Кафедра физической географии и геоэкологии МГПУ
Зав. Кафедрой В.Т.Дмитриева Преподаватель: ст.преп. Клевкова И.В.
Утверждено на заседании кафедры 16 января 2014г.
Протокол № 5
Календарно-тематический план
Факультатива «Методика самостоятельной работы»
1 курс, 2-ое полугодие 2013/2014
Дата
| №
| Тема
| Кол-во часов
| 13.02
| 1
| Введение. Система высшего профессионального образования. Ее структурные элементы: высшие учебные заведения, органы управления высшим образованием, научно-исследовательские и другие учреждения и организации. Взаимодействие между структурными элементами системы. Основные нормативные документы.
Место вуза в структуре видов высших учебных заведений: государственные, муниципальные, негосударственные.
Понятие о Государственном образовательном стандарте. Понятие об уровнях подготовки: специалитет, бакалавриат, магистратура.
Структура высшего учебного заведения.
| 2
| 27.02
| 2
| Организация учебного труда бакалавра. Гигиена умственного труда. Организация учебного процесса. Учебная программа. Тематический план дисциплины. Учебно-методический комплекс дисциплины.
Самостоятельная работа студента – основа вузовского образования. Самоорганизация студента и ее составляющие: планирование самостоятельной работы, самоконтроль, самооценка, развитие волевых качеств. Бюджет времени студента. Понятие о методике самостоятельной работы.
Контроль учебной деятельности. Виды контроля. Оценка учебной деятельности студента. Рейтинговая система обучения. Технологические карты дисциплин.
| 2
| 13.03
| 3
| Работа с учебной литературой. Техника работы над книгой. Этапы работы над книгой. Составление библиографической карточки. Правила оформления списка литературы и источников. Виды чтения. Особенности просмотрового чтения. Приемы быстрого чтения. Усваивающее чтение. Приемы рационального конспектирования. Составление простого и развернутого плана изучаемого материала. Граф-схемы. Заучивание. Основные приемы умственного труда и исследовательской деятельности.
| 2
| 27.03
| 4
| Реферирование. Выбор темы исследования. Постановка цели и определение задач. Дифференциация материала. Структура работы. Правила оформления в тексте структурных единиц плана. Цитирование. Правила оформления ссылок на литературные источники.
| 2
| 10.04
| 5
| Использование ресурсов Интернета при осуществлении самостоятельной и учебно-исследовательской работы. Поисковые системы Интернета. Авторские права в сети Интернет.
| 2
| 24.04
| 6
| Методика работы со статистическими данными. Правила составления, оформления и анализа таблиц.
| 2
| 08.05
| 7
| Методика выполнения, оформления и анализа графического материала.
| 2
| 22.05
| 8
| Методика работы с географическими картами. План анализа тематических карт. Построение графиков по данным географических карт.
| 2
| 05.06
| 9
| Методика подготовки доклада и выступления /
Содержание, структура, методика подготовки и оформления, мультимедийных презентаций исследовательских работ.
| 2
|
|
| Итого
| 18
|
Литература Основная
Гришин М.П. Организация самостоятельной работы студентов: учеб.-метод. Пособие. – М.: МГИУ, 2007. – 45 с.
Дмитриева В.Т., Глазачев С.Н., Гордеева З.И., Клевкова И.В., Курнишкова Т.В., Чикишев А.Г. Методические рекомендации к самостоятельной работе студентам-географам. – М.: МГОПИ, 1994. – 33 с.
Дмитриева В.Т., Шульгина О.В. Методические рекомендации к Государственной итоговой аттестации по специальности 032500 (050103). – М.: МГПУ, 2007. – 90 с.
Дорофеева М.А. Самостоятельная работа студентов в высшем учебном заведении: учеб. пособие. – Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2006. – 161 с.
Дударева В.И. Учебно-исследовательская работа студента: учеб. пособие. –Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 52 с.
Крайник В.Л. Культура учебной деятельности студентов: учеб. пособие. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005. – 334 с.
Михелькевич В.Н. Рациональная организация самостоятельной работы студентов: Метод. пособие. – Самара: Самар. гос. техн. ун-т,1993.- 26 с.
Организация самостоятельной работы студентов: учеб. пособие /А.Я. Кибанов, Н.И.Заичкин, Т.В.Лукьянова и др.- М.: ГОУВПО «ГУУ», 2006. – 135 с.
Самостоятельная работа студентов педагогических учебных заведений: Метод. Рекомендации /Авт.-сост.П.Н.Лосев, И.А.Аликин. – Красноярск: Изд-во КГПУ, 1997. – 30 с.
Самостоятельная работа студента: Учеб. пособие / Под ред. И.П.Новикова и др. – СПб.: Образование, 1994. – 111с.
Сластенин В.А. Культура умственного труда студентов: учеб. пособие. – М.: Прометей, 1994. – 108 с.
Соловьева Н.Н. Основы организации учебно-научной работы студента: Учеб.-метод. Пособие для самостоят. работы студентов. – М.: МСГИ, 2003. – 54 с.
Учебно-исследовательская работа студентов: метод. Пособие /сост. Т.А.Яркова и др. – Тобольск: ТГПИ, 2005. – 107 с.
Францифоров О.В., Павлова Е.П. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации. – М.: Книга сервис, 2003. – 128 с.
Шкатова Е.А. Организация самостоятельной работы студентов педагогического факультета: учеб-метод. Пособие. – Магадан: СМУ, 2006. – 91 с.
Дополнительная
Адаптация студентов к вузовским условиям / Под ред. Н.Вю Соловьевой. – Курск: Изд-во КГПИ, 1985. – 39 с.
Безрукова М. Конспект и конспектирование // Народное образование. – 2001. - № 5.
Залогова Л. Компьютерная графика. - М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003
Пищулин Н.П. Философия и методология научного исследования. – М.: МГПУ, 2003. – 92 с.
Прокубовская А.О. Компьютерное моделирование как средство развития самостоятельной познавательной деятельности студента вуза. – Екатеринбург: Рос. Гос. проф.-пед. ун-т, 2002. – 22 с.
Путь в науку. Методическое пособие для соискателей ученой степени кандидата наук по специальностям социально-гуманитарного профиля /Под ред Курнишовой Л.Е.. – М.: Школьная книга, 1999. – 48 с.
Филимонова Е.В. Информационные технологии как средство активизации самостоятельной работы студентов ССУЗов. – М.: Ин-т развития проф. Образования М-ва Рос.Федерации, 2001. – 25 с.
Юшко Г.Н. Научно-дидактические основы организации самостоятельной работы студентов в условиях рейтинговой системы обучения. – Ростов-н/Д: Рост. гос. ун-т., 2001. – 23 с.
Тематика докладов и рефератов
Система высшего профессионального образования в современной России
Преемственность в образовании: проблемы адаптации выпускников школ к обучению в вузе.
Организационные формы и методы обучения в высшей школе.
Самостоятельная работа студентов высшего учебного заведения.
Учебная деятельность студентов в сессионный период
Технология научно-исследовательской работы студентов.
Формирование культуры речи будущего педагога.
Психологические и методические основы конспектирования.
Работа с книгой и другими источниками информации.
Организация учебной деятельности студентов: резервы использования времени.
Самоконтроль и самооценка учебной деятельности – основа рефлексивной культуры студентов.
Развитие личностных качеств студентов, как фактор успешного учебного труда
Внимание. Свойства внимания человека: объем, устойчивость, концентрация, переключаемость. Пути развития эффективного внимания.
Память. Виды памяти: словесно-логическая, образная, эмоциональная, двигательная. Свойства памяти: полнота, точность (четкость), долговременность, готовность.
Воспитание памяти.
Мышление. Приемы мышления: анализ, синтез.
Интеллект. Базовые свойства интеллекта. Пути развития интеллекта. Креативность.
Виды чтения: библиографическое, просмотровое, ознакомительное, изучающее, скоростное, аналитическое, фиксирующее, разъяснительное, критическое, творческое.
Понятие о гибкости чтения. Пути развития навыков культуры чтения. Приемы быстрого чтения.
|