МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВЛАДИВОСТОКСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И СЕРВИСА
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО БИЗНЕСА И ЭКОНОМИКИ
КАФЕДРА МАРКЕТИНГА И КОММЕРЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Рабочая программа учебной дисциплины
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА Направление 100700.68 Торговое дело
Международная торговля
Владивосток
2013
ББК
Рабочая программа учебной дисциплины «Государственное регулирование международной торговли в Российской Федерации» составлена в соответствии с требованиями ООП: 100700.68 Торговое дело на базе ФГОС ВПО. Составитель: Сидоров В.П., канд. экон. наук, доцент кафедры маркетинга и коммерции
Утверждена на заседании кафедры МК от 15.05.2013г., протокол № 9, редакция 2013г.
Рекомендована к изданию учебно-методической комиссией Института международного бизнеса и экономики ВГУЭС, протокол № 6 от 23. 06. 2011г.
Издательство Владивостокского
государственного университета
экономики и сервиса, 2013
ВВЕДЕНИЕ
Учебная программа дисциплины «Государственное регулирование международной торговли в Российской Федерации» составлена для слушателей магистратуры направления 100700.68 Торговое дело, профиль Международная торговля. В программе предложены наиболее значимые, по мнению автора, темы, которые освещают вопросы регулирование международной торговли в Российской Федерации.
Уделено внимание усилению контроля над качеством усвоения материала магистрантами. В заключение предлагаются вопросы для самоконтроля, на основе которых составлены экзаменационные тесты. 1 ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
1.1 Цели освоения учебной дисциплины
Цель дисциплины — дать студентам основу знаний по сложившейся системе государственного регулирования международной торговли в РФ, ознакомить с нормативно-законодательной базой, регламентирующей таможенно-тарифное и нетарифное регулирование в России.
Для достижения данной цели ставятся следующие задачи:
- дать знания об основных инструментах торговой политики государства;
- ознакомить студентов с нормативно-законодательной базой таможенно-тарифного и нетарифного регулирования ВЭД;
- изучить экономическую роль тарифов;
- рассмотреть виды таможенных пошлин и их классификацию;
- рассмотреть способы нетарифного регулирования в РФ.
Дисциплина предназначена для студентов, изучающих международные экономические отношения. Ее особенностью является рассмотрение государственного механизма регулирования этих отношений, правовых и организационных основ системы таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности, видов запретов и ограничений во внешнеторговой деятельности и порядка их применения.
1.2 Место учебной дисциплины в структуре ООП (связь с другими дисциплинами)
В соответствии с утвержденным учебным планом дисциплина «Государственное регулирование международной торговли в Российской Федерации» входит в вариативную часть профессионального цикла (М.2) дисциплин ООП ВПО.
Дисциплина базируется на следующих дисциплинах ООП:
Экономическая теория
Мировая экономика
Международная коммерческая деятельность
Маркетинговые исследования
Основы коммерческой деятельности
Организация коммерции по отраслям и сферам применения.
Освоение данной дисциплины необходимо магистранту для успешного освоения следующих дисциплин (модулей), прохождения практик ООП по данному направлению подготовки:
Экономика и организация лизинга
Технология международных коммерческих операций
Научно-исследовательская практика в семестре.
Подготовка выпускной квалификационной работы.
1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения учебной дисциплины
ОК-7 – Способность анализировать, синтезировать и критически резюмировать информацию, проявлять инициативу, в том числе в ситуациях риска, брать на себя всю полноту ответственности
ПК-12- Способность к исследованию прогрессивных направлений развития профессиональной деятельности в области коммерции
Компетенции
| Знания/ умения/ владения (ЗУВ)
| ОК-7
| Знать:
| - основные методы исследования экономических явлений и процессов
- способы и формы изложения научных результатов исследования
- риски, связанные с реализацией торговых сделок на международном рынке
| Уметь:
| - анализировать коммерческую информацию и критически ее синтезировать
- выявлять риски в профессиональной деятельности
- выбирать международные рынки и разрабатывать стратегии выхода на них
| Владеть:
| - способами и формами изложения научных результатов исследования
- методами оценки рисков на международном рынке
| ПК-12
| Знать:
| - прогрессивные направления развития профессиональной деятельности в области коммерции
- нововведения в законодательства РФ в области регулирования международной торговли
| Уметь:
| - использовать нововведения законодательства РФ в области регулирования международной торговли в своей профессиональной деятельности
У3:
- оценивать целесообразность и экономическую эффективность нововведений
- использовать новые знания в своей профессиональной деятельности
- организовывать научно-исследовательский процесс прогрессивных направлений развития профессиональной деятельности
| Владеть:
| - нормами регулирования профессиональной деятельности в области международной торговли
- методами исследования прогрессивных направлений развития профессиональной деятельности
| 1.4 Основные виды занятий и особенности их проведения
Курс читается для магистрантов второго курса в объеме 3 зачетных единиц или 108 академических часов, из которых 24 часа составляет аудиторная нагрузка, 48 часов - самостоятельная работа. Аудиторная нагрузка включает 4 часа лекций и 20 часов практических занятий, обеспечивающих выработку практических умений и владений у магистрантов. Промежуточная аттестация проводится в форме экзамена по дисциплине.
