Скачать 233.7 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. РЕГУЛЯЦИЯ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности (03.01.04 Биохимия) очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор работы _____________________________/Фролова О.В./ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных «24»мая 2011 г. Протокол № 11. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем 12 стр. Зав. кафедрой ______________________________/Соловьев В.С./ «26»мая 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК департамента Биологии ИМЕНИТ «30»мая 2011 г. Протокол №2 Соответствует ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура) «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Фролова О.В./ «30»мая 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________ /М.Р. Сорокина/ «______»_____________2011 г. 2011 РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИГосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт математики, естественных наук и информационных технологийкафедра анатомии и физиологии человека и животныхФролова О.В. РЕГУЛЯЦИЯ МЕТАБОЛИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.04 Биохимия Тюменский государственный университет 2011 Фролова О.В. Регуляция метаболических процессов. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03.01.04 Биохимия. Тюмень, 2011, 12 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура). Рабочая программа дисциплины опубликована на сайте ТюмГУ: Регуляция метаболических процессов [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой анатомии и физиологии человека и животных. Утверждено и.о. проректора-начальника управления по научной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Соловьев В.С., д.м.н., профессор, заведующий кафедрой анатомии и физиологии человека и животных© Тюменский государственный университет, 2011. © Фролова О.В., 2011. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа включает следующие разделы:
Цель: Изучение основных аспектов регуляции метаболических процессов на молекулярном уровне у млекопитающих животных и человека в частности. Задачи: изучить основные понятия, связанные с метаболизмом на молекулярном уровне; проанализировать и логически оценить пути развития и возможные трансформаций метаболических превращений, изучить методы оценки интенсивности металлических процессов у различных организмах в различных условиях обитания.
Дисциплина по выбору. Содержание дисциплины: метаболизм и обмен веществ, аэробные и анаэробные фазы метаболизма, анаболические и катаболические стадии метаболизма, метаболические циклы и их взаимозависимость, регуляция активности метаболических циклов посредством регуляции активности ферментов. Содержание данной дисциплины необходимо для освоения следующих дисциплин: Биохимия, Основы энзимологии, Мембранный транспорт, Биохимическая адатация. В качестве предпосылочных знаний для освоения данной дисциплины необходимы: Физиология человека, Биохимия и молекулярная биология.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: Структурную организацию и специфику метаболических процессов у различных видов млекопитающих животных, принципы согласованности и регуляции метаболических ферментативных реакций, базовые знания о энзимологии и прнципах организации и функционирования ферментов. Уметь: Проводить анализ научной литературы, демонстрировать базовые представления о путях изменения метаболизма при воздействии различных фактров среды, применять их на практике, критически анализировать полученную информацию и представлять результаты исследований Владеть: Методами, используемыми для оценки уровня метаболической активности, выделения ферментов. Навыками научной дискуссии.
Таблица 2 Планирование самостоятельной работы аспирантов
Метаболизм. Фазы и стадии метаболизма. Метаболизм, как фундаментальное свойство живого. Анаболические и катаболические реакции, их направленность, взаимосвязь и значение. Метаболизм у высших организмов. Понятие о гомеостазе, способность организма к его поддержанию. Значение процессов регуляции. Методы изучения метаболических процессов. Клеточный метаболизм. Участие ферментов в метаболических превращениях. Функциональные блоки системы метаболизма. Роль гликогена. Регуляция ферментов гликолиза и цикла Кребса. Окисление жиров и белков. Энергетический баланс. Уровни регуляции концентрации ферментов. Кинетика ферментативной реакции, изоферменты, аллостерические ферменты. Ключевые ферменты метаболизма. Уровни регуляции в целостном организме. Способы реализации регуляторных воздействий. Изменение активности и концентрации фермента. Концентрация субстрата и конечного продукта реакций. Ингибирование конечным продуктом (обратная связь) (компартментализация). Организованные ферментативные системы, их преимущества перед отдельными ферментами. Регуляторная роль органелл в клетке. Регуляция синтеза ферментов. Нервная и гормональная регуляция метаболических процессов как высшая форма контрольных механизмов. Соподчинение различных регуляторных систем в интактном организме. Механизмы переключения метаболических путей в организме. Анаэробная фаза метаболизма и её регуляция. Основные пути метаболизма глюкозы в организме. Гликолиз, пентозофосфатный путь расщепления глюкозы. Особенности обмена углеводов в различных тканях. Пути распада и синтеза гликогена в организме. Амилолитический и фосфолитический пути расщепления гликогена в тканях. Амилазы и фосфорилазы. Регуляция активности фосфорилазы гликогена. Гликогенсинтетаза, ее активная и неактивная формы. Синтез гликогена из глюкозы. Образование глюкозы из различных предшественников (глюконеогенез). Синтез глюкозы из аминокислот, ацетата. Основные этапы этого процесса. Основные пути регуляции углеводного обмена в условиях интактного организма. Аэробная фаза метаболизма и её регуляция. Значение макроэргических соединений в жизнедеятельности животного организма. Основные механизмы образования АТФ. Дыхание и окислительное фосфорилирование - главный механизм генерирования энергии. Цикл трикарбоновых кислот, как заключительный этап окисления органических кислот. Ацетил-КоА - общий конечный продукт углеводного, липидного и белкового метаболизма. Дегидрогеназные реакции цикла трикарбоновых кислот и образование доноров электронов. Транспорт электронов в окислительно-восстановительной цепи в митохондриях. Изменение окислительно-восстановительного потенциала в дыхательной цепи. Преобразование энергии окисления в энергию фосфатной связи. Окисление внемитохондриального НАДН. Челночный транспорт восстановительных эквивалентов между митохондриями и цитоплазмой. Катаболизм, катаболические метаболические циклы и их регуляция. Метаболизм аминокислот в тканях. Переаминирование аминокислот, механизм этого процесса, роль пиридоксальфосфата в переносе аминогрупп. Дезаминирование аминокислот. Оксидазы. Взаимосвязь переаминирования и дезаминирования. Роль глутамат-дегидрогеназы. Образование, транспорт и обезвреживание аммиака в тканях. Синтез мочевины. Декарбоксилирование аминокислот. Амины, их биологическая роль. Расщепление аминов. Моноаминооксидазы. Особенности метаболизма отдельных аминокислот. Образование биологически активных соединений из аминокислот (гормонов, медиаторов и др.). Метаболизм хромопротеинов. Распад и синтез пуриновых и пиримидиновых оснований. Расщепление липидов в тканях. Продукты расщепления нейтральных липидов и фосфолипидов. а-глицерофосфат и его судьба. Жирные кислоты, пути их окисления. Внутриклеточная локализация процессов расщепления липидов и жирных кислот. Образование кетоновых тел. Их значение в животном организме. Кетоз и кетонурия. Общие вопросы регуляции метаболизма липидов. Метаболизм холестерина. Предшественники холестерина в организме. Биосинтез холестерина из ацетата (основные этапы процесса). Роль липидообменивающих белков в метаболизме липидов. Анаболизм, анаболические метаболические циклы и их регуляция. Синтез липидов в организме. Роль фосфатидных кислот и диглицеридов в синтезе глицеролипидов. Пути синтеза жирных кислот в организме. Удаление углеводородных цепей жирных кислот в митохондриях и микросомах. Немитохондриальный синтез жирных кислот через малонил-КоА. Ацетил-КоА-карбоксилаза, как ключевой фермент биосинтеза жирных кислот. Структура мультиферментного комплекса - синтезы жирных кислот. Предшественники жирных кислот. Факторы, обеспечивающие и регулирующие липогенез. Транспорт жирных кислот и ацетил-КоА через митохондриальную мембрану. Роль карнитина и цитрата.
Метаболизм. Фазы и стадии метаболизма.
Клеточный метаболизм. Участие ферментов в метаболических превращениях.
Анаэробная фаза метаболизма и её регуляция.
Аэробная фаза метаболизма и её регуляция.
Катаболизм, катаболические метаболические циклы и их регуляция.
Анаболизм, анаболические метаболические циклы и их регуляция.
Таблица 3 Осуществляемые студентами виды самостоятельных работ при изучении дисциплины и контроль за их выполнением
Примерные темы рефератов и контрольных работ:
Вопросы к зачету:
При реализации различных видов учебной работы в ходе освоения дисциплины используются следующие виды образовательных технологий: - мультимедийные средства обучения: - В лекционном курсе студентам демонстрируются анимированные слайды, видео ролики для более полного освещения материала. В ходе самостоятельной подготовки к семинарским занятиям студенты разрабатывают с помощью ПО - "PowerPoint" слайды для более полного освещения излагаемого материала. - специализированные программы и оборудование: - При подготовке и чтении лекционного курса используется программы пакета Microsoft Office ("МО PowerPoint, Windows Media Player, Internet Explorer"), указанное ПО также используют студенты в ходе самостоятельной работы. - интерактивные технологии:
10.1. Основная литература:
10.2. Дополнительная литература: 1. Плакунов В.К. Основы энзимологии. М.: Логос, 2011. 128с. 2. Коэн Ф. Регуляция ферментативной активности. М.: Мир, 1986. 144с. 3. Курганов Б.И. Аллостерические ферменты. М. Наука, 1978. 248с. 4. Розанов А.Я. Ферментативные процессы и их коррекция при экстремальных состояниях. Киев: Здоровья, 1985. 208с. 5. Химическая энзимология. / Под ред. И.В. Березина, К. Мартинека. М.: Изд-во МГУ, 1983. 277с. 6. Проблемы биохимической адаптации/ Под. ред. А.В. Покровского М:Медицина. 1966. 220 с. 7. Меерсон Ф.З., Пшенникова М.Г. Адаптация к стрессорным ситуациям и физическим нагрузкам. М: Медицина. 1988. 256с. 10.3. Программное обеспечение и Интернет – ресурсы: 1. www.pubmed.com 2. www.medline.ru 3. www.elibrary.ru
Дисциплина обеспечена компьютерными презентациями, составленными автором. На факультете имеется 4 мультимедийные аудитории для проведения лекционных занятий. Лабораторный кабинет оснащен оборудованием и реактивами для проведения практических биохимических исследований. |
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных «24»мая 2011 г. Протокол №11 | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Боме Н. А. Генная инженерия. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 06 – Биотехнология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 04 Биохимия Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (24 мая 2011г протокол №11) Соответствует требованиям... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 03. 01. 04 Биохимия Рассмотрено на заседании кафедры анатомии и физиологии человека и животных (24 мая 2011г протокол №11) Соответствует требованиям... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Методология лингвистических исследований. Аспирантский семинар Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Купчик Е. В. Функциональный аспект исследования русской речи. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Байдуж Л. М. Семантический синтаксис. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01 – русский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Медведев А. А. Религиозно-философские искания русской литературы. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 – экология... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Алексеева Н. А. Экология растений. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 03. 02. 08 Экология... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Трофимова О. В. Современный русский язык. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов специальности 10. 02. 01... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... Жукова С. С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы,... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса»... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Биохимия молока и мяса» составлен на основе | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... | Кафедры Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности 01. 02. 05 |