Оформление государственного аппарата. Восточная деспотия. Социальное и экономическое развитие Египта в период Среднего и Нового Царства. Письменность древних египтян и ее характерные черты. Древнеегипетская литература. Египетская религия и ее влияние на различные сферы жизни и культуры. Основные достижения египетского изобразительного искусства и архитектуры. Возникновение у египтян научно-практических знаний. Место и значение древнеегипетской культуры в развитии мировой культуры.

реферат

4.

История Древней Греции и Древнего Рима

Понятие «история античности». Античный способ образования социально-дифференцированного общества и государства. Минойская и микенская цивилизации. Периодизация. История Греции II тысячелетия до н.э. Греция XI-IX вв.до н. э. Архаическая Греция VIII-VI вв. до н.э. Великая греческая колонизация. Формирование греческих полисов. Борьба между родовой и новой знатью. Компромиссный характер реформ Солона. Преобразование Клисфена. Пелопоннес в период архаики. Формирование полиса в Аттике. Полисы других областей Греции. Греко-персидские войны и их влияние на развитие Греции. Экономика Греции в классический период. Социальная структура в классический период. Афинская демократия и спартанская олигархия как политические системы V в. до н.э. Пелопонесская война. Кризис полисной системы.

Возвышение Македонии. Завоевательные походы Александра Македонского, создание крупнейшей мировой империи и ее судьба. Страны Восточного Средиземноморья, Передней Азии, Причерноморья в период образования эллинистических монархий. Победа римлян над греками.

Условия развития древнегреческой культуры. Религия. Мифология. Градостроительство и архитектура. Литература и театр. Греческая скульптура. Развитие науки и философии. Живопись и искусство глиптики. Всемирно-историческое значение древнегреческой культуры.

Первые цивилизации в Италии. Рим в царский период. Патриции и плебеи. Рим в период ранней республики. Борьба патрициев и плебеев. Римская цивитас. Борьба Рима и Карфагена за преобладание в Западном Средиземноморье. Античное классическое рабство. Экономика Рима во II – I вв. до н.э. Классовая и социальная структура Рима в период поздней республики. Аграрный вопрос и социальна борьба в Риме во II-начале I в. до н.э. Восстание Спартака. Поиск адекватной формы власти в период стремительного территориального роста римского государства. Военная диктатура Сулы. Реформы Цезаря. Падение Римской республики. Принципат Августа. Социально-экономические отношения в Римской империи в I – II вв. н.э. «Золотой век Римской империи». Кризис III в.н.э. Поздняя Римская империя. Падение Западной Римской империи. Условия развития древнеримской культуры. Религия. Мифология. Градостроительство и архитектура. Литература. Скульптура и живопись Развитие науки и философии. Развитие римского права. Происхождение христианства и его ранняя история.

Тест

5.

История европейского средневековья: ранний (V-XI вв.) и классический (XII – XV вв.) периоды

Дискуссии о хронологическом рубеже древности и средневековья и о содержании понятия «средние века». Споры вокруг понятия «феодализм». Крушение Западной Римской империи. Варварские государства после падения империи. Изменение роли сельской общины, городов и церкви. Христианизация Западной Европы. Источники складывания новой социально-политической элиты и слоя зависимых людей. Империя Карла Великого. Экономический строй. Общественный строй. Государственный строй. Личность Карла Великого. Преемники Карла Великого.

Возникновение Французского королевства. Успехи процесса централизации. Предпосылки и характер крестовых походов. Итоги крестовых походов. Борьба русских земель с крестоносцами. Усиление королевской власти с начале XIV в. Борьба с папством и возникновение Генеральных штатов. Столетняя война. Жанна д'Арк – народная героиня. Налоговая и военные реформы Карла VII. Политическое объединение Франции во второй половине XV в.