Для реализации компетентностного подхода в рамках лабораторных занятий предусмотрены такие виды активных и интерактивных форм проведения занятий как решение кейсов, групповые научные дискуссии, обсуждение и оценка результатов работы исследовательских групп.
Самостоятельная работа слушателя необходима для закрепления теоретического материала и подготовки к различным формам проведения практических занятий. СРС может осуществляться в виде таких форм как сравнительный анализ нескольких авторских точек зрения по исследуемому вопросу, аналитический обзор по заданной тематике, составления презентаций по одной из тем дисциплины, рецензирования работ своих коллег и т.д.
1.5 Виды контроля и отчетности по дисциплине
Контроль успеваемости магистрантов осуществляется в соответствии с рейтинговой системой оценки знаний студентов (магистрантов).
Оценочные фонды включают: контрольные и типовые ситуационные задания для аудиторных и внеаудиторных занятий, тесты для бланкового тестирования.
В течение периода обучения предполагаются следующие виды контроля:
- текущий контроль, предусматривающий контроль индивидуальных знаний студентов в рамках аудиторных занятий. Видами текущего контроля в рамках дисциплины выступают комплексные задания, включающих бланковое тестирование, ситуационные задания, опросы и дискуссии по основным моментам изучаемой темы. Текущий контроль осуществляется посредством индивидуальных и групповых методов оценки и взаимооценки: рецензирование студентами работ друг друга; оппонирование студентами, проектов, исследовательских работ; экспертные оценки группами, состоящими из студентов, преподавателей и работодателей
- промежуточный контроль в виде экзамена, к которому допускаются студенты, освоившие в полном объеме материал дисциплины и успешно прошедшие текущий контроль.
Все виды контроля осуществляются в соответствии с действующей системой оценки успеваемости студентов во ВГУЭС.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Темы лекций
Лекционный материал состоит из 2 тем и включает ключевые вопросы предметной области и анализ зарубежного и отечественного опыта государственного регулирования международной торговли.
Тема 1. Роль государства в международной торговле. Таможенно-тарифное регулирование международной торговли.
Роль государства в регулировании внешнеэкономической деятельности. Основные инструменты внешнеэкономической политики государства. Классификация инструментов торговой политики государства. Характеристика инструментов торговой политики государства. Тарифные и нетарифные меры регулирования во внешней торговле. Мировой опыт таможенно-тарифного регулирования. Тарифные льготы как инструмент регулирования внешнеэкономических связей. Таможенный тариф и внешняя торговля страны. Тариф как средство стимулирования отечественного производства. Ограничительная функция таможенных тарифов. Таможенные пошлины на сырье, полуфабрикаты и готовые изделия. Специальные защитные меры: понятие и необходимость применения. Основания применения антидемпинговой меры. Понятие и необходимость применения компенсационной меры. Общие принципы применения компенсационной меры. Основные направления таможенной политики России.
Тема 2. Нетарифные меры регулирования международной торговли в Российской Федерации.
Общая совокупность элементов нетарифного ограничения в сфере ВЭД в России, их отличие от зарубежной практики. Основные методы ограничения экспорта. Регистрация экспортных контрактов, ее цель и способ подтверждения. Лицензирование импорта вооружения, промотходов и химических средств защиты растений. Контроль со стороны таможенных органов за ввозом и вывозом лицензируемых товаров.
Внешнеторговые меры, направленные на прямое ограничение импорта с целью защиты определенных отраслей национального производства: лицензирование, квотирование, антидемпинговые пошлины, компенсационные пошлины, специальные пошлины. Таможенные формальности как метод нетарифных ограничений Административные, экономические и технические меры регулирования внешней торговли: паратарифные меры, технические стандарты, требования к маркировке и упаковке, требования к товаросопроводительным документам, система измерений, государственная монополия, меры экономического стимулирования экспорта, «добровольные» экспортные ограничения. Меры валютного регулирования и контроля за международной торговлей в РФ
2.2 Перечень тем практических занятий
Практические занятия в рамках данной дисциплины являются самостоятельной формой освоения учебного материала, то есть им не предшествует чтение лекций по заданной тематике. В связи с этим каждую практическую работу студенты должны выполнять на основе самостоятельного ознакомления с материалом по рекомендованному списку информационных источников.
Практические работы по дисциплине представляют собой комплексные практикумы. Они включают в себя бланковое тестирование, решение кейсов и выполнение студентами научного проекта, тема которого выбирается самостоятельно. Разнообразная по тематике и методике выполнения подборка заданий на практических занятиях позволяет студентам приобрести навыки анализа определенных коммерческих процессов и явлений, выявления коммерческих проблем предприятия и принятия управленческих решений по совершенствованию коммерческой деятельности.
Практикум 1. Государственное регулирование международной торговли в Российской Федерации
Практикум включает защиту исследовательских проектов, содержащих материалы по формам регулирования международной торговли в РФ, выполненных по предложенной ведущим преподавателем схеме.
Практикум 2. Основные принципы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности
Практикум включает бланковое тестирование по теме и ситуационное задание.
Практикум 3. Таможенно-тарифное регулирование внешней торговли России
Практикум включает бланковое тестирование по теме и ситуационное задание по анализу процесса таможенно-тарифного регулирования.
Практикум 4. Роль международных таможенных конвенций во внешней торговле России
Практикум включает бланковое тестирование по теме и ситуационное задание.
Практикум 5. Методы нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России
Практикум включает бланковое тестирование по теме и разработку совокупности методов нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности России
Практикум 6. Применение защитных мер в системе внешней торговли России
Практикум включает бланковое тестирование по теме и обсуждение исследовательских работ по применению защитных мер в системе внешней торговли России.
Практикум 7. Механизм проведения антидемпинговой процедуры. Практикум включает бланковое тестирование по теме, анализ наиболее известных случаев проведения антидемпинговой процедуры в РФ.
Практикум 8. Система валютного регулирования и валютного контроля как один из видов ВЭД
Практикум включает бланковое тестирование по теме, анализ развития и перспектив валютного регулирования и валютного контроля в РФ.
Практикум 9. Паспорт экспортной сделки, его роль в системе валютного контроля.
Практикум включает бланковое тестирование по теме, анализ алгоритма оформления досье на экспортера и паспорта экспортной сделки.
Практикум 10. Основные направления системы экспортного контроля России. Порядок составления списков контролируемых товаров и технологий.
Практикум включает бланковое тестирование по теме, анализ проблемы обеспечения доступа высоких отечественных технологий двойного применения на внешний рынок. 2.3 Самостоятельная работа студентов
Самостоятельная работа студентов (СРС) — это учебная и научная работа, которую они совершают без непосредственной помощи и указаний преподавателя, руководствуясь сформировавшимися ранее представлениями о порядке и правильности выполнения работ. Цель СРС в процессе обучения заключается как в усвоении знаний, так и в формировании умений и навыков по их использованию на новом учебном материале.
Формы организации самостоятельной работы студентов в рамках дисциплины:
сравнительный анализ нескольких авторских точек зрения по исследуемому вопросу с целью выполнения предусмотренных дисциплиной практических заданий;
аналитический обзор по заданной преподавателем тематике или теме, выбранной студентом самостоятельно;
составление кейсов и/или презентаций по одной из тем в рамках дисциплины;
рецензирование и оппонирование студентами научных и лабораторных (практических) работ друг друга. 3 ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В соответствии с ФГОС в рамках дисциплины предусмотрены инновационные технологии обучения:
активные (проблемные) лекции,
тематические групповые дискуссии на основе подготовленных студентами исследовательских проектов;
подготовка презентаций;
анализ деловых ситуаций на основе кейс-метода.
При изучении дисциплины «Государственное регулирование международной торговли в Российской Федерации» одним из приоритетных направлений при изучении данной дисциплины является использование инновационных методов, способствующих эффективному контролю усвоения дисциплины.
Они направлены на повышение качества подготовки путем развития у студентов творческих способностей и самостоятельности, предусматривают актуализацию творческого потенциала студентов и др.
Инновационные формы обучения включают в себя следующие направления:
Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей.
Мозговой штурм – метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решений трудной проблемы.
Тренинг – форма интерактивного обучения, целью которого является развитие компетентности межличностного и профессионального поведения в общении (все семинарские занятия)
Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов).
Метод кейс-стади – обучение, при котором студенты и преподаватели участвуют в непосредственном обсуждении деловых ситуаций или задач. При данном методе обучения студент самостоятельно вынужден принимать решение и обосновать его.
Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления. В основе учебных проектов лежат исследовательские методы обучения. |