РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Институт права, экономики и управления Кафедра уголовного процесса и криминалистики
Каземов Виктор Владимирович
СУДЕБНАЯ ПСИХИАТРИЯ
Учебно-методический комплекс. Рабочая программа
для студентов направления 030900 «Юриспруденция»
очной и заочной форм обучения
Тюменский государственный университет
2011
Каземов В.В. Судебная психихиатрия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов 030900 направления «Юриспруденция» очной и заочной форм обучения. Тюмень, 2011, 15 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки.
Рабочая программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Судебная медицина [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.
Рекомендовано к изданию кафедрой уголовного процесса и криминалистики. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета.
ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Володина Л.М., заведующий кафедрой уголовного процесса и криминалистики, д.ю.н., профессор РЕЦЕНЗЕНТЫ: Хабаров А.В., доцент кафедры уголовного права и криминологии, канд. юрид. наук, доцент Сидорова Н.В., доцент кафедры
уголовного процесса и криминалистики,
канд. юрид. наук, доцент
© Тюменский государственный университет, 2011
© Каземов В.В., 2011 Пояснительная записка
1.1.Цели и задачи дисциплины
Целью изучения дисциплины «Судебная психиатрия» является подготовка профессиональных юристов, формирование научного мировоззрения и практических навыков в правоприменительной деятельности по вопросам судебной психиатрии.
Задачами изучения дисциплины являются: усвоение студентами основных понятий и категорий, основных положений судебной психиатрии, приобретение навыков и умений, необходимых для решения юридических казусов, возникающих в практической деятельности профессионального юриста. По окончании изучения дисциплины студент должен уметь применять полученные знания, умения и навыки в конкретной практической ситуации, принимать правовые решения в соответствии с законом. 1.2. Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Судебная психиатрия входит в профессиональный цикл, дисциплины по выбору (Б.3).
Для глубокого усвоения материала данного спецкурса студентам необходимо иметь хорошие познания по следующим дисциплинам и темам:
- правоохранительные органы – темы: «Органы предварительного расследования», «Судебная власть в РФ»;
- уголовное право – темы: «Состав преступления», «Преступления против жизни и здоровья».
1.3.Компетенции выпускника бакалавриата ООП, формируемые в результате освоения ООП ВПО
В результате освоения ООП бакалавриата выпускник должен обладать следующими компетенциями:
способен принимать решения и совершать юридические действия в точном соответствии с законом (ПК-4);
владеет навыками подготовки юридических документов (ПК-7).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
знать:
основные положения судебной психиатрии, сущность и содержание основных понятий, категорий судебной психиатрии, правовой статус субъектов судебно-медицинской экспертизы;
экспертные возможности учреждений судебно-психиатрической экспертизы, перспективные направления развития судебной психиатрии.
уметь:
анализировать юридические факты;
анализировать, толковать и правильно применять правовые нормы, регулирующие проведение судебно-психиатрической экспертизы;
уметь произвести допрос лица с психическими отклонениями.
владеть:
юридической и медицинской терминологией;
навыками анализа юридических и медицинских фактов.
Структура и трудоемкость дисциплины
Семестр – 3 (ОДО), 4 (ОЗО). Форма промежуточной аттестации: зачет, контрольная работа (ОДО); зачет (ОЗО). Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часа.
Тематический план
Таблица 1
Очная форма обучения
№
|
Тема
| Недели семестра
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Из них в интерактивной форме
| Итого количество баллов
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
|
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы в РФ
| 2
| 1
| 1
| 2
| 5
| 1
| 0-3
| 2.
| Симптоматика психических расстройств
| 4
|
| 2
| 2
| 4
|
| 0-5
| 3.
| Эпилепсия
| 2
| 1
| 1
| 2
| 3
|
| 0-5
| 4.
| Органические поражения головного мозга
| 4/6
| 2
| 2
| 2
| 6
|
| 0-6
| 5.
| Маниакально-депрессивный психоз
| 6
| 2
|
| 4
| 6
|
| 0-3
| 6.
| Шизофрения
| 8-10
| 4
| 4
| 6
| 14
|
| 0-9
|
| Всего
|
| 10
| 10
| 18
| 38
| 1
| 0-31
|
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Алкоголизм. Алкогольные психозы
| 12
| 2
| 2
| 6
| 10
|
| 0-8
| 8.
| Наркомании. Токсикомании
| 14
| 2
| 2
| 4
| 8
|
| 0-13
| 9.
| Неврозы. Реактивные психозы
| 16
| 2
| 2
| 2
| 8
|
| 0-8
| 10.
| Психопатии. Симуляция психических расстройств
| 18
| 2
| 2
| 2
| 8
| 1
| 0-20
|
| Всего
|
| 8
| 8
| 18
| 34
| 1
| 0-69
|
| Итого (часов, баллов):
|
| 18
| 18
| 36
| 72
| 2
| 0-100
|
| Из них в интерактивной форме
|
| 0
| 2
| 0
| 2
| 2
|
| Таблица 1.1
Заочная форма обучения
№
|
Тема
| Виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.
| Итого часов по теме
| Лекции
| Семинарские (практические) занятия
| Самостоятельная работа
| 1
| 2
| 4
| 5
| 6
| 7
| 1.
| Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы в РФ
| 1
|
| 8
| 9
| 2.
| Симптоматика психических расстройств
|
|
| 6
| 6
| 3.
| Эпилепсия
|
|
| 6
| 6
| 4.
| Органические поражения головного мозга
| 1
|
| 6
| 7
| 5.
| Маниакально-депрессивный психоз
|
|
| 6
| 6
| 6.
| Шизофрения
| 2
|
| 6
| 8
| 7.
| Алкоголизм. Алкогольные психозы
|
|
| 6
| 6
| 8.
| Наркомании. Токсикомании
| 2
|
| 6
| 8
| 9.
| Неврозы. Реактивные психозы
| 2
|
| 6
| 8
| 10.
| Психопатии. Симуляция психических расстройств
|
|
| 8
| 8
|
| Итого (часов, баллов):
| 8
| 0
| 64
| 72
|
Таблица 2
Виды и формы оценочных средств в период текущего контроля
№ темы
| Устный опрос
| Письменные работы
| Техни-ческие формы контро-ля
| Итого количество баллов
| ответ на семинаре
| собеседование
| обсуждение решения задачи
| презентация
доклада, сообщения
| проверка письменной самост. работы
| контрольная работа
| подготовка письменных документов для ролевой игры
| эссе
| тест
| компьютер. тестирование
| Модуль 1
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| 0-1
|
| 0-2
|
|
|
|
|
|
|
| 0-3
| 2.
|
|
|
|
|
|
| 0-5
|
|
|
| 0-5
| 3.
| 0-1
|
| 0-2
|
|
|
|
|
| 0-2
|
| 0-5
| 4.
|
| 0-1
|
|
|
| 0-5
|
|
|
|
| 0-6
| 5.
|
|
|
|
| 0-3
|
|
|
|
|
| 0-3
| 6.
|
|
| 0-2
|
|
|
| 0-5
|
| 0-2
|
| 0-9
| Всего
| 0-2
| 0-1
| 0-6
|
| 0-3
| 0-5
| 0-10
|
| 0-4
|
| 0-31
| Модуль 2
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| 0-1
|
|
| 0-5
|
|
|
|
| 0-2
|
| 0-8
| 8.
|
| 0-1
| 0-2
|
|
|
|
| 0-10
|
|
| 0-13
| 9.
| 0-1
|
|
|
| 0-20
|
| 0-5
|
| 0-2
|
| 0-28
| 10.
|
|
|
|
|
|
|
|
| 0-20
|
| 0-20
| Всего
| 0-2
| 0-1
| 0-2
| 0-5
| 0-20
|
| 0-5
| 0-10
| 0-4
| 0-20
| 0-69
| Итого
| 0-4
| 0-2
| 0-8
| 0-5
| 0-23
| 0-5
| 0-15
| 0-10
| 0-8
| 0-20
| 0-100
|
Таблица 3
Планирование самостоятельной работы студентов очной формы обучения
№ темы
| Модули и темы
| Виды СРС
| Неделя семестра
| Объем часов
| Кол-во баллов
| обязательные
| дополнительные
|
| Модуль 1
| работа с литературой, источниками
|
| 1-10
|
|
| 1.
| Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы в РФ
| проработка лекций;
решение задач
|
| 2
| 2
| 0-3
| 2.
| Симптоматика психических расстройств
| самостоятельное изучение заданного материала
|
| 4
| 2
| 0-5
| 3.
| Эпилепсия
| проработка лекций;
решение задач
|
| 2
| 2
| 0-5
| 4.
| Органические поражения головного мозга
| решение ситуативных задач в малых группах
|
| 4/6
| 2
| 0-6
| 5.
| Маниакально-депрессивный психоз
| проработка лекций;
| составление
задачи по материалам судебной практики
| 6
| 2
| 0-3
| 6.
| Шизофрения
| проработка лекций;
решение задач; подготовка к
ролевой игре
|
| 8-10
| 6
| 0-9
|
| Всего
|
|
|
| 16
| 0-31
|
| Модуль2
| работа с литературой, источниками
|
|
|
|
| 7.
| Алкоголизм. Алкогольные психозы
| проработка лекций
| подготовка доклада
| 12
| 6
| 0-14
| 8.
| Наркомании. Токсикомании
| проработка лекций;
решение задач
| эссе
| 14
| 4
| 0-20
| 9.
| Неврозы. Реактивные психозы
| подготовка к ролевой игре
|
| 16
| 2
| 0-15
| 10.
| Психопатии. Симуляция психических расстройств
| анализ судебно-арбитражной практики
|
| 18
| 2
| 0-20
|
| Всего
|
|
|
| 16
| 0-69
|
| Итого
|
|
|
| 32
| 0-100
| Таблица 3.1
Планирование самостоятельной работы студентов заочной формы обучения
№ темы
| Модули и темы
| Виды СРС
| Объем часов
| обязательные
| дополнительные
| 1.
| Процессуальные и организационные основы судебно-психиатрической экспертизы в РФ
| работа с литературой, источниками; проработка лекций;
решение задач
|
| 8
| 2.
| Симптоматика психических расстройств
| самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 3.
| Эпилепсия
| самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 4.
| Органические поражения головного мозга
| работа с литературой, источниками; проработка лекций
|
| 6
| 5.
| Маниакально-депрессивный психоз
| работа с литературой, источниками; самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 6.
| Шизофрения
| проработка лекций;
решение задач
|
| 6
| 7.
| Алкоголизм. Алкогольные психозы
| работа с литературой, источниками; самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 8.
| Наркомании. Токсикомании
| проработка лекций;
решение задач
|
| 6
| 9.
| Неврозы. Реактивные психозы
| работа с литературой, источниками; самостоятельное изучение заданного материала
|
| 6
| 10.
| Психопатии. Симуляция психических расстройств
| работа с литературой, источниками; самостоятельное изучение заданного материала
|
| 8
|
| Итого
|
|
| 64
|
Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| Темы дисциплины, необходимые для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| 8
| 9
| 10
| 11
| 1
| Уголовный процесс
| х
| х
|
|
|
| х
| х
| х
|
|
| х
| 2
| Гражданский процесс
| х
| х
|
|
|
| х
|
| х
|
| х
|
|
Содержание дисциплины
|