Христианизация Британии. Объединение Англии. Социально-экономический строй. Государственный строй. Нормандское завоевание и конец англосаксонского государства. Завершение процесса феодализации. «Книга Страшного суда». Политическое развитие Англии в конце XII – XIII вв. Великая хартия вольностей. Английский парламент в XIII – XIV вв. Возникновение сословной монархии. Развитие городов в XIV–XV вв. Война Алой и Белой розы (1455 – 1485 гг.).

Восточно-Франкское королевство. Социальные отношения. Объединение восточнофранкских земель саксонскими герцогами. Итальянские походы и римская коронация Оттона I. Имперская церковь. «Римская империя» Оттонов. Отношения государей Саксонской династии с их восточными соседями. «Оттоновское возрождение». Императоры и церковная реформа. Назревание кризиса. Вормский конкордат и итоги кризиса. «Восточная колонизация». Политическое развитие Германии. «Коммунальные революции» в западноевропейских городах в период классического Средневековья. Укрепление экономического и политического положения бюргерства.

Образование Византийской империи. Причины устойчивости античных социальных отношений. Организация христианской церкви. Царствование Юстиниана I. Внешняя политика Юстиниана. Вторжения славян. Древняя Русь и Византия. Походы Олега и Святослава. Крупное землевладение. Динаты. Византийский город. «Книга эпарха». Русско-византийские отношения в IX – XI вв. Владимир I. Принятие Киевской Русью христианства. Разделение христианской церкви. Церковно-политическое соперничество Рима и Константинополя. Четвертый крестовый поход и Латинская Романия. Восстановление Византийской империи. Идейно-богословская борьба в империи. Исламизация Востока. Турецкие завоевания на Балканах (1352 – 1402). Падение Византийской империи. Создание Османской империи.

Трансформация средневекового западноевропейского общества в XIV–XV вв. Начало преобразования вассально-ленных связей в гражданско-государственные. Появление специализированных институтов государственной власти, изменения в налоговой системе и организации армии. Эволюция в положении зависимого крестьянства и горожан. Завершение складывания сословных структур. Сословная монархия как первая представительская политическая система.

Специфика средневековой европейской культуры. Соотношение религиозной и светской, народной и элитарной культур. Сочетание локальности и универсальности в европейской культуре. Своеобразие системы образования и воспитания. Монастыри как центры образования и культуры. Средневековая светская школа и университет. Проблема преемственности античной и средневековой культуры. Место христианства как важнейшего фактора цивилизованного единства Европы.

Доклад, реферат

6.

История позднего средневековья и раннего Нового времени (конец XV – первая половина XVII вв.)

Открытие морского пути в Индию, колониальные захваты португальцев и испанцев. Великие географические открытия и их последствия. Торговые пути. Усиление территориальных государств – Англии, Швеции, Дании, Речи Посполитой, Австрии. Объединение Франции. Борьба за экономическое лидерство в Европе территориальных государств и крупнейших городов: Антверпена, Амстердама. Рост торговли, революция цен, первоначальное накопление капитала в Голландии. Генезис капитализма. Голландия – первая страна победившего капитализма. Изменения в материальной и социальной культуре европейского общества. Демографические сдвиги. Технико-технологические перемены в обществе, новые явления в хозяйственной жизни Европы. Продовольственная революция начала нового времени. Изменение роли и положения социальных групп традиционного общества. Причины и последствия рефеодализации.

Реформация. Учение Лютера, Цвингли и Кальвина. Возрождение или Ренессанс

Франция. Дворянство. Социальный строй. Феодальная аристократия. Бюргерство. Плебейство. Крестьянство. Духовенство. Абсолютная монархия. Франциск I. Реформация. Религиозные войны. Нантский эдикт. Реформы Генриха IV. Французская монархия в первой половине XVII в. Кардинал Ришелье – первый министр Людовика XIII. Культура Франции в XVI в.

Англия. Экономическое развитие. Становление абсолютизма в Англии. Парламент в тюдоровскую эпоху. Королевская реформация. Елизаветинское религиозное урегулирование. Абсолютизм и радикальная реформация. Экономическая политика Елизаветы I. Торговая и колониальная экспансия Англии. Мануфактурный капитализм и общество. Обострение англо-испанских противоречий. Культура Англии в XVI – начале XVII вв.

Политический строй в Германии в начале XVI в. Католическая церковь в Германии начала XVI в. Мартин Лютер и начало Реформации. Томас Мюнцер и его учение. Крестьянская война в Германии. Завершение и итоги Крестьянской войны. Культура Германии в XVI в.

Итальянские войны 1494 – 1559 гг. Экономическое развитие Италии в XVI – первой половине XVII вв. Социально-политическая структура итальянских государств. Политическое развитие итальянских государств. Реформация и контрреформация в Италии. Культура Италии в XVI – первой половине XVII вв. Итальянское возрождение.

Особенности образования Московской Руси. Свержение золотоордынского ига. Реформы Ивана IV.

Эпоха Возрождения. Культура эпохи Возрождения как отражение нового уровня восприятия античного наследия в меняющейся картине мира и вселенной. Реформация и контрреформация в Европе. Культура барокко.

Развитие международных отношений в Европе в XVI в. Тридцатилетняя война.

Доклад, реферат

7.

Новая история стран мира (вторая пол. XVII – XIX вв.)

Великая научная революция. Рационализация. Политика меркантилизма. Социально-экономическое и политическое развитие Англии к началу XVII в. Пуританизм. Предпосылки и основные этапы английской революции XVII века. Англия во второй половине XVII века. Реставрация Стюартов. «Славная революция». Политическое развитие Великобритании в XVIII веке. Ганноверская династия. Аграрная революция. Особенности первоначального накопления капитала. Промышленный переворот. Основные этапы промышленного переворота. Изобретения. Положение рабочего класса. Движение луддитов. А.Смит и Д.Риккардо. Внешняя политика Англии. Предпосылки и ход войны английских колоний за независимость в северной Америке. Американская революция конца XVIII в. Образование США.

Французский абсолютизм. Внутренняя и внешняя политика Людовика ХIV. Кольбертизм. Внутренняя и внешняя политика Людовика XV. Французское Просвещение. Предпосылки, основные этапы, дискуссионные проблемы, историческое значение Великой Французской революции ХVIII века. Декларация «о вооруженном нейтралитете» Екатерины II и ее значение. Просвещенный абсолютизм в России, Австрии, Пруссии, Швеции, Неаполитанском королевстве. Особенности промышленного переворота. Значение революции для переходе стран Западной Европы от традиционного общества к индустриальному. Социальная природа диктатуры Наполеона Бонапарта. Внутренняя и внешняя политика. Консулата и Первой империи 1799 – 1814 гг. Политические и экономические последствия «эпохи Наполеона». Реставрация. Венский конгресс и его решения. Место и роль России в наполеоновских войнах и в послевоенном устройстве Европы.

Общеевропейская революция 1848 – 1849 гг. – эпохи модернизации. Чартизм – первое политическое выступление европейского рабочего класса. Предпосылки революций 1848 – 1849 гг. в Европе. Революции во Франции, Австрийской империи, германских и итальянских государствах. Высший подъем чартистского движения в Великобритании. Влияние революционных событий 1848 г. на развитие европейского континента. Россия Николая I в контексте социально-политических процессов в европейских странах. Крымская война: причины, этапы, результаты. Образование национальных государств – Итальянского королевства и Германской империи. Франко-прусская война 1870 – 1871 гг. Парижская коммуна и ее историческое значение.

Социально-экономическое и политическое развитие США в первой половине Х1Х в. Промышленный переворот и его особенности. Декларация независимости. Принятие конституции. Складывание двухпартийной системы. Аболиционизм. «Демократия» Э. Джексона. Гражданская война. Проблема рабства. Реконструкция Юга. Социально-экономическое и политическое развитие США в первой половине ХIХ в. Складывание двухпартийной системы. Аболиционизм. «Демократия» Э. Джексона. Гражданская война в США и Реконструкция Юга. Развитие российско-американских отношений. Проблема продажи Россией Аляски США.

Социально-экономическое и политическое развитие стран Западной Европы и США во второй пол. XIX в. Эпоха свободной конкуренции. Становление фабрично-заводской промышленности. Победа индустриальной цивилизации в развитых странах. Эволюция общественно-политического строя. Рабочее и социалистическое движение. Марксизм. К. Маркс и Ф. Энгельс как создатели передовой социально-экономической и политической теории. Общественная жизнь. Развитие экономики России в пореформенный период. Аграрные реформы в России. Развитие общественно-политического движения в России. Деятельность Г.В. Плеханова.

Социально-экономическое и политическое развитие Японии во второй пол. XIX в. Радикальные реформы императора Муцухито – «Реставрация Мэйдзи». Восстановление традиций дотокугавовской Японии, близких к западноевропейскому развитию. Становление конституционной монархии с большими правами императора. Конец феодализма: ликвидация сословных различий; передача земли в собственность крестьян; социальные и юридические гарантии купечеству; формирование рабочего и профсоюзного движения. Рубеж XIX–XX вв. становление конкурентоспособной экономики по отношению к крупнейшим странам Запада.

Международные отношения в последней трети  в. Колониальная экспансия и мировой рынок. Колониальные войны в Африке и Азии. Франко-русский союз. Английская политика «блестящей изоляции». Выход Германии и США на арену мировой политики. Социализм, радикализм и коммунизм. Борьба за раздел Китая. Либерализм и консерватизм.

Научная революция XVII века. Развитие науки и образования в XVIII – начале ХХ вв. Новые открытия в физике, математике, химии, биологии, медицине. Развитие литературы и искусства в ведущих европейских государствах и США. Культура классицизма, барокко и ампира. Развитие литературы и искусства в странах Европы и России. Роль прессы в общественно-политической жизни западного общества. Изменения в быту.

Империализм как стадия цивилизационного развития западного общества. Социально-политические проблемы развития западного общества в конце ХIХ – начале ХХ вв. «Закат Европы» – духовный кризис индустриального общества.

Тест, реферат

8.

Новейшая история стран мира (XX – нач. XXI вв.)

Предмет новейшей истории стран Европы и Америки. ХХ век во всемирной истории. Социальные движения. Консерваторы, либералы, радикалы в начале ХХ в. Социальные реформы. Образование монополий и их виды. Империи и империализм. Международные отношения в начале  в. Причины обострения отношений между крупнейшими странами Европы. Первые войны за передел мира. Англо-французская Антанта. Русско-японская война. Достижения и проблемы индустриального развития. Противоречия европейских держав в Африке. Англо-русское соглашение 1907 г.

Проблемы модернизации. «Тройственное согласие». Балканские войны 1912 – 1913 гг. Военно-стратегические планы противостоящих блоков. Июльский кризис. Причины Первой мировой войны, планы воюющих сторон, военные действия. Роль Восточного фронта. Итоги Первой мировой войны.

Парижская мирная конференция. Противоречия между ее участниками. Версальский мирный договор и мирные договоры с союзниками Германии. Социально-экономическая и политическая цена Первой мировой войны, ее внутренняя противоречивость. Образование Лиги наций. Мандатная система. Вашингтонская конференция 1921 – 1922 гг. Роль Версальско-Вашингтонской системы в развитии международных отношений в первой половине ХХ в.

Противоречие российской индустриализации. Развитие с/х в России. Влияние российского законодательства на развитие предпринимательской деятельности. Падение монархии в России: комплекс причин и предпосылок. Политика Временного правительства и причины радикализации социально-политической ситуации в России. Великая Октябрьская социалистическая революция в России и ее всемирно-историческое значение. Образование первого в мире социалистического государства. Основные декреты советской власти. Гражданская война и иностранная военная интервенция. Политические и социально-экономические итоги Гражданской войны в России. Политика военного коммунизма. Новая экономическая политика в Советской России. Индустриализация. Программа строительства социализма. Революционное движение в Европе в 1918 – 1919 гг.

Трансформация капитализма на путях реформизма в межвоенный период (1918 – 1939 гг.). США после Первой мировой войны. Период «просперити». Начало президентства Г. Гувера. «Великая депрессия» 1929 – 1933 гг. «Новый курс» Ф.Д. Рузвельта. Теория Кейнса.

Великобритания после окончания Первой мировой войны. Политика кабинета Д. Ллойд Джорджа. Великобритания в период мирового экономического кризиса. «Национальные правительства» у власти. Великобритания накануне Второй мировой войны.

Франция после окончания Первой мировой войны. «Национальный блок» у власти. Оккупация Рура (1923 г.). Франция в период стабилизации. Мировой экономический кризис 1930-1936 гг. Народный фронт во Франции. Франция накануне Второй мировой войны. Рост государственного сектора в экономике.

Тоталитарно-авторитарный вариант развития капитализма в межвоенный период (1918 – 1939 гг.). Германия после революции 1918 – 1919 гг. Принятие Веймарской конституции. Происхождение германского национал-социализма. А. Гитлер. «Пивной путч» в Мюнхене. Рост угрозы нацизма. Германия в период мирового экономического кризиса (1929 – 1933 гг). «Национал-социалистическая революция». Экономика Германии в период фашизма. Особенности нацистского режима в Германии. Подготовка Германии к войне.

Международные отношения в 20-30-е гг. XX в. Локкарнские соглашения. «Эра пацифизма». Лига наций. Агрессивная политика Германии и Италии. Мюнхенский сговор. Борьба СССР за создание системы коллективной безопасности и противодействие Англии и Франции. Советско-германский пакт о ненападении (август 1939 г.) и его значение.

Вторая мировая война. Причины Второй мировой войны. Периодизация войны. Ход военных действий на фронтах Второй мировой войны. СССР в годы Великой Отечественной войны. Создание антигитлеровской коалиции. Международные конференции союзных держав. Проблема второго фронта. Разгром агрессоров. Экономические системы в годы Второй мировой войны. Преимущества плановой экономики Советского Союза. Итоги Второй мировой войны. Образование мировой системы социализма. Возрождение стран Европы и Азии на основе плана Маршалла, «немецкого эксперимента» Эрхарда, «политики голлизма» во Франции, плана Доджа-Макартура в Японии. Ялтинско-Потсдамская система международных отношений. Начало «холодной войны». Ее политическое, идеологическое и экономическое содержание. Военно-политические блоки Североатлантический союз (НАТО) и Организация Варшавского договора (ОВД). Противоречия и кризисы 50-х гг. Международные отношения в период 1955 – 1962 гг. Карибский кризис. Крушение колониальной системы.

Трансформация индустриальной цивилизации в период ГМК и формирование постиндустриального общества. США в 1945 – 1980 гг. Основные монополии, банки, финансово-олигархические группы. Общественные движения. М.Л. Кинг. Антивоенное движение против войны во Вьетнаме. Американская двухпартийная модель и неоконсервативная «рейгановская» революция. США в годы президентства Б.Клинтона и Дж. Буша-мл. Президентство Б. Обамы.

Великобритания от окончания Второй мировой войны до конца 70-х гг. ХХ в. Национализация и рост государственного сектора экономики. Монополии, банки, финансовые группы. Основные монополии, банки, финансово-олигархические группы. Тэтчеризм. М.Тэтчер. Великобритания в начале 90-х гг. ХХ в. «Новый лейборизм» в Англии. Э. Блэр. Великобритания в начале ХХI века.

Франция: от Третьей к Пятой республике. События 1968 г. реформы Ш. де Голль. Рост государственного сектора экономики. Франция в 1970-е гг. Франция в 1980-90-е гг. "Альтернатива Ф.Миттерана": французские левые у власти (1981 – 1986 гг.). Президентства Ж. Ширака и Н. Саркози. Монополии, банки, финансовые группы.

Германия в 1945 – 1949 гг. ФРГ в 1949 – 1969 гг. Рост государственного сектора экономики. « Малая коалиция» у власти. В. Брандт. Канцлерство Г.Коля. Объединение Германии и ее положение в современном мире. Монополии, банки, финансовые группы.

Италия от окончания Второй мировой войны до начала 60-х гг. Правительства «левого центра». Италия в середине 70-х- конце 80-х гг. ХХ в. Италия в начале 90-х гг. ХХ в. Операция «чистые руки». Перестройка партийно-политической системы. Италия в конце ХХ – начале ХХI вв.

Интеграционный процесс в Европе и Америке от окончания Второй мировой войны до наших дней. Этапы интеграционного процесса в Европе. Маастрихтские соглашения. Создание ЕС, расширение его рамок. Провал попытки принятия единой европейской Конституции. Лиссабонский договор. Интеграционный процесс на американском континенте.

Международные отношения в 1962 – 1991 гг. Разрядка международной напряженности в 1970-е гг., Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе 1975 г. в Хельсинки. Возобновление гонки вооружений в начале 1980-х гг. Атеизм и религиозность. Истоки кризиса. Последствия распада СССР и мировой системы социализма для мирового развития. Проблемы разоружения. Формирование новой, постбиполярной системы международных отношений. Научно-технические и экономические достижения Японии. Реформы Китая.

Основные тенденции развития стран Запада во второй половине ХХ - начале ХХI вв. Основные модели развития. Промышленность, сельское хозяйство, космос. Вступление передовых стран в постиндустриальную эпоху. Глобализация современного мира.

Условия развития материальной и духовной культуры стран Европы и Америки в первой половине ХХ в. Научно-техническая революция, ее роль в развитии мировой цивилизации. Развитие фундаментальных наук. Основные тенденции развития общественных наук. Критический реализм, модернизм, сюрреализм, абстракционизм и другие течения в искусстве. «Массовая культура». Развитие СМИ. Индустрия досуга в первой половине ХХ в. Новые концепции путей эволюции общества в 50-е гг. – середине 70-х гг. «Массовая культура» и общество. «Молодежная контркультура». Характерные черты в развитии искусства в 50-х – середине 70-х гг. ХХ в. НТР и новые явления в сфере культуры в последней трети ХХ в. Общественно-философская мысль.

Тест, реферат



2.1.2 Структура дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единицы (108 ч.).
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями...
«История» (гос 2000 г.). Квалификация – «Историк, преподаватель истории». Код дисциплины: опд. Ф. 01 – «всеобщая история» (история...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс по модулю история для направления подготовки
...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconВопросы к зачету по курсу «История мировых цивилизаций»
Основные подходы к изучению истории мировых цивилизаций в современной исторической науке
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история мировых цивилизаций»
Преподаватель, используя рейтинговую систему, переводит показатели различных форм контроля в баллы для итоговой оценки. Этот вариант...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Еманов А. Г. История мировых цивилизаций. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 030301. 65...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Т. В. Рыбалова. История мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 020306....
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconИ. Б. Муравьев история мировых религий
Муравьев И. Б. История мировых религий: Учебно-методический комплекс для студентов 2 курса очной и заочной формы обучения специальности...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «Всеобщая история: новейшая...
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconТематический план учебной дисциплины Учебно-методическое обеспечение...
Фгбоу впо «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов...
Т. В. Рыбалова. География мировых цивилизаций: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 100200 «Туризм»...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс по спецкурсу «Гражданско-правовые споры в практике мировых судей»
Учебно-методический комплекс разработан старшим преподавателем кафедры «Гражданско-правовые дисциплины» иубиП: Морозовой Натальей...
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины Федеральное агентство по...
Д история русской музыки [Текст]: Учебно-методический комплекс дисциплины / Сост.: Н. В
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «История журналистики» для студентов заочной формы обучения по специальности 050301....
Учебно-методический комплекс дисциплины «История мировых цивилизаций» iconУчебно-методический комплекс дисциплины «отечественная история»
Учебно-методический комплекс дисциплины составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск