Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия)





Скачать 233.7 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия)
Дата публикации27.01.2015
Размер233.7 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Право > Учебно-методический комплекс
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

«УТВЕРЖДАЮ»:

И.о. проректора-начальник

управления по научной работе

_______________________ Г.Ф. Ромашкина

__________ _____________ 2011 г.

РЕГУЛЯЦИЯ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности (03.01.04 Биохимия)

очной и заочной форм обучения

«ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»:

Автор работы _____________________________/Фролова О.В./

«______»___________2011 г.

Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных «24»мая 2011 г. Протокол № 11.

Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению.

«РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»:

Объем 12 стр.

Зав. кафедрой ______________________________/Соловьев В.С./

«26»мая 2011 г.

Рассмотрено на заседании УМК департамента Биологии ИМЕНИТ

«30»мая 2011 г. Протокол №2

Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура)

«СОГЛАСОВАНО»:

Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./

«30»мая 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»:

Нач. отдела аспирантуры

и докторантуры_____________ /М.Р. Сорокина/

«______»_____________2011 г.

2011

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ


Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт математики, естественных наук и информационных технологий

кафедра анатомии и физиологии человека и животных



Фролова О.В.


РЕГУЛЯЦИЯ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа

для аспирантов специальности 03.01.04 Биохимия

Тюменский государственный университет

2011

Фролова О.В. Регуляция метаболических процессов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.04 Биохимия. Тюмень, 2011, 12 стр.

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).

Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Регуляция метаболических процессов [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный.

Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета.

ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных



© Тюменский государственный университет, 2011.

© Фролова О.В., 2011.

Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:


  1. Пояснительная записка:

    1. Цели и задачи дисциплины

Цель: Изучение основных аспектов регуляции метаболических процессов на молекулярном уровне у млекопитающих животных и человека в частности.

Задачи: изучить основные понятия, связанные с метаболизмом на молекулярном уровне; проанализировать и логически оценить пути развития и возможные трансформаций метаболических превращений, изучить методы оценки интенсивности металлических процессов у различных организмах в различных условиях обитания.


    1. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина по выбору.

Содержание дисциплины: метаболизм и обмен веществ, аэробные и анаэробные фазы метаболизма, анаболические и катаболические стадии метаболизма, метаболические циклы и их взаимозависимость, регуляция активности метаболических циклов посредством регуляции активности ферментов.

Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин:

Биохимия, Основы энзимологии, Мембранный транспорт, Биохимическая адатация.

В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология.


    1. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

    Знать:

    Структурную организацию и специфику метаболических процессов у различных видов млекопитающих животных, принципы согласованности и регуляции метаболических ферментативных реакций, базовые знания о энзимологии и прнципах организации и функционирования ферментов.

    Уметь:

    Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления о путях изменения метаболизма при воздействии различных фактров среды, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований

    Владеть:

    Методами, используемыми для оценки уровня метаболической активности, выделения ферментов. Навыками научной дискуссии.



  1. Трудоемкость дисциплины.

    Семестр 3. Форма промежуточной аттестации – зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 5 зачетных единиц, 180 часов.



  2. Тематический план.

    Таблица 1

    Тематический план





    Тема

    Всего часов

    виды учебной работы и самостоятельная работа, в час.

  1. из них в интерактивной форме

    Формы контроля

    лекции

    семинарские (практические) занятия

    самостоятельная работа

    1

    2

    3

    4

    5

    6

    7

    8

    1

Метаболизм. Фазы и стадии метаболизма.



    6

    4

    23

    10



    2

Клеточный метаболизм. Участие ферментов в метаболических превращениях



    6

    4

    23

    23

    реферат

    3

Анаэробная фаза метаболизма и её регуляция.



    6

    3

    20

    15



    4

Аэробная фаза метаболизма и её регуляция.



    6

    3

    20

    15



    5

Катаболизм, катаболические метаболические циклы и их регуляция.



    6

    2

    20

    20



    6

Анаболизм, анаболические метаболические циклы и их регуляция.



    6

    2

    20

    20





    Итого:

    180

    36

    18

    126



    зачет



    из них часов в интерактивной форме



    4

    10

    90

    103




Таблица 2

    Планирование самостоятельной работы аспирантов



Темы

Виды СРС

Объем часов

обязательные

дополнительные

1

Метаболизм. Фазы и стадии метаболизма.

подготовка к семинару, знакомство с содержанием электронных источников (по теме). Научная дискуссия «Уровень метаболических превращений как критерий продолжительности жизни»

углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

    23

2

Клеточный метаболизм. Участие ферментов в метаболических превращениях

подготовка к семинару, знакомство с содержанием электронных источников (по теме), написание реферата.

углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной и дополнительной литературы

    23

3

Анаэробная фаза метаболизма и её регуляция.

изучение темы с использованием основной литературы. подготовка к семинару. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    20

4

Аэробная фаза метаболизма и её регуляция.

изучение темы с использованием основной литературы. Подготовка к семинару. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    20

5

Катаболизм, катаболические метаболические циклы и их регуляция.

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. Подготовка к семинару по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы. Подготовка доклада и презентации по теме

    20

6

Анаболизм, анаболические метаболические циклы и их регуляция.

Самостоятельное изучение темы с использованием основной лит-ры. Подготовка к семинару по теме. Знакомство с содержанием электронных источников (по теме).

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

    20




ИТОГО:







    126




  1. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами




№ п/п

Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин

Темы дисциплины необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин

1

2

3

4

5

6

1.

Биохимия

+

+







+

+

2.

Основы энзимологии







+

+

+




3.

Мембранный транспорт







+







+

4.

Биохимическая адаптация

+

+




+

+







  1. Содержание дисциплины.

Метаболизм. Фазы и стадии метаболизма. Метаболизм, как фундаментальное свойство живого. Анаболические и катаболические реакции, их направленность, взаимосвязь и значение. Метаболизм у высших организмов. Понятие о гомеостазе, способность организма к его поддержанию. Значение процессов регуляции. Методы изучения метаболических процессов.

Клеточный метаболизм. Участие ферментов в метаболических превращениях. Функциональные блоки системы метаболизма. Роль гликогена. Регуляция ферментов гликолиза и цикла Кребса. Окисление жиров и белков. Энергетический баланс. Уровни регуляции концентрации ферментов. Кинетика ферментативной реакции, изоферменты, аллостерические ферменты. Ключевые ферменты метаболизма. Уровни регуляции в целостном организме. Способы реализации регуляторных воздействий. Изменение активности и концентрации фермента. Концентрация субстрата и конечного продукта реакций. Ингибирование конечным продуктом (обратная связь) (компартментализация). Организованные ферментативные системы, их преимущества перед отдельными ферментами. Регуляторная роль органелл в клетке. Регуляция синтеза ферментов. Нервная и гормональная регуляция метаболических процессов как высшая форма контрольных механизмов. Соподчинение различных регуляторных систем в интактном организме. Механизмы переключения метаболических путей в организме.

Анаэробная фаза метаболизма и её регуляция. Основные пути метаболизма глюкозы в организме. Гликолиз, пентозофосфатный путь расщепления глюкозы. Особенности обмена углеводов в различных тканях. Пути распада и синтеза гликогена в организме. Амилолитический и фосфолитический пути расщепления гликогена в тканях. Амилазы и фосфорилазы. Регуляция активности фосфорилазы гликогена. Гликогенсинтетаза, ее активная и неактивная формы. Синтез гликогена из глюкозы. Образование глюкозы из различных предшественников (глюконеогенез). Синтез глюкозы из аминокислот, ацетата. Основные этапы этого процесса. Основные пути регуляции углеводного обмена в условиях интактного организма.

Аэробная фаза метаболизма и её регуляция. Значение макроэргических соединений в жизнедеятельности животного организма. Основные механизмы образования АТФ. Дыхание и окислительное фосфорилирование - главный механизм генерирования энергии. Цикл трикарбоновых кислот, как заключительный этап окисления органических кислот. Ацетил-КоА - общий конечный продукт углеводного, липидного и белкового метаболизма. Дегидрогеназные реакции цикла трикарбоновых кислот и образование доноров электронов. Транспорт электронов в окислительно-восстановительной цепи в митохондриях. Изменение окислительно-восстановительного потенциала в дыхательной цепи. Преобразование энергии окисления в энергию фосфатной связи. Окисление внемитохондриального НАДН. Челночный транспорт восстановительных эквивалентов между митохондриями и цитоплазмой.

Катаболизм, катаболические метаболические циклы и их регуляция. Метаболизм аминокислот в тканях. Переаминирование аминокислот, механизм этого процесса, роль пиридоксальфосфата в переносе аминогрупп. Дезаминирование аминокислот. Оксидазы. Взаимосвязь переаминирования и дезаминирования. Роль глутамат-дегидрогеназы. Образование, транспорт и обезвреживание аммиака в тканях. Синтез мочевины. Декарбоксилирование аминокислот. Амины, их биологическая роль. Расщепление аминов. Моноаминооксидазы. Особенности метаболизма отдельных аминокислот. Образование биологически активных соединений из аминокислот (гормонов, медиаторов и др.). Метаболизм хромопротеинов. Распад и синтез пуриновых и пиримидиновых оснований. Расщепление липидов в тканях. Продукты расщепления нейтральных липидов и фосфолипидов. а-глицерофосфат и его судьба. Жирные кислоты, пути их окисления. Внутриклеточная локализация процессов расщепления липидов и жирных кислот. Образование кетоновых тел. Их значение в животном организме. Кетоз и кетонурия. Общие вопросы регуляции метаболизма липидов. Метаболизм холестерина. Предшественники холестерина в организме. Биосинтез холестерина из ацетата (основные этапы процесса). Роль липидообменивающих белков в метаболизме липидов.

Анаболизм, анаболические метаболические циклы и их регуляция. Синтез липидов в организме. Роль фосфатидных кислот и диглицеридов в синтезе глицеролипидов. Пути синтеза жирных кислот в организме. Удаление углеводородных цепей жирных кислот в митохондриях и микросомах. Немитохондриальный синтез жирных кислот через малонил-КоА. Ацетил-КоА-карбоксилаза, как ключевой фермент биосинтеза жирных кислот. Структура мультиферментного комплекса - синтезы жирных кислот. Предшественники жирных кислот. Факторы, обеспечивающие и регулирующие липогенез. Транспорт жирных кислот и ацетил-КоА через митохондриальную мембрану. Роль карнитина и цитрата.


  1. Планы семинарских занятий.

Метаболизм. Фазы и стадии метаболизма.

  1. Метаболизм как фундаментальное свойство живого

  2. Анаболизм и катаболизм, их направленность взаимосвязь и значение

  3. Общие пути регуляции метаболизма

Клеточный метаболизм. Участие ферментов в метаболических превращениях.

  1. Цикл мочевины. Регуляция цикла мочевины

  2. Ферменты желудочно-кишечного тракта, расщепляющие углеводы пищи

  3. Глюкоза крови. Регуляция концентрации глюкозы в крови

Анаэробная фаза метаболизма и её регуляция.

  1. Механизмы активации и аутокатализ протеолитических ферментов

  2. Патологии азотистого обмена

  3. Гликолиз

Аэробная фаза метаболизма и её регуляция.

  1. Окислительно-восстановительная система глутатиона Ацетил-СоА как конечный продукт углеводного, белкового и липидного метаболизма

  2. Дыхательная цепь и окислительное фосфорилирование

Катаболизм, катаболические метаболические циклы и их регуляция.

  1. Анаболизм и катаболизм, их направленность взаимосвязь и значение Ацетил-СоА как конечный продукт углеводного, белкового и липидного метаболизма

  2. Дыхательная цепь и окислительное фосфорилирование

  3. Метаболизм в бурой жировой ткани

  4. Катаболизм липидов в тканях

Анаболизм, анаболические метаболические циклы и их регуляция.

  1. Глюконеогенез

  2. Аминокислоты как предшественники биологически активных веществ (гормонов, нейромедиаторов)




  1. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы аспирантов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.


Таблица 3

Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением


№ п/п

Вид самостоятельной работы

Деятельность студентов в ходе выполнения данного вида самостоятельной работы

Способ оценки

1

Углубление и систематизация полученных знаний с использованием основной литературы

Предполагается, что по мере освоения материала студенты дополнительно самостоятельно прорабатывают конспекты лекций, а также рекомендованные разделы основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

2

Подготовка к семинару по теме

По мере освоения лекционного материала проводится контроль теоретических знаний студентов по определенным темам дисциплины представленным в разделе тематическое планирование. Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов лекций, основной и дополнительной литературы.

ответ на семинаре

3

Знакомство с содержанием электронных источников (по теме)

Студенты самостоятельно готовятся к семинару с использованием материалов электронных источников.

ответ на семинаре

4

Подготовка презентаций

Студенты самостоятельно в ходе подготовки к семинару готовят при помощи соответствующего программного обеспечения слайды для более полного освещения вопросов семинара.

ответ на семинаре

5

Подготовка рефератов

Тема включает самостоятельную подготовку студентами рефератов, затрагивающих различные аспекты предмета.

Реферат

6

Подготовка к научной дискуссии «Детоксикация организма как защитный механизм»

В рамках темы проводиться дискуссия об оценке механизмов детоксикации.

ответ на семинаре


Примерные темы рефератов и контрольных работ:

  1. История энзимологии. Структурная организация, классификация и номенклатура ферментов. Природа ферментативного катализа. Специфичность действия ферментов (теории «жесткой матрицы» и «индуцированного соответствия») . Изоферменты.

  2. Кинетика ферментативных реакций. Ингибиторы и активаторы ферментативной активности. Определение активности ферментов. Единицы измерения ферментативной активности.

  3. Водорастворимые витамины. Коферментные формы и коферментные функции витаминов В2 и В5.

  4. Водорастворимые витамины. Коферментные формы и коферментные функции витаминов В1, В6 и В3.

  5. Макроэргические соединения. Классификация макроэргических соединений. Биологические и биохимические функции макроэргических соединений. Циклические нуклеотиды, и их биохимические функции в передаче гормонального сигнала.


Вопросы к зачету:

  1. Метаболизм как фундаментальное свойство живого

  2. Анаболизм и катаболизм, их направленность взаимосвязь и значение.

  3. Белки живого организма. Динамическое состояние белков

  4. Азотистый баланс

  5. Протеолитические ферменты

  6. Механизмы активации и аутокатализ протеолитических ферментов желудочно-кишечного тракта

  7. Пути миграции азота в аминокислотном пуле животных. Значение глутамат-дегидрогеназы

  8. Пути миграции азота в аминокислотном пуле животных. Глутаминсинтетаза

  9. Окислительное дезаминирование. Оксидазы.

  10. Декарбоксилирование аминокислот. Основные пути катаболизма углеродного скелета аминокислот

  11. Трансаминирование. Аминотрансферазы. Роль пиридоксальфосфата в переносе аминогрупп

  12. Аминокислоты как предшественники биологически активных веществ (гормонов, нейромедиаторов)

  13. Образование, транспорт и обезвреживание аммиака.

  14. Цикл мочевины. Регуляция цикла мочевины

  15. Переваривание и всасывание углеводов в желудочно-кишечном тракте

  16. Ферменты желудочно-кишечного тракта, расщепляющие углеводы пищи

  17. Глюкоза крови. Регуляция концентрации глюкозы крови

  18. Участие печени в регуляции концентрации глюкозы крови

  19. Гликолиз

  20. Пентозофосфатный путь превращения глюкозы

  21. Окислительно-восстановительная система глутатиона

  22. Пируватдегидрогеназный комплекс

  23. Глюконеогенез

  24. Гликогенез

  25. Гликогенолиз

  26. Нарушения метаболизма гликогена. Диабет.

  27. Биологическая роль липидов. Структурная организация и классификация липидов

  28. Переваривание и всасывание липидов в желудочно-кишечном тракте. Роль липаз и желчи

  29. Катаболизм липидов в тканях

  30. Катаболизм жирных кислот. Внутримитохондриальная локализация β-окисления высших жирных кислот

  31. Метаболизм холестерина

  32. Липопротеины плазмы крови

  33. Роль печени в липидном обмене

  34. Участие жировой ткани в метаболизме липидов

  35. Патологии липидного обмена

  36. Метаболизм в бурой жировой ткани

  37. Ацетил-СоА как конечный продукт углеводного, белкового и липидного метаболизма

  38. Дыхательная цепь и окислительное фосфорилирование

  39. Общие пути регуляции метаболизма

  40. Метаболизм глюкозы в организме млекопитающих



  1. Образовательные технологии.

При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий:

- мультимедийные средства обучения:

- В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала.

- специализированные программы и оборудование:

- При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"), указанное ПО также используют студенты в ходе самостоятельной работы.

- интерактивные технологии:

  • Дискуссии в рамках семинарских занятий

  • Научная дискуссия на тему «Уровень метаболических превращений как критерий продолжительности жизни»



  1. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.

10.1. Основная литература:

  1. Варфоломеев С.Д. Химическая энзимология,. М: Академия, 2005. 480 с.

  2. Комов В.П., Шведова В.Н. Биохимия. М: Дрофа. 2008. 640 с.

  3. Марри Р., Греннер Д. Биохимия человека 2т. М: Мир. 2009. 800с.

  4. Хочачка П., Сомеро Дж. Биохимическая адаптация. М: Мир. 1988. 580 с.

  5. Коваленко Л.В.. Биохимические основы химии биологически активных веществ. Учебное пособие. БИНОМ. 2010. 229с.

  6. Публикации в журнале «Биологические мембраны» 2005-н.в.

  7. Публикации в журнале «Биохимия» 2005 – н.в.

  8. Публикации в журнале «Эволюционная физиология и биохимия» 2005-н.в.


10.2. Дополнительная литература:

1. Плакунов В.К. Основы энзимологии. М.: Логос, 2011. 128с.

2. Коэн Ф. Регуляция ферментативной активности. М.: Мир, 1986. 144с.

3. Курганов Б.И. Аллостерические ферменты. М. Наука, 1978. 248с.

4. Розанов А.Я. Ферментативные процессы и их коррекция при экстремальных состояниях. Киев: Здоровья, 1985. 208с.

5. Химическая энзимология. / Под ред. И.В. Березина, К. Мартинека. М.: Изд-во МГУ, 1983. 277с.

6. Проблемы биохимической адаптации/ Под. ред. А.В. Покровского М:Медицина. 1966. 220 с.

7. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М: Медицина. 1988. 256с.
10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы:

1. www.pubmed.com

2. www.medline.ru

3. www.elibrary.ru


  1. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины.

Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором. На факультете имеется 4 мультимедийные аудитории для проведения лекционных занятий. Лабораторный кабинет оснащен оборудованием и реактивами для проведения практических биохимических исследований.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных «24»мая 2011 г. Протокол №11
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 04 Биохимия
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (24 мая 2011г протокол №11) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 04 Биохимия
Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (24 мая 2011г протокол №11) Соответствует требованиям...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...
Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса»...
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности...

Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности (03. 01. 04 Биохимия) iconКафедры
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